Святитель питирим тамбовский

Святитель питирим тамбовский

Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец

День памяти:28 июля


Святитель Питирим Тамбовский

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.

С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со своим северным соименником.

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3).

Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3).

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.

Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4).

Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные.

Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.

Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал перед жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы (кондак 6). Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое вращение — это было главной причиной сильного влияния архипастыря на его пасомых», — отмечает его жизнеописатель.

В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу.

Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7).

Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12). Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией (кондак 9). Память и почитание его, не прекращавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.

Многочисленны душеполезные уроки, которые можно извлечь из жизни святителя Питирима. Она свидетельствует о премудрости устроения Промыслом Божиим всего потребного для спасения души и прославления верного Богу человека (кондак 8) и о том, сколь полезно человеку постоянное горячее молитвенное обращение к святому своему Небесному покровителю. Святитель не обличением и осуждением, а братской во Христе любовью воздействовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыстной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысл Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений. Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии (икос 8). Светить миру ровным светом любви ко всякому Божию созданию, ко всей твари, соработать Господу во всяком своем деле, исполняя таким образом слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), — вот чему учит вся жизнь святителя Питирима (икос 11).

(Ждан Евгений Борисович; 30.08.1942, г. Новогрудок, ныне Гродненской обл., Белоруссия — 11.10.2002, Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из правосл. семьи служащего. Отец 10 лет отбывал заключение в лагере. Духовное руководство семья получала в храмах Новогрудка и жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре у ректора Минской ДС Антония (Мельникова, впосл. митрополит Ленинградский и Новгородский). В 1959 г. Е. Б. Ждан окончил среднюю школу, в 1961 г.- Минское зубоврачебное уч-ще. В 1961-1963 гг. работал в стоматологическом отделении Туровской районной больницы в Белоруссии. В 1963-1966 гг. служил в Советской Армии. В 1967-1970 гг. работал в стоматологическом отд-нии Кореличской районной больницы.

В 1970 г. с благословения Суздальского еп. Николая (Кутепова), у которого нек-рое время служил иподиаконом, поступил во 2-й класс Ленинградской ДС. В 1976 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за соч. «Святогробские службы Страстей и Воскресения Христова до разрушения Иерусалима Хозроем». Во время обучения был патриаршим стипендиатом, а также старшим иподиаконом при ректоре еп. Тихвинском, вик. Ленинградской епархии Мелитоне (Соловьёве). Тогда же произошло знакомство Е. Б. Ждана с Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым), во многом определившим его жизненный путь. В 1976-1979 гг. с благословения митр. Никодима был слушателем аспирантуры при МДА и одновременно исполнял послушание референта в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) по работе с иностранными делегациями.

24 апр.

1976 г. рукоположен митр. Никодимом во диакона, 12 сент. 1977 г.- во иерея. По окончании аспирантуры с авг. 1979 г. служил в Александро-Невском храме в Красном Селе в Ленинградской епархии. В июле 1981 г. переведен в Спасо-Преображенский собор в Ленинграде. В это же время назначен преподавателем Ленинградской ДС, референтом Ленинградского филиала ОВЦС и личным секретарем Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова), а после его смерти в 1986 г.- митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). С 1985 г. преподаватель кафедры литургики ЛДА, благочинный 2-го округа Ленинградской епархии, секретарь епархиального совета и член Ленинградского филиала ОВЦС.

В апр. 1982 г. в составе паломнической делегации РПЦ посетил Св. землю. Участвовал в экуменических и миротворческих встречах в Нидерландах, Чехословакии (1983-1985). В сент. 1984 г. сопровождал Патриарха Пимена (Извекова) в офиц. поездке в Югославию. В марте 1985 г. пострижен в монашество с именем Евгений и возведен в сан архимандрита митр. Антонием. В мае 1985 г. в составе делегации РПЦ принял участие в экуменическом богослужении в Вестминстерском аббатстве (Великобритания), посвященном 40-летию окончания второй мировой войны. В 1986 г. как преподаватель Ленинградской ДС участвовал в богословском собеседовании представителей РПЦ и Евангелическо-лютеранской церкви в Финляндии.

31 мая 1987 г. Ленинградский и Новгородский митр. Алексий возглавил хиротонию Е. во епископа Тамбовского и Мичуринского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Е. участвовал в Поместном юбилейном Соборе РПЦ 1988 г.

Был членом мандатной комиссии на Поместном Соборе РПЦ 1990 г. по избранию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1990-1993 гг. с разрешения Свящ. Синода избирался депутатом облсовета и членом Малого Совета народных депутатов Тамбовской обл. 25 февр. 1991 г. возведен в сан архиепископа. С 25 марта 1991 г. председатель Комиссии Свящ. Синода по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты работающих в РПЦ.

23 июня 1988 г. по ходатайству Е. Церкви были возвращены мощи свт. Питирима Тамбовского, а впосл. мн. церковные ценности, хранившиеся в музеях области. В дек. 1991 г. он был в составе Комиссии Свящ. Синода по освидетельствованию мощей прп. Серафима Саровского.

Под его рук. восстанавливали разрушенные и строили новые храмы, количество к-рых возросло в епархии с 38 до 120, началось возрождение мон-рей. В 1988 г. Е. провел повторную после 1987 г. реставрацию Покровского кафедрального собора Тамбова, в росписях храма появилась тема Тамбовских святых. Под рук. Е. осуществлялся сбор сведений о подвижниках Тамбовской земли. На основе собранных данных была написана икона «Собор Тамбовских святых». 16 февр. 1988 г. по ходатайству Е. Патриарх Пимен установил празднование Собору Тамбовских святых 10 авг. ежегодно. В Тамбове было вновь открыто ДУ. С 1994 г. в епархии ежегодно стали проводить Питиримовские образовательные чтения.

Е. активно развивал церковную благотворительность: оказывал материальную и духовную поддержку детям-инвалидам, многодетным семьям, ветеранам. В 1991 г. был членом Президиума Тамбовского обл. детского фонда.

Е. входил в состав Юбилейной богословской комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова. 21 июня 2001 г. Указом Патриарха назначен временно управляющим Нижегородской и Арзамасской епархией, 12 марта 2002 г. определением Свящ. Синода — архиепископом Нижегородским и Арзамасским с сохранением управления Тамбовской епархией. Продолжил восстановление Вознесенского Печерского муж. монастыря и стал его священноархимандритом. Е. начал подготовку к юбилейным торжествам в Сарове и Дивееве, посвященным 100-летию со дня прославления прп. Серафима Саровского, завершить которые ему не удалось из-за кончины.

13 окт. 2002 г. отпевание Е. в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Тамбова возглавил Симбирский и Мелекесский архиеп. Прокл (Хазов). Похоронен у южной стены Казанского собора тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря, рядом с могилой Тамбовского еп. Феофила (Раева). В годовщину кончины Е. над могилой была построена часовня. Награжден орденами св. Владимира 3-й степени, св. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия 2-й степени. Отмечен наградами правосл. Церквей Иерусалимской, Чешских земель и Словакии, гос. орденами Почета (1997), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2000). Удостоен звания лауреата премии им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (1997), а также звания почетного гражданина г. Тамбова (2002).

Арх.: ГАТО. Ф. 46. Оп. 79. Д. 147; Оп. 80. Д. 156; Оп. 81. Д. 70; Ф. 98. Оп. 1. Д. 128; Ф. Р-3443. Оп. 1. Д. 921; Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 93, 99; Оп. 2. Д. 4. Соч.: Светильник церкви Тамбовской: // ЖМП. 1989. № 9. С. 17-21; // Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. М., 1998. С. 347-352; Интервью гл. редактору «Нижегородских ЕВ» архим. Кириллу (Покровскому) // Нижегородские ЕВ. 2002. № 4. С. 4-6; Слово… // Там же. С. 6. Лит.: Наречение и хиротония… во еп. Тамбовского и Мичуринского // ЖМП. 1987. № 11. С. 12-16; Архиеп. Нижегородский и Арзамасский Евгений: // ЖМП. 2002. № 12. С. 36-41; Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 245-246, 538; Нижегородская епархия обрела правящего архиерея // Нижегородская старина. 2002. Вып. 2. С. 1; Кученкова В. А. Архиеп. Евгений: Возрождение традиций. Тамбов, 2004.

И. А. Маякова

Евгений (Ждан), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. Нач. XXI в.

Евгений (Ждан), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. Нач. XXI в.

Краткое житие святителя Питирима, епископа Тамбовского.

празднование совершается 28 июля/10 августа

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, которого в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил. Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.

С детских лет Прокопий и его сестра, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме), читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим, в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды.

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния.

Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита.

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери—Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены, совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, Новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону. Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы. Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву с тем, чтобы уготовать ему новое, высшее служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа.

Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроены, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.

Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал пред жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы. Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое обращение—это было главною причиною сильного влияния архипастыря на его пасомых»,— отмечает его жизнеописатель.

В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные и праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Богоматери. Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания. Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, неселявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело—жители слободы обратились ко Христу. Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника Покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном. В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келлию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой. В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина.

Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения. Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословляя преподобного Прокопия и святителя Питирима. Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года.

И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божии. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией. Память и почитание его, не прекращавшееся с самой кончины, особенно распространилось в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский

Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего Святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674-1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами Святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи Московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.

Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение Святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова Святитель многих привел к истинной вере. Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.

Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на Богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.

Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.

Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ — воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

Иконописный подлинник

Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Россия. XX.

Свт. Питирим Тамбовский. Икона. Россия. Начало XX в.

Россия. XIX.

Свт. Питирим Тамбовский. Портрет. Россия.

Середина XIX века. Книга б. Тамбовского кафедрального Спасо — Преображенского собора чудес святителя Питирима.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *