Святой хутынский 7 букв сканворд

Святой хутынский 7 букв сканворд

Варлаамо-Хутынский монастырь — (Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее — мужской) монастырь) находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав.

Святой Варлаам, благославляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Васильевич III дабы поклониться святым мощам и по легенде стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Васильевич в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, царь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опаленная дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своем доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в свое последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Кремле. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Монастырь был закрыт в 1925 году. C 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь.

История богата на имена православных святых. Но, увы, не многие из них известны широкому кругу христиан.

Не то чтобы незаслуженно забыты, а просто не настолько знамениты, не у каждого, как говорится, «на слуху». Это вполне объяснимо: слишком огромен сонм подвижников благочестия и обо всех иметь представление невозможно. В первую пятницу Петрова Поста, а в 2019 году эта дата выпадает на 28 число июня, церковь вспоминает одного из таких святых, о котором мало кто слышал — преподобного Варлаама Хутынского. Его жизненный путь был долог, наполнен многочисленными событиями и подвигами, а посему достоин нашего с вами внимания.

Детство и юность

Преподобный Варлаам Хутынский родился в славном русском городе Новгород Великий, в семье благочестивых и зажиточных последователей учения Иисуса Михаила и Анны. Они воспитывали своего сына, нареченного Алексием, в добродетели и страхе Божьем. С ранних лет поэтому будущий святой испытывал тягу к изучению книг богословского содержания и благоговение перед всем, что связано с Творцом. Алексий успешно постиг грамоту, книжную науку.

Более всего он любил читать Священное Писание. Из мудрой книги мальчик запоминал целые отрывки, не прилагая для этого каких-то особенных усилий. Он не был похож на обычных детей, своих сверстников, поскольку не испытывал интереса к играм и забавам, тяготел не к материальному, а духовному, отличался силой воли и воздержанием.

Будучи еще отроком, Алексий проводил много времени в искренних молитвах, соблюдал посты. Родители, видя рвение чада своего и радовались, и вместе с тем тревожились за его здоровье. Анна и Михаил даже неоднократно пытались образумить юного подвижника, уговаривали сына не ограничивать себя так, не уходить уж совсем от мирского, но это было абсолютно бесполезно. Очень рано Алексий осознал бессмысленность суеты земного человеческого существования. Придя к данной мысли, он изрек: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо».

Начало духовного пути

Алексий не испытывал равнодушия к прелестям земного мира — юноша воспылал к последним ненавистью. Когда умерли его родители, молодой человек оставил родные края и поселился на берегу реки Волхов, в пустынном болотистом месте под названием «Хутынь» (от «худынь» — худое место). С ним пошли знакомые богатые новгородцы — Феодор с братом Порфирием Малышевичем. Там Алексий постригся в монахи с именем Варлаам благодаря стараниям одного инока-иерея, устроил себе келью и стал трудится во благо своей души: молиться, поститься, вести ночные бдения. Он подвергался то и дело атакам нечистой силы, но устрашить подвижника слугам тьмы не удавалось: последних святой прогонял совершением крестного знамения.

Прошло немного времени, и о силе духа Варлаама стали говорить в близлежащих селах люди. Паломники начали стекаться в Хутынь, чтобы получить мудрый совет и наставление на путь истинный инока-отшельника. Это были представители разных сословий — как бедные, так и знатные. Преподобный учил пришедших избавлению от душевных пороков, учил любви к Богу, к ближнему своему и добру, молитвам и посту. Справедливости ради стоит отметить, что простолюдины и вельможи видели в Варлааме не только учителя, но и угодника Божия. Своим подвижническим существованием преподобный заслужил огромную честь со стороны Творца: он был наделен даром чудотворений и прозрения.

Варлаам Хутынский, чудотворец новгородский

Апрель. Утро Светлой седмицы. Здесь, в Сибири еще лежит снег, а на Новгородской земле природа уже просыпается от зимнего сна, и начинают появляться первые листочки и первая травка, отчего на душе делается еще радостнее. Радостно еще и оттого, что мы едем в Хутынь, поклониться мощам угодника Божия – святого преподобного Варлаама.

Сейчас Хутынь – это довольно большая деревня километрах в пятнадцати к северу-востоку от Великого Новгорода, неподалеку от которой, на берегу реки Волхов, находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее — мужской) монастырь. А тогда, во времена преподобного Варлаама, место это пользовалось дурной славой («хутынью» называли худое место) по мнению народному, здесь обитала нечистая сила. Тут находилось болото, слывшее в народе под именем Видынь, где, как верили, «видятся» (водятся) нечистые. Но никакая нечистая сила не может испугать православного христианина, ведь ему дано против нее грозное оружие – Крест Христов. Не испугала она и пришедшего сюда по указанию Божию Алексия Михайловича – будущего подвижника Варлаама.
Родился Алексий в Великом Новгороде в семье благочестивых и богатых родителей – Михаила и Анны. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием, и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители мальчика даже были опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.
Рано пришел преподобный к мысли о суетности земной жизни и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо». Он возненавидел мир и его прелести, оставил славу мира сего и богатство и вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхов. Родители Алексия тогда уже умерли. Монашеский постриг Алексий принял в Лисицком монастыре, и при постриге получил имя Варлаама.

Свято-Преображенский
Варлаамо-Хутынский монастырь

Подходя к Хутыни, он увидел луч света, идущий из чащи леса, и из этого знамения понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божьей.
Поселившись в Хутыни, преподобный срубил себе небольшую келью, и ночью воссылал в ней молитвы ко Господу, Которого возлюбил всей душою еще с детства, а день проводил в трудах и заботах.
О строгости отшельнической жизни преподобного можно судить по сохранившимся в монастыре до наших дней его веригам и власянице, которые имеют вес 8 и 18 фунтов соответственно.
Однако такая жизнь святого была противна врагу спасения рода человеческого, и он всячески старался изгнать пустынника с места его подвигов. Желая устрашить Варлаама, бесы являлись ему в виде различных зверей и змиев, но он прогонял их, осеняя себя Крестным Знамением. Иногда бесы научали мирских людей наносить отшельнику всякие обиды, или возбуждали в нем всякие помыслы, стараясь довести его до нарушения поста, но Преподобный кротко переносил все эти искушения, слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.
По словам Самого Господа, «не может укрыться город, стоящий вверху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф., 5:14-15). Так и богоугодная жизнь преподобного скоро стала известна миру, и отовсюду потянулись к нему люди – шли и богатые, и бедные, и князья, и простые люди – кто-то приходил просто за советом, а кто-то просил у святого Варлаама позволения поселиться вместе с ним. И, не смотря на свою любовь к уединению, преподобный, помня заповедь Господню о любви к ближним, с любовью и заботой принимал всех, к нему приходящих.

Никто не уходил от него неутешенным, для каждого святой подвижник находил подходящие слова, каждому давал наставление, применительно к его положению. Он кротко поучал всех: «Дети мои, остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь – мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».
Число иноков, желавших подвизаться в обители преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил несколько келий и небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда святой Варлаам принял намерение поселиться здесь.
Получив от Господа дары прозорливости и чудотворения, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу, и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли преподобному только мелкую рыбу. Разбирая рыбу своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?» Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу.
Не оставлял святой своей заботой и молитвой и сам город. В жизни Новгорода увековечен следующий случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у Новгородского архиепископа. Святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него через неделю. Святой Варлаам отвечал: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Святых Апостолов Петра и Павла».
Удивился архиепископ такому ответу, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем, накануне указанного преподобным дня, выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к архипастырю. Видя печаль владыки по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, св. Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие».
На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло, снег растаял и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого давно не видали.
Но не только при жизни помогал преподобный людям, но и после своей блаженной кончины, последовавшей 6 ноября 1192 года по ст. ст., не оставляет он с верой притекающих к нему, и при святых мощах его продолжают происходить чудеса.

Рака с мощами преподобного
Варлаама Хутынского

У одной поселянки, жившей при реке Мсте, был десятилетний сын – глухой, немой и слепой. Взяв его с собою, женщина пошла в Хутынский монастырь помолиться св. Варлааму. Когда они подошли к воротам монастыря, отрок внезапно прозрел и проговорил: «Это ли Хутынь монастырь?» Изумленная мать с радостью увидела, что по молитве угодника Божия, сын ее стал видеть, слышать и говорить. Со слезами благодарности припала она ко гробу Преподобного.
Во время пребывания князя Василия Темного в Новгороде любимый постельничий князя Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему Преподобный и обещал исцеление. Обрадованный юноша с верой говорил окружавшим его: «Если на пути меня застанет даже смерть, все равно – и мертвого везите меня к Преподобному».
Дорогой он действительно умер и мертвым был везен в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил, и прибывши в обитель, поклонился преподобному Варлааму и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: «В час смерти видел я около себя множество бесов, и один из них держал свиток, где были записаны грехи мои. Но Святитель Николай, отгоняя от меня демонов, сказал: «Немногия добрыя дела его значат больше, чем грехи его, в которых он притом раскаялся духовному отцу».
Тогда бесы скрылись, явились ангелы, и один из них повел меня в светлое место, где росло множество прекрасных деревьев. Здесь я увидел преподобного Варлаама с посохом в руке, как изображен он на иконе. Подойдя ко мне, он сказал: «Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем. Теперь ты хочешь ли оставаться здесь?» — «Хочу здесь пребывать», — ответил я. Св. Варлаам сказал: «Хорошо бы было остаться тебе здесь, но будут скорбеть родители твои иди утешь отца и мать». Взяв меня за руку, Преподобный повел меня, а ангел шел впереди в диаконском одеянии. Пройдя мимо цветущих деревьев, ангел скрылся, а Преподобный, осенив меня крестом и иконою Святителя Николая, сказал: «Через семь лет ты будешь у меня» и стал невидимым, а я ожил. Это чудо совершилось 31 января 1445 года.

Часовня преподобного
Варлаама Хутынского

Несмотря на скорую кончину преподобного Варлаама, построенный им Преображенский собор и монастырь вокруг него не пришли в запустение, а, наоборот, обитель все больше расширялась и благоустраивалась, особенно до 1764 года. Изначальные ее деревянные постройки с течением времени сменились на каменные.

Первые пожертвованные угодья были приумножены благотворительностью жертвователей, и особенно щедротами великих князей и московских царей: Василия III, Ивана Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей.
В 1920 году монастырь был закрыт, монастырское имущество конфисковано, 10 престарелых насельников приписали к обращенным в приходские Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, остальных монахов поставили на учет на бирже труда. В 1930 и 1932 годах Варлаамиевский и Преображенский храмы были переданы новгородскому музею, остальные постройки – военному ведомству. В 1932 году последний настоятель монастыря, архимандрит Серафим, иеромонахи Виталий и Никодим и несколько послушников переселились в деревню Хутынь и стали совершать регулярные богослужения. Вскоре они были арестованы, обвинены в создании нелегального монастыря и «антисоветской агитации» и приговорены к 3 годам ссылки. В 1937 году иеромонах Виталий был расстрелян.
В разное время в корпусах Варрлаамо-Хутынского монастыря размещалась школа, тракторная станция, психиатрическая больница.
Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) — сильно пострадали.
В 50-80-х гг. ХХ в. в полуразрушенные храмы монастыря приходили верующие, зажигали лампады и свечи, и возносили свои молитвы к преподобному Варлааму.
В 1991 году монастырь был передан Новгородской епархии РПЦ, 19 ноября 1993 года, в день памяти преподобного, возобновлен как женский. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. В 1994 г. в келейном корпусе был освящен домовый храм во имя святого Льва I, папы Римского. К осени 1998 года завершен ремонт приделов Преображенского собора. К 2003 году восстановлены также трапезный храм святого Варлаама Хутынского, колокольня, к востоку от которой возводится больничный корпус. В Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного Варлаама.
В настоящее время Варлаамо-Хутынский монастырь является любимым местом паломничества православных не только из соседних регионов, но и со всей России.
Сподобил Господь и нас побывать в этой святой обители. В монастыре нас приветливо встретили сестры, заботливо помогли подать записки и выбрать иконы святого Варлаама. Купив иконы и свечи, идем в храм, поклониться мощам святого и иконам. Подходя к мощам, шептали преподобному свои нужды, просьбы (хотя тут, за стенами, монастыря все мирские проблемы куда-то отступают, кажутся мелкими и незначительными), просили его благословения и молитв.

Колодец преподобного Варлаама

Поклонившись святыням, присели в храме на скамеечку – не хотелось покидать это святое благодатное место, и возвращаться к мирским трудностям и заботам. Но уходить было надо – до автобуса, идущего в город, времени оставалось немного, а еще остались непосещенными другие святыни монастыря – часовня на месте, где была келья преподобного и колодец святого Варлаама.
Часовня расположена на горке, которую, по преданию, наносил шапкой сам Преподобный. Паломники, следуя традиции, трижды обходят горку, осеняя себя Крестным Знамением, а затем ложатся на нее. Мы же просто поднимаемся в часовню, чтобы еще раз поклониться святому и попросить его заступничества и помощи.
Далее выходим за ограду монастыря и идем к колодцу, вырытому самим преподобным Варлаамом, чтобы набрать святой воды. Но не тут-то было – как ни пытались мы набрать святой воды, не под силу оказалось нам, городским жителям, разгадать простой механизм действия колодца – никак не могли мы опустить ведро в глубокие его воды, и уже хотели было уйти, но не оставил нас Преподобный. Как при жизни святого, никто не уходил от него, не получив желаемое, так и сейчас не захотел он отпустить нас ни с чем. Подошли местные деревенские жители и с легкостью набрали воды себе и нам!
Счастливые, идем на остановку. И хотя радость наша – с легким оттенком грусти оттого, что пришло время покидать это святое место, мы верим, что молитва и помощь Преподобного всегда с нами, и что Господь сподобит нас еще когда-нибудь поклониться святым мощам Своего угодника…
Святой преподобный отче Варлааме, моли Бога о нас!
P.S. При подготовке статьи использованы следующие материалы:
1. Несмеянова В.Н., Соболева Г.С. Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII в
2. Житие преподобного Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца.
3. Варлаамо-Хутынский монастырь
4. Русские церкви
5. Храм святой мученицы Фотинии
6. Православная газета

Елена Тимошенко,
19.11.2008

Другие публикации

Преподобному Варлааму Хутынскому, Новгородскому чудотворцу (тропари, кондак и молитвы)

Тропарь, глас 3:

И́же на земли́ лега́нием,/ поще́нием же и бде́нием/ те́ло твое́ изнуря́я, преподо́бне,/ вся плотска́я мудрова́ния умертви́л еси́;/ и исцеле́ний струя́ незави́стная яви́лся еси́/ ве́рою притека́ющим к тебе́, Варлаа́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 8:

Богодухо́вныя благода́ти испо́лнився / и разже́гся любо́вию Животворя́щия Тро́ицы, / млад яви́ся Бо́гу угожда́яй, / ревну́я святы́м отце́м преподо́бным, / вели́кия труды́ возлюби́в, / и поне́сл еси́, и де́монския посрами́в, мно́жества низложи́л еси́, / и преста́вися в ве́чный поко́й, / и ны́не подае́ши прося́щим неоску́дное исцеле́ние, / исцеля́я многоразли́чныя неду́ги, / мо́лимтися, святы́й преподо́бне о́тче Варлаа́ме, // непреста́нно моли́ся ко Го́споду о душа́х на́ших.

Кондак, глас 8:

Я́коже други́й Илия́ о́тче, дождь с небесе́ све́л еси́:/ он у́бо огнь сведе́, и царя́ удиви́,/ ты же лю́ди твоя́ возвесели́л еси́,/ и торжествова́ти устро́ил еси́./ Вели́кий бо Новгра́д вельми́ тобо́ю хва́лится,/ име́я мо́щи твоя́ в себе́,/ его́же сохраня́й от враг непоколеби́ма, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Варлаа́ме, о́тче наш.

Молитва первая

О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Варлаа́ме!

Услы́ши нас моля́щихся тебе́ и бу́ди нам помо́щник в ско́рбех на́ших, и изба́ви нас от напа́стей, за мно́жество прегреше́ний находя́щих на ны; умоли́, уго́дниче Христо́в! Всеблага́го Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех от ю́ности на́шея до настоя́щаго дне и часа́, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми чу́вствы соде́янных на́ми согреше́ний, исхода́тайствуй нам невозбра́нный вход в Небе́сное Ца́рствие, да прославля́ем непреста́нно сла́вимую от А́нгел Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь!

Молитва вторая

О свяще́нная главо́, преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Варлаа́ме вели́кий! не забу́ди нас рабо́в твои́х, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу, я́ко име́я к Нему́ дерзнове́ние и не премолчи́ моли́тися о нас ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися о нас; не мним бо тя ме́ртва бы́ти, и по сме́рти у́бо ду́хом твои́м не отступа́й от нас, но сохраня́й нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Па́стырю наш до́брый и свети́ло Росси́йское! се о́браз твой пред очи́ма на́шими предстаи́т всегда́: свята́я же твоя́ душа́ со безпло́тными Небе́сными ли́ки у Престо́ла Вседержи́теля предстои́т веселя́щися. Тебе́ припа́даем, о́тче святы́й Варлаа́ме, и со слеза́ми мо́лимся: моли́ Всеси́льнаго Бо́га о нас и о по́льзе душ на́ших, испроси́ нам вре́мя покая́ния и невозбра́нно пройти́ от всех возду́шных князе́й и изба́витися ве́чныя му́ки, и Ца́рствия Христо́ва прича́стниками бы́ти, да спасе́ни тобо́ю, просла́вим Го́спода на́шего Иису́са Христа́ со безнача́льным Его́ Отце́м и пресвяты́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

ЖИТИЕ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО. Варлаам Хутынский, в миру Алексеи Михалевич. (ум. 1194), основал Хутынский монастырь в 10 км севернее Новгорода, на правом берегу Волхова. В Новгороде и Хутынском монастыре бытовало много легендарных преданий, связанных С. его именем. Все они вошли в его Ж., литературная история которого охватывает период времени С. XIII по XVIII в. включительно. В легендарных рассказах Ж. отразились исторические и бытовые события, происходившие в монастыре и в Новгороде как при жизни Варлаама, так и после его смерти в течение нескольких столетии. Некоторые рассказы о чудесах Варлаама в древнерусской рукописной традиции бытовали как самостоятельные повести: рассказ о двух осужденных, которых должны были сбросить С. Волховского моста в реку, “Пророчество Варлаама о снеге и мразе в Петров пост” (Петров пост бывает в начале лета), “Видение Хутынского пономаря Тарасия (Прохора) ” (в основе “видения” — моровое поветрие в Новгороде в 1506 — 1508 гг. и катастрофический пожар города в 1508 г.). Вместе С. тем в Ж. на одном из этапов его литературной жизни включается “Сказание о Тумгане”, написанное митрополичьим дьяком Родионом Кожухом. (В 1460 г., во время посещения Новгорода московским князем Василием II, умер постельничий князя Родион Кожух, когда его привезли к гробнице Варлаама Хутынского, то он воскрес.)

Ж. сохранилось более чем в 10 редакциях, подразделяющихся, в свою очередь, на ряд вариантов и групп.

Первая редакция Ж. — короткий рассказ проложного типа, в котором сообщается о рождении будущего святого от благоверных родителей, о его уходе в пустынное место, борьбе С. бесовскими наваждениями, построении церкви, создании монастыря, о кончине и погребении святого. Эта редакция Ж. была написана в период С. сер. XIII по нач. XIV в. Вторая редакция, составленная в 20-е гг. XV в., помимо повествования о жизни Варлаама, содержит рассказы о 6 чудесах. К этой редакции Ж. часто присоединяются “Слово похвальное Варлааму” и “Сказание о Тумгане”. Следующую по времени редакцию написал Пахомий Серб. Он использовал текст 2-й редакции, добавил 4 рассказа о посмертных чудесах Варлаама и предварил текст риторическим вступлением, в котором размышляет о величии подвигов святых и оправдывает перед читателем свою решимость написать Ж. русского святого. Это Ж. Пахомий написал во время своего первого пребывания в Новгороде в 1429 — 1440 гг., позже, в 70-х гг., он присоединяет к этому тексту свою переработку “Сказания о Тумгане” Родиона Кожуха. В XVI в. создаются Распространенная и Особая редакции Ж. — это основные, наиболее интересные в литературном отношении редакции памятника.

Первоначальный вариант Распространенной редакции Ж. был составлен в 1526 г. Он до наС. не дошел. К нему восходит 2-й вариант этой редакции и Особая редакция. В Распространенной редакции Пахомиевская редакция Ж. объединена С. возникшими уже после ее написания новгородскими и монастырскими легендами о Варлааме. В текст, общий С. Пахомиевской редакцией, внесен дополнительный рассказ об искушении Варлаама “снедию” и добавлено 26 новых эпизодов-чудес. 13 из них — рассказы об исцелениях, 8 — рассказы о чудесах С. монахами (обычно речь идет о наказаниях тех, кто нарушает правила монастырского быта и монастырского устава) Остальные 5 чудеС. делятся на три группы: 1) чудеса общеновгородские — “Пророчество Варлаама о снеге и мразе в Петров пост”, “Видение Хутынского пономаря Тарасия”, 2) два рассказа о мощах Варлаама — об осмотре его останков новгородским архиепископом Евфимием II (в 1440 г ) и о наказании великого князя московского Ивана III Васильевича (в 1471 г), захотевшего вскрыть гробницу Варлаама, 3) московские чудеса — чудо о Тумгане и явление Варлаама великому князю московскому Василию Ивановичу (в 1517 г ). В Особой редакции Ж. по сравнению С. Распространенной на 12 эпизодов меньше. Все эпизоды Особой редакции, параллельные оригинальным эпизодам Распространенной, следуют в хронологическом порядке (в Распространенной редакции его нет), и все они относятся ко времени не позже 1-й четв — 30-х гг XVI в. Это отражает состав и последовательность не дошедшего до наС. первоначального варианта Распространенной редакции. В Особую редакцию вставлена заимствованная из летописи краткая повесть о наводнении и буре в Новгороде в апреле и мае 1421 г., переработан рассказ о попытке великого князя московского открыть мощи Варлаама, сделана вставка о новгородском архиепископе Феофиле (был архиепископом в 1470 — 1480 гг), в ином варианте дан рассказ о видении хутынского пономаря Характер изменений в Особой редакции свидетельствует о составлении ее новгородцем, хорошо знавшим местные предания и легенды, а также новгородские летописи Составитель являлся сторонником единения Новгорода С. Москвой и великокняжеской власти в Новгороде, он принадлежал, видимо, к церковной среде.

Одновременно С. созданием Распространенной и Особой редакций и в более позднее время составлялись и другие редакции Ж. Последняя из них была написана по-гречески в 1706 — 1707 гг. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. С. греческого текста был сделан перевод на русский язык. В последовательности эпизодов и по сюжетному содержанию сочинение Лихудов полностью соответствует 2-му варианту Распространенной редакции. За счет риторических вставок, теологических рассуждений и стилистических украшений Ж. Варлаама Хутынского братьев Лихудов по объему в несколько раз превосходит свой источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *