Святой мартин в православной церкви

Святой мартин в православной церкви

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был родом из Тосканской области в Италии. У него было хорошее образование, и благодаря этому он смог поступить в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642–649) пресвитера Мартина избрали на престол. Тогда в Италии распространялась ересь монофелитов, которые утверждали, что у Христа было две раздельные сущности – Божественная и человеческая – и при этом Он владел только Божественной, а не человеческой волей.

Диспуты монофелитов с православными были нескончаемы. Они шли во всех слоях населения. Сам император Констанс (641–668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641–654) были приверженцами этой ереси. Император издал еретический «Образец веры» (Типос), он был обязателен для всего населения. Дальнейшие споры по этому вопросу запрещались. Тогда твёрдый поборник Православия Папа Мартин созвал в Риме Поместный Собор, осудивший монофелитскую ересь. Одновременно с этим святитель Мартин послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православному исповеданию. Император разгневался и отдал военачальнику Олимпию приказ доставить святителя Мартина на суд. Но, прибыв в Рим, Олимпий убоялся народа и духовенства, которые сошлись на Собор. Для того чтобы тайно убить святого папу, он подослал воина. Но только убийца приблизился к святителю Мартину, то внезапно ослеп. Олимпий испугался, спешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император предпринял ещё одну попытку и послал в Рим другого военачальника, Феодора, предъявившего святителю Мартину тяжкие обвинения в хулении Пресвятой Богородицы, тайном общении с врагами империи – сарацинами и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства абсолютной невинности святого папы, ночью военачальник Феодор с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Святитель Мартин томился на этом почти безлюдном острове целый год, терпя оскорбления от стражи и лишения. Потом измученный исповедник был направлен на суд в Константинополь.

Недужный старец был принесён на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Всё время, пока шёл допрос, воины поддерживали святителя, который крайне ослабел от болезни. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Оправданий святителя пристрастные судьи не стали даже слушать. Пребывая в глубокой скорби, он воскликнул: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти». После суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема папе Мартину!» Но знавшие, что святой папа невиновен, уходили со слезами. Наконец, посланный императором сакелларий подошёл к военачальнику и огласил приговор: лишить папу сана и предать смертной казни. Полунагой святитель был закован в цепи. Его поволокли в темницу, где заключили вместе с разбойниками. Они оказались милосерднее к святителю, чем еретики.

Между тем император пришёл к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему, как судили святого Мартина. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Ещё новое деяние к моему осуждению», – и стал просить прекратить мучения святителя. Император снова отправил к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель смело отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители настолько поразились мужеству исповедника, что заменили смертную казнь ссылкой в отдалённый Херсонес Таврический.

Там и скончался изнурённый болезнью, голодом, нуждой и лишениями святитель. Погребли его вне города во Влахернском храме во имя Божией Матери. Ересь монофелитов осудили на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина перенесли в Константинополь, а потом в Рим, в храм Мартина Турского.


Фото А. Качалин
Святителю Мартину Исповеднику посвящен один из самых величественных православных храмов России, воздвигнутый в Москве недалеко от Таганской площади. Основание первого, деревянного храма святителя Мартина Исповедника было связано с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича в день памяти Святителя Мартина – 14/ 27 апреля 1502 г. В 1792 году началось возведение новой церкви по проекту знаменитого архитектора Р. Казакова. Новый храм Вознесения Господня с двумя приделами Грузинской иконы Божией Матери и Мартина Исповедника построили на средства московского купца и городского головы В. Жигарева. В 1800-01 годах храм был расписан в итальянском стиле итальянским живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились до наших дней.
В 1924 году храм был разграблен. В 1990 году возвращен Русской Православной Церкви. 1 сентября 1991 года в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. В крипте устроен крестильный храм в честь преподобного Михаила Клопского. Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей.
Адрес: г. Москва, ул. Александра Солженицына, 15.

Фото Е.

Громакова
В Инкерманском Свято-Климентовском мужском монастыре неподалёку от Севастополя есть пещерная церковь Мартина Исповедника, освященная в 1867 году.
Адрес: Россия, г. Севастополь, Балаклавский р-н, г. Инкерман.

Фото В. Шелёмин
В июне 1803 года на острове Соломбала у Архангельска была заложена каменная кладбищенская церковь во имя Воскрешения Лазаря. Автором проекта был архитектор П. Харлов (Харламов). В 1806 году владыкой Евлампием храм был переосвящен в честь святителя Мартина Исповедника, папы Римского. В этот период командиром Архангельского порта служил адмирал М. П. фон Дезин (Фондезин). Мартын (Мартин) Петрович принимал активное участие в организации и финансировании строительных работ, поэтому церковь и получила имя его небесного покровителя.
В 1930-е годы в храм поступали иконы из рядах закрытых и разрушенных церквей Архангельска. В том числе несколько икон из Успенской, Боровской и Благовещенской церквей. Среди них — икона «Успение» из одноименной церкви, которая особо почиталась горожанами, как чудотворная. Она была написана в 1704 году мастером из Холмогор, украшена серебряным окладом московской работы начала ХХ века. В настоящее время икона стоит у левого клироса храма святителя Мартина Исповедника.
Это единственный в Архангельске храм, не закрывавшийся в советское время и в значительной степени сохранивший свое внутреннее убранство. Храм известен несколькими чудотворными иконами, среди которых мироточивый образ Божией Матери «Скоропослушница».
Адрес: г. Архангельск, ул. Терехина, д. 75.

27 апреля Церковь чтит память Святителя Мартина исповедника, папы Римского.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. После смерти Папы Феодора I (642 — 649) святитель Мартин был избран на престол.

В то время в Церкви очень распространилась ересь монофелитов. Монофелиты признавали в Господе нашем Иисусе Христе единую волю и единое хотение. Эта ересь произросросла из ранее существовавшей ереси Евтихия, утверждавшего существование во Христе Иисусе только одного естества вопреки православному учению, исповедывающему в воплотившемся Господе нашем Иисусе Христе два естества и две воли, два хотения и действа; у каждого естества своя воля, свое хотение и свое действо в едином Лице Христовом: Господь Иисус Христос не может быть разделяем на два лица, но познается в двух лицах без их смешения.

Продолжались бесчисленные споры монофелитов и православных. Приверженцами ереси монофелитов были и Император Констанс, и Константинопольский Патриарх Павел II. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году.

Но блаженный Мартин отверг ее, говоря: «Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от Евангельского и Апостольского учения и святоотеческого предания».

Чтобы развенчать ересь Святой Папа Мартин созвал в Риме Поместный Собор из 150 поместных епископов, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Это не возымело успеха. Патриарх Павел не послушался блаженного Мартина. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп.

Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи — сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

Святителем Мартином были предъявлены оправдания. Военачальник Феодор не стал его слушать, а ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море, где Святитель Мартин, терпя лишения, провел практически целый год. Затем ослабевшего Святителя доставили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор — лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Преподобный испытывал двойное страдание: он страдал телом от болезни, тяжелых уз и ударов влекущих его мучителей и в то же время страдал душою, от обнажения и бесчестных насмешек перенося стыд и сердечную боль.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,и просил прекратить мучения св. Мартина. Император опять послал к святителю в темницу людей для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены силой духа Святителя и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

МАРТИН I

РИМСКИЙ ПАПА МАРТИН I И ЕГО ПИСЬМА ИЗ КРЫМА

Два небольших письма, отправленных в 655 г. римским папой Мартином I (649—654, ум. 655) из Херсона в Крыму, где он находился в изгнании, своим друзьям в Константинополь, принадлежат к числу важнейших источников по истории византийского Крыма 1. Сообщаемые в них сведения об экономике региона, о торговле и ценах, о вероисповедном состоянии Херсона в середине VII в. уникальны. Письма имеют также немалое значение для исследования истории религиозной и политической борьбы в империи в годы правления Константа II (641—668). Наконец, они необходимы для воссоздания жизненного пути и характеристики личности самого папы Мартина I — одного из наиболее значительных церковно-политических деятелей VII в.

Историки и археологи, изучающие раннесредневековый Крым, систематически используют письма папы Мартина I. Когда по тем или иным причинам подлинный текст оказывается недоступным исследователям, письма обычно цитируют по выборочному переводу С. П. Шестакова 2. С. П. Шестаков в своей статье о папе Мартине дал полный перевод одного письма, второе же привел фрагментарно. При этом перевод Шестакова, сам по себе очень хороший, иногда несколько литературен и поэтому не вполне адекватен источнику. Этими обстоятельствами, а также необходимостью подготовить подробный комментарий к целому ряду малопонятных или спорных положений, встречающихся в письмах папы Мартина, и продиктована предлагаемая читателю работа.

Для правильной интерпретации текста писем необходимо иметь представление о личности их автора, а также о тех причинах, вследствие которых папа Мартин I в конце своей жизни оказался в Херсоне 3.

Мартин I, уроженец г. Тудер в Умбрии, занял папский престол 5 июля 649 г. Он встал во главе римской церкви в эпоху, когда господствующей религиозной доктриной в Восточной империи являлось монофелитство, а папский Рим играл роль оплота православной ортодоксии. Первой же крупной политической акцией нового римского понтифика стал созыв церковного собора с целью осуждения монофелитства. Латеранский собор, состоявшийся в сентябре 649 г., проклял основателей монофелитства и его действующих лидеров (в том числе тогдашнего константинопольского патриарха Павла) и осудил принятый в 648 г. императорский эдикт “topoV thV piotewV”, воспрещавший полемику о наличии единой воли у Христа 4.

Равеннский экзарх Олимпий, направленный в Италию императором Константой II с тем, чтобы воспрепятствовать проведению собора и арестовать папу Мартина I, не смог выполнить этих предначертаний и, убедившись в тщетности своих надежд на успех, вступил с папой в союз, а затем отложился от империи. В течение почти четырех лет (649—653) Олимпий и Мартин самостоятельно правили в Италии, не подчиняясь Константинополю ни в политическом, ни в церковном отношении.

Этот беспрецедентный период независимости Византийской Италии от Византии завершился в 653 г. гибелью Олимпия во время эпидемии, охватившей его армию в ходе войны с сарацинами. В создавшейся ситуации Мартин I не смог воспротивиться вступлению в Рим с войском нового равеннского экзарха Феодора Каллиопы (15 июня 653 г.), получившего от императора задание привести Италию к покорности. Вскоре папа Мартин I был арестован Каллиопой и выслан в Грецию, где в голоде и лишениях, мучимый недугами, провел в заключении около года (большую часть времени — на о. Наксос).

17 сентября 654 г. он был привезен в Константинополь, где 19 декабря в императорском синклите под председательством сакеллария Вуколеона состоялся суд над мятежным римским понтификом. Мартин I в богословском и психологическом плане был готов к дискуссии о монофелитстве, однако его судили не как еретика, а как политического преступника, изменившего императору. Он был приговорен к смертной казни, подвергнут соответствующей унизительной процедуре на константинопольском ипподроме и брошен в тюрьму в ожидании смерти, но спустя несколько дней помилован по ходатайству патриарха Павла. Проведя в темнице еще несколько месяцев, он в конце марта 655 г. был отправлен в ссылку в Таврику, в г. Херсон, где и скончался 16 сентября 655 г. На протяжении всего своего понтификата Мартин I проявлял непоколебимую последовательность в отстаивании ортодоксальных христианских взглядов, был тесно связан с наиболее видными вождями византийского православия (Максимом Исповедником, Стефаном из Доры и др.), демонстрировал незаурядное мужество в борьбе с официальным Константинополем. Будучи арестован, он ни на йоту не отступил от своих принципов ни в ходе допросов, ни на суде, ни на ипподроме, ни в заключении, ни в ссылке. Все это создало ему огромный авторитет в ортодоксальной среде как на Западе, так и на Востоке. Для иллюстрации этого положения достаточно упомянуть такой неординарный факт: мартирий, посвященный подвижничеству Мартина, был написан одним из его сторонников еще при жизни папы 5. Всюду, где находился арестованный папа, местные непримиримые антимонофелиты изыскивали возможность установить с ним контакты. Сведения о его поведении в плену, его письма, протоколы допросов сразу же становились известны широкому кругу христиан, распространялись и переписывались. Так, по-видимому, было и с письмами из Крыма: первое из них цитирует составитель упомянутого мартирия. Можно предполагать, что кроме двух сохранившихся писем папа отправил из Херсона по крайней мере еще одно послание: в мартирии указывается, что Мартин писал из Крыма о своих невзгодах, причем “…не только о страданиях телесных, но и о притеснениях со стороны местных жителей и правителей… видимо, по указанию правящих в Византии” 6. Однако в дошедших до нас письмах папа не высказывает подобных предположений и не жалуется на притеснения властей.

В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением. Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в правильности своей политической линии, о чем свидетельствует последнее письмо, написанное им за несколько дней до кончины.

Согласно данным письменных источников, папа был похоронен в “некрополе святых” (inter tumulos sanctorum) “в прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, за стенами, на расстоянии стадия от благословенного города Херсона” 7. В дальнейшем эти сведения о месте захоронения Мартина I переходят в греческие синаксари.

В 1902 г. К. К. Косцюшко-Валюжинич обнаружил и исследовал храм, расположенный среди христианского некрополя к югу от городских стен Херсонеса. Храм, принадлежавший небольшому загородному монастырю, несомненно, служил усыпальницей местных христианских деятелей. Он отличался великолепным декором, и его мозаичный пол, являющийся блистательным произведением искусства, в настоящее время перемещен во дворик перед главным зданием Херсонесского государственного музея-заповедника и выставлен там для обозрения. Многочисленные совпадения характеристик этого археологически выявленного храма с указаниями письменных памятников позволили Д. В. Айналову заключить, что Косцюшко-Валюжинич нашел загородный храм Богородицы Влахернской, в котором был некогда похоронен папа Мартин 8. В советское время к той же точке зрения присоединился А. Л. Якобсон 9. Он исходил из того, что загородный храм был построен в конце V — начале VI в. и с самого начала служил усыпальницей. Айналов считал возможным датировать храм временем до 659 г. (год смерти Св. Элигия, видевшего усыпальницу папы Мартина). По его мнению, собственно погребальный склеп (“мемория”) папы Мартина находился вблизи восточной стены храма и соединялся с ним переходом, для чего в восточной ветви креста, образованного архитектурным планом здания, была сделана дверь.

С Айналовым и Якобсоном не согласился О. И. Домбровский, проводивший в 1953 г. археологическое обследование субструкций загородного храма. На основании находки в кладке здания монеты имп. Романа I (920—944) и обнаружения осколков керамики поздневизантийского времени он датирует загородный храм временем не ранее X в. 10. Однако под полом загородного храма и земляной насыпью, на которой он базировался, Домбровский выявил остатки миниатюрного базиликального храма конца V — начала VI в. Он был расположен в центре небольшого некрополя, первоначально языческого, затем превращенного в христианский. В личной беседе с автором данной статьи (6 июля 1985 г.) О. И. Домбровский высказал предположение, что именно этот ранний храмик стал в VII в. усыпальницей папы Мартина I. Таким образом, показательно, что, несмотря на различия в датировке комплекса, исследователи, изучавшие загородный храм Херсонеса, единодушно связывают его с памятью папы Мартина I.

Вообще же, несомненно, что уже вскоре после смерти папы его память в Херсоне была окружена большим почитанием. В “Житии св. Элигия”, написанном в VII в. неким Авденом, говорится об “усыпальнице великого мужа, которая как на Востоке усиленно посещается, так и Западом не предается забвению” 11. Папа Григорий II в письме к императору Льву III Исавру отмечал, что к мавзолею блаженного Мартина “стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера” 12 с тем, чтобы исцелиться от болезней. Еще в 1598 г. кардинал Бароний сообщал о разговоре с одним католиком, который постоянно проживал на Востоке и рассказал, что “…и до сего дня почитается память Св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения” 13. Существует, однако, версия, согласно которой прах папы Мартина I был вывезен из Херсона в Рим, и его мощи якобы по сей день хранятся в специально освященной в его честь церкви Св. Мартина на Холмах (S. Martino ai Monti) 14. Наконец, следует отметить, что в Крыму культ Мартина как одного из “таврических чудотворцев” вновь активизировался после падения Крымского ханства. В 1868 г. в Инкерманской киновии (пещерном монастыре) был освящен престол в честь св. Мартина в древнем выдолбленном в стене храме, сохранившемся до настоящего времени. День “Св. Мартина, епископа римского, мученика Инкерманского” отмечается 14 апреля по ст. ст. 15.

***

Перевод двух писем папы Мартина I, написанных им в Крыму, выполнен по изданию: PL. 87. Col. 201—204. Имея в виду возможность использования источника профессионалами — археологами и историками, переводчик стремился оставаться как можно ближе к подлинному тексту, практически не подвергая перевод литературной обработке. Помимо всего прочего, это позволяло передавать по-русски и некоторые стилистические погрешности подлинника. В тех редких случаях, когда для связности русского текста возникала необходимость ввести в него то или иное слово, отсутствующее в оригинале, оно заключалось в квадратные скобки.

Хотелось бы выразить глубокую признательность за помощь, оказанную при подготовке данной публикации, сотрудникам Херсонесского государственного историко-археологического музея-заповедника, а также А. И. Романчук, О. И. Домбровскому, Д. А. Дрбоглаву.

1. Письма опубликованы в собраниях: Mansi J. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio… T. X. Florentia, 1764. Col. 861—864 (далее — Mansi. X. Col. …); Migne J. Patrologiae cursus completus… Ser. latina. T. 87. P., 1851. Col. 201—204 (далее — PL. 87. Col. …). Оба издания использованы при подготовке данной публикации.

2. Шестаков С. П. Папа Мартин I в Херсоне // Очерки по истории Херсонеса в VI—X веках по Р. Хр. (Памятники христианского Херсонеса. Вып. III). М., 1908. С. 115—117.

X. Col. 853—861; PL. 87. Col. 111—120. Об этом свидетельствует композиция заключительной части памятника: текст завершается рассказом о ссылке папы и традиционным для концовки жития обращением к читателям, затем следует приписка о смерти папы в Херсоне.

6. Commemoratio… Col. 860.

7. Scholion sive Hypomnesticum // PL. 129. Col. 686. Памятник представляет собой свод нескольких кратких мартириев ортодоксальных борцов против монофелитства: Максима Исповедника; папского апокрисиария Анастасия, умершего в изгнании в Лазике; братьев Феодора и Евпрепия, находившихся в ссылке в Херсоне одновременно с Мартином I. Идентичные данные о погребении папы Мартина I содержатся в Commemoratio… Col. 861.

8. Айналов Д. В. Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. XXV. 1915. С. 67—88.

9. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес // МИА. 1959. № 63. С. 202.

10. Домбровский О. И. О полевых археологических исследованиях загородного крестового храма Херсонеса (Архив Херсонесского государственного музея. Д. 708, I—III. л. 57—60, 92). См. возражения А. Л. Якобсона: Указ. соч. С. 206—207.

11. PL. 87. Col. 506; см. также: Айналов Д. В. Указ. соч. С. 18.

12. PL. 89. Col. 520.

13. Baronius C. Annales ecclesiastici. Moguntiae, 1604. T. VIII. Ann. 654.

14. Grisar H. Op. cit. P. 656. Отсюда — предположение издателя Ж. Миня, что херсонитам удалось оставить себе для поклонения часть мощей папы Мартина (PL. 87. Col. 110).

15. Струков Д. М. Жития святых таврических (крымских) чудотворцев. М., 1882. С. 6, 24—29.

Текст воспроизведен по изданию: Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. К XVIII международному конгрессу византинистов. М. 1991

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *