Свято покровский собор запорожье

Свято покровский собор запорожье

Запорожское казачество возникло в период с XV по XVI века. Сохранились исторические свидетельства того, что в этот же период казаки обосновались в низовьях реки Днепр. В 1552 году волынский князь Дмитрий Вишневецкий заложил на острове Байда (Малая Хортица) замок Хортицкую сечь. Она стала прототипом знаменитой Запорожской Сечи.

Известно, что запорожские казаки были чрезвычайно верующими людьми. Они придерживались православной веры. Все самые важные этапы жизни казаков освещались церковью. Интересно, что одним из условий приема в Запорожскую Сечь было исповедование человеком православной веры, знание молитв и символов веры, а также соблюдение заповедей и постов. Кроме того казаки были талантливыми ремесленниками. Запорожские казаки строили уникальные деревянные церкви, при этом не использовали гвозди.

Внутренние убранства казачьих церквей полностью отображали трепетное отношение запорожцев к храмам. Многочисленные походы и битвы приносили казакам большую прибыль, которая частенько выражалась в виде изделий из драгоценных металлов. Добыча после возвращения из похода делилась поровну. Если казак находился при смерти, то свои ценности он завещал церкви. Часто, отправляясь в дальние опасные походы, казаки давали обеты, что в случае успешного возвращения или выздоровления после ранения, они пожертвуют церкви определенные ценности. Традиционно дарились серебряные кресты, сосуды, чарки, иконы в окладах, украшенных драгоценными камнями и золотом.

Внутреннее убранство церквей запорожцев поражало великолепием отделки. Здесь были и многоярусные иконостасы, покрытые золотом и серебром, иконы, написанные лучшими украинскими и византийскими художниками. Можно сказать, что богатству казачьих церквей могла позавидовать даже ризница Киево-Печерской Лавры.

Нужно отметить, что среди казаков особенно почитались характерники. Это были казаки, которые занимались целительством, духовным наставничеством, физической и психологической подготовкой казаков, а также гаданием и ведовством. Они обладали особыми гипнотическими способностями. Побежденные враги рассказывали о невероятных битвах, в которых казаки останавливали ядра полами своих кафтанов и отправляли их назад к врагам. Иногда характерники заклинали вражеские войска, ходили по огню и воде, заговаривали пули, становились невидимыми, гипнотизировали противника, управляли погодой и многое другое. Самым известным характерником был кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Дмитриевич Серко. Его настолько боялись противники, что даже после смерти только одно имя его наводило ужас. Это был удивительный человек, обладавший невероятной отвагой, благородством, талантом полководца, и огромной верой. В отличие от других казаков, он не пил, не добивал ослабленных противников и не брал себе часть общей добычи.

Несмотря на все эти вынужденные в военной практике деяния, которые не поддерживались православной церковью, характерники приносили огромную пользу военной мощи Сечи. В старости многие из них уходили служить в монастырь, отмаливать свои грехи.

Однако большинство православных монастырей отказывались принимать ведунов, поэтому казаки на собственные средства строили монастыри и церкви, а затем на общие средства содержали их.

На месте, где сегодня возвышается Свято-Покровский кафедральный собор, еще в 1778 году была построена первая церковь. Старая Покровская церковь, по запорожским традициям возводилась из дерева. Затем, на месте деревянной церкви, был возведен каменный храм, который был разрушен в 30-е годы двадцатого века. К сожалению, в те годы такая печальная участь постигла многие храмы страны. В этот период церковное имущество было повсеместно национализировано, колокола сняты и пущены на переплавку, духовенство репрессировано, а храмы разрушены или переданы под клубы, склады, спортивные залы.

Ценности и реликвии запорожских казаков были вывезены за границу еще в 1919 года. Когда стало понятно, что красные войска одерживают победу, казацкая рада решила свои святыни переправить в православную Сербию. Затем на них пытались наложить лапу фашистские захватчики, а в 1944 году регалии были переправлены в США, где они и остаются по настоящее время. Говорят, что среди бесценных казацких сокровищ существовала грамота, на которой зашифрованы места расположения казацких кладов. Украинское правительство предпринимало попытки возвратить национальное достояние на Родину, однако сделать это до сих пор не удалось.

5 мая 1886 года на месте дореволюционного храма был заложен новый Свято-Покровский собор. Его внешний вид и расположение практически совпадают с дореволюционным Александровским кафедральным собором. При проектировании здания были использованы архивные исторические документы, которые сохранились в Москве и Санкт-Петербурге. В Синодальном архиве Санкт-Петербурга архитектором Дмитрием Романовым были найдены снимки кафедрального собора, который был построен до революции на Соборной площади города Александровска (Запорожье).

Строительство собора началось в 1993 году и осуществлялось в течение четырнадцати лет. Свято-Покровский кафедральный собор считается одним из самых красивых и величественных культовых зданий Украины. Его высота составляет пятьдесят три метра. Благодаря кропотливой работе историков и архитекторов, которые по крупицам собирали сведения о дореволюционном Свято-Покровском храме, его удалось воссоздать в первозданной красоте. Строительство храма положило начало возрождения прекрасного исторического центра города.

14 октября 2007 года храм был торжественно освящен. Праздник совпал с Днем Запорожского казачества и годовщиной освобождения Запорожья от гитлеровских захватчиков. В день освящения в храме была проведена литургия и крестный ход, в ходе которого епископ Варнава и архиепископ Василий освятили монумент Пресвятой Богородицы – покров, расположенный на входе в храм.

В настоящее время Свято-Покровский Собор является духовным центром города. Горожане устремляются сюда для того, чтобы помолиться, поприсутствовать на службах, получить духовную поддержку и утешение. Большое внимание уделяется православному воспитанию подрастающего поколения. В соборе был учрежден ежегодный музыкально-поэтический фестиваль «Звезда Рождества», который позволит раскрыть таланты молодежи.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — старейшее из всех дошедших до наших дней каменное сооружение города Красноярска — был заложен в 1785 г. на пересечении главной магистрали города, Воскресенской улицы, с будущим Покровским переулком, проходящим по линии бывшей городской стены.

В XVIII в. на Стрелке, в черте старого острога, стояла деревянная Покровская церковь, при большом пожаре 1773 г. сгоревшая. Храм Покрова приобрел и важное градообразующее значение.

Разрешение на строительство храма было получено прихожанами во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским. Строительство велось под руководством специально для этой цели избранного человека — отставного дворянина Михаила Юшкова. Строителями были мастера из Енисейска: Степан Лещев, Василий Гатилов, Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Федоровы. Расходы по возведению церкви и, впоследствии, содержание причта взяли на себя прихожане. Пожертвования на строящуюся церковь были собраны как в г. Красноярске, так и в селах и деревнях Красноярского уезда.

Храм был построен в традициях сибирской ветви русского барокко, с применением фигурного и тесаного кирпича, с богатым декором и лепниной, в один этаж, с пятиглавым четвериком и многоярусной колокольней. Длилась основная очередь строительства 10 лет. 30 июня / 12 июля 1795 г. был освящен главный престол храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; южный, во имя свв. апп. Петра и Павла, на пять лет раньше — 8 / 21 января 1790 г.; северный во имя свт. Николая Чудотворца — 30 сентября 1790 г.

В храме имелось несколько особо чтимых реликвий, в том числе серебряный напрестольный крест с частицами свв. мощей многих угодников Божиих. В приходе имелись храмовая библиотека, насчитывавшая более 700 томов, одноклассная церковно-приходская школа, 4 министерских одноклассных училища, школа мещанского общества. Во время большого пожара в 1881 г. огонь уничтожил фресковую живопись на наружных стенах высокого четверика самого храма.

В 30-е годы XX в. с началом сталинских репрессий собор постигла судьба большинства российских храмов — он был закрыт и позднее передан воинской части. После начала изменения отношений власти и Церкви 8 мая 1945 г. был подписан договор о передаче церкви верующим, фактически действовать она начала с октября 1944 г. В 1945 г. будущий настоятель храма священник Николай Попов добился разрешения уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК приобрести для Покровской и Николаевской церквей г. Красноярска «колокола и наружный колокольный звон».

Внутреннее убранство Покровского собора в 50-х годах XX в. претерпело изменения — во время ремонта более века украшавшие храм росписи были закрыты штукатуркой, а стены украшены лепным орнаментом, барельефными изображениями херувимов на фасадах, в полуглавиях храмового четверика.

В 1962 г. в разгар хрущевских гонений на Церковь собор был снова закрыт, в здании его разместились скульптурная мастерская, затем в августе 1978 г. — городской выставочный зал. Тогда же был разработан проект реставрации здания как памятника культуры, территорию частично привели в порядок, а темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зеленой кровлей и куполами.

С началом перестройки 22 марта 1989 г. подписан долгожданный акт о передаче Церкви Покровского храма г. Красноярска — третьего на тот момент православного храма в городе.

Освящение собора 19 июня того же года совершил митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Летом 1990 г. во вновь открытом Покровском соборе была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином. После воссоздания Красноярской епархии храму был присвоен статус кафедрального собора.

4 декабря 1999 г. в ходе Первосвятительского визита Божественную литургию в Покровском соборе возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Осенью 2006 г. начался капитальный ремонт, и храму был возвращен белый цвет, а купола и кровля обрели небесно-голубой (с лета 2012 г. — зеленый). Изменился и внутренний облик храма, ныне выполненный в белых и голубых тонах с использованием позолоты, с росписью стен фресками.

В марте 2008 г. в Покровском соборе под арочным сводом притвора напротив входа в центральную часть храма была найдена чудом уцелевшая фреска конца XVIII — начала XIX вв. с изображением иконы престольного праздника, которая позднее была реставрирована.

Приход храма — один из самых крупный в Красноярской епархии. За архиерейскими богослужениями, совершаемыми митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, часто присутствуют прихожане других приходов Красноярска и благочиннических округов епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *