Святая София киевская

Святая София киевская

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в.

были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста.

Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром в первой половине XI века в центре Киева. — 13-главый пятинефный Софийский собор.

Софийский собор в Киеве (реконструкция)

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В XVIII веке собор был внешне перестроен в стиле барокко.

Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний.

Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.

Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора —

Описание Софийского собора в г. Киев

Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе — имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.

Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен — войска Батыя «пощадили его дивную красоту».

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Яросалвом Мудрым из Константинополая византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграммотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, неумевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV-XVI веках стояла вобще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м? фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофесионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Мозаики первоночально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особоую выразительность.

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства.

Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Киев

главная >> достопримечательности киева >> храмы и соборы >> софиевский собор

Адрес: ул. Владимирская, 24

Время работы: с 10:00 до 17:00, в среду до 16:30, выходной — четверг

Как добраться до Софиевского собора: доехать на метро до ст. Золотые ворота, спуститься по ул. Владимирской до Софиевской площади; доехать до ст. метро Майдан Незалежности, пройти вниз по ул. Софиевской 2 квартала до Софиевской площади

Собор Святой Софии расположен в центре Киева. Это основное культовое сооружение Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого (1019—1054 гг), именно под его стенами собиралось Киевское вече. Хотя, последние исследования показали, что собор может быть несколько старше (1011 г.), и основателем его мог быть креститель Киевской Руси князь Владимир. Софиевский собор стал первым украинским памятником архитектуры, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения этго храма очень запутана и не до конца ясна. Его называют Софийским собором и Софиевским собором. Также нет единого мнения в вопросе даты строительства храма. По одной версии, строительство Софийского собора было начато Владимиром I Святославичем, по второй – церковь была построена при его сыне, Ярославе Мудром, приблизительно в период 1020-1037 годах. «Новгородская первая летопись» гласит, что Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым в 1017 году. В то же время, «Повесть временных лет» рассказывает о том, как Ярослав заложил церковь святой Софии в 1037 году. Возможно, возведение собора велось в два этапа, но достоверно то, что в 1051 году в нем уже был первый киевский митрополит (до этого времени митрополиты выбирались в Византии из греков), хиротонисан Илларион.

Общепринятая версия гласит о том, что Софиевский собор в Киеве был построен в честь главного храма греческой церкви Константинопольского собора – Богоматери-Оранте, олицетворением которой была София (в переводе — премудрая). Место для храма было выбрано символичное – именно здесь в 1036 году в битве с печенегами киевляне одержали победу, а в 1037 году Ярослав Мудрый заложил собор одноименный с великим Константинопольским Софийским собором.

Оценивая технические приемы, использовавшиеся при строительстве Софиевского собора, а также некоторые архитектурные особенности, можно предположить, что строительством занимались греки, прибывшие из Константинополя. В здании храма отчетливо проступают традиции византийского зодчества, но с некоторыми нюансами.

На византийскую архитектурную школу указывают и две лестничные башни, ведущие на хоры и гульбище – так называлась плоская кровля храма. Во время богослужений на хорах располагался великий князь с семьей и приближенными особами. Когда богослужений в храме не было, возможно, на хорах князь принимал послов, решал различные государственные вопросы. На хорах также хранилось собрание книг, принадлежавшее Софийскому собору. Вначале у храма Софии было 13 глав, сейчас их 19.

На протяжении своего существования, Софиевский собор подвергался неоднократным разрушительным нападениям и разграблениям. В 1169 году значительный вред Софийскому собору нанес Андрей Боголюбский, князь Суздальский, в ходе нападения на Киев. В 1180 году, во время пожара храм чуть не сгорел до основания. Когда в 1240 году в Киеве свирепствовали воины хана Батыя, Софиевский собор был разграблен. В 1497 году Софиевский собор был тоже разграблен, но уже крымскими татарами. В течение 16 века храм приходил в упадок, возрождать святыню начали только в 17 веке. В частности, большой вклад в восстановление Софийского собора сделал гетман Ивана Мазепа в 1688 году.

До наших дней дошли записи рассказов иностранных путешественников о соборе, датируемые 16 и 17 веками, но наибольшую ценность представляют рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанные в 1651 году во время его визита в Киев.

Внутри собор Софии Киевской меньше пострадал от времени и вандализма, чем снаружи. До наших дней дошла часть самых ранних мозаик и росписей, выполненных византийскими живописцами. На стенах Софиевского собора, как и на стенах Михайловского, были обнаружены граффити – нацарапанные надписи, рассказывающие о государственных деятелях и политических событиях. Таких граффити в соборе около 300. Благодаря самым ранним надписям ученые смогли уточнить период, в который была выполнена внутренняя отделка храма. Первоначально в соборе было 640 кв.м. мозаики. Сегодня посетители Софиевского собора имеют возможность увидеть 260 кв.м. мозаики и 3 000 кв.м. фресок. Самые известные мозаики собора – это Богоматерь-Оранта (Нерушимая стена) и купольная мозаика Христос-Пантократор. Мозаичные работы выполнялись преимущественно смальтой (сплав стекла, солей и окислов металлов), но иногда в мозаиках встречаются и фрагменты, выполненные из натурального камня. Кусочки смальты размером, приблизительно 1х1 см, вдавливались прямо в свежую штукатурку. Очень богата палитра мозаик Софийского собора, в нее входит более 170 оттенков.

Фрески собора сохранились не так хорошо, как мозаичные украшения. Железные плиты, которыми выложен пол Софиевского собора, содержат изображение мусульманской символики — полумесяца. Изначально полы были мозаичными в центре храма, а в боковых нефах, в усыпальнице и на хорах – керамическими. Фрагменты мозаичных и керамических полов в некоторых местах уцелели и дошли до наших дней. В 17 веке состоялось первое из известных поновлений фресок Софийского собора. Работы по поновлению производились клеевыми красками. В начале 18 века все стены в соборе были оштукатурены, побелены, а поверх слоя штукатурки наносилась масляная роспись. В 19 веке древние фрески вновь раскрыли и поновили маслом, стараясь сохранить их первоначальный вид. В тех местах, где фрески оказались слишком повреждены, была наложена штукатурка и добавлена роспись.

Софийский собор был также местом захоронения легендарных киевских князей. Здесь находится резной саркофаг с останками Ярослава Мудрого, погребенного в 1054 году. Здесь же покоится сын Ярослава Мудрого Всеволод, сыновья Всеволода Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.

Самыми главными ценностями и святынями храма было распятие, которое царица Ольга привезла из Константинополя, а также «Шапка Мономаха» — царственный венец, подаренный Владимиру Мономаху византийским императором.

Здесь же хранились руки святой великомученицы Варвары и челюсть князя Владимира – крестителя Руси.

В 20 веке над Софиевским собором, как и над многими другими памятниками христианской культуры, нависла угроза уничтожения. В начале 30-х годов было принято решение о разрушении храма, и его могла постигнуть участь Михайловского собора. Спасло храм вмешательство Франции. Дело в том, что королева Анна, жена короля Франции Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, который основал Софиевский собор, и Франция об этом помнила. Опасаясь международного скандала, советское руководство приняло решение о создании в 1934 году Софийского музея-заповедника.

После того, как Софийский собор и прилегающие к нему строения стали музеем-заповедником, здесь начали проводиться грандиозные исследовательские и реставрационные работы. Мозаики очистили, а с фресок удалили поздние слои масляных красок, укрепили штукатурку и роспись. В местах, где фрески 11 века были утрачены, можно увидеть росписи 17, 18 и 19 веков. В нынешнем виде длина Софиевского собора без галерей составляет 29,5 м., ширина — 29,3 м., если учитывать размеры с галереями: 41,7 м. и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м., величина подкупольного квадрата 7,6 м.

В прошлом на территории собора и в самом соборе находилось около 100 захоронений. До наших дней сохранились захоронения Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Все прочие захоронения, среди которых было и захоронение Владимира Мономаха, были утрачены. Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого вскрывали четыре раза: в 1936, 1939, 19964 и в сентябре 2009 года.

Собор Святой Софии входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является государственным музеем-заповедником. По этой причине его запрещено передавать какой бы то ни было религиозной организации, а также проводить богослужения. Исключением из этого правила является День независимости Украины (24 августа), когда в Софиевском соборе представители различных религиозных конфессий совершают совместное богослужение об Украине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *