Святой Георгий победоносец

Святой Георгий победоносец

ЛИБОРИЙ ЛЕМАНСКИЙ
Святитель, епископ.
Дни празднования:
* 09/22 апреля (общеправославный праздник).
* 28 апреля/11 мая (перенесения мощей святого. Празднование в Падерборне и Ле-Мане).
* 28 мая/10 июня (встреча мощей в Падерборне).
* 23 июля/05 августа (празднование в Падерборне и Эссене).
* 25 октября/07 ноября (празднование в Падерборне возвращения мощей из плена).
Имя (в переводе с греческого) означает «пожертвованный Богу», или (в переводе с кельтского) — торжественный предстатель.
Латинское написание: Liborius von Le Mans, Liboire.
Главные даты в земной жизни святого:
* Время и место рождения известны лишь Богу.
+ Отошёл ко Господу 23 июля/05 августа 397 году в Ле-Мане (ныне город во Франции).
2017: 1620 лет со времени отшествия ко Господу.
Житие святителя Либория, к великому огорчению ныне живущих христиан, дошло в крайне скудном состоянии. Известно только о том, что святой исполнял сложные и большей частью опасные для жизни обязанности епископа франкского города Le Mans в четвертом веке по Рождестве Христовом. Он прославился успешным насаждением в языческой среде святых христианских церквей.
Известно также, что святитель находился в крепкой братской дружбе со святым епископом Мартином Турским. Летопись умалчивает о том, кем был по национальности святитель. На этот счет существет несколько различных точек зрения, среди которых наиболее предпочтительные следующие. Судя по имени, святителя можно считать представителем римского народа, но это недоказательно, поскольку, как считают лингвисты, это имя характерно и для кельтов, населявших территории нынешней Шотландии, Уэльса, Ирландии и французской провинции Бретань. По крайней мере, до сих пор такое имя не редкость в среде потомков этих народов.
Всю свою земную жизнь св. Либорий был обеспокоен тем, чтобы привести родину к свету Христову. И делал для этого всё от него зависящее. Им было рукоположено 217 священников, 186 диаконов, 93 иподиакона и построено 17 церквей. И в этом смысле его следует считать одним из первопроходцев христианства на землях нынешней Западной Европы.
Последние дни жизни святителя Либория были освящены присутствием святого Мартина Турского. Господь предоставил возможность святителю Мартину руководить похоронами представившегося Либория в городской церкви во имя Двенадцати Апостолов, где уже до него было погребено тело первого епископа Ле-Мана святого святителя Юлиана.

Вскоре по захоронении у гроба святого Либория начали происходить чудодейственные исцеления и до наших дней сохранилось предание, что по молитвам святому Либорию можно получить избавление от каменно-почечной болезни, коликов, водянки и температуры.
Нетленные мощи святого Либория почивали в Ле-Мане вплоть до девятого века, когда произошло следующее знаменательное духовно-историческое событие. Епископ Альдерих (Alderich) передал в дар святому Бадураду (Badurad), епископу Падерборнскому, мощи святого Либория. Этот бесценный дар, как акт данной свыше христианской благодати и любви не остался незамеченным в истории. Так сложилось, что в дальнейшем ничто и никогда не прерывало дружбу двух объединённых Либорием городов. Франкский Ле-Ман выступил тогда покровителем еще очень молодой, становящейся на ноги христианской церкви саксонского Падерборна. И до сих пор этот союз любви неразделяем, несмотря на пронесшиеся над Европой бесчисленные средневековые и две мировые войны.
Великий западно-европейский крестный ход.
Дошедшие до наших дней летописные страницы повествуют о том великом празднике, который царил среди присутствовавших во время перенесения мощей из Ле-Мана в Падерборн. Это произошло в 836 году. Великий крестный ход с мощами двигался через многие сотни километров!
Как описывает очевидец событий диакон Энконрад (Enconrad), перенесение мощей, благословлённое епископом Альдерихом, началось с праздничной Божественной Литургии в церкви святого Либория (где к тому времени покоились его мощи). Затем под звуки псалмов, гимнов и духовных песнопений, с крестами, Евангелиями и лампадами, руководимая духовными лицами, облаченными в праздничные церковные одеяния, процессия тронулась в дальнюю дорогу. На всем пути многодневного шествия над верующими царствовал божественный аромат, с которым не могли сравниться запахи никаких заморских пряностей. Сам Дух Святой споспешествовал великому обретению Падерборном славного молитвенника и божественного заступника святителя Либория.
Сохранилось красивое предание, повествующее о павлине, сопровождавшем процессию. Этому невероятному явлению дивился весь христианский люд и прославлял Господа за его чудесное благоволение. Когда же шествие достигло ступеней Падерборнского собора, загадочная птица взлетела на самый конёк кружевной крыши и оттуда замертво упала вниз. По этой причине до сегодняшнего дня образ павлина является символом города и напоминает о жизни вечной и божественном провидении. А прямо за ковчегом с мощами святого Либория в соборном храме Падерборна установлена хоругвь с метелкой павлиньих перьев, которая снимается с места для шествования впереди процессии крестного хода с участием мощей святого Либория.
История похищения мощей герцогом Христианом Брауншвайгским.
В 1622 году, во время тридцатилетней войны, Падерборн посетил Христиан Брауншвайгский, более известный по кличке «Красавчик Христиан». Главной целью визита стал сбор недоимок. На тот момент в городском совете возобладали протестанты. У них возник конфессиональный спор с тогдашним католическим епископом Дитрихом фон Фюрштенбергом и поэтому городской совет отправил к герцогу своих представителей для ведения переговоров. В этом был некий искушающий момент, поскольку Падерборн имел статус католического епископского города. Протестанты решили открыть городские ворота для вхождения герцога с «ограниченным контингентом» только на три дня. Католическое духовенство в условиях изоляции покинуло свой непокорный город.
И вот, 31 января, с многочисленным войском прибывает герцог и размешается в коллегии иезуитов. Сразу же он отправляется в собор и начинает его грабить, захватив, в том числе и серебряный ковчег с мощами Либория. Это было актом неподобающего кощунства и святотатства для в общем-то католического Падерборна и вызвало волну открытого возмущения среди горожан, грозившее перерасти в вооруженное сопротивление. «Изъяв церковные сокровища», ровно через неделю, 6 февраля, Христиан удалился восвояси вместе с ценностью, значение которого осталось для герцога за границей понимания. В Липпштадте святотатство продолжилось. Мощи были изъяты и ковчег вместе с другими сокровищами собора переплавлен в монеты. На одной стороне талеров было вытиснуто «Все с Богом 1622», а на другой «Друг Бога, враг священников». Событие было настолько неординарным, что впоследствии нашло отражение в произведениях искусства.
Но Бог и Его святые поругаемы не бывают. В 1626 году в возрасте 26 лет герцог Христиан Брауншвайгский был убит в сражении. Мощи святителя Либория были обнаружены в Лотарингии и перенесены в один из монастырей Бонна. Вскоре сёстрам монастыря было открыто, чьи бесценные мощи почивают в их скромной обители и с почестями они были перенесены в замок Нойхаус близ Падерборна, — тогдашнюю епископскую резиденцию.
Драгоценный ковчег с мощами.
В конце сентября того же года мастером Гансом Краком из Дринденберга (Hans Krako von Drindenberg) был изготовлен новый ковчег. А для того, чтобы хоть как-то замолить пред Богом грех кощунства «красавчиком Христианом» для ответственной работы мастеру были переданы 130 двойных золотых саксонских гульденов. Другими словами, на изготовление нового мощевика было положено как бы двойное число монет по сравнению с вылитыми из первого ковчега.
Работа вышла на славу. До сих пор, с 1627 года, когда новый ковчег с мощами был торжественно возвращен в собор города, его высокие художественные достоинства, даже сами по себе, являются гордостью Падерборна. Изготовленный из золота, серебра и бронзы он привлекает в главный храм Падерборна огромное количество верующих и просто туристов.
На его лицевых частях отлиты барельефные изображения Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии (в католической традиции она была коронована специально существующим богослужебным обрядом). На боковых сторонах ковчега размещаются изображения двенадцати апостолов, а на скатах крышки — рельефы покровителей Падерборна святителей Либория и Килиана.
Святитель Либориус в современном мире.
Исходя из современных исторических знаний можно утверждать, что святой Либорий стоял в самом начале процесса объединения Европы, а города Ле-Ман и Падерборн стали первыми городами-побратимами в мире.
В настоящее время христианская церковь празднует память святителя 23 июля. Кроме этого в последнюю неделю июля организуется грандиозное трёхдневное празднество, так называемый «большой праздник Либория». Ежедневно в нём принимают участие тысячи верующих, прибывающих в Падерборн со всех концов света. Свидетели уверяют, что особенно впечатляющей выглядит вечерняя служба, когда происходит торжественное поднятие ковчега под звуки специально написанного «туша Либория». Современный туш — это интерпретация композиции Феликса Мендельсона- Бартольди ( оратория св. ап. Павла) 1836 года.
Святитель Либорий вот уже много сотен лет является глубокопочитаемым святым не только в Германии (кроме Падерборна частицы его мощей хранятся в Магдебурге, Дессау, Эссене, Гельзенкирхене, регионе Оснабрюк, Хильдесхайме, Мюнхене), но и во многих странах Европы и мира.
В Европе: Антверпен (Бельгия), Ле-Ман (Франция), Ст. Либорий (Италия), Пловдив (Болгария), Nagyszentjanos (Венгрия), Marijampole (Литва), на Мальте и даже в России (Краснодар).
На других материках: в Австралии (Eaglehawk), в Африке — Танзании (Simbawanga) и особенно в странах Латинской Америки: Эквадоре (Pelileo), Гватемале (Quetzaltenango), Никарагуа (Juigalpa), Панаме (Santiago de Veraguas, El Bale), Аргентине (Goya). Поэтому без особого преувеличения можно говорить о всечеловеческой памяти святителя Либориуса.
К сожалению, до сих пор этот святой первых веков христианства практически неизвестен российскому православию, поэтому отсутствуют тропарь и кондак, нет памяти святого, зафиксированной в минее, отсутствует православное паломничество к его святым мощам.

Думается. что со временем это упущение будет устранено.
Святителю Либорие, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин, Дюссельдорф-Бенрат, март 2007.
Впервые опубликовано в журнале «Покров» в 2007 году.
Паломникам о мощах святого:
* Мощи святителя Либория хранятся в крипте собора города Падерборн, Германия.
* Частица мощей святителя находятся во многих городах мира (смотрите выше в тексте).
* Возможно, что частицы мощей святого Либория хранятся где-то ещё. Присылайте указания, и мы расширим список паломнических объектов, связанных с именем святителя Либория.
Тропарь, глас 4:
Правило веры и образ кротости, /
воздержания учителя /
яви тя стаду твоему, /
яже вещей истина: /
сего ради стяжал еси смирением высокая, /
нищетою богатая, /
Отче Либорие, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Божественный гром, труба духовная, /
веры насадителю и отсекателю ересей, /
Троицы угодниче, /
великий святителю Либорие, /
со Ангелы предстоя присно, //
моли непрестанно о всех нас.
Величание:
Величаем тя, /
святителю отче Либорие, /
и чтем святую память твою /
ты бо молиши за нас /
Христа Бога нашего.

С Днем Георгия святого!
Пусть он вас от бед хранит,
От события плохого
И от всяческих обид.
Вера пусть вам помогает
Жить спокойно и легко.
И Господь оберегает
От ненужного всего!

В День Георгия святого
Мы хотим вам пожелать,
Чтобы мог он вас по жизни
Защищать и охранять.
Пусть победу вам приносит
Покровительство его,
А о бедах и печалях
Чтоб не знали ничего.

Поздравляю с Днём святого Георгия Победоносца и от души желаю невероятной выдержки и силы воли, мудрости мысли и отваги души, храбрости сердца и бесстрашия натуры, добрых намерений в жизни и счастливой судьбы.

Еще поздравления в прозе →

В день Георгия святого
Пожелать тебе хотим,
Чтобы был ты, наш Георгий,
Так же цел и невредим.
Чтоб здоровье было крепким,
Несмотря на все года.
Ну, а счастье и удача
Будут рядом пусть всегда.

Сегодня в день Георгия Святого,
Желаем вам свершений и побед,
Пусть прочь уйдут заботы и тревоги,
Пусть жизнь течет без горя и без бед.
Георгия пусть подвиги, заслуги
Вас вдохновят и позовут с собой,
Покинут пусть болезни и недуги,
Пусть будет дом наполнен добротой.

В этот день святой Георгий
Победит всё в мире зло,
Пожелаем вам успехов,
Чтоб всегда во всём везло.
Пусть здоровья вам прибавит
Покровитель ваш святой,
А все беды и ненастья
Обойдут вас стороной.

В День Георгия желаю
Вам спасения от бед.
Пусть он вас оберегает
И дарует веры свет.
Его в сердце сохраните,
Не теряя никогда.
Никогда в вашу обитель
Не проникнет пусть беда.

Георгий, змея пронзивший копьем,
Победу над злом возвестил,
Вечной борьбе за веру Христа
Жизнь он свою посвятил.
Вынес он муки без стона и крика,
Веру в душе храня,
Пусть его сила пройдя сквозь века
Хранит и тебя и меня.

В день Георгия Победоносца
Ясный свет на землю льется,
Этот праздник мы встречаем,
Христиан всех привечаем.
Вот и Вам хочу сказать:
Я желаю бед не знать,
Дом Ваш пусть Господь хранит,
Всю семью благословит!

В чудесный День Георгия святого
Желаю вдохновения, тепла
И счастья, будто небо, пребольшого,
Чтоб шли успешно все твои дела.
Георгий пусть от бед оберегает,
Твою семью во все года хранит.
Пусть вера оптимизмом заряжает
И в дни любые сказочно бодрит!

Пусть Георгий святой принесет
Только счастье, добро и удачу!
Пусть в душе твоей вера живет,
Становись во всех смыслах богаче!
Пожелать хочу море терпения,
Пусть с тобой будут храбрость и сила,
Чтобы каждое в жизни мгновение
Лишь успехи тебе приносило!

Житие святого Георгия Победоносца

Родился Георгий в богатой и знатной семье и когда мальчик подрос, то решил стать воином, и он показал себя примерным и отважным. В битвах он проявлял свою решительность и немалый ум. После смерти родителей он получил богатое наследство, но решил отдать его беднякам. Житие святого Георгия проходило во времена, когда христианство не было признано и преследовалось императором. Победоносец верил в Господа и не мог предать его, поэтому стал защищать христианство.

Императору не понравилось такое решение, и он приказал подвергнуть его мучениям. Святой Георгий был брошен в темницу и его пытали: били плетками, ставили на гвозди, применяли негашеную известь и так далее. Он перенес все стойко и не отказался от Бога. Каждый день он чудесным образом исцелялся, призывая в помощь Иисуса Христа. Императора это только еще больше разозлило, и он приказал отрубить Победоносцу голову. Случилось это в 303 году.

Георгия причислили к лику святых, как великомученика, который пострадал за христианскую веру. Свое прозвище Победоносец получил за то, что во время пыток проявил непобедимую веру. Многие чудеса святого являются посмертными. Георгий является одним из основных святых Грузии, где его считают небесным защитником. В древние времена эту страну называли Георгией.

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ — НАШ НЕБЕСНЫЙ ХОДАТАЙ ПЕРЕД ПРЕСТОЛОМ БОЖИИМ. Житие.

Житие святого великомученика Георгия Победоносца

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» – повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо.

Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и, царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое – умертвить. Но и зелья не действовали – святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, – я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. – «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» – спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Гробница и мощи святого великомученика в Лидде

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви.

Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Народные представления о святом Георгии — могучем богатыре, устроителе земли — нашли свое яркое выражение в русских духовных стихах, передававшихся изустно и находивших широчайшую аудиторию.

На земле зародился

могучь богатырь

Да по имени Егорий

Свет Храбрый.

Он списал свой лик на образе,

Дак он поставил образ за престол Божий,

Завещал попам, отцам духовным,

Дак всему миру православному.

Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) – сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией – страной Георгия).

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.

За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305–311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры – святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313–324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *