Святой дионисий ареопагит

Святой дионисий ареопагит

М.: Глаголъ, 1994. — 70 с. (Интерактивное меню) — ISBN 5-85381-082-0, 978-5-85381-082-2Трактат Священно-мученика Дионисия Ареопагита, Епископа Афинского. (Пер.

с греч.)
По благословению Епископа Пермского и Соликамского АФАНАСИЯАннотация
Дионисий Ареопагит — афинский мыслитель, христианский святой. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником ап. Павла (Деян. 17:34) и первым епископом г. Афины. В 95 г. он был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию где и погиб в гонение Домициана ок. 96 г.
В трактате О небесной иерархии, после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, — каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину.
Да будет руководителем в слове Христос, и если могу сказать, мой Христос, Наставник в изъяснении всякой Иерархии. Ты же, сын мой, сообразно с святым установлением, преданным нам от наших Иерархов, благоговейно внимай священным словам, осеняемый вдохновением от вдохновенного учения.
(Неб. Иерар. гл. 2, § 5)О книге
Святой Дионисий Ареопагит.
Пресвитер Дионисий сопресвитеру Тимофею.
О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными.
Что есть Иерархия, и какая цель Иерархии?
Что означает наименование Ангелов?
Почему все небесные Существа вообще называются Ангелами?
Какой чин небесных Существ есть первый, какой средний и какой последний?
О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии.
О Господствах, Силах и Властях, и о средней их Иерархии.
О Начальствах, Архангелах и Ангелах, и о последней их Иерархии.
Краткое повторение и заключение того, что сказано об Ангельских чинах.
Почему небесные существа все вообще называются небесными Силами?
Почему наши Священноначальники называются Ангелами?
Почему говорится, что Пророк Исаия был очищен Серафимом?
Что значит указываемое в Писании число Ангелов?

(Дан. VII, 10).
Что означают чувственные изображения Ангельских Сил.
(По изданию 1893 г. Перевод с греческого).

Именины Дениса

Маленький Денис очень активный, любознательный и веселый мальчик. У него много друзей. Он выделяется среди других детей, поэтому его больше всего запоминают воспитатели и учителя. В школе отличается сообразительностью и хорошей памятью, но мешают ему его неусидчивость и нетерпеливость.

Но если его чем-либо заинтересовать, он превзойдет все ожидания. Обладает хорошими организаторскими качествами, у него часто идут на поводу.

Уже повзрослев, приобретает такие качества характера, как принципиальность, излишняя самовлюбленность. Взрослый Денис становится более усидчивым и старательным. Интересующую его область он обязательно свяжет со своей будущей профессией, где добьется больших успехов, возможно даже прославится. В жены выбирает себе спокойную и уравновешенную девушку, которая будет спокойно относиться к некоторым его недостаткам характера. В случае каких-либо жизненных неудач Денисы могут найти выход в алкоголе. Поэтому близким людям следует уберегать его от излишнего употребления спиртного.

Судьба: Денис очень усидчив, аккуратен и спокоен. Люди с этим именем легко встречаются с жизненными препятствиями и умеют их обходить. Они везунчики, умеют со всего извлечь выгоду, никогда не унывают.

Святые: Дионисий Радонежский (именины 25 мая), Дионисий Печерский (именины 10 сентября), Дионисий Ареопагит (именины 16 октября).

Денис Именины по Церковному Календарю

  • 17 Января – Дионисий Ареопагит, сщмч., епископ, Афинский (70 ап.)
  • 6 Февраля – Дионисий Олимпийский, прп.
  • 5 Марта – Дионисий Валаамский, прмч.
  • 23 Марта – Дионисий Коринфский (другой), мч.; Дионисий Коринфский, мч.
  • 28 Марта – Дионисий Кесарийский (Палестинский) (другой), мч.; Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч.
  • 29 Марта – Дионисий
  • 4 Мая – Дионисий Пергийский (Памфилийский), мч.
  • 19 Мая – Дионисий Фракийский, мч.
  • 25 Мая – Дионисий Радонежский, архимандрит
  • 31 Мая – Дионисий Лампсакский, мч.
  • 10 Июня – Дионисий (Петушков), прмч., иеросхимонах /новомуч./
  • 14 Июня – Дионисий Глушицкий, игумен
  • 16 Июня – Дионисий Византийский, мч.
  • 8 Июля – Дионисий Афонский, прп.
  • 9 Июля – Дионисий Суздальский, архиепископ
  • 13 Августа – Дионисий Ватопедский, прмч..
  • 17 Августа – Дионисий Ефесский
  • 31 Августа – Дионисий Требийский, мч.
  • 10 Сентября – Дионисий, прп.. иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус,).
  • 12 Сентября – Дионисий Островский, прп..
  • 19 Сентября – Дионисий Александрийский, мч., чтец
  • 16 Октября – Дионисий Ареопагит, сщмч., епископ, Афинский; Дионисий Печерский, Щепа, затворник, иеромонах
  • 18 Октября – Дионисий Александрийский, исповедник, епископ
  • 25 Октября – Дионисий Глушицкий, игумен
  • 28 Октября – Дионисий Суздальский, архиепископ
  • 4 Ноября – Дионисий Ефесский
  • 14 Ноября – Дионисий
  • 23 Ноября – Дионисий (Щегопев), сщмч., иерей /новомуч./
  • 2 Декабря – Дионисий, мч.
  • 3 Декабря – Дионисий Доростольский, мч.
  • 12 Декабря – Дионисий, сщмч., епископ, Коринфский
  • 30 Декабря – Дионисий, архиепископ, Эгинский

О небесной иерархии

Дионисий Ареопагит (Псевдо Дионисий) христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. П.-Д. А. связал онтологию неоплатонизма (и порожденное этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о «церковной иерархии» непосредственно подстраивается у П.-Д. А. к доктрине о «небесной иерархии». При этом в отличие от мистического историзма Августина (церковь как «град Божий») образ церкви у П.-Д. А. как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных «таинств» (описываемых как «посвящения», при помощи лексики античных языческих мистерий); к.-л. драматизм и противоречия полностью отсутствуют.

Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т.ч. на теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте — «Рай», и др.).

  • О книге
  • Святой Дионисий Ареопагит
  • ГЛАВА I Пресвитер Дионисий сопресвитеру Тимофею
  • ГЛАВА II О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными
  • ГЛАВА III Что есть Иерархия, и какая цель Иерархии?
  • ГЛАВА IV Что означает наименование Ангелов?
  • ГЛАВА V Почему все небесные Существа вообще называются Ангелами?
  • ГЛАВА VI Какой чин небесных Существ есть первый, какой средний и какой последний?
  • ГЛАВА VII О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии
  • ГЛАВА VIII О Господствах, Силах и Властях, и о средней их Иерархии
  • ГЛАВА IX О Начальствах, Архангелах и Ангелах, и о последней их Иерархии
  • ГЛАВА X Краткое повторение и заключение того, что сказано об Ангельских чинах
  • ГЛАВА XI Почему небесные существа все вообще называются небесными Силами?
  • ГЛАВА XII Почему наши Священноначальники называются Ангелами?
  • ГЛАВА XIII Почему говорится, что Пророк Исаия был очищен Серафимом?
  • ГЛАВА XIV Что значит указываемое в Писании число Ангелов? (Дан. VII, 10)
  • ГЛАВА XV Что означают чувственные изображения Ангельских Сил

Дионисий Ареопагит (Псевдо Дионисий) ‘О небесной иерархии’ — Москва, 1994 — с.96

Поиск Лекций

Житие и страдание святого священномученика Дионисия Ареопагита

Священномученик Дионисий Ареопагит происходил от благородных родителей – язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах. В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости, в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь, где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии. В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделался членом Ареопага.

Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа, тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом. – Апостол Павел спросил его:

– Кого вы почитаете за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других. Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». – Он спросил Дионисия:

– Кто сей «Неведомый Бог»?

– Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.

Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание, солнце изменилось в мрак, и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. – «Итак, Дионисий, – заключил свои слова святой Апостол Павел, – веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу».

Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать Апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.

Когда Апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял Апостола даровать ему прозрение. Святой Апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:

– Господь мой Иисус Христос, Который «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан.9:6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!

И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать:

– Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.

Слепец отправился и сказал то, что повелел Апостол Павел; вместе с тем, он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему чрез Апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою Дамарою, с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к Апостолу Павлу и крестился от него. После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к Апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от Апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах». Впоследствии Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа, и из Солуни отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей.

Сей Дионисий слышал проповедь не одного только Апостола Павла, но и всех Апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел и Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский. Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом – вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией – в Галлию (нынешняя Франция) для проповеди здесь слова Божия язычникам. Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь на собранные новообращенными христианами средства. В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец. Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом. Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Придя в город Париж, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны.

Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес:

– Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?

Святой отвечал:

– Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.

На вопрос Сисиния: «Кого он почитает за Бога», – святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

Но воевода, уподобившись глухому аспиду и не желая слушать спасительной проповеди, спрашивал всех троих, – Дионисия, Рустика и Елевферия, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы. Они же, как бы едиными устами, отвечали:

– Мы – христиане, почитаем Единого Бога, Который на небе, и Ему мы поклоняемся; приказанию же царскому повиноваться не будем.

Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа. Сисиний, сознавая, что скорее ослабнут руки палачей, чем изнеможет терпение святых, в тот же день велел бросить мучеников в темницу. На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе. Между тем святой воспевал псалом: «Слово Твое весьма чисто , и раб Твой возлюбил его» (Пс.118:140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их. Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и святой совершал там для них Божественную литургию и причащал их св. Таин Тела и Крови Христовых. Когда он совершал Божественную литургию, верующие видели над блаженным Дионисием несказанный свет: с воинством ангелов являлся Царь Славы и, поскольку возможно было сие для телесных очей верующих, они взирали на Него. По прошествии некоторого времени, Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и представлены к военачальнику, который снова увещевал их принести жертвы идолам. Святые не повиновались, но исповедали Христа Бога Истинного. Тогда мучитель в гнев приказал беспощадно бить святых, а потом осудил их на усечение мечом.

Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой, то Дионисий молился, взывая:

– Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною. Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив для тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою. Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик.

По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия. Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова.

Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *