Святогорская икона божией матери

Святогорская икона божией матери

История явления чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» Святогорская связана с устройством псковским царским наместником князем Юрием Токмаковым по повелению Царя Иоанна Васильевича IV Грозного Свято-Успенского Святогорского монастыря в 1569 году.

Поводом основания монастыря послужили дивные явления и многочисленные чудеса исцеления от икон Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия», которые были явлены Блаженному отроку Тимофею на реке Лугвица (Луговка) и Синичьей горе. На Синичьей горе явилась св. Тимофею икона в неизреченном свете, и был голос: «Избранный рабе Божий Тимофей, так угодно Сыну Моему Господу Иисусу Христу явить на сей горе свое милосердие для спасения рода христианского, но не теперь, а по прошествии шести лет, приди на сию гору и тогда увидишь действие благодати Божией, и от сего времени пребуди ты во всех добрых делах». Икону «Умиление», которая ему явилась на реке Лугвица, Тимофей увидел на городище Воронич, когда пришел в Георгиевскую церковь. Через шесть лет на Синичьей горе по прошествии сорока дней молитвы Тимофея воссиял чудный свет, и разлилось неизреченное благоухание: Блаженный увидел икону Богородицы «Одигитрия», которая повелела икону «Умиление» перенести из Воронича из Георгиевской церкви на Синичью гору, «ибо здесь благоугодно быть благодати Божией».

Не сразу люди поверили Тимофею, а когда поверили, стали переносить из Воронича икону Божией Матери «Умиление» Крестным ходом на Синичью гору, тогда повсеместно совершались чудеса исцеления, а на Синичьей горе народ увидел на сосне икону «Одигитрия», Пядичную, которая спустилась только Тимофею в руки.

Князь Юрий Токмаков подробно исследовал все события явлений, опросил свидетелей и донес о чудесах явления икон и исцеления Государю Иоанну Васильевичу. Синичью гору тогда назвали Святой, Царь повелел устроить монастырь на Горе, а на месте явления икон воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, престол храма был устроен на пне той сосны, на которой явилась икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская. Икону «Умиление» Царь повелел поставить у Царских врат. Таким образом, устроился Святогорский монастырь. Явленная и чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская была возвращена в монастырь в 1992 году из Казанского храма в Пушкинских горах, когда Святогорский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви.

Икона Святогорская Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху иконы в облаках Бог Отец со Святым Духом, два ангела с боков. Еще ниже под иконой изображена икона Божией Матери «Одигитрия», стоящая на суку дерева, перед ней, молящийся на коленях, Блаженный Тимофей. Икона написана на кипарисовой доске, и находится в серебряной позлащенной ризе.

Празднуется икона Святогорская, Пядичная в день её явления — 17 июля (ст. стиль) и в Покрова Божией Матери.

Явленной называют икону, когда происходит чудесное явление образа Божией Матери, а чудотворной становится та икона, через которую совершаются чудеса исцеления. С псковскими чудотворными иконами это происходит до сих пор, когда с твёрдой верой к ним за помощью обращаются православные люди.

В дореволюционные годы в Свято-Успенском Святогорском монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна — древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая — один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители.

Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. С давних времен она почиталась чудотворной и, в свое время, некоторые жители города Славянска получили от нее исцеление. Была украшена сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями. После закрытия монастыря в 1922 году место нахождения иконы остается неизвестным.

Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара.

В 1918 году, когда икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью напали на дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. В сентябре 1992 года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

Икона Божией Матери «Святогорская»

Память 17/30 июля

Со Святогорской иконой Божией Матери, находящейся ныне в Успенском соборе, связаны удивительные события. В 1914 году о том, что икону нужно будет «явить людям», Божия Матерь поведала жене священника Наталии Понировской. «Не пропусти время, — велела Она женщине, — скажи настоятелю взять из темноты образ Царицы Небесной. .»

До того как в 1922 году монастырь в Святых Горах был закрыт, в нем хранились две чудотворные СвяТогорские иконы Пресвятой Богородицы. Древнейшая из них (о времени ее создания известно, впрочем, только то, что она была написана до 1787 года) пребывала сначала в старом Успенском соборе, а потом, когда его разобрали и из его камней построили трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, икону переместили туда. Впоследствии образ некоторое время находился в местном ряду иконостаса Покровской церкви. Автор одного из дореволюционных описаний монастыря Григорий Кулжинский сообщал: «Святая икона сия — одна из тех немногих, которые уцелели от общего разграбления монастыря, последовавшего 29 августа 1787 года, и которая издревле считается чудотворною… Икона Святогорская отличается особенно умилительным выражением на ней пречестного Лика Богоматери, который дышит божественною кротостию и смирением…»

Другая Святогорская икона, представлявшая собой список с уже описанного образа Пресвятой Богородицы,до революции хранилась в пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи. Создал ее некий афонский монах-иконописец, посетивший Святогорский монастырь вскоре после его открытия в 1844 году.

Обитель весьма понравилась афониту и своим прекрасным расположением, отчасти схожим с афонским, и строгостью устава, и добросердечностью братии. Желая сделать пожертвование в пользу монастыря, но не имея ни денег, ни каких-либо ценных вещей, он решил написать для обители икону — список с той, что уже почиталась в монастыре. Монахи с благодарностью приняли дар и поместили его в пещерной церкви. Сейчас именно этот образ является главной святыней Святогорской Лавры, но в XIX веке он был далеко не столь известен. Чудо, что он за несколько десятилетий не истлел от сырости в пещерах.

В архиве Святогорской Лавры есть документ, проливающий свет на обстоятельства извлечения «пещерного» списка Святогорской иконы Пресвятой Богородицы на свет Божий.Этот документ — записки жены священника из села Ярового Наталии Понировской о явлении ей в 1914 году Божией Матери. Было это, согласно тексту записок, так. На пятой седмице Великого поста в дом священника Понировского (сам он в это время находился в церкви) пришли две неизвестные женщины.

Одна из них, как выяснилось впоследствии, была святая пророчица Анна, другая же — Пресвятая Богородица.

Иллюстрация слева : явление Божией Матери и святой пророчицы Анны жене священника Наталии Понировской. Фрагмент росписи Святых врат Святогорской Лавры.

Она предупредила Наталию Понировскую о близящихся бедствиях: «Будет тяжелая война, великие столпы падут, виновные и невиновные пострадают. Царя не будет, многим заживо наденут венцы. Настанет страшная междоусобица, гонения великих людей и поругание святыни…» Продолжая раскрывать перед ошеломленной женщиной грядущие события, самой ей Божия Матерь велела сделать следующее: «Когда ты услышишь вооруженные нападения на Святогорскую обитель — не пропусти время — скажи настоятелю взять из темноты образ Царицы Небесной. Он у них находится как бы в забытьи, в сыроземной пещере. На нем не только нет ризы — даже свеча не всегда горит. Образ был благодатно сохранен много лет не только от сырости, но и на пепелище пожара. А они ( то есть святогорские иноки ) не разумели по слабости человеческой». Чтобы Наталия не ошиблась и рассказала настоятелю именно о том образе, какой имела в виду Божия Матерь, Она пояснила: «Я указываю на тот образ, о котором ты скорбела, как о хорошей живописи». Действительно, несколько времени назад попадья, будучи в монастыре и видев икону Пресвятой Богородицы в пещере, опечалилась, что столь прекрасное произведение стоит в сырости и темноте.

Теперь она ясно поняла, какую икону следует извлечь из пещеры.Надо думать, что Наталия Понировская в точности исполнила данное ей поручение, ибо 30 июля (по новому стилю) 1918 года Святогорская икона, изнесенная из пещерного храма, была прославлена. К сожалению, святогор-ским инокам не удалось исполнить всего того, что сказала Царица Небесная о почитании Ее святой иконы, однако главное было сделано: святыня явилась и в скорбный час поддержала верующих.

«У Святогорской иконы Божьей Матери часто происходят чудеса исцелений, среди которых много случаев: исцелений от онкозаболевания и от бесплодия, – рассказал наместник Святогорской Лавры архиепископ Арсений. – Есть много письменных свидетельств, когда по 11-17 лет в семьях не было детей, а после молитв у чудотворной иконы семьи становились полными. Родители потом рассказывали своим знакомым об этом, и теперь к чудотворной иконе Божьей Матери на Богородичный праздник 30 июля собирается около 15-20 тысяч людей. Как говорится, к пустому колодцу за водой не ходят».

Святогорская икона Божией Матери — одна из уцелевших святынь Святогорской обители. В летописях находим, что монастырю икону подарил один афонский старец, бывший в Святых горах в 1844 году. Ему настолько понравилась обитель, что в дар ей он написал эту икону. Долгое время образ хранился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви, где монахи сохранили его от сырости и пожаров.

В неспокойном 1918 году крестным ходом икону переносили из села в село. Однажды монахи, сопровождавшие образ, остановились на ночлег в доме одного селянина. А ночью большевики ворвались в избу, убив иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина с дочерью.

В советское время икона была чудом сохранена верующими людьми. 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе.

В обычные дни чудотворная икона хранится в резном киоте, однако, в дни больших торжеств она устанавливается в центре Свято-Успенского собора.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Псково-Святогорская икона Божией Матери Одигитрия (в золоте)

Святогорская икона Божией Матери (Одигитрия).

Празднование 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы

В 1563 году, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова, пятнадцатилетнему пастуху юродивому Тимофею однажды вечером недалеко от речки Луговицы в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией Матери «Умиление», находившаяся тогда в Воронической приходской Георгиевской церкви. Глас от иконы возвестил, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия.

В 1569 году этому же юноше на Синичьей горе явилась на сосне икона Богородицы — Одигитрии.

Сделав себе кущу, Тимофей провел у того места сорок дней в посте и молитве. Чудный глас от иконы повелел, чтобы духовенство и народ пришли на Синичью гору с иконой «Умиление» в пятницу, следующую за неделей Всех святых. Когда крестный ход, совершенный по повелению Матери Божией, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием и все увидели на сосне икону Одигитрии. Обе святые иконы, Одигитрия и «Умиление», были поставлены в храме великомученика Георгия. От них стали совершаться многие чудесные знамения и исцеления, о которых было сообщено Иоанну IV. По его указу на Синичьей горе, называемой с тех пор «Святою», была поставлена часовня, в которую перенесли чудотворные иконы. Но вскоре, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда совершен был крестный ход с иконами на Святую гору, ночью часовня внезапно загорелась. Огонь уничтожил все внутри часовни, но святыни остались невредимы.

На священном месте воздвигли каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, алтарь которого находился на месте явления иконы Одигитрии. Обе прославленные иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: Одигитрия — на правой стороне (придел в честь которой был устроен в 1770 году), а «Умиление» — на левой (придел устроен в 1776 году).

В том же 1569 году на Святой горе был основан Псково-Святогорский Успенский монастырь.

Ежегодно в первую пятницу Петрова поста святые иконы приносились в Псковский Троицкий собор и в следующий воскресный день с ними совершали обход вдоль внутренней стены города.

Празднование в честь «Умиления» совершается 19 марта и в 9-ю пятницу по Пасхе, а Одигитрии — 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *