Святой иоанн креститель в пустыне

Святой иоанн креститель в пустыне

«Святой Иоанн Креститель в пустыне»

Перед нами еще один изображенный Босхом святой, который в представлении большинства катаров изначально был служителем Сатаны.

Этот демон в человеческом обличье, как ни странно, — Иоанн

Креститель. Катары считали, что святой был ближайшим сообщником Иеговы-Сатаны. В Тайной книге говорится, что Иоанн Креститель,

или пророк Элайджа, был послан на землю Князем тьмы, чтобы отобрать у Христа миссию Спасителя179. Он крестил водой, что в катаризме означало вовлечение в религию дьявола. Согласно катарской традиции, вода была темной демонической сферой, а погружение в нее считалось падением души в физический мир180. Следовательно, крещение водой приводило новообращенного к духовной смерти, а не возрождению.

В своей картине Босх предлагает странную интерпретацию образа Иоанна Крестителя (цв. ил. 50). Святой сидит на земле в тени огромного растения и указывает на ягненка. Растение приносит большие полые плоды. Из них сыплются жемчужные семена, которые клюют птицы. Такие символы уже встречались в триптихе «Сад земных наслаждений». Растение означает Древо смерти, вовлекающее души в

материальный мир. В катарской интерпретации растение, заманивающее души, указывает на союз Иоанна Крестителя с Сатаной.

Ягненок — канонический символ Христа — катарами воспринимается иначе. В иконографии Босха ягненок использовался как образ обманутого христианина, попавшего в дьявольскую ловушку из-за своей ложной веры. Он похож на овечку в правой части триптиха «Поклонение волхвов». Фоном служит пейзаж с изображением большой скалы (католическая церковь), из которой растет сухое дерево (еще одно Древо смерти). Иоанн Креститель, возможно, указывает на ягненка как на будущую жертву Сатаны.

Пейзаж, согласно евангельскому сюжету, должен представлять собой пустынную местность. И действительно, в нем можно увидеть голые скалы, однако это — не пустыня и не болото. Вокруг пышная растительность, напоминающая босховское изображение земного рая. Как и на последнем, в скалах видны пещеры, в полях бродят дикие животные (иногда похожие на маленьких чудовищ), переплетаются причудливые растения. На фоне скалы-церкви Иоанн Креститель спокойно расположился под Древом смерти в этом обманчиво прекрасном «раю», все его внимание направлено на ягненка.

БОСХ. Святой Иоанн Креститель в пустыне

Алина Алексеева-Маркезин

ИЕРОНИМ БОСХ.Святой Иоанн Креститель в пустыне.1504-1505.Доска, масло. 48 ; 35 см.Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид
На картине «Иоанн Креститель в пустыне» святой Иоанн возлежит в цветущей пустыне, углубившимся в религиозные размышления.Это типичная для творчества Босха тема — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
Слева произрастает необычный куст с созревшим на нем фантастическим фруктом, которым кормится птица. Креститель с ленивой бесстрастностью указывает на ягненка, примостившегося под обломком скалы. В этой работе, созданной примерно около 1505 года, Иероним Босх иллюстрирует слова святого: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»
Буйно растущий, неестественный, отягощенный перезревшими плодами, куст резко контрастирует с образом маленького, чистого, ухоженного ягненка.

Нет никакого сомнения в том, что Иероним Босх, с его неожиданным видением и даром пророчества, изображает этот сорняк как символ греховности мира.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени,
Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей».
Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.
ПРИСМОТРИМСЯ К ДЕТАЛЯМ.
На первом плане изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Интересные фантастические скалы на заднем плане,а справа засохшее дерево,на которое карабкается обезьянка.
Босх – это прозвище, а звали по-настоящему художника Йероен ван Акен. Родился в 1450 году в семействе художников в городе Хертогенбосе. Хоть и отец Босха, и его дед были хорошими художниками, все же первым его учителем был Д. Боутс – голландский художник, который заезжал в город Хертогенбос, и даже иногда жил продолжительное время.
Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

© Copyright: Алина Алексеева-Маркезин, 2016
Свидетельство о публикации №216101000786

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алина Алексеева-Маркезин

Рецензии

Написать рецензию

Алина,
уверен, что если издать книгу с репродукциями и Вашими статьями, это был бы прекрасный подарок любому интеллигентному человеку.
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 10.10.2016 15:33 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Давно предлагают,но я всё не решаюсь.
Алина Алексеева-Маркезин 11.10.2016 15:33 Заявить о нарушении

По-моему, великолепные статьи, доступно и увлекательно объясняющие произведения искусства, потому что большинство посетителей музеев мало чем отличаются от меня, не понимая сюжетов и не зная истории создания произведения.
Сейчас отличная полиграфия, и Вашей книге было бы суждено большое будущее.
Владимир Врубель 11.10.2016 18:37 Заявить о нарушении

Спасибо вам за добрые советы. Нужно подумать.
Алина Алексеева-Маркезин 11.10.2016 21:05 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Алина Алексеева-Маркезин

Мечеть Омейядов в Дамаске сохранила до наших дней гроб Святого Иоанна Крестителя. Внутри главного зала мечети находится часовня с мощами Святого. Причем там лежит не просто отсеченная голова благоверного, но все его тело. Как могло получиться, что внутри мечети мусульмане хранят христианского святого более тысячи лет? Да и как попал гроб Иоанна Крестителя в мечеть?

Традиционное христианство придумало множество ложных объяснений этому явлению, одно неправдоподобнее другого.

Ведь мечеть Омейядов построили в начале VIII века при халифе Аль Валиде. Часовня, очевидно, при тщательном рассмотрении, была построена гораздо позже.

Великий Понтифик объясняет все странности традиционной фальсификации истории.

Мечеть Омейядов возвели в VIII веке. Иоанн Креститель даже не родился в это время. Он появился на свет в русском семье Захара и Елизаветы, жившей в крепости Святой Руси Ям Золотая Чаша на реке Кубра. Эта семья была родственниками княжны Богородицы Марии Владимировны из Рода Руси.

По реконструкции истории, выполненной Великим Понтификом, библейские события Нового Завета происходили в Палестине и Царьграде в 1010-1011 годах.

Именно тогда Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа Златоуста в водах Иордана. Затем местный правитель отрубил голову Иоанну Крестителю. Святой был похоронен в ближайшем крупном городе. В те времена таким городом был Дамаск, так как никакого Иерусалима на месте деревеньки Эль Кудс, ставшей в наши дни Иерусалимом, не было.

Иоанна Крестителя похоронили с огромными почестями в самом сердце ближневосточной религии христианства Ислама – в Дамаске. Ведь Пророк Мухаммед еще не появился на свет, а Корана не существовало в природе.

Вокруг часовни Иоанна Крестителя установили два бивня русского мамонта, обложив бивни золотом. Два бивня олицетворяют принадлежность покойного к древнейшему царскому Роду Руси – роду царя царей. Они играют роль балтавара – царского символа – рогов буйвола.

Внутри часовни покоится огромный гроб, в котором лежит тело Святого Иоанна Крестителя. Гроб укутан зеленой материей и надписями на арабском языке. Мусульмане постоянно подходят к часовне и молятся за христианского святого – они считают его пророком.

Обратим ваше внимание, что если Пророк Мухаммед родился до Иоанна Крестителя, то по Исламу не может быть никаких пророков после Мухаммеда. По реконструкции истории, выполненной Великим Понтификом, выходит, что Пророк Мухаммед жил в 1090-1152 годах, поэтому все становится на свои места.
Итак, в мечети Омейядов с 1010 или 1011 года стоит гробница Иоанна Крестителя. Возможно, что в прошлом или в этом 2011 году 11 сентября исполнилось ровно 1000 лет со дня смерти русского Святого. Мы полагаем, что хаос на Ближнем Востоке, возникший этой весной, связан именно с 1000-летней годовщиной библейских событий.

Великий Князь и Великий Понтифик

Валерий Викторович Кубарев

МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Д. Г.Семеник

Когда за два дня до поездки в столицу Лигурии Геную наша переводчица Вера (венгерка, жившая в России), мимоходом заметила: «В Генуе попросите, чтобы вас сводили в собор Сан-Лоренцо, там находятся мощи Иоанна Крестителя», — я ощутил не только радость, но и досаду, что узнал об этом так поздно…
Слабому сердцу легко ощутить тепло благодати людей — Серафима Вырицкого, Матронушки, — от которых остались фотографии, многочисленные живые свидетельства. А те праведники, о которых мы читаем в Евангелии, жили так далеко от нас во времени и пространстве и так близко к Спасителю, и о них свидетельствует настолько совершенное перо Святого Духа, что тяжело примерить их огненную веру к нашей жизни. Материальные святыни, оставшиеся от них, помогают нам приблизиться к тому времени, к Самому Христу.
Как понимаю теперь, моя неосведомленность отчасти была простительна. Италия так богата красотами архитектуры, живописи и скульптуры, а духовные запросы гостей из США и Германии так скромны, что о христианских реликвиях, хранящихся в этой стране, хозяевам вспоминать некогда и не для кого. Гиды часами, а книги тысячами страниц рассказывают об архитектуре и украшениях соборов, а о мощах святых, которые покоятся в них, забывают. Долго фотографировался я с голубями на знаменитой на весь мир площади Сан-Марко и, только покинув Венецию, осознал, что Сан-Марко — это собор, где покоятся останки апостола и евангелиста Марка…
Благодаря Богу, открывшему мне глаза через Веру, в Генуе я избежал такой ошибки. Хотя и тут грешник действовал грешным образом. Войдя в храм, прежде всего бросился фотографировать, лишь потом подошел к служительнице и вопросил:
— Джиованни Баттиста! (так зовут Иоанна Крестителя итальянцы.- Д.С.).
Доброжелательная девушка отвела меня к левому приделу (по-итальянски — капелла) большого храма и с гордостью подтвердила:
— Джиованни Баттиста!
В центре роскошной капеллы находился мраморный саркофаг с вырезанными по бокам евангельскими сценами. На нем стояли свечи, рядом трудился молодой уборщик. Я снова фотографировал и молился, в непривычном одиночестве.
Иоанна Крестителя считают покровителем города. Генуэзцы по-своему любят его, периодически устраивают крестные ходы с его мощами, детей часто называют его именем (в просторечии — Джобата). Но, видимо, у них не принято прикладываться к мощам и молиться возле них. Тело святого, который узнал о Благой Вести, будучи еще во чреве своей матери, который крестил самого Христа и о котором Христос сказал: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11), покоится в тишине, а католики молятся в центральной части храма, обратившись к алтарю. Некоторые из них молятся долго; одна темнокожая монахиня в сиреневом облачении стояла на коленях больше двух часов.
Сан-Лоренцо — это по-нашему святой Лаврентий, архидиакон. По происхождению испанец, он обращал римлян в христианство, за что был замучен в 258 году вместе с другими мучениками Римскими — Сикстом, Феликиссимом, Агапитом и Романом (празднуются Православной Церковью 23 августа). Собор святого Лаврентия возведен на том месте, где однажды он остановился во время своих миссионерских странствий. Главный храм Генуи строился и украшался с IX по XVI век. Мощи св. Иоанна Предтечи хранятся в нем с X века: крестоносцы отбили их у сарацинов в Антиохии. Они привезли лишь тело, голова святого осталась в Сирии.
Когда в храм приехала другая наша переводчица, выяснилось, что мощи святого Иоанна находятся не в мраморном саркофаге, а под храмом, в музее, который только что закрылся на обед. Пришлось и нам ехать обедать.
После обеда нас снова привозят в Сан-Лоренцо — увы, только на пятнадцать минут (такова программа). Наконец мы у цели. Хотел написать о том, как странно покупать билет, чтобы приблизиться к телу Человека, который отдал всю свою жизнь для спасения всех, был предтечей Спасителя всех людей, но вспомнил, что и у нас в Кремлевских соборах и Третьяковке христианские святыни «охраняются» билетерами.
Типичная музейная комната.

У стены — стеклянная витрина с золотыми и серебряными предметами. В центре — ювелирной работы серебряный ковчег XV века в виде собора, барельефы по периметру которого повествуют о жизни и смерти святого Иоанна. Внутри ковчега — его мощи. Пять минут взволнованного фотографирования — и нас просят на выход. Мне лишь минуту удается остаться наедине со святыней.
Музейный гид знает только итальянский, а переводчица подзабыла русский. Поэтому только на выходе выясняется, что в музее хранится то самое блюдо, на котором дочери Иродиады подали истекающую кровью голову святого Предтечи. Снова спускаюсь вниз. Блюдо в витрине, рядом с ковчегом. Оно сделано из серого халцедона, золотое изображение головы святого добавлено в XIV или XV веке.
Наверху, в разговоре с гидом, новое открытие: в музее хранится Святой Грааль — чаша Тайной Вечери. Впрочем, относительно истории этой чаши «ученые до сих пор в сомнениях», в каталоге музея она названа просто «Священной Чашей». Сбегаю по ступенькам в третий раз. Это очень широкий и неглубокий сосуд в форме щита Давида из зеленого стекла, разбитый и склеенный. Он даже не похож на чашу — такой мелкий. Доподлинно известно, что его привезли в Геную после завоевания Кесарии в 1101 году. А на куски разбили наполеоновские мародеры: до тех пор все думали, что сосуд — из изумруда.
Представительница муниципалитета рассказала нам, как в XV веке на море много дней бушевал шторм и богатый купец не мог вывести из порта Генуи свои корабли; по его просьбе ковчег с мощами святого Иоанна Предтечи вынесли к морю — и море смирилось. На месте чуда установлена памятная плита.
— А есть ли более современные чудеса? — спросил я.
— Чудеса закончились, — с грустью ответила дама. — Наверно, тогда еще, в XV веке.
Не успел я подумать, что у них в XV веке вера закончилась, а не чудеса, как мысль моя нашла подтверждение: я увидел большую бомбу, стоящую у правой стены, почти под копией «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи. Оказалось, что из всех бомб, сброшенных англичанами в 1941 году на Геную, не взорвалась только эта: она упала на дом святых Лаврентия и Иоанна Крестителя…
За что мне такая встреча, подарок, которого я и принять-то достойно не сумел? Думаю, я нашел ответ на этот вопрос. Через две недели, в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи, настоятель храма св. Георгия Победоносца иеромонах Авраамий пригласил нас, своих прихожан, на молебен в храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Сокольниках. Этот храм только что передан Церкви. Мы удостоились участия в первой службе после восьмидесяти лет осквернения святых стен. Собственно, только стены и остались, все остальное предстоит воссоздавать, а прежде ломать и вывозить многие десятки тонн железа и бетона. Трудятся над этим пять человек. Им работы лет на десять.
И решил я, что встреча в Генуе была приглашением, но, наверное, не только мне, а и некоторым из вас, читателей «Русского Дома».
Храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Москве нуждается в вашей помощи!

Его адрес : Москва, Колодезный пер., 3 Б.
О распорядке работ можно узнать по телефону 450-13 -27.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *