Святой кукша печерский

Святой кукша печерский

ЯЗЫЧНИК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ДО КРЕШЕНИЯ. ПОХОДЫ, ВОЙНЫ И БРАТОУБИЙСТВО

Начало 60-х гг. X в. (около 962). РОЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРА.

У Великого князя Киевского Святослава Игоревича родился сын Владимир. Его матерью была Малуша, ключница, «роба» княгини Ольги, матери Святослава. В три года особым воспитателем — «дядькой» стал для Владимира его родственник со стороны матери Добрыня.

Князь Святослав на пути в Царьград. Скульптура Е.А. Лансере 1886 год

964 год. ПОХОД СВЯТОСЛАВА ПРОТИВ ВЯТИЧЕЙ.

Вятичи — единственный славянский племенной союз, живший в междуречье Оки и верхней Волги, не входивший в сферу власти киевских князей. Князь Святослав организовал поход в земли вятичей, с целью принудить их к уплате дани. Вятичи отказались платить дань, Так как являлись данниками хазар.

965 год. ХАЗАРСКИЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА.

Русская рать двигалась, — по Северскому Донцу или Дону разбила армию хазарского Кагана под Белой Вежей (Саркел). Разрушив Саркел, Святослав двинулся дальше — вниз по Дону и на юг, вдоль побережья Азовского моря — к Тьмуторокани, знаменитому городу на Таманском полуострове, у устья реки Кубань. Окончательно государство Хазария пала, через три года под напором «русской рати». Хотя сам Святослав в 968 году был уже на Дунае.

966 год. ПОКОРЕНИЕ ВЯТИЧЕЙ.

Киевская дружина вторично вторглась в земли вятичей. На этот раз их судьба была решена. Святослав победил вятичей на поле брани и возложил на них дань. Русь укрепилась на юге и на востоке. Союз с ясами и касогами усилил военную мощь Святослава. Печенеги держали мир и не беспокоили Русь.

Август 968 года. ПЕРВЫЙ БАЛКАНСКИЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА.

По призыву византийского императора Никифора Фоки. Святослав совершил поход в Болгарию. Миновав днепровские пороги ладьи руссов вышли в Чёрное море и вдоль побережья добрались до устья Дуная. Где состоялась решающая битва. Болгары разгромлены, их царь Пётр вскоре скончался. Святослав стал хозяином северной части Болгарского царства.

Весна 969 года. ОСАДА КИЕВА ПЕЧЕНЕГАМИ.

Печенеги неожиданно подступили к Киеву. Среди осаждённых оказались три сына Святослава, княжичи — Ярополк, Олег и Владимир и их бабка Ольга. Это было первое упоминание Владимира в летописи. Киевлянам удалось припугнуть печенегов скорым возвращением Святослава и послать гонца к нему гонца. С малой дружиной князь-воин вернулся в Киев. Печенеги бежали.

11 июля 969 года. СМЕРТЬ ОЛЬГИ.

Святослав жаждал вернуться в Болгарию и со смертью матери он разделил Русскую землю между своими сыновьями. Ярополк был посажен в Киеве, Олег в древлянской земле. А Владимира испросили к себе в Князья Новгородские послы. Совершив раздел, Святослав сразу же вернулся в Болгарию.

Лето 969 года. НАЧАЛО НОВГОРОДСКОГО КНЯЖЕНИЯ ВЛАДИМИРА.

Владимир отправился в Новгород по знаменитому пути «Из варяг в греки». В сопровождении своего наставника Добрыни. Который и стал фактическим властителем Новгорода.

Осень 969 года. ВТОРОЙ БАЛКАНСКИЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА.

Древнерусские мечи найденные на месте предполагаемой гибели Сятослава

Болгары восстали против русичей, изгнали их из нескольких городов и заключили союз с византийским императором. Святослав вернувшись разгромил болгар в битве, захватил Филиппополь (Плодив) и устроил в нём резню. В Константинополе в декабре убили императора Никифора Фоку и на престол взошёл новый узурпатор Иоанн Цимисхий.

969 год. ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ.

Не сумев договориться с императором Святослав, в союзе с венграми и печенегами вторгся на территорию Византии к зиме 969/970 года захватив значительную часть Фракии. Но в битве под Аркадиополем (современный Люлебургаз в Турции, примерно в 140 километрах к западу от Стамбула) натиск русов был остановлен Вардой Склиром. В 970 году Святослав продолжал удерживать Восточную Болгарию, совершая периодические набеги на Македонию.

971 год. ИОАНН ЦИМИСХИЙ ПОБЕЖДАЕТ СВЯТОСЛАВА.

Весной византийская армия перешла в наступление, преодолев неохраняемые ущелья. Стремительно захватив столицу Болгарского царство Преславу. Иоанн Цимисхий признал юного болгарского царя Бориса «законным владыкой булгар». Святослав же наоборот казнил «изменников» болгар. Кровопролитная битва у Доростола, а затем трехмесячные изнурительные бои за город привели к заключению мира и обязательству русичей покинуть Болгарию. Состоялась знаменитая встреча императора с Святославом.

Зима 971/972 года. ОЖИДАНИЕ В БЕЛОБЕРЕЖЬЕ.

Князь Святослав отправился в путь на ладьях, с большим количеством награбленного добра осенью 971 года. На Днепровских порогах его ожидали печенеги. Пришлось отступить и зимовать в Белобережье. Киевляне на помощь не пришли, а продовольствия не хватало.

Весна 972 года. СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА.

В начале весны 972 года князь Святослав предпринял отчаянную попытку прорваться к Киеву. На него напал печенежский князь Куря. Святослава убили, отрубили голову и «сделали из черепа чашу, оковав череп, и после пили из него».

975 год. НАЧАЛО ВРАЖДЫ МЕЖДУ ЯРОПОЛКОМ И ОЛЕГОМ СВЯТОСЛАВОВИЧАМИ.

Все три сына Святослава самостоятельно и независимо управляли своими уделами. Сын киевского воеводы Свенельда Лют открыто «заехал» охотится на Древлянскую Землю. Князь Олег узнав об этом, — убил Люта. Свенельд начал требовать у киевского князя Ярополка отмщения за сына.

977 год. ДРЕВЛЯНСКАЯ ВОЙНА. ГИБЕЛЬ ОЛЕГА.

Только через два года князь Ярополк повёл дружину в земли Древлян. Его брат Олег вышел ему на встречу и был разбит. Во время бегства воинов Олега в город Вручий (Овруч) в давке на мосту множество людей попадало в ров, среди них погиб и Олег. Ярополк «переял» «волость» своего брата, включил ее в свои владения.

977 год. БЕГСТВО ВЛАДИМИРА ИЗ НОВГОРОДА.

Узнав о гибели Олега Владимир настолько напугался, что князь немедля покинул Новгород и вообще Русь и укрылся «за морем». Узнав об этом, Ярополк отправил в Новгород своих посадников. Владимир и сопровождавший его Добрыня рассчитывали набрать дружину для дальнейшей войны с Ярополком. Тогда же состоялась и первая женитьба Владимира.

Конец 977—начало 978 года. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА С ВАРЯГАМИ В НОВГОРОД.

Полоцкий князь Рогволод и его дочь Рогнеда. Рисунок А. Кашкуревича

Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной и изгнал из города посадников Ярополка. И объявил киевскому князю объявил, что идёт на него войной. Состав княжеской дружины состоял из: варягов и словен (новгородцев), кривичей и «чудь».

Весна 978.(?) ПОХОД НА ПОЛОЦК. ЖЕНИТЬБА НА РОГНЕДЕ.

В Полоцкой земле правил Рогволод, который «пришел из-за моря». И со времён Святослава он был не зависим правителем. Оба воюющих брата искали союза с полоцким князем. Союз хотели скрепить браком с красавицей дочерью Рогволода – Рогнедой. Но сватовство Владимира было оскорбительно отвергнуто полоцкой княжной: “Не хочу розуть робичича, но Ярополка хочу”». Получив такой ответ, Владимир разгневался, а в ещё большей ярости был его дядя Добрыня, ведь такой ответ касался чести его сестры Малуши.

Уже собранные войска для войны с Ярополком Добрыня повёл на Полоцк. Победив Рогволода в битве, дружина новгородского князя стремительным приступом взяла хорошо укреплённый город. Всё семейство Рогволда попало в плен. По повелению своего наставника, Владимир овладел Рогнедою на глазах отца и матери. После чего Рогволда, его жену и сыновей убили. Полоцк был полностью разрушен.

Весна 978 год. ВОЙНА С ЯРОПОЛКОМ.

Ярополк отправляет войско в землю кривичей с целью не допустить Владимира к Киеву. В битве на реке Друче (современная Друть) в трёх днях пути от Смоленска дружина Ярополка терпит поражение. Возможно из-за предательства Киевских воевод.

Начало лета 978 год. ОСАДА КИЕВА.

Войска Владимира и Добрыни подступили к Киеву. Ярополк затворился в городе. Осаждающие стали искать предателей в окружении Киевского князя. Одним из них стал главный воевода Блуд. Он стал стращать Ярополка заговором и подбивать к побегу из Киева. Не чувствуя поддержки киевлян Ярополк бежал в город Родню (или Родень), старую славянскую крепость в устье реки Рось, правого притока Днепра.

11 июня 978 года. ВЛАДИМИР ВСТУПАЕТ В КИЕВ.

Убийство князя Ярослава варягами

Оставшиеся без Ярополка киевляне сами отворили город и встретили Владимира как своего князя, с поклоном. Но война еще не была завершена.

Июнь—июль 978 года. УБИЙСТВО ЯРОПОЛКА.

Владимир всем своим войском осадил Родню где укрылся Ярополк. Через некоторое время в городе начался жестокий голод. Воевода Блуд стал подговаривать Ярополка заключить с Владимиром мир. Получив гарантии от брата Ярополк возвратился со своей дружиной в Киев. Когда Ярополк вступил в двери, ведущие в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его «под пазуху» на мечи. Блуд же, проворно затворил двери, не дав ворваться внутрь людям Ярополка. Большинство дружинников Ярополка безропотно перешли на сторону Владимира. Так при помощью подкупа и обмана и благодаря братоубийству Владимир стал единственным наследником своего отца.

Варяжским наёмникам, который помогли ему победить в братской войне, князь Владимир рекомендовал отправиться на службу в Византию.

979 год. ЧЕРВЕНСКИЙ ПОХОД. ВОЙНА С ПОЛЬШЕЙ.

Первый поход Владимира был обращен на запад, в земли волынян и дулебов, живших в верховьях Западного Буга и Стыри, а также по реке Сан, притоку Вислы. В древности эти земли именовали Червенскими — по их главному городу Червену. («червленый», то есть «красный»; позднее эта территория будет известна как Червонная Русь. Дружина заняла Перемышль, Червен и ряд других городов, возвратив себе территорию дулебов). Можно предполагать договор о совместных действиях Владимира с немецким императором Оттоном II против польского князя Мешко, т.к. они совершили походы в один год. Результатом этой войны, стало возвращение под власть Руси Волыни и Владимир ставит там город (современный Владимир-Волынский на Украине).

Жертвоприношение Перуну во времена князя Владимира Святославовича

980 год. ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА.

Князь установил на киевском холме, близ своего теремного двора, изображения шести языческих богов. Перуна с серебряной головой и золотыми усами, украшенного золотой же вязью и драгоценными каменьями. А вокруг него стояли — Велес, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симгал, Мокошь. Это был языческий пантеон, своего рода храм под открытым небом, в котором днём и ночью пылали костры, так как огонь очищает. Совершались жертвоприношения. Подобные капища были поставлены в Новгороде и других землях Киевской Руси.

981—982 год. ВОЙНА С ВЯТИЧАМИ.

Князь Владимир совершил поход земли вятичей, на берегах Оки в 981 году. Победил их и наложил дань. Не пожелав платить дань вятичи, через год восстали и искали союза с печенегами. Хотя печенеги в эти годы, часто нападали в киевские пределы в союзе с Ярополковым воеводой Варяжко, но послам вятичей они отказали. Владимиру удалось помирится с преданным воеводой своего брата и видимо заключить мир с печенегами. Князь Владимир совершил повторный поход в Землю Вятичей. Победил их в сражении в районе Мурома. Наложил на свободолюбивое племя повышенную дань. Покорение вятичей было не окончательным, даже Владимиру Мономаху в 80-е годы XI века придется дважды воевать с вятичским вождем Ходотой и его сыном.

От Киева до Перемышля по прямой — 600 км, а дорогами — не менее 800 км. После похода на запад в Польшу (879 г.)был проведен поход в северо-восточном направлении — к Оке, что находится в таком же удалении от Киева. Считая и обратный путь, дружина Владимира прошла свыше 3 тысяч км. Следует отметить ее высокую подвижность и способность последовательно решать задачи на противоположных направлениях.

Весна—лето 983 года. ЯТВЯЖСКИЙ ПОХОД.

Ятвяги — литовское племя расселившееся между реками Неман и Нарев. В 983 году в Священной Римской империи и Польше католической церкви. Поэтому поход язычника Владимира не встретил сильного отпора от язычников ятвагов. Ятвяги, вынужденны прекратить свои набеги на русские земли и стать данниками Руси. В результате летом часть Ятвяжской земли вошла в состав Русского государства. Позднее на этих землях возникнет так называемая «Черная Русь», часть будущей Белоруссии.

12 июля 983 года. УБИЙСТВО ВАРЯГОВ-ХРИСТИАН В КИЕВЕ.

По возвращению Владимира из ятважского похода. Волхвы стали требовать жертвы отрока из числа киевлян. Был брошен жребий и он выпал на семью варяга-христианина Фёдора — сына его Иоанна. Отец запер дом и не отдал своего сына в жертву. Стойко придерживаясь христианства, он с насмешкою облекал языческих идолов. Разгневанные киевляне «подсекли сени под ними, и так убили их». Эти двое, отец и сын, стали на Руси первыми известными мучениками за веру. Их гибель сильно впечатлила Владимира и через три года он готовиться к Крещению Руси.

984 год. ПОХОД НА РАДИМИЧЕЙ.

Походом на северо-восток, в земли радимичей князь Владимир основном завершал воссоединение восточнославянского мира. Воевода Владимира по имени Волчий Хвост, был послан с передовым отрядом вперёд основной княжеской дружины. Встретившись с радимичами на реке Пищане (Писчана — приток реки Сож в Белоруссии), Волчий Хвост победил радимичей. От сюда пошла поговорка: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают». Владимир возложил на радимичей дань.

985 год. ВОЙНА С ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИЕЙ.

Большим походом русских войск, в союзе с торками, на болгар руководил Добрыня. Он был связан с преобладанием на торговых путях реки Волги. «Вои» с воводою Добрыней плыли в ладьях, надо полагать по Оке и Волге, «а торки берегом приведе на конех». Итак, конница двигалась по берегу, а пехота в ладьях — по реке. Противник был силён и дальнейшее продвижение проблематично. Поход завершился неубедительной победой русских войск и заключением «вечного мира». Который нарушили уже в следующем десятилетии.

985 год. (?) ХАЗАРСКИЙ ПОХОД. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ТЬМУТОРОКАНИ.

После заключения мира с Волжской Болгарией. Владимир двинулся в обход хорезмских владений — на Дон и далее к устью Кубани. На территорию западной части бывшего Хазарского каганата, и обложил население данью. Основной целью этого похода Владимира было, по-видимому, восстановление суверенитета Руси над Тьмутороканью. Чего он и добился в будущем здесь был князем его сын Мстислав.

ВЕЛИКИЙ Киевский князь Владимир следующие несколько лет был озадачен выбором новой веры и Крещением Руси.

Поход Святослава на вятичей

Поход Святослава на вятичей

Военный конфликт

Святослав

Конфликт Война Святослава против Хазарии
Дата 966 год

Итог Победа Руси

Стороны
Командующие
неизвестно
Силы
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Поход Святослава на вятичей — последняя битва войны Святослава Игоревича против Хазарского каганата.

Предыстория

Основная статья Русско-Хазарские войны

В 964 году Святослав Игоревич решил пойти войной на Хазарский каганат. Собрав армию и флот, создав военный союз с Византийской империей и кочевниками огузами, он в 965 году отправился на хазар войной.

Ход событий

В 965 году, после победы над Каганом, армия Святослава захватила Хазаран, после чего был захвачен Итиль, столица Хазарии.

Затем, русы захватили Хазаран и Семендер,Саркел (Белую Вежу), и разбили ясов (алан) и касогов. Таким образом, вся Хазария оказалась опусташена.

Затем, в 966 году Святослав направился в поход против вятичей, последнего славянского племени, которое платило дань хазарам:

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

Таким образом, вятичи были разбиты («вятичей победил»), и на них наложена дань.

Итоги

Таким образом, вятичи были включены в состав Киевской Руси.

На этом война с Хазарией закончилась: Крымскую Хазарию захватила Византия, западную Хазарию, включая Саркел, захватила Русь, а Волжскую Хазарию захватили огузы.

Хазарский каганат распался.

Судьба хазарских евреев неясна. Возможно, они бежали в сопредельные страны (например, с норманнами в Испанию) или погибли в войне.

См. также

  • Война Святослава против Хазарии
  1. «Повесть временных лет», год 966.

Поход Святослава на вятичей относится к Русско-Хазарские войны

Войны

Завоевание хазарами славян • Война на Волге • Война Песаха с Русью • Война русов против Матраха • Война Иосифа с Русами • Война Святослава против Хазарии • Поход Владимира на Хазарию • Отвоёвывание Итиля и Хазарана у Руси • Война с Крымской Хазарией • Погром хазар в Тмутаракане • Погром в Киеве (1113 год)

Завоевание хазарами славян

Дань хазарам • Вятичи

Война Олега с Хазарией

Война Олега с Хазарией

Война на Волге

Битва на Волге (914)

Война Песаха с Русью

Штурм Самкерца • Кембриджский аноним

Война Иосифа с Русами

Война русов против Матраха • Война Иосифа с Русами

Война Святослава против Хазарии

Булгар • Битва Святослава с Каганом • Князь каган • Хазаран • Итиль • Баб-ал-Абваб • Сийах-Куих • Семендер • Саркел • Ясы • Касоги • Вятичи • Союзники Святослава в войне с Хазарией

Поход Владимира на Хазарию

Поход Владимира на Хазарию

Отвоёвывание Итиля и Хазарана у Руси

Война с Крымской Хазарией

Георгий Цуло • Война с Крымской Хазарией

Погром хазар в Тмутаракане

Погром хазар в Тмутаракане

Погром в Киеве (1113 год)

Погром в Киеве (1113 год) • Изгнание евреев из Киевской Руси

Поход Святослава на вятичей относится к Хазарии

Войны

Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега с Хазарией • Война Святослава против Хазарии • Война хазар с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар против Хазарии • Гражданская война в Хазарии • Русско-хазарские войны • Русско-хазарский поход на Бердаа • Русско-хазарский поход на Византию

Битвы

Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля

Цари Хазарии

Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка

Известные хазары

Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним

Хазарский каганат

Хазары • Хазарский язык • Хазарская армия (вооружение, наёмники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы хазарского происхождения • Дань хазарам • Доросская митрополия • Жидовин • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа в Хазарию • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Потомки хазар • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Хазарская дипломатия • Хазарская литература • Хазарский флот • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Шеляг • Хазария после 965 года • Сийах-Куих • Работорговля

Города Хазарии

Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Варачан • Городище Башанта • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Некрасовское городище • Самватас (Киев) • Муни • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Яхудлык • Хазарские топонимы

Артефакты

Еврейско-хазарская переписка • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Маджалисский документ

Изучение Хазарии и теории

Pax Chazarica • Хазароведение • Умаление роли Хазарии (статья в «Правде») • Переселение евреев в Хазарию • Балкарцы и хазары • Роль хазар в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (в армии Киевской Руси) • Тезисы Гумилёва • Теория о хазарском основании Киева • Хазарская теория происхождения Руси • Хазария и чеченцы • Хазарское иго • Викинги и евреи • Норманны и Хазария (походы норманнов) • Чеченцы, хазары и евреи • Евреи в Боспорском царстве

Крещение вятичей.

Около 1114 в вятские леса, отправляется миссия проповедников во главе с Кукшей. Но проповеди его, несмотря на все доводы, нельзя назвать успешными:
Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном».
Согласитесь, счастливо крещённые не стали бы убивать просветителя.
В оригинале послания вместо «и после многих мук убит» — «…По многих муках усечен бысть с учеником своим», — рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово «усечен» употреблялось в самом буквальном смысле слова — когда речь шла об усечении головы. «Кукша, крестя неверных, под венец дасть главу» — так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело страдальца.
Что ж, как видно, словом не вышло. И действительно — крестить целые страны, словом никогда не получалось! Для любого средневекового человека перейти в новую веру, значит отречься, предать.
Хотя примерно в это время (во время мисси Кукши) была построена Введенская церковь. На это указывает Макашов.
Святой проповедовал возле вятского городка Мценска и возможно даже был убит где-то в этих местах.
Я не просто так упомянул эту подробность – дело в том, что город Мценск крестят только в…. 1415!!!
Да, да это не описка — 1415 год.
Вдумайтесь читатель, уже отгремела Куликовская битва. Правит сын её героя Василий Дмитриевич. Чтобы неискушенный читатель ориентировался — дед Ивана III, деда Ивана IV Грозного.
Сам городок уже был захвачен Литвой (с 1320 входит в её состав).
19 апреля 1389 года папа римский Урбан VI признал статус Литвы как католического государства.
Нет, с христианством там были давно знакомы и имели крещёных правителей, но язычество оставалось государственной религией и его естественно не притесняли.
За 69 лет языческого правления указанная религия полностью вернула все свои позиции. Да и после Крещения язычники не подвергались гонениям. Католичество было религией знати.
Это было настоящие испытание – горожане могли свободно исповедовать любую религию, но большинство выбрало язычество.
После стояния на Угре 1408 года между странами был заключён «вечный мир», но в 1415видимо был набег на Мценск:
«Въ лето 6923 правящу скипетры великаго княжества Василия Дмитриевича и брата его Андрея Дмитриевича, въ пределехъ и градехъ и во всехъ весехъ, неверующихъ просвещаху во Христову веру. Во граде Мценске мнози неверующи во Христа Бога нашего. Тогда послани быша отъ князей великихъ вои, со многимъ воинствомъ, и отъ митрополита Фотия пресвитеръ. Живущие мецняне устрашишася, и ратоваша на нихъ, и одержими бяху слепотою. Ови же прихождаху, и увещеваху и(хъ) къ святому крещению. Десятыя недели по Пасце, въ пятокъ приемъ святое крещение мецняне: Ходаны, Юшинки и Зикии, и прозреша. И обретоша крестъ Господень, яко камень изсеченъ, и образъ святителя Николая, яко воинъ, въ руце имущъ ковчегъ, въ немъ же залогъ тела и крови Господни. Во граде вероваху, всякихъ недугъ освобождавшеся; окрестъ страны живущии прихождаху, всякия болезни свобождахуся, и создаша церковь десятыя недели пятка».
Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России.
Т. е. специальные войска крестили язычников в 1415? «Въ лето 6923 правящу скипетры великаго княжества Василия Дмитриевича и брата его Андрея Дмитриевича, въ пределехъ и градехъ и во всехъ весехъ, неверующихъ просвещаху во Христову веру.»
Ясно одно — все попытки сопротивления горожан бойцы подавили и крестили их.
Но очевидно и другое — окраины Руси оставались некрещёными буквально до сына Дмитрия Донского. Впрочем, я расскажу и о более поздних случаях языческих выступлений…

Сопротивление (волохи, вятичи)

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества — волхвами.

Волхвы — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. В историографии принято называть волхвами всех языческих жрецов у восточных славян.

По мнению доктора исторических наук И. Я. Фроянова, выступления волхвов — это «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями. Но в нем заключена также очередная попытка сопротивления Новгорода Киеву в лице его представителей — князя и епископа, оказавшегося в волховской столице по воле киевских светской и духовной властей» .

На вече у волхвов было право снять с должности князя. Возможно, именно для укрепления своего положения князьями была введена христианская вера и истреблены волхвы.

Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911 г.). Для их покорения потребовалась военная экспедиция киевлян, Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева.

Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками.

Киевская Русь сложилась из многих народностей (племён). Это поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи, волохи, словене, северяне и др. Одним из основных племён были вятичи — потомки вендов — венедов. В пределах Скифии, от Приднепровья до Волги, они оказались великим племенем, основавшим великое Русское государство. Освоившись в Приднепровье, вятичи, а с ними потомки этрусков, в VII-IX веках распространились на северо-восток и в течение короткого времени земли к северо-востоку от Киева стали землями вятичей. Пронск, Козельск, Брянск, Рязань, Москва, Ярославль, Владимир, Суздаль, Вятка — центры миграции вятичей. Вятичи дольще всех восточных славян сохранили своё племенное имя.

Даже сохранилось имя вождя вятичей — Вятко, по его имени этот народ стал называться «вятичи». Летопись «Повесть временных лет» пишет по этому поводу: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи».

Вятичи были язычниками и дольше других племен сохраняли старинную веру. В 882 году князь Олег создал объединенное Древнерусское государство. Свободолюбивое и воинственное племя вятичей долго и упорно отстаивало независимость от Киева. Во главе их стояли избранные народным собранием князья, которые проживали в столице вятического племени, городе Дедославле (ныне Дедилово). Опорными пунктами были города-крепости Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей.

Под командованием вятических князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие — широкие топоры-секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Зато какими страшными были удары боевых секир: они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники и метатели дротиков — молодые воины.

В 907 году вятичи упоминаются летописцем как участники похода киевского князя Олега на Царьград — столицу Византии.

В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: «Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему .

Однако скоро вятичи отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань — от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично.

Крестив в 988 году Русь, Владимир направил в землю вятичей монаха Киево-Печерского монастыря, чтобы приобщить лесной народ к православию.

Хмурые бородатые мужчины в лаптях и закутанные до самых бровей в платки женщины почтительно выслушивали заезжего миссионера, но потом дружно выражали недоумение: почему, зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа? Миссионер-монах так и сгинул в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов от рук фанатичных язычников .

Примечательно, что в былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в .

Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает из них Ходоту и его сына.

До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу неведомой для летописцев.

Восстание Ходоты. В 1066 году гордые и непокорные вятичи вновь поднимаются против Киева. Во главе их встают Ходота с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые его два похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.

Ко второй зиме великий князь готовился по-иному. Прежде всего он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные из них и завез туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной из зимовок.

Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении. Но долго еще ратились и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью. Только тогда земля вятичей окончательно вошла в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *