Святой апостол иаков

Святой апостол иаков

Апостол Иаков Зеведеев

Иаков Заведеев (+ 44), апостол из 12, священномученик. Брат апостола Иоанна Богослова

Память 30 апреля и в Соборе 12 апостолов

Происходя из дома зажиточного рыбака, он слушал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к апостольству вместе с братом Иоанном (Мф. 4, 21; Мк.

1, 19-20).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3, 17), Иисус назвал братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер . В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня или Иакова Младшего.

Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк. 9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).

После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков по преданию проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Рака с мощами ап. Иакова Зеведеева в главном алтаре Собора Сантьяго-де-Компостела

Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу I (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. (по другим источникам, около 42 г.) в Иерусалиме.

О смерти апостола сообщается в Деян. 12, 1-2, согласно этому сообщению царь Ирод Агриппа I»убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 г. Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи апостола были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Вероятно, к этому же времени восходит предание Западной Церкви о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове.

В честь апостола Иакова названа также столица Чили — Сантьяго.

Святой апостол Яков, «Конец земли» и Сантьяго де Компостела

Об апостоле Якове, «Конце земли» и соборе «Сантьяго де Компостела» я впервые прочитал в книге Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. «Библейская Русь».

Носовский Г.В., Фоменко А.Т.

Библейская Русь

В двух томах.

2000 г., 1280 стр.
ISBN 5-88688-026-7, 5-88688-027-5, 5-88688-025-9

Об истории святого Якова можно почитать в главе 4.1 «Святой апостол Яков и его захоронение в известном испанском соборе Сантьяго де Компостелла». С полным текстом этой главы можно ознакомиться на сайте www.chronologia.orgздесь.

Вот несколько отрывков, к которым я добавил несколько ссылок и фотографий собора.

Считается, что апостол Иаков захоронен в Испании, в огромном готическом соборе Сантьяго де Компостела, рис.5.21. Сегодня здесь показывают саркофаг с мощами Иакова. Происхождение названия города и собора объясняют так. Имя САНТ-ЯГО — это Святой Иаков, а КОМПО-СТЕЛА (Campo de la Estrella, по-испански) — это латинское словосочетание Campus Stellae, то есть Поле Звезд или Лагерь Звезд , с.7; , с.10.

Символом или, если угодно, гербом апостола Иакова считается крест в виде меча, украшенного полумесяцами, рис.5.22, рис.5.23. Более того, в самом центре огромного собора Сантьяго де Компостела, прямо над главным алтарем возвышается большая роскошная статуя Святого Иакова, с ног до головы покрытая золотом и драгоценными камнями. На груди апостола мы видим КРЕСТ-МЕЧ, УКРАШЕННЫЙ ОСМАНСКИМ ПОЛУМЕСЯЦЕМ, сделанным из драгоценных камней, рис.5.24 и рис.5.25.

Еще одним символом Святого Иакова считается большая морская ракушка, перекрещенная двумя мечами, рис.5.26. Мечи — это, конечно, символ османского завоевания. А океанская раковина, скорее всего, появилась потому, что завоевав Испанию, османские=атаманские войска наконец вышли к самой западной точке Европейского материка и оказались на берегу Атлантического океана. Это было безусловно крупное событие. В память о нем и возник яркий символ — морская ракушка на фоне скрещенных мечей. Иногда мечи рисовали по бокам раковины, рис.5.27, рис.5.28.

Сообщается, что Святой Иаков ЛИЧНО УЧАСТВОВАЛ в известной битве средних веков при Клавихо. В скалигеровской истории получается, будто делал он это через много столетий после своей смерти.

Сантьяго де Компостела как в средние века, так и сегодня пользуется огромным уважением в христианском мире , с.9. Мощи Святого Иакова, находящиеся в соборе, являются объектом поклонения тысяч и тысяч пилигримов, прибывающих сюда со всех концов мира. Паломничество к мощам Иакова началось, как считается, в XI-XII веках и не прекращается до настоящего времени. Площадь перед кафедралом называлась в средние века «Раем» (Paraiso, по-испански) и была конечной точкой, куда сходились многочисленные пути пилигримов ,

Очень интересны дошедшие до нашего времени сведения о средневековой традиции, неукоснительно требовавшей, чтобы паломники, даже начав свой путь из дальних стран Европы, шли на поклонение в Сантьяго де Компостела только по специальным путям, нарисованным на карте Западной Европы и образующим достаточно сложную и запутанную сеть.

Эта система средневековых европейских маршрутов была известна под названием «Маршруты Пилигримов в Сантьяго». Существовала специальная средневековая карта, на которой была аккуратно нанесена канонизированная сеть «священных дорог Святого Иакова». Правда, до нашего времени дошла лишь поздняя версия этой карты, датируемая 1648 годом. То есть уже карта эпохи Реформации.

<<В 1987 году ЮНЕСКО признала эту общую концепцию паломнических маршрутов в Сантьяго, объявив ее «Главным Европейским Культурным Путеводителем» (Primary European Cultural Itinerary)>> , с.10.
Обращает на себя внимание чрезвычайно высокий религиозный статус, приданный в средние века сети «маршрутов Иакова», охватывающей всю Западную Европу. Считается, что будто бы с 1119 года был утвержден порядок, согласно которому каждый год, в который день Святого Иакова, отмечаемый 25 июля, приходится на воскресенье, объявляется Святым Годом. Такое событие происходит каждые 6, 5, 6 и 11 лет. Так вот, пилигримы, совершившие паломничество к мощам Святого Иакова в такой Святой Год, получают в соборе Сантьяго де Компостела ПОЛНОЕ ОТПУЩЕНИЕ ВСЕХ ГРЕХОВ, полную индульгенцию , с.10.

Совсем рядом находится мыс, названный в ту эпоху «Конец Земли» — C.de Finis terre, рис.5.42, рис.5.43. Здесь — самая западная точка европейского континента. А рядом — город с тем же названием «Конец Земли» (Finisterrae), рис.5.43. Название «Конец Земли» сохранилось тут до сегодняшнего дня. Кроме этого «Конца Земли» существует еще несколько мест с таким же названием, например, во Франции. Однако отличие «испанского Конца Земли» от других, вероятно, в том, что этот «конец» точно отвечает современному пониманию запад-восток, то есть пониманию того, где расположен северный полюс, из которого исходят меридианы. Люди, поставившие здесь на карте Испании самый западный «Конец Земли», уже хорошо понимали — где находится северный полюс, и представляли, что такое меридианы. «Испанский Конец Земли» — западнее всех других «концов».

В свете всего сказанного особое звучание приобретает следующий яркий факт. Во время нашего посещения собора Сантьяго де Компостела в июне 2000 года мы сразу же обратили внимание на большую рельефную карту Западной Европы, изготовленную из металла, рис.5.44. Мы сфотографировали карту с разных точек, стараясь высветить по возможности все детали (пока что ее нет в путеводителях и альбомах, посвященных собору). Как нам сообщили служители собора, эта карта была изготовлена сравнительно недавно, несколько лет тому назад, и помещена на почетное место в соборе, прямо под старейшим барельефом, изображающим завоевания Святого Иакова.

Так что же изображено на металлической карте? Оказывается, на ней показана уже хорошо знакомая нам густая сеть «дорог Иакова», покрывающая Западную Европу и Англию. В деталях эта сеть отличается от карты 1648 года, однако в целом она более или менее точно воспроизводит старинный оригинал. Впрочем, возможно, что при создании рельефной карты использовались какие-то другие старинные изображения, на которых сеть «путей Иакова» несколько отличалась от карты 1648 года.
САМОЕ ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ, ЧТО ВО ВСЕ ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВЕРТИКАЛЬНО ВОТКНУТЫ ОГРОМНЫЕ МЕЧИ, НА РУКОЯТИ КАЖДОГО ИЗ КОТОРЫХ СИЯЕТ БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА, рис.5.46. Всего мечей восемь. Мечи воткнуты в Англию, в западную Испанию, в Пиренейский перешеек, то есть в юг Франции, далее в северную Францию, в Италию, в Скандинавию, в Германию, по-видимому, в Балканские страны, рис.5.47. Вдали на карте видна территория России, но здесь уже никаких вертикальных мечей нет.

В музее Сантьяго де Компостела хранятся старинные манускрипты. Они содержат много интересного. Например, на рис.5.60 мы приводим старинную миниатюру, на которой совершенно четко написано ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ, рис.5.61.

На рис.5.64 приведен один из других барельефов собора, где османский полумесяц на щите-гербе изображен абсолютно недвусмысленно.

Вверху — христианский крест и ракушки. Справа и слева герб поддерживают ангелы.

В заключение отметим любопытную деталь. В соборе Святого Лоренца, в немецком городе Нюрнберге, находится старинное изображение Святого Иакова, рис.5.67. На его головном уборе мы видим уже хорошо знакомую нам морскую ракушку, рис.5.68. Но этот головной убор является теплой зимней шапкой-ушанкой!

Сантьяго-де-Компостелла (Caminho de Santiago de Compostela)

Кафедральный собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостелла. Этот собор является не только самой большой романской церковью в Испании, но и одной из крупнейших романских построек в Европе. Построен на месте обнаружения захоронения одного из учеников Христа как место хранения мощей и поклонения им. Строительство началось в 1211 г. и продолжалось еще 400 лет. К его окончанию собор приобрел черты стиля барокко. Один из самых прекрасных соборов мира по-прежнему остается важной христианской святыней, а его уникальность состоит в том, что собор прекрасно просматривается со всех сторон — паломникам он был виден задолго до окончания пути.

В статье о чуме «Чёрная смерть» в Википедии утверждается следующее —

Собор «Сантьяго де Компостела»

Картинка взята с сайта wikimedia.

Карта Европы с воткнутыми в нее мечами расположена на одной из стен знаменитого собора Сантьяго де Компостелла.

На официальном сайте собора изображение этой карты найти не удалось.

Изображение взято с сайта www.chronologia.org.

Старая карта маршрутов пилигримов

Картинка взята с сайта
http://www.geocities.com/Yosemite/8918/img/mapacaminho.jpg

Маршруты Пилигримов в Сантьяго
Map of the way of St James In Europe

Картинка взята с сайта Wikipedia.

Cобор «Сантьяго де Компостела»

Картинка взята с сайта Wikipedia.

Собор «Сантьяго де Компостела»

Картинка взята с сайта Wikipedia.

Ссылки

http://www.catedraldesantiago.es/ — Официальный сайт собора (The official site of the Santiago de Compostela cathedral).

Внутреннее убранство собора можно посмотреть здесь
http://commons.wikimedia.org/wiki/Cathedral_of_Santiago_de_Compostela_(Interior)

http://en.wikipedia.org/wiki/Way_of_St._James
http://www.answers.com/topic/cathedral-of-santiago-de-compostela

http://commons.wikimedia.org/wiki/Pórtico_da_Gloria
http://commons.wikimedia.org/wiki/Pórticos_da_Catedral_de_Santiago

http://www.igrejabranca.ru/religion/Santiago.htm- Орден Сантьяго

Интересные любительские видеоролики можно найти на YouTube.

07.07.2011. В Испании украден первый в мире путеводитель (оригинал иллюминированной рукописи XII века «Кодекс Каликста»).

От чумы скончалось до половины населения Европы, от 15 дo 34 миллионов человек (во всем мире скончалось 75 миллионов человек). Предполагается, что та же самая болезнь возвращалась в Европу каждое поколение с различными степенями интенсивности и смертности до 1700-ых. Известные поздние эпидемии чумы включают: итальянскую эпидемию 1629—1631, «Большую эпидемию Лондона» (1665—1666), «Большую эпидемию Вены (1679)», «Большую эпидемию Марселя» в 1720—1722 и чуму в Москве в 1771. Части Венгрии, Брабант, «Hainaut» и Лимбург (всё — в современной Бельгии), так же как Сантьяго-де-Компостела в Испании, были незатронуты по неизвестным причинам (хотя эти области были поражены второй эпидемией в 1360—1363 и позже в течение многочисленных возвращений бубонной эпидемии).

Его память празднуется 30 апреля (13 мая по новому стилю)
Святый Иаков, сын Зеведеев и брат святого евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, апостол Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом (Мф. 4, 21-22), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих (Ин. 13, 23), а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить (Мф. 20, 22-23). И сами апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их (Лк. 9, 54); и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им . Этим двум апостолам , Иакову Зеведееву и Иоанну, а также апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе , когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17, 1-9). После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой апостол прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь для Иудеев , как гром (Мк. 3, 17), ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев и книжников, обличая и укоряя их за жестокосердие в неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв , будучи гордым , не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: -«Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре». Филит пришел и беседовал со святым апостолом Иаковом , но будучи не в состоянии противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен апостол , молчал, как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения апостолу. Познав истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву, возвестил ему, что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои даже чудесами. При сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование и волхвование и сделаться самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими чарами призвал 6есов и повелел им держать Филита на одном месте связанным так, что он не мог сдвинуться с места, и сказал при этом: -«Посмотрю, как избавить тебя твой Иаков». Филит же послал тайно к апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан бесами. Узнав о сем , апостол послал к нему свое полотенце, сказав , чтобы он взял посланное к нему полотенце и произнес такие слова: «Господь решит окованныя, Господь возводит низверженныя» (Пс. 145, 7-8). Лишь только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз , ибо бесы устрашившись полотенца апостола и силы произнесенных слов , оставили Филита и убежали от него. Тогда Филит , посмеясь над Гермогеном , пришел к святому Иакову и, наученный им святой вере , крестился. Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов , служивших ему, привести к нему связанными Иакова и Филита.

Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в котором обитал святой Иаков с Филитом , тотчас ангел Господень, по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, сталь их мучить. Бесы же в слух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею: -«Иаков , апостол Христов , будь милосердым к нам , ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем «. Святой Иаков сказал бесам: -«Ангел Божий, связавший вас , да разрешить вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда». Тотчас бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока поставили связанным пред апостолом и просили апостола, чтобы он позволил им отомстить свои обиды на Гермогене. Апостол же спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали: — «Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме» Тогда апостол сказал Филиту: -«Господь наш повелел за зло воздавать добром , посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов». После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз : -«Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай куда пожелаешь». Но Гермоген сказал : -«Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них , если ты не защитишь меня». Тогда апостол дал ему в руки свой жезл , который он употреблял в пути. Гермоген пошел с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого. Познав таким образом силу Христову и увидев немощь бесов, Гермоген собрал все свои волшебные книги, принес святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул: -«Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе» Наученный Иаковом святой вере , Гермоген принял крещение, по повелению апостола, сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым , так что именем Иисуса Христа творил чудеса. Иудеи, видя все совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу» (Деян. 12, 1-4). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове , пишет , что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек , по имени Иосия, один из донесших Ироду на апостола, видя мужество и дерзновение святого Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии-Христа), уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым . Тотчас и он , вместе со святым апостолом Иаковом , был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святой апостол исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого Иакова, дабы он простил ему грех , соделанный им по неведению,-простил ему, что он донес на него царю. Апостол , обняв и облобызав его, сказал ему: «мир с тобою»,-и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались (около 42 года от Рождества Христова). После усекновения их ученики святого апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному изволению отнесли его в Испанию, где и до ныне подаются от гроба его исцеления болящим и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцем и Святым Духом всею тварью прославляемого во веки.
Аминь.

(Текст взят из Житий святых свт. Димитрия Ростовского месяц апрель 30 число)

Тропарь св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 3
Апостол Христов был еси избранный,
и Богослову возлюбленному брат единородный,
всехвальне Иакове, поющим Тя грехов оставление испроси,
и душам нашим велию милость
Кондак св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 2
Глас Божественный слышав, призывающ тя,
любовь отца презрел еси, и притекл еси Христу, Иакове,
с сродником твоим, славне,
с нимже сподобился еси видети Господне Божественное Преображение
Молитва св. апостолу Иакову Зеведееву
О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.

Иаков Старший (лат. — Jacobus Major; итал.— GiacomoMaggiore; фр. — Jacques Majeur; исп. — Jagoили Santiago). Апостол, сын Зеведея (рыбака из Галилеи) и брат Иоанна Евангелиста. Он был в кругу близких к Христу людей, вместе с Петром и Иоанном присутствовал при Преображении и еще раз при Борении в саду, где те же трое изображаются спящими, пока Христос молился. Он был подвергнут мучениям и казнен в 44 году Иродом Агриппой. Цикл сцен его мучений и казни изображается на средневековых фресках и витражах. Фрески Мантеньи в капелле Эремитани (Падуя) были разрушены в 1944 году. Цикл легенд, относящихся к эпохе средневековья, повествует о его миссионерском путешествии в Испанию и погребении в Компостелле. Исторически ни то, ни другое несостоятельно, однако Компостелла стала одним из крупнейших центров христианского паломничества. Скорее житие, нежели Священное Писание, было основным источником вдохновения для художников, особенно испанских. Иаков предстает в трех ясно различимых типах: (1) Апостол. Он зрелого возраста, с редкой бородой, шатен или брюнет, его волосы разделены посередине пробором и падают на обе стороны лица наманер того, как это изображается у Христа. Он держит Меч — орудие его пытки. В более позднем церковном искусстве он держит Посох странника, кото­рый обычно отличает его от других святых, когда они изобра­жаются группой. (2) Пилигрим (начиная с ХШ века). Он носит широкополую пилигримскую шляпу (Шапка) и Плащ. На его посохе или на плече висит дорожная Сума или пилигримская фляга с водой. Его особый атрибут — Раковина, она появляется на его шляпе, плаще или на суме. (3) Рыцарь и святой покровитель Испании. Он верхом на коне, держит стяг и одет как странник или в воинских доспехах. Его конь топчет копытами сарацинов. Его надписи следующие: из Апостольского символа веры — «Qui conceptusest de SpirituSancto, natus ex Maria VIrgine» ; из Послания Иакова (1:19) (изменено) — «Omnis homo veloxest» .

Много испанских легенд о нем — некоторые из них представлены в живописи — датируется примерно X веком; они были систематизированы, чтобы стимулировать паломничество в Компостеллу. Одна такая легенда рассказывает о его еванге­лическоймиссиивИспаниюпослевознесенияХриста. В Сарагоссе ему явилась в видении Дева Мария, сидящая на вершине колонны из яшмы, и приказала ему построить на этом месте капеллу — история, которая служила объяснением основания церкви Нуэстра Сеньора дельПилар. Вернувшись в Иерусалим, он обратил в христианство и крестил волхва Гермогена — после того, как каждый испробовал свои силы надругом — вроде того, как это сделали апостол Петр (12) и Симон-волхв. После казни Иакова его ученики взяли его тело опять в Испанию и, ведомые ангелом, добрались до Падрона — главного города испанского королевства Галиции. Не­подалеку отсюда во дворце одной язычницы — Лупы, обратив­шейся в христианство после нескольких чудесных происшест­вий, Иаков был погребен. Его предполагаемая гробница была обнаружена около ТХ века, и это место было названо Сантьяго (Св. Иаков) де Компостелла. К XI веку оно приобрело широ­кую известность как место паломничества — следующее по значению после Иерусалима и Рима. Появление ракушки в качестве символа паломника в Компостеллу допускает не­сколько объяснений.

1. Чудо с курами. История, в которой слышны отголоски эпизода с Иосифом в Египте. Дочь одного испанского содер­жателя постоялого двора безуспешно пыталась соблазнить молодого и привлекательного пилигрима, со своими родителя­ми совершавшего паломничество в Компостеллу. Подобно жене Потифара, она решила отомстить юноше и спрятала, как и в случае с Иосифом, серебряную чашу в его дорожном метке, когда он собрался уходить. Она подстроила так, что чаша была найдена. Юношу обвинили в краже и повесили. Когда родители проходили мимо на обратном пути, сокруша­ясь о смерти сына, тело, все еще висевшее на виселице, громко заговорило и пожелало им доброго здравия. Это про­изошло потому, что Св. Иаков был вместе с повешенным и поддерживал его. Родители бросились с этой новостью к судье, который в этот момент сидел за столом и обедал. Судья отнесся к ним с насмешкой, сказав: «Ваш сын не живее, чем эти куры на моем блюде».

В этот момент — стоит ли говорить — птицы подпрыгнули и стали кудахтать. Юноша был возвра­щен его родителям.

2. Сантьяго; Св. Иаков в Клавихо. В битве при Клавихо (ок. 930), которая развивалась плохо для испанцев, воевавших против сарацинов, королю Рамиресу Кастильскому была, со­гласно легенде, во сне обещана победа. На следующий день на поле брани явился святой на белом коне и обратил врагов в бегство. С тех пор «Сантьяго!» стал воинским кличем. В этом контексте Св. Иаков известен как «Сразитель мавританцев», по-испански — «Matamoros».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *