Святки

Святки

6 января с приходом сумерек и появлением в небе первой звезды начинаются Святые дни, так называемые святки. Что это такое и каковы их традиции, читайте в нашей статье.

1. Что такое святки и когда они проходят?

Святки длятся двенадцать дней. Это период между Рождественским Сочельником и Крещением Господня — 19 января. Праздник существовал на Руси еще до принятия Христианства. В то время он был посвящен языческому богу плодородия Святовиту.

Славяне устраивали пиршества, колядование, хождение ряженных. После принятия Христианства многие святочные атрибуты были сохранены.

2. Как отмечают святки?
Начинались святочные дни с зажигания большого костра, посвященного божеству восточных славян Коляде. Вечером наряженная и переодетая молодежь шла на улицу »колядовать».

Парни надевали маски зверей. С собой брали Вифлеемскую звезду, сделанную из бумаги и прикрепленную к лучине. Становясь под окнами или заходя на порог, колядники окликали хозяев. А после пели им обрядовые песни, желали благополучия и добра. За это хозяева дома дарили им сладости, выпечку, деньги. Если колядников не одаривали, то считалось, что в таком доме весь год не будет прибытка. В адрес хозяев высказывались угрозы и проклятья.
3. Что магического происходит в святочные дни?
Несмотря на то, что христианство негативно относится к магическим обрядам, Святки насыщены ими. В это время начинает расти продолжительность светового дня, заканчивается старый и начинается новый год, рождается Спаситель. Поверяя гласят, что все эти пограничные моменты приводят на землю с того света души умерших, начинается разгул нечистой силы. И люди могут заглянуть в свое будущее.
4. Какие у святочных дней имеются традиции?

Также люди в эти дни помогали старым и бедным, раздавали сладости детям, посещали церковь. Работать в святочные дни запрещалось.

Считалось, что до церковного нового года — 14 января — нельзя выметать мусор из дома. После его собирали и сжигали во дворе, избавляясь таким образом от проблем и ссор. Также во второй половине праздника люди освящали свое жилище.

Завершался святочный период традиционным купанием в проруби на Крещение. Также интересен обряд »изгнания Святок», встречающийся в некоторых областях России, Украины и Белоруссии. Во время него сжигался мусор, солома или сено.

Святки не являются официальными праздниками в России, но широко празднуются в народе.

До принятия христианства святки были праздником в честь Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога.) Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.

На Руси первые дни Святок, как правило, предназначались для того, чтобы навестить родителей, сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. В святки гадали о будущем.

Последние дни Святок были посвящены подготовкой к Крещение Господне. Деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.

Первая неделя Святок считается святой, а вторая — страшной.

Чтобы привлечь удачу, рекомендовалось на святочной неделе ходить в новой одежде и обуви.

Календарь Святок*

6 января — Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества. В старину вечером гадали и совершали различные магические действа. Святки начинаются со следующего дня.

7 января — Рождество Христово

8 января — Бабьи каши — праздник повивальных бабок и рожениц

9 января — Стефанов день — в этот день нанимали батраков.

11 января — день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом — с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы».

12 января — Анисья — желудочница — по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме — «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной».

13 января — день святой Маланьи или Васильева коляда — раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года — в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года — «Под Василья ведьмы крадут месяц» — «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая и фруктов».

14 января — Василий Великий — покровитель свиней — по старому календарю этот день приходился на 1 января, т. е. на Новый Год.

15 января — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели яйца и курицу — в курятник вешали «куриного бога». В этот же день заговаривали сестер — лихоманок — дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.

16 января — День Пророка Малахии — «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» — «На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».

17 января — В этот и следующий день женщинам запрещалось шить — считалось, что тогда ребенок родится слепым.

18 января — Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник — основной день святочных гаданий — накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках — собирали снег для беления холстов и умывания — в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится.

19 января — Крещение Господне (Богоявление) — «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение — со святками прощение».

* Приведены некоторые традиции, известные еще с языческих времен и не поддерживаемые РПЦ.

Святки на Руси

Святками на Руси называют двенадцать праздничных дней, которые начинаются на Рождество (7 января) и заканчиваются на Крещение (19 января). В католической религии святки продолжаются двенадцать дней, с 25 декабря по 6 января.

В церковном календаре начальная и конечная даты этих периодов посвящаются памятным событиям рождения Иисуса Христа и его крещения в Иордане, получившее название Богоявление Христово. Эти дни именуются в народе как «святые вечера». Такое название появилось благодаря древнему обычаю, когда православные христиане прекращают свои дневные дела, прославляя память событий Рождества и Крещения Христа, которые свершились в вечернее и ночное время.

С древних времен, эти дни особо почитались и отмечались церковью. Уже в шестом веке в уставе Саввы Освященного написано, что в святочные дни не полагается совершать венчание и класть поклоны. В 567 году вторым Туронским Собором праздничными были названы все дни, начиная с Рождества Христова и до Богоявления Христова.

По старой традиции, в самые первые дни праздника, принято навещать родственников, близких и друзей, дарить небольшие подарки — в честь и в воспоминание о тех дарах, которые приносили волхвы. Также было принято вспоминать про бедных, больных и обездоленных и посещать приюты, тюрьмы, больницы, детские дома и так далее. В свое время даже царствующие особы в святки переодевались в простолюдинов и раздавали милостыню.

Главным моментом торжеств на святки всегда была семейная трапеза. Приготавливались блюда по определенным рецептам. Основным являлась кутья, также приготавливали такие угощения, как: ореховое печенье, шарики из сладких крошек, маковник, сбитень, овсяный кисель и блины. На стол дополнительно выставлялись приборы соответственно числу усопших в прошедшем году членов семьи.

Последние святочные дни посвящались подготовке к другому празднику — Крещению Господнему. Лучшие деревенские плотники вырубали прорубь крестообразной формы в замерзших водоемах, украшалась она деревянными узорами, лентами и кристаллами, сделанными изо льда.

Невзирая на то, что святки являются христианским праздником, с течением времени к нему примешалось большое количество языческих элементов. До того, как Русь приняла христианство, святки считались праздником Святовита (Святовит — одно из имен верховного бога Белбога). Из других источников известно, что слово святки происходит от старославянского значения слова — души предков. В древности святочные обряды имели вид заклинаний на весь год, а также гадания про будущее. Также иногда практиковались обряды с магическим подтекстом.

По ночам и в вечернее время ходили и колядовали ряженые. С древних славянских пор, во время святок, существовала традиция одевать на себя чужие личины. Все эти языческие обряды не потеряли своей силы и влияния с распространением христианства на Руси. Все это, не смотря на то, что церковь воспрещает перед Рождеством Христовым и во время святок ходить по дворам обряженными и петь песни для получения угощения.

Славление или колядование, является особой традицией святочных праздников на Руси. Дети и молодежь с удовольствием ходили по всем дворам и исполняли церковные песнопения, а также колядные песни, которые посвящались Рождеству Христову. Те, кто колядовал, получали от хозяев так называемую обрядовую пищу и желали всего доброго в наступающем году. Было принято считать, что достаток семьи на будущий год зависит напрямую от подарков и угощения колядовавших. Зачастую песнопение сопровождалось некими действиями, как правило, изображающими работы по земледелию.

На святки имелся обычай гадания. Практически каждая деревня или местечко могло похвастаться своими способами гадания и ритуалами. Важное место занимали приметы, при помощи которых христиане пытались угадать каким будет достаток в следующем году и какая будет погода.

Святки заканчиваются 19 января на Крещение Господне. В этот день во всех церквах освящается вода, называют ее крещенской и хранят в течение всего года.

Святочный календарь

Святки — продолжаются две недели, начинаются в сочельник, заканчиваются на Крещение. Святой — считается первая неделя, страшной — вторая. Для привлечения удачи и благополучия на святочной неделе следует ходить не просто во всем чистом, а во всем новом.

6 января — Сочельник (он же кутейник), вечером в канун Рождества, совершали магические обряды и гадали.

7 января — Рождество.

8 января — Бабьи каши. Это праздник рожениц и повивальных бабок. Во многих губерниях России, в этот день приходили к повивальным бабкам и преподносили им разные яства. После этого с ними кутили с самого вечера до самого утра. В этот день также просили защиты и помощи у укротителя гнева и музыканта — пророка Давида.

9 января — в этот день было принято нанимать батраков. В народе он получил название — Стефанов день.

10 января — имеет название Рождественский мясоед или домочадцев день. Мясоед не является праздничным днем, а служит началом длительного периода определенной жизни православного христианства. Однако, дни мясоеда, как правило, наполнялись духовным осветлением и праздничной возвышенностью.

11 января — считается днем в память избиенных царем Иродом в Вифлееме младенцев. Начиная с этого дня и вплоть до 19 января, женщинам запрещалась игра в карты, как считалось, иначе «куры поклюют огурцы».

12 января — день носит название — Анисья желудочница. Название обусловлено тем, что в этот день проходило гадание по свиным желудкам, селезенке и печени гусей. Гадали о погоде зимой, если случалось так, что селезенка и печень слишком раздуты, значит, зима будет пасмурной и теплой, с довольно частыми дождиками. Если же требуха имела тонкую, вытянутую форму, то следовало ждать морозной зимы.

13 января — Васильева коляда или день святой Маланьи. До смены стиля этот день приходился на 31 декабря и являлся кануном Нового года. Все члены семьи в этот день занимались приготовлением к встрече Нового года. Под Васильев день ведьмы месяц крадут. Если ночью дует ветер с юга — год будет теплый и благостный, если с запада — то будет изобиловать молоком и рыбой, с востока — стоит ожидать хороший урожай фруктов.

14 января — день носит название Василий Великий — покровитель свиней. День этот приходился на 1 января, то есть на Новый год по старому календарю.

15 января — Сильвестров день. Представляет из себя кулинарный праздник, в этот день не употребляли в пищу яйца и курятину. В курятниках вешали «куриного божка». В районах южной России «куриным божком» называют черный камешек с естественно образованным отверстием посередине. В Московской губернии в роли божка выступал обычный лапоть, его подвешивали в курятнике на стену для того, чтобы урегулировать отношения домового и кур, которые у него не в большом почете. В тот же день делали заговор дочерей Ирода — сестер лихоманок. Считалось, что они насылали на людей всевозможные несчастья.

16 января — день пророка Малахии. Считалось, что в этот день, голодные ведьмы занимаются тем, что задаивают до смерти коров. Нечистая сила в этот день особенно озлоблена и может напасть на человека. Самой старой метлой, обстукивали все углы в снаружи и внутри дома, делалось это для защиты от всевозможной нечисти. Также обращались за помощью к «домовому».

17января — в день этот, равно как и следующий, женщинам воспрещалось шить, считалось, что у нарушительниц ребенок может родиться слепым.

18 января — вечер Крещенский, канун Богоявления Господнего. Второй сочельник является основным днем гаданий на святки. Накануне мелом чертили кресты на стенах, потолках и дверях.

Собирался снег для умывания и беления холстов. В полночь ходили на реку по воду, считали, что эта вода долгое время не портиться.

19 января — Богоявление и Крещение. Крещение называли прощанием со святками. Также считалось, что в Богоявленскую ночь открывалось небо.

Святки



Рождество Христово — это день примирения, доброты, миролюбия

две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (06.01) до Крещения (19.01).

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, дата которого приходится на середину святочного периода. Отличительной особенностью СВЯТОК является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера».

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет СВЯТКИ из всего календарного года. Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день СВЯТОК на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.

Языческие святки сопровождались гаданиями, которые со временем превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий — ), а такузнать о девичьей судьбе. Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баняже снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос).

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров. Известные у всех славян представления о том, что благосостояние семьи в текущем году находится в прямой зависимости от одаривания колядующих, определяли характер взаимоотношений между ними и хозяевами посещаемых домов.

Мнение церкви о святках

Как проводить святки.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству — Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков — повелеваем извергать из священного сана, а мирян — отлучать от общения церковного».

В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22,5).

Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *