Святой роман рязанский

Святой роман рязанский

годы правления: 1203-1205

РОМАН МСТИСЛАВИЧ (в крещении — Борис) (1155-19.06.1205) — князь галицко-волынский.
Сын князя владимиро-волынского Мстислава Изяславича и Агнессы (польской княжны, дочери польского короля Болеслава III Кривоустого). В 1168-1170 гг. Роман Мстиславич княжил в Новгороде. После смерти отца в августе 1170 г. был изгнан новгородцами из города и с 1173 г. княжил во Владимире-Волынском. Вскоре Роман Мстиславич женился па дочери влиятельного овручекого князя Рюрика Ростиславича — Предславе. В 1187 г. предпринял попытку овладеть соседней Галицкой землей. Он сумел завоевать доверие галицкого князя Владимира Ярославича и одновременно сколотить среди галичских горожан партию своих сторонников, которые в 1188 г. изгнали Владимира Ярославича и пригласили на его место Романа Мстиславича. В свою очередь, Владимир Ярославич получил помощь от венгерского короля Белы. Узнав о приближении венгерского войска, Роман бежал из Галича и вернулся во Владимир-Волынский. В 1194 г. тесть Романа, Рюрик Ростиславич, стал киевским князем и выделил ему пять городов на юге Киевской земли. Но вскоре владимирский князь Всеволод Большое Гнездо потребовал отобрать города у Романа, оставив ему всего один город. Отношения князя с тестем резко испортились.
В 1198 г. галицкий князь Владимир Ярославич умер, не оставив наследников. Роман объединил под своей властью Владимиро-Волынскую и Галицкую земли. Однако не все галицкие бояре оказали поддержку новому князю. В ответ Роман Мстиславич устроил в городе жестокую расправу. Многие бояре бежали в другие русские земли. Роман возвратил их обещанием всяких милостей, но скоро под разными предлогами расправился и с ними. «Не передавивши пчел, меду не есть»,— говорил князь своим приближенным. Объединив в своих руках огромные владения, Роман уже не боялся тестя. Он развелся с женой, отправил ее к отцу, а сам женился вторично на некой Анне, происходившей из волынского боярского рода. В 1202 г. во главе объединенного галицко-волынского войска Роман захватил Киев, изгнал Рюрика Ростиславича, а на его место посадил своего двоюродного брата князя Ингваря Ярославича. Спустя некоторое время Рюрик помирился с Романом и вновь стал киевским князем. В 1203 г. два князя вместе ходили на половцев, но поссорились из-за добычи. Захватив в плен Рюрика, его жену и дочь Предславу, Роман приказал всех троих отправить в монастырь.
Владея Киевом, Галичем и Владимиром-Волынским, Роман Мстиславич стал самым могущественным князем Южной Руси. Папа римский Иннокентий III прислал к нему своих послов, убеждая принять католицизм, за что обещал провозгласить его королем Руси. Роман ответил отказом. Вскоре, не желая ссориться с князем владимиро-суздальским Всеволодом Большое Гнездо, Роман отпустил из плена сыновей Рюрика, а старшему из них, Ростиславу, зятю Всеволода, отдал Киев.
Воевал с половцами, литовцами, ятвягами. Пользовался огромным авторитетом в Польше и Венгрии. Поссорился с краковским князем Лешко Белым, начал с ним войну.

Погиб на охоте около г. Завихвост. Доблесть Романа отмечена в «Слове о полку Игореве».

автор статьи А. Королев

18 июня, в день памяти св. блгв. князя Олега Рязанского, праздничную Божественную Литургию в Солотчинском монастыре возглавил Митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Здесь, более чем 600 лет назад , в месте слияния рек Солотчи и Оки в затерянных мещерских лесах, св. князь основал монастырь, впоследствии приняв в нем иноческий постриг.

Сегодня помолиться св. блгв. князю Олегу Рязанском, заступнику и молитвеннику земли Рязанской, собрались многочисленные прихожане.

По окончании богослужения Митрополит Михайловский и Рязанский Марк обратился к собравшимся с праздничной проповедью:

» Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит такие слова: всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Вот такому дому, который неоднократно разделялся в себе, можно уподобить нашу Русь. Именно раздробление на уделы и княжества, отстаивание собственных интересов в ущерб общему делу и послужило причиной катастрофического разгрома Руси, в том числе падения нашего града Рязани. Разобщенность удельных правителей привела к одному из самых темных периодов истории нашей страны, двухсотлетнему монголо-татарского игу.

Князья, которые предпочли ревниво оберегать свое, не думая о соседях, в большинстве своем были наказаны. Но самое страшное состоит в том, что от этого разделения потом страдала вся русская земля. Потребовались многие и многие годы духовного подвига, терпения, страдания, чтобы стремление к общему делу, любовь к России возобладала над местническими интересами.

Этот подвиг, эта титаническая борьба происходила в сердцах многих князей и других людей, поставленных начальниками над народом. С такой борьбой, с тяжелым выбором столкнулся и благоверный князь Олег Рязанский, наш местночтимый святой, праведник, память которого мы отмечаем сегодня здесь, в его обители.

Он глубоко и горячо любил родную рязанскую землю, заботился о своих поданных. На его плечах лежала огромная ответственность, а положение было крайне тяжелым, ведь Рязань находилась на пути от монгольских степей к Москве. И поэтому столица княжества и ее окрестности многократно разорялись монголами. Они проходили через многострадальную рязанскую землю, уничтожая большие и малые селения, безжалостно убивая или уводя в рабство местных жителей.

Постепенно Русь обретала ощущение свободы и начинала подниматься с колен. Можно догадаться, что князь Олег Иванович поначалу совсем не был расположен положительно воспринимать притязания Москвы на власть. Но со временем он начал смотреть на положение вещей под другим углом. И это стало возможным, главным образом, благодаря духовному наставлению преподобного Сергия Радонежского, который специально пришел в Рязанские пределы, чтобы устранить вражду между двумя князьями и объединить их.

Князь Олег Иванович внял завету святого Сергия. Хотя рязанский правитель сам отличался мужеством и мудростью, наставление преподобного он воспринял как Божие благословение.

Князь не только оставил свою «самость», но и окончательно смирился перед Богом, приняв постриг, и завершив земной путь в сей святой обители.

Мы прославляем сегодня память этого мудрого человека, который смог возвыситься над привычными представлениями о благе лишь какой-то части людей, поступиться своими интересами и своей любовью к малому отечеству в пользу общего дела, для процветания всей своей большой родины – Руси.

Его завет является для нас святым не только в глобальном плане, но и в плане жизни каждого человека.

Мы часто отказываемся от возможности помочь ближним, предпочитая заботиться о себе и своем благе. Но спасение лежит на пути отказа от чего-то своего, на пути преодоления, забвения себя. Именно этот путь прошел Олег Иванович Рязанский и показал всем нам, как нужно жить.

Дай нам Бог воспринять его духовный завет, думать не только о своих нуждах, но и об интересах наших ближних, района, города и всего Отечества.

Пусть благословение Господне по молитве нашего подвижника, благоверного князя Олега, пребывает с этой святой обителью и со всеми вами!»

>Роман Олегович, князь Рязанский, мученик

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Роман Олегович, князь Рязанский, мученик — Смотреть иконы

Житие

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную.

За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру.

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *