Святой прокопий устюжский

Святой прокопий устюжский

>Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Уход из Новгорода

Но нов­го­род­цы, узнав­ши о том, что Про­ко­пий при­нял свя­тую ве­ру и раз­дал все свое име­ние, ста­ли хва­лить и пре­воз­но­сить его. Тя­же­ло бы­ло Про­ко­пию слы­шать о се­бе та­кие раз­го­во­ры. Люд­ская сла­ва, ли­шив­шая по­коя его сми­рен­ное серд­це, сде­ла­лась для него невы­но­си­мым бре­ме­нем. Опа­са­ясь из-за нее ли­шить­ся сла­вы небес­ной, он от­крыл стар­цу Вар­ла­а­му свою ду­шев­ную скорбь и стал про­сить у него со­ве­та и бла­го­сло­ве­ния уда­лить­ся ку­да-ли­бо, где бы его ни­кто не знал. Ста­рец спер­ва удер­жи­вал его, со­ве­туя луч­ше не вы­хо­дить из оби­те­ли и да­же за­клю­чить­ся в за­твор, но непре­клон­но бы­ло же­ла­ние Про­ко­пия, как буд­то что влек­ло его из оби­те­ли. И сколь­ко Вар­ла­ам ни ста­рал­ся, не мог оста­но­вить его, и, пре­по­дав­ши на­став­ле­ние, ста­рец с мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем от­пу­стил сво­е­го уче­ни­ка в путь.

Без вся­ких средств к жиз­ни, не взяв­ши ни­че­го да­же на до­ро­гу, в бед­ной одеж­де Про­ко­пий вы­шел из мо­на­сты­ря. Ча­сто уста­ло­му стран­ни­ку по­сле длин­но­го це­ло­днев­но­го пу­ти при­хо­ди­лось оста­вать­ся без пи­щи, спать на ули­це под до­ждем и вет­ром, ес­ли не встре­ча­лось со­стра­да­тель­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы вы­звал­ся на­кор­мить и успо­ко­ить его, ибо Про­ко­пий, сколь­ко бы ни был го­ло­ден, ни­ко­гда ни­че­го не про­сил и пред­став­лял из се­бя глу­по­го. Мно­го на­сме­шек и оскорб­ле­ний, ру­га­тельств и по­бо­ев пе­ре­нес он от гру­бых лю­дей на пу­ти, мно­го при­ве­лось ему в сво­ем вет­хом ру­би­ще по­тер­петь и от лет­не­го жа­ра и на­се­ко­мых, и от зим­них вьюг и трес­ку­чих мо­ро­зов. Но он не уны­вал и не па­дал ду­хом, зная, что каж­дый день доб­ро­воль­ных его зло­стра­да­ний, каж­дый шаг по это­му уз­ко­му и ис­тин­но крест­но­му пу­ти при­бли­жа­ют его к веч­но­му по­кою и Небес­ной От­чизне. Юрод­ствуя днем, он и но­чью не да­вал се­бе по­коя, про­во­дил ее в ко­ле­но­пре­кло­не­нии и мо­лит­вах. Пе­ре­хо­дя та­ким об­ра­зом из стра­ны в стра­ну, из го­ро­да в го­род и все да­лее и да­лее углуб­ля­ясь на во­сток, Про­ко­пий до­шел до Устю­га.

Великий Устюг

Дол­го ски­та­ясь по го­ро­ду, вез­де го­ни­мый и оскорб­ля­е­мый, пра­вед­ный Про­ко­пий из­брал на­ко­нец ме­стом по­сто­ян­но­го сво­е­го жи­тель­ства угол па­пер­ти ог­ром­но­го вы­со­ко­го соборного со­бор­но­го хра­ма Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, сруб­лен­но­го из де­ре­ва. Здесь стал он пре­бы­вать ле­то и зи­му, не опус­кая ни од­ной цер­ков­ной служ­бы, но­чи про­во­дил в мо­лит­вах, а днем юрод­ство­вал по ули­цам го­ро­да.

Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью… Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины.

– А почем ты знаешь, что я раньше тебя не откинусь? – спросил клирик.
– Не знал бы, не рассказывал, – ответил юродивый. – Я теперь много чего наперед знаю.

Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопии, где изложил и это событие из жизни святого.

Принятый в Устюге весьма негостеприимно, он с трудом перебивался скудным подаянием, в холода лютые спал на навозной куче, часто ночевал на каменных плитах паперти соборной церкви. Однажды в особенно сильный мороз он пришел просить приюта все у того же Симеона. Двери ему открыла трехлетняя дочь клирика. Увидев ее, обычно суровый на вид Прокопий просиял, вошел в дом и предстал перед Симеоном «светлым видением и сладким смехом». Он обнял и поцеловал хозяина, приветствуя его словами:
– Брате Симеоне, отселе веселися и не унывай!
– Отчего бы мне в непрестанном веселии пребывать? – удивился клирик.
Вместо ответа Прокопий взял за руку его трехлетнюю дочь, вывел на середину комнаты и низко поклонился ей, сказав родителям:
– Вот мать великого святого!
Действительно, дочь клирика Симеона стала впоследствии матерью святителя Стефана Пермского.

Клирик почему-то сразу поверил Прокопию, принимал его в доме, оказывал ему уважение. Но другие устюжане никак не воспринимали всерьез нелепую фигуру юродивого, их раздражали его бесконечные попытки наставлять их.

Спасение города

Напрасно в 1290 году целую неделю блаженный неустанно ходил по городу и до хрипоты в голосе призывал жителей каяться и молиться, возвещая Божий гнев на град Устюг: «За беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою». Никто из беспечных горожан не слушал юродивого, он в одиночестве денно и нощно молился о спасении города от участи погрязших в грехе Содома и Гоморры. Горожане не только не слушали его, но хотели даже изгнать надоевшего слезными молитвами Прокопия из храма. Когда же разразилась буря, жители бросились в соборный храм, где уже был блаженный, молившийся перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. От иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом, по милости Божией, явленной благодаря заступничеству блаженного Прокопия, никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим. Между тем, святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды; больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году было установлено празднование Устюжской иконе Божией Матери (8 июля) в память об избавлении города от гибели. В 1597 году чудотворная икона была перенесена в московский Успенский собор в Кремле.

Сам же Прокопий отныне стал почитаем, к нему прислушивались, дарили благосклонностью и любовью. Ловили каждое его слово, воспринимая как наставление и предупреждение. Но жил юродивый все так же скромно, не признавая никаких благ.

Кончина

Было у него излюбленное место – на высоком берегу реки Сухоны, недалеко от собора. Юродивый любил смотреть с обрывистого берега вдаль и всегда молился Господу, чтобы тот уберег людей, переплывающих широкую неспокойную реку. Все в городе знали, что, пока сидит Прокопий над обрывом, можно смело идти в воду и плыть на другой берег: даже если плаваешь как топор, неведомая сила поддержит тебя на воде, поможет одолеть реку. На этом полюбившемся ему месте юродивый просил похоронить себя, когда придет его час предстать перед Господом.

Однажды летом, молясь по привычке ночью, почувствовал Прокопий знакомое прикосновение к щеке. Поднял глаза – стоит перед ним белый ангел и говорит:

– Готовься, Прокопий, кончается твой подвиг земной, 8 июля Господь тебя к Себе возьмет.

Сказал и исчез. Прокопий на следующий день рассказал всем о чудесном явлении и с нетерпением стал ожидать назначенный день.

Ночь на 8 июля была теплой, Прокопий вышел за стены городские, встал на колени и помолился в последний раз, лег на бок, свернулся калачиком и тихо скончался.

Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.

Память

В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм — благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде.

Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот храм сгорел 1 августа 1490 года от молнии. В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля.

По молитвенному ходатайству блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней.

Прокопий Устюжский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Прокопий.

Прокопий Устюжский

Родился

XIII век
Любек (?)

Умер

8 июля 1303
Великий Устюг

Почитается

в Русской православной церкви

В лике

блаженных

День памяти

8 июля (по юлианскому календарю)

Медиафайлы на Викискладе

Проко́пий У́стюжский (Прокопий Лю́бекский, нем. Prokopius von Ustjug und Lübeck) (?), Любек (?) — 8 июля 1303, Великий Устюг) — блаженный (юродивый во Христе) чудотворец, святой Русской православной церкви.

Был любекским ганзейским купцом знатного прусского рода.

Жизнеописание

Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены (по некоторым данным Jacob Potharst). В житии сказано, что он происходил из знатного рода любекских купцов-патрициев.

После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В то время морской путь Любек-Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы — новгородский «Петергоф».

Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.

Икона праведного Прокопия с житием
(1669 год, Великий Устюг, Краеведческий музей)

Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри. Желая подражать подвигу иноков, он раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь.

Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому (†1192 г.)

После того, как Прокопия за праведную жизнь стали почитать новгородцы, он начал юродствовать:

«В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу» (Житие Прокопия, С. 16).

Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.

Чудо святого Прокопия

Моление Прокопия и Иоанна Устюжских иконе Благовещения

В 1290 году, согласно житию, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Однако исторические данные не подтверждают присутствие данной иконы в Устюге.

Память о святом

Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю).

Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. По замечанию В. О. Ключевского житие, к сожалению, «плохо написанное, составленное из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи». По тексту «Жития Прокопия» можно определить источники, по которым оно составлено:

«Аз окаянный написах о житии и чудесех его втайне и сия предах Божиим церквам, а иное имех у себе и церковные повестницы за много лет, свитцы писанные приготовани быша про такова свята мужа».

В честь святого назван город Прокопьевск.

> См. также

  • Великий Устюг (метеорит)
  • Российские немцы

Примечания

  1. Владимир Станулевич — Прусский купец и русский святой Прокопий Устюжский — ИА REGNUM
  2. St.Ljaschewski. Der Heilige Prokopij von Lübeck., S. 1.
  3. там же, S. 2.
  4. Варлаам Прокшинич (Алексей Михайлович Прокопинич (Прокшинич)) См. Новгородская летопись. Старший и младший своды. Именной указатель (укр.)
  5. См.: Варлаам Хутынский (Алекса Михалевич) — Словарь Святых: Библиотека Якова Кротова
  6. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец : Православный календарь 2014
  7. Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге на сайте Православие.Ru
  8. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947. С. 39-43
  9. 1 2 В. Ключевский. Жития святых… С. 277

Литература

  • Житие преп. Прокопия Устюжского. СПб. 1893.
  • Ключевский В. О. Жития святых как исторический источник. М., 1871.
  • Жития святых, изложенные по руководству четьи-миней свят. Димитрия Ростовского. М., 1904.
  • Erzpriester Stephan Ljaschewski. Der Heilige Prokopij von Lübeck. — Hrsg. von Griech.-orthodoxe Kirche von Lübeck: Lübeck, 1948.
  • Ernst Benz. Russische Heiligenlegenden. Verlag: Waage, Zürich, 1953, 428—429, 283—292.
  • Iwan Kologriwow. Das andere Russland. Versuch einer Darstellung des Wesens und der Eigenart russischer Heiligkeit. München, Manz, 1958, 379 S.
  • Michael Evdokimov. Russische Pilger. Vagabunden und Mystiker. Salzburg: O. Müller, 1990, 238 S.
  • Иванов С. A. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.
  • Житие святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Aрхеогр. и текстол. подг., пер. Л. И. Щеголева. Сост.: С. В. Завадская. М., 2003.
  • Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб., Изд. Олега Абышко, 2010, 640 с.

Ссылки

  • Ekkart Sauser: Prokopius v. Ustjug. — in: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon
  • Русские святые: Прокопий, Устюжский: чудотворец, блаженный
  • Поминовение Святого Прокопия
  • Прокопий и его родословная, Житие Прокопия, статьи, альбом икон.

Прокопий и Иоанстюжские, христа ради юродивые

Согласно житию, созданному в середине XVII в.1, древнейший и наиболее чтимый устюж­ский святой Прокопий, Христа ради юродивый, происходил из «западных стран, от латин­ского языка, от Немецкой земли»2, был крещен преподобным Варлаамом Хутынским, который стал его наставником в православной вере. Со временем Прокопий принял на себя подвиг юрод­ства, ушел из Хутынского монастыря и новгородских пределов в Великий Устюг. В дневное время праведник «пребывал в юродстве», ночами ходил по церквам и молился, «прося у Бога полезных граду и людемъ». Местом его пребывания в городе стала паперть храма Успения Божией Матери. Скончался Прокопий в 1303 г., погребен около Успенского собора.

В середине XV в. над могилой святого была сооружена часовня и написан первый его об­раз,, вскоре уничтоженные местным духовенством. В конце XV в. на том же месте построили Борисоглебскую церковь с престолом, посвященным Прокопию. Вероятно, местный культ свя­того сложился во второй половине XV в., но, судя по всему, к этому времени уже не сохрани­лось письменных свидетельств о его жизни. Несмотря на скудость сведений, в середине XVI в. сын игумена сольвычегодского Борисоглебского монастыря Дионисий составил первое житие Прокопия3.

В середине XVII в. складывается новая редакция жития святого, содержащая легендарную биографию Прокопия, со временем прочно вошедшую в агиографическую традицию4. О хро­нологических несоответствиях и недостоверных биографических сведениях (происхождение из «немецкой земли», принятие крещения от преподобного Варлаама Хутынского и др.) неодно­кратно писали исследователи XIX—XX вв.

Праведный Иоанн Устюжский родился недалеко от Великого Устюга, в селе Пухове на берегу Сухоны. После смерти отца и пострига матери он принял на себя подвиг юродства Христа ради, стал жить в лачуге при соборном Успенском храме, рядом с местом погребения преподобного Прокопия. В 1494 г., в 18-летнем возрасте, Иоанн преставился и был похоронен у собора. Через год над его могилой возвели храм во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с приделом в его честь. Житие святого составлено в середине XVI в. тем же автором, что и житие преподобного Прокопия, — сыном игумена Дионисия из Сольвычегодска.

Появлению совместных образов устюжских святых способствовало несколько обстоятельств. Иоанн и Прокопий принадлежали к одному чину святости, Иоанн подражал Прокопию, место их жизни было у городского Успенского собора. Почти одновременно над их могилами построили храмы. Официальная канонизация святых состоялась на Московском соборе 1547 г., установив­шем местное почитание праведников. Сочинения, повествующие об их подвигах, образуют еди­ный цикл. Древнейшей из сохранившихся икон этих святых является образ из ГТГ, датируемый второй половиной XVI в., — на нем они изображены в молении Богоматери «Знамение».

На публикуемой иконе святые представлены в молении образу Богородицы «Успение», что напоминает об Успенском соборе — месте их подвигов и погребения, а также наиболее значи­мых событий в истории Великого Устюга. Облачения Прокопия и Иоанна соответствуют сложив­шейся к XVII в. традиции и преданию о них. Прокопий изображен в виде средовека, облаченного в длинную рубаху и плащ, в ветхие («неподшвенные») сапоги, что подчеркивает его аскетизм. В его правой руке три кочерги, с которыми он не расставался, — напоминание о пророческом даре святого — жители города по их положению определяли погоду, предсказывали будущий урожай. Юный безбородый Иоанн представлен в светлом рубище, едва прикрывающем его тело, босым.

На фоне между фигурами блаженных изображена огненная туча, из которой бьют молнии и сыпятся камни, на поземе — поваленные деревья. Литературным источником композиции яв­ляется «Повесть об огненной туче», созданная, видимо, еще в XV в.6 В повествовании блаженный Прокопий предрекает согражданам грядущий гнев Божий и призывает к покаянию, но устюжане не прислушиваются к пророчествам святого. Вскоре над городом появляются огненные тучи. Го­рожане в страхе собираются в Успенском соборе и вместе с Прокопием начинают истово молиться. Во время молебна от иконы «Благовещение» начинается истечение мира — знак милости Божией и спасения города. Чудо избавления от камнепада стало одним из излюбленных сюжетов в ико­нографии устюжских юродивых.

Икона написана мастером, хорошо знакомым с местным культом Прокопия и Иоанна Устюж­ских, с посвященными им литературными сочинениями, созданными в Великом Устюге и Сольвы-чегодске, с иконографической традицией. Живопись иконы близка образам первой трети XVIII в., связанным с этим культурным центром Русского Севера. Важная особенность иконной доски — круглые врезные шпонки, характерные для произведений, происходящих из Великого Устюга. Все это указывает на происхождение автора иконы из этих мест.


Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого — Н.К.Рерих 1914
Святой праведный Прокопий — один из почитаемых на Руси святых. «Житие Прокопия»
написано около 1500 г., а рассказ о каменной туче встречается в сборниках XVI в.
В 1547 г. совершилось его церковное прославление.
День памяти ему установлен в день кончины — 8 (21) июля.
Праведный Прокопий происходил из прусского королевского рода, возглавлял восстание
против наступавших тевтонов и бежал с семьей от преследований в Новгород.
Ему так понравились православные традиции, что он раздал свое добро монастырю и
бедным и удалился в Устюг. За подвиг юродства, который он нес, получил дар прозорливости.
вид набережных церквей с колокольни ц Иоанна Богослова
«Св. прав. Прокопий предсказывает жителям г. Устюга о страшном гневе Божием
за беззакония и убеждает их на покаяние».
«По предсказанию прав. Прокопия нашла на град Устюг каменная туча.
Народ, видя над собою страшную казнь небесную и свою неизбежную погибель,
пришел в трепет и ужас».
«Св. Прокопий в соборном храме со слезами молится пред иконою Благовещения
Пр.Богородицы о избавлении града Устюга от каменной тучи».
«По молитвам прав. Прокопия каменная туча разрешается в двадесять поприщ
от града Устюга на пустынном месте, не повредив ни людей ни скота».
«Св. Прокопий молится на камне, где выпала каменная туча и куда он нередко
приходил для уединенной молитвы».
В летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского» описывается событие,
произошедшее 25 июня (примерно 3 июня по новому стилю) 1290 года
у деревни Котовалово:
Я поставлю адаптированный перевод ( легче читать)
…Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не
слышно было человеческих голосов… Жители бросились в соборный храм, где
блаженный уже молился перед иконой Благовещения
Богородицы.
На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над
городом милосердия Богоматери. …После этого посвежел удушливый воздух и
выглянуло солнце. В 20 верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи
разразились каменным градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся,
впрочем, вреда ни людям, ни скоту…
(из Жития Св. Прокопия Праведного)
вид горы Котолова с часовней, где выпали первые камни, где нашли молящимся Прокопия праведного
котоловская часовня
ворота котоловской часовни во время богомолья 25 июня
В Великом Устюге возведен над могилой праведного Прокопия собор (1495) во имя его.
При входе, слева от южных врат — со стороны реки Сухоны, лежит черный камень,
над которым в стене собора — древняя надпись: «Сей камень спаде с небесе во дни
блаженного Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубити во граде Устюзе
прежде бывшие нераскаянные грешники… по молитвам блаженного Прокопия и
ходатайство Пресвятыя Пречистыя Богородицы умилостивили Бога Сына Своего.
Не точию Божий Сын помилова кающиеся грешники во граде сем, но и от образа
Матере Своея источи миро верным и исцеление… привезен из Котовальской волости,
отстоящей от града сего за двадесять поприщ, ибо там Господь одожди камение
великие разженные, многи лесы пожже, а от человек и скотов никого не повреди.
1638 года ноября в 1 день»
.
девочка в розовом сидит на этом камне
Камень у входа в собор почитают, как святой и целебный. По мнению А.А. Мартюкова,
существовало два камня. У входа ныне лежит тот, на котором любил сидеть и молиться
праведный Прокопий, а вот камень «из тучи» лежал под крыльцом, перестроенным в 1902 г.,
а где он сейчас — неизвестно.
Под этой стеной — захоронение Прокопия праведного
В ВЕЛИКОМ Устюге сохранилась икона 1602 г. — образ праведного Прокопия в молении
Божией Матери с житием и чудесами на 24 клеймах. Образ реставрирован и расчищен
от поздних записей в мастерских им. И.Э. Грабаря.
На третьем клейме изображено нашествие на город черной тучи,
а на восьмом — падение каменного дождя в лес за городом. По словам искусствоведа
М.С.Трубачевой, еще один древний образ с клеймами праведного Прокопия сохранился
в Переславле Залесском. По-видимому, на этих иконах — древнейшие изображения
метеоритных явлений.
В Москве, в Брюсовском переулке, в церкви Воскресения Словущего, находится
еще одна икона праведного Прокопия. Икона поздняя, XIX в. В отличие от плохо
сохранившихся древних изображений, на которых каменная туча почти не различима,
здесь туча — яркая огненная, и камни, падающие с неба, очень выразительны.
С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов
Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко-
архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого
праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.
21 июля 2012 г. После службы — архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Собор Прокопия Праведного — второй по значению храм дворища,
построенный в честь святого Прокопия — немецкого купца, принявшего
православие и ставшего блаженным, а позднее объявленного
небесным покровителем Устюга.

Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Святой Прокопий Устюжский, будучи еще богатым варяжским купцом, по торговым делам прибыв в Великий Новгород, был поражен красотой богослужений восточной Православной Церкви. Пожелав принять Православие, и для того, чтобы больше узнать о христианском учении, он удалился в Хутынский монастырь, где, проникшись духом евангельского учения и глубоко утвердившись в своем намерении, Прокопий принял святое Крещение.

Раздав все свое имущество нищим и презрев блага окружающего мира с его страстями, блаженный Прокопий принял обет юродства Христа ради, связанное с терпением бесчисленного множества различного рода лишений и оскорблений. С великой кротостью перенося удел юродивого, он удалился из Новгорода и нашел приют в Великом Устюге. В любое время года одетый только в грязное, дырявое рубище, святой Прокопий каждый свой день обычно проводил на открытом воздухе, а ночью горячо, со слезами молился, удалившись в один из местных храмов. Твердо следуя в своей жизни учению Христову, Прокопий нисколько не заботился о хлебе насущном: питался скудно, принимая пищу только от добрых, благочестивых людей, для краткого сна устраивался в каком-нибудь грязном строении под открытым небом или прямо на голой земле.

Блаженный Прокопий обладал чудесным даром пророчества. Так, увидев однажды в соборном храме некую трехлетнюю девочку по имени Мария, он поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: «Се идет мать великого Стефана епископа, учителя Пермского». Предсказание блаженного Прокопия впоследствии исполнилось: Мария стала матерью первого епископа Пермского – святителя Стефана.

Избрав местом своего постоянного пребывания паперть при Устюжском соборном храме Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий все свое время проводил в пламенных, коленопреклоненных молитвах.

Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.

Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.

По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой. Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в верстах двадцати от Устюга. В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

Другом и собеседником блаженного Прокопия был преподобный Киприан, основатель Устюжского Архангельского монастыря. Еще один современник святого – клирик соборной церкви Симеон, который был свидетелем и очевидцем благочестивой во Христе жизни юродивого, смог усмотреть в нем великую духовную мудрость и почивающую на преподобном несомненную благодать Божию. Симеон записал и сохранил для потомков многие дивные события из жизни праведного Прокопия.

Чувствуя приближение кончины, блаженный пошел к обители святого Архангела Михаила и там мирно почил. Только на четвертый день по смерти его запорошенное снегом тело было найдено под мостом. Соборное духовенство, сопровождаемое народом, взяли тело святого угодника Божия и, с почестями препроводив его в храм, совершили отпевание. Святой Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, был погребен в указанном им самим месте, а на могилу его положили камень.

Впоследствии на этом месте была возведена церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. К лику святых блаженный Прокопий был причислен Московским Собором в 1547 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *