Свято успенская почаевская лавра

Свято успенская почаевская лавра

История Почаевской лавры

Считается, что в 1240 году монахи Киево-Печерской лавры были вынуждены бежать от монголов Батыя. Подходящее место для себя монахи нашли на Волыни. Скалистые горы с густым лесом показались им надежным укрытием. Так на Волыни появилась новая православная обитель.

С приходом монахов сразу же распространилась легенда в окрестных землях, что они обнаружили здесь камень с отпечатком ступни Богоматери. Причем из камня начала сочиться целебная вода. Современным ученым хорошо известен эффект плацебо. Да и отпечаток Богоматери сильно похож на современные рекламные компании. Похоже, что монахи хорошо знали психологию. И воспользовались верой людей в чудо. В результате к святому месту потянулись паломники с окрестных территорий.

С каждым годом число монахов росло. Поэтому было принято решение о строительстве монастыря. Вначале монахи возвели деревянную церквушку у самого подножия горы. В наши дни здесь находится часовня. А в 1649 году возвели добротную каменную церковь, которая затем превратилась в собор. Причем возведена она была на вершине горы.

Первые письменные упоминания о Почаевской лавре можно встретить в летописях начала XVI века. А уже в начале XVII века Почаевская лавра превращается в православный центр Волыни. Развитие монастыря связано с Анной Гойской, которая завещала монахам огромные земельные наделы и чудотворный образ Богоматери. Этот образ считается одной из реликвий лавры.

В XVII веке при монастыре заработала типография, в которой печатали православную литературу. Кроме того, монахи обучали грамоте детей из соседних сел.

В 1667 году поляки передали монастырь униатам.

В результате православный монастырь стал греко-католическим. Вот только в XIX веке униаты активно помогали польским бунтовщикам. В результате они были изгнаны из монастыря, а в его стенах вновь появились православные монахи. В это же время монастырь получает статус лавры. А в наши дни Почаевская лавра является самым крупным православным храмом на Западной Украине. Принадлежит она УПЦ МП.

Сооружения Почаевской лавры

  • Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
  • Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
  • келии (1771—1780 гг.)
  • Архиерейский дом (1825)
  • звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835)

История

Успенская Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-41 гг. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Обитель была вновь устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября / 10 ноября 1651 г.), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.).

С 1713 по 1831 гг. монастырь находился под властью униатов. Возвращенная Православной Церкви, обитель в 1833 г. получила статус лавры (с присвоением ей четвертого места в числе тех, что существовали в Российской империи).

Во время Первой Мировой войны в 1915 г. монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В мае 1916 г. приходят русские войска, но в сентябре 1920 г. Волынь занимают поляки, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. С 1939 г. обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью.

В августе 1990 г. торжества по случаю 750-летия обители возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1991 г. при Лавре открыто духовное училище (с 1994 г. — Почаевская духовная семинария).

С 1997 г. монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит.

Храмы

  • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. в честь свт. Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь блгв.

    вел. кн. Александра Невского);

  • храм прп. Иова Почаевского (пещерный);
  • Троицкий собор;
  • Похвальная церковь;
  • часовня в честь 400-летия перенесения Почаевской чудотворной иконы Божией Матери;
  • часовня в честь 2000-летия Рождества Христова;
  • Преображенский собор.

Святыни

Почаевская икона Божией Матери, отпечаток стопы Богородицы с целебным источником, мощи прп. Иова Почаевского и прп. Амфилохия Почаевского.

Богослужение

Полунощница в 5.00. Ранняя Божественная литургия ежедневно в 6.15, поздняя Литургия в 9.00; по воскресным и праздничным дням в 6.00 и 10.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Почаевский Владимир.

Память преподобного Иова, игумена Почаевского, совершается три раза в год: 19 мая, 10 сентября, в день обретения его мощей, и 10 ноября по новому стилю.
Жизнеописание преподобного Иова
Преподобный Иов родился около середины XVI века в Галиции, на территории современной Украины. О том, кем были его родители, ничего не известно, однако в житийной литературе, посвященной святому, повествуется о том удивительном факте, что преподобный уже в детских годах проявил редкостную духовную зрелость и, имея лишь десять лет от роду, поступил послушником в монастырь. Спустя два года после этого он был пострижен в монахи с именем Иов, а когда будущий преподобный достиг совершеннолетия, то был рукоположен в иеромонаха. Жизнь святого была наполнена аскетическими подвигами, однако его душа требовала большего служения Богу, и в возрасте тридцати лет Иов принял высшую монашескую степень – великую схиму. При этом он получил имя Иоанн, которое имел до этого в мирской жизни, но сохранилась традиция почитания святого с именем Иов, данном ему при постриге.
Князь Константин Острожский, услышав о подвижнической жизни Иова, попросил его переселиться в Дубенский монастырь, находившийся в его владениях, и там Иов был назначен игуменом и руководил монастырской жизнью около двадцати лет. Католики, недовольное растущим влиянием святого Иова на местное католическое и униатское население, вынудили его покинуть обитель. Преподобный поселился недалеко от Почаевской лавры, где жил в пещере, предаваясь молитве и аскетическим подвигам. Однако насельники монастыря вскоре попросили его стать игуменом Почаевской лавры.

В монастыре преподобный Иов провел ряд реформ, направленных на усиление дисциплины и духовного роста насельников. Являясь сам строгим аскетом, Иов также требовал от монахов вверенной ему обители исполнения всех уставов и монашеских обетов. Кроме заботы о духовной жизни иноков, святой Иов также стремился украсить и расширить монастырь. При нем был построен Свято-Троицкий собор, а после еще шесть небольших церквей. Старые стены монастыря были полностью снесены и возведены новые, отличающиеся большой красотой и надежностью. Важным делом было также основание монастырской типографии.
Преподобный Иов Почаевский прожил долгую жизнь, скончавшись в возрасте ста лет. Спустя восемь лет после смерти праведника его мощи были найдены нетленными. Во второй раз мощи были открыты по повелению Священного Синода в 1833 году, и в память об этом событии был также установлен праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского. Почитание святого было настолько велико, что с начала XX века появилась традиция обносить в день памяти его мощи возле стен монастыря, причем этот крестный ход привлекал большое количество паломников и богомольцев.
Просветительская деятельность святого Иова Почаевского
За время своего игуменского управления преподобный Иов сделал очень многое для просвещения народа. Во время его пребывания в Дубенском монастыре по благословению святого Иова была напечатана Острожская Библия. Эта работа, проведенная первопечатником Иваном Федоровым, имела огромное значение для Русской Церкви, поскольку являлась первой полной Библией на церковнославянском языке. Кроме того, под руководством игумена Иова совершались переводы святоотеческих трудов на русский язык.
Всю жизнь преподобному Иову Почаевскому приходилось сталкиваться с католическим и униатским населением, поэтому им было создано несколько трудов, посвященных защите православной веры. К сожалению, все рукописи преподобного не дошли до наших дней.
Тропарь, глас 4:
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иове, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.
Молитва:
О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправомыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многоразличных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скончании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *