Святитель стефан Пермский

Святитель стефан Пермский

Святитель, проповедник христианства среди коми-зырян, первый епископ Пермский (1383-1396).

Стефан Пермский стоит в одном ряду с главными деятелями русской церкви XIV века – Сергием Радонежским и митрополитом Алексеем.

Детство и юность

Стефан родился около 1340 года в Устюге, находившемся под властью ростовских князей. Здесь также было сильно новгородское влияние. Рядом с Устюгом начинались земли, населенные северными языческими народами «пермичей» (коми) и «вогуличей» (манси).

Отец будущего проповедника был клириком Успенского собора в Устюге. Выучившись грамоте, маленький Стефан читал на клиросе во время богослужений, пел в церковном хоре. Мальчик очень полюбил чтение.

Отправившись в Ростов, Стефан был пострижен в монахи в Григорьевском монастыре. Там он начал осваивать книжное собрание обители, изучил греческий язык, стал настоящим знатоком Священного Писания и трудов Отцов церкви.

Миссионерская деятельность

Желая послужить церкви, Стефан избрал для себя миссионерское поприще. С юности зная язык пермичей, чьи земли начинались за Устюгом, проповедник составил для этого бесписьменного народа азбуку. С ее помощью он перевел на местное наречие важнейшие части Священного Писания. Но это была только часть дела – Стефан мечтал привести к вере всех пермичей-язычников.

Для этого ему нужна была поддержка московского князя Дмитрия Ивановича Донского (в 1360-е годы Устюг, а также «пермские места» перешли под власть Москвы). В начале 1379 года он приехал в Москву и сумел убедить князя и митрополита в серьезности намеченного им дела. Коломенский епископ Герасим поставил его в сан священника, также Стефан был снабжен всем необходимым для освещения церквей.

Он начал свою проповедь в низовьях Вычегды, продвигаясь выше по ее течению, вглубь Пермской земли. Центром его деятельности стало село Усть-Вымь. Здесь Стефан сжег языческую кумирню и построил Благовещенскую церковь.

Проповедник вызвал ненависть языческих жрецов, боявшихся однако его убить, опасаясь реакции московского князя. Главным противником Стефана был старейшина Пам. В борьбе с ним миссионер решил прибегнуть к крайнему средству – «Божьему суду», испытанию огнем и водой. Оба они должны были войти в горящую клеть, а затем, нырнув в воду, вынырнуть в другой клети. Этот поединок должен был показать, чья вера истинна. Но когда Стефан решительно направился в огненную клеть, Пам испугался, за что чуть не был убит местными жителями. Стефан защитил его, взяв клятву более не хулить православную веру.

После этого эпизода проповедническая деятельность Стефана пошла успешнее. Он крестил зырян, учил их основам веры, уничтожал кумирни. Кроме того, он устроил школу, в которой готовил священников из числа местных. Ему приписывали даже написание икон для зырян. Одна из них, получившая название «Зырянской Троицы», имела надпись на древнем варианте коми-зырянского языка, которая была выполнена стефановским письмом. Достоверно авторство Стефана не установлено, однако вряд ли кто-то другой в то время мог сделать перевод на пермский язык.

В 1383 году миссионер отправился в Москву с просьбой об открытии новой – Пермской – епархии. Князь Дмитрий Иванович и митрополит Пимен решили сделать первым пермским епископом самого Стефана. Вернувшись в Усть-Вымь, тот основал Михайловский монастырь, ставший его епископской резиденцией.

В 1386 году Стефан Пермский ездил в Новгород, чтобы добиться прекращения набегов ушкуйников на земли зырян. В этом и не только проявлялось его внимание к своей пастве. Он стремился защитить пермичей не только от ушкуйников, но и соседей-язычников – вогуличей. Он доставлял в Пермь хлеб в голодные годы, старался уменьшить налоги. При этом Стефан был суров и абсолютно нетерпим к тем, кто тайно придерживался языческой веры (современники даже наградили его прозвищем Храп, что означало «яростный», «неистовый»).

Интересно, что крестя пермичей, Стефан не стремился к их русификации и к отказу ими от родного языка.

Весной 1396 года епископ в очередной раз отправился в Москву. Здесь он занемог и вскоре скончался. По распоряжению князя Василия Дмитриевича его похоронили в пределе церкви Спаса на Бору, рядом с могилами членов Московского княжеского дома.

Во второй половине XV века на основе «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым, который лично знал епископа, была создана Служба святителю (ее автор – Пахомий Логофет). В XVII веке почитание святителя Стефана стало общерусским.

Память святителя совершается 26 апреля (9 мая).

Память святителя Стефана Великопермского совершается в Русской Православной Церкви 9 мая по новому стилю.
Жизнеописание святого
Святой Стефан Великопермский является святым XIV века. Из его жития, составленного вскоре после кончины святителя, мы знаем, что он родился около 1340 года на севере Руси. Известно, что его отец служил в церкви, благодаря чему мальчик с ранних лет рос и воспитывался при храме, что не могло не сказаться на выборе его жизненного пути. Стефан отличался большой живостью ума и любознательностью, и пэотому по достижении совершеннолетия он отправился в Ростов для продолжения обучения. Именно там им был принят монашеский постриг, а позже в Москве он был рукоположен в иеромонаха. С этого времени начинается его миссионерская деятельность на севере России.

Святой Стефан Великопермский неоднократно возвращался в Москву, и в одну из своих поездок над ним была совершена хиротония, и он стал первым епископом новообразованной Пермской епархии. За годы управления святитель успел обратить в христианство множество людей, на территории его епархии были уничтожены все языческие святилища и построено большое количество храмов.
Скончался святой Стефан Великопермский в 1396 году во время пребывания в Москве и был погребен в одном из соборов Кремля. Народное почитание святого началось сразу же после его смерти, а вскоре была совершена и общецерковная канонизация. В настоящее время мощи святителя считаются утерянными.
Миссионерская деятельность святителя Стефана Великопермского
Святитель много трудов положил на просвещение народов, населявших север Руси. Есть мнение, что мать святого была по национальности пермянкой (так в средние века называли народность коми), и поэтому Стефан с детства прекрасно владел языком пермян. Начав свою миссионерскую деятельность, святитель поставил целью проповедать северным народам, которые в то время были еще языческими, истинную веру. Для того, чтобы люди имели возможностью читать Библию, было необходимо сделать перевод, однако сложность состояла в том, что народ коми не имел своей письменности. Тогда святитель взялся составить для этого языка алфавит. За основу им была взята кириллица, но святой также использовал некоторые буквы греческого языка и даже некоторые древние руны, которые коми использовали для пометок. До нас дошло несколько документов, записанных алфавитом, созданным святым Стефаном Великопермским, однако эта письменность просуществовала недолго, поскольку была вытеснена в XVII веке кириллицей.
Святитель совершал проповедь на землях, расположенных на побережье Северной Двины. В житийной литературе и в народном творчестве сохранилось множество сказаний о том, как святой совершал чудеса, чтобы обратить язычников ко Христу. Известен случай, когда некий кудесник стал отстаивать истинность пермянских божеств, и тогда Стефан предложил совершить испытание. Он сказал, что с молитвой к истинному Богу готов будет пройти через огонь, а потом под ледяным покровом замерзшей реки. То же самое предлагалось сделать и языческому волхву, но тот отказался, испугавшись. Увидев это, жители деревни были разгневаны и хотели казнить кудесника, но Стефан удержал их.
Иконописное наследие
В иконописном искусстве северной Руси известен образ, получивший название «Зырянская Троица», которая была, по преданию, создана самим Стефаном Великопермским. Икона представляет собой известный Ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». Композиция образа достаточно сложная, поскольку на ней изображены не только три Ангела, но также сам Авраам и Сарра, встречающие гостей. Надписи на иконе сделаны на языке коми, что дало основание предполагать авторство святителя Стефана.
Тропарь, глас 4:
Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.
Кондак, глас 8:
Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.
Величание:
Величаем тя, / святителю отче Стефане, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
Молитва:
О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *