Святой ефрем сирин

Святой ефрем сирин

Житие священномученика Ефрема, неа-макринского Чудотворца

Святой священномученик Ефрем родился 14 сентября 1384 года. Ещё в раннем детстве он остался без отца, и его воспитание взяла на себя его благочестивая мать.

По Промыслу Божию святой Ефрем, будучи в возрасте 14 лет, покидает родной дом и отправляется в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на горе Амумнон, то есть «Непорочных», недалеко от селения Неа Макри.

То, что Господь направил стопы святого Ефрема на гору Непорочных, не случайно. Согласно Преданию, в 10-11 веках гора Амумнон процветала от множества находившихся на ней отшельников. Завидуя равноангельскому житию иноков, многие дворяне, даже царские особы, оставляли удовольствия сего мира, принимали монашество и поселялись на горе Непорочных.

Этому примеру святых подвижников последовал и святой Ефрем, с малых лет желавший стать монахом. Он пришел сюда, для того чтобы подвизаться в этом известном с древних времен святом месте, который являлся духовным центром для многих монахов и аскетов Византийской империи.

В этом монастыре святой принимает монашество, священство и ведёт суровую аскетическую жизнь, подобную древним подвижникам и отшельникам первых веков христианства. Так в суровых подвигах, он прожил 27 лет.

14 сентября 1425 года, в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, монастырь был захвачен турками, все монахи монастыря были убиты, а святой Ефрем стал их единственным пленником.

В этот же день начались его страшные мучения, которые продолжались 9 месяцев, и которые закончились 5 мая 1426 года.

Святой Ефрем мученически скончался в возрасте 42 лет. Перед своей смертью он испытал страшные мучения. Турки сильно избили его, распяли его измученное тело на дереве вниз головой и проткнули его живот несколько раз раскаленным колом. После таких пыток он все равно оставался в живых и молился за своих мучителей. Тогда разъяренные турки скинули его израненное тело и стали бить его ногами пока святой не отошел ко Господу. Это дерево до сих пор сохранилось в монастыре.

Более, чем через 500 лет Господь открыл игуменье этого женского монастыря старице Макарии и всему Православному миру житие и мощи святого новомученика Ефрема, через его многочисленные явления, как монахиням этого монастыря, так и благочестивым паломникам.

3 января 1950 года были обретены его святые мощи, которые сильно благоухают.

От этих мощей происходит много чудес и исцелений. В Греции его почитание можно сравнить с почитанием святого Иоанна Русского, также как почитание святого Николая Чудотворца в России. Память святого Ефрема Новомученика отмечается 2 раза в год: 3 января — в день обретения его святых мощей и 5 мая — в день его мученической кончины.

***

Монастырь святого новомученика Ефрема или Благовещения Пресвятой Богородицы

монастырь основан в 9 веке.

Главные святыни монастыря: мощи св.муч.Ефрема, дерево на котором он принял мученическую кончину, святой источник.

Священномученик Ефрем Новоявленный

Тропарь, глас 1
На горе Непорочных яко солнце возсиял еси,/ и мученически, богоносне, к Богу изшел еси,/ варварское нашествие претерпел еси,/ Ефреме великомучениче Христов,/ сим присно источаеши благодать всем благочестно вопиющим ти./ Слава давшему ти крепость,/ слава прславльшему тя,// слава подающему тобою всем исцеления!

Кондак, глас 3
На горе Непорочных подвизался еси, богомудре,/ и на сей прошел еси мученичества путь,/ сего ради сугубым венцем Живодавец достойно тя венчал есть,/ священномучениче Ефреме,// прилежно просяща помиловати славословящих тя.

Молитва священномученику Ефрему

молитва общая священномученику

О, преславный священномучениче Ефреме! и скорый помощниче Христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струны души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

* * *

Прп. Ефрем Сирин

Ефрем Сирин (+ 373), диакон, преподобный, один из великих учителей Церкви IV века

Память 28 января

Родился в Низибии, в первых годах IV в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.

Прп. Ефрем был в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Эдессы, поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.

Скончался в 373 году в сане диакона.

Сам Ефрем называет себя человеком «неученым и малосмысленным»; однако его учености «удивлялся», по выражению Феодорита, Василий Великий.

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства».

Сочинения преподобного Ефрема еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана.

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *