Святая мисаила Курск

Святая мисаила Курск

Есть неподалеку от Курска совершенно особенное, благодатное место. Здесь села носят старинные звонкие и чистые названия: Муравлево, Зорино, Барышниково. << Наше место ценное-драгоценное>>, — говорила прожившая 93 года в этих местах старица Мисаила и предсказывала, что придет время, когда Муравлево прославится. На вопросы родных, когда это произойдет, она только улыбалась… Но все знали, что это обязательно случится, потому что предсказания монахини Мисаилы непременно сбывались. Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина), будущая монахиня Мисаила, родилась 19 (6) ноября 1860 года в с. Муравлево-Зорино Курского уезда курской губерни. Родители ее, государственные крестьяне Гаврила Семенович и Пелагея Гавриловна, поженились в 1855 году, а умерли ориентировочно в 1863 году от печного угара, оставив двух малолетних дочерей Феону и Матрену.
Старшей Феоне было четыре года, а Матрене — три Девочек по традиции того времени стали воспитывать всем селом. Старшая сестра вскоре умерла, а младшей Матрене предстояло до 17 лет скитаться по чужим домам, перенося унижения и трудности полунищенского существования. Утешение и девочка нашла в церкви. В 17 лет сельская община выдала Матрену замуж за состоятельного крестьянина Василия Зорина. Василий Зорин собирался жениться на первой в деревне красавице, но перед свадьбой, подняв что-то тяжелое, повредил спину. Выходить замуж за инвалида красавица отказалась, и Василий стал вымещать свое горе на беззащитной сироте Матрене. Она не имела права входить в дом, пока ее не позовут, летом спала в сарае , а зимой на кухне.Молилась Матрена, когда спускалась в погреб. Господь и от туда услышит, говорила Матрена. В 23 года она родила сына Матвея, а еще через три года осталась вдовой — муж Василий умер от чахотки. Чтобы прокормить себя и сына, Матрене приходилось браться за любую работу. Она рассказывала, как после дневных крестьянских трудов с ребенком на руках ночами перевозила людей на пароме. Человеческую поддержку в этот период она находила только у свекрови, которая помогала растить внука, а после смерти сына подарила невестке дом.
Новый этап жизни Матрены Гавриловны связан с осуществлением ее давней мечты стать монахиней. Приблизительно к ее исполнению она смогла только в 45 лет. В 1905 году, испросив благословения правящего архиерея, Матрена Гавриловна со знакомой девушкой собирается идти в Иерусалим. Как рассказывала матушка Мисаила родным, курский губернатор, узнав об их желании дал им 50 рублей золотом на дорогу. добравшись до Иерусалима матрена Гавриловна с усердием готовилась к постригу и монашеской жизни. На Крещении Господне, во время освящения воды в Иордане, к ней подошел незнакомый монах и подал камень с того места, где по приданию, стоял Спаситель, когда принимал Крещение. Еще монах протянул ей шапочку святого. Кто был этот монах и чья шапочка, до сих пор не известно,но камушек и шапочка впоследствии послужили матушке, помогая исцелять самых трудных больных. Подготовку к постригу нарушил необычный сон: женщина увидела, что ее заливает водой и какой-то голос говорит: этот сон повторялся еще дважды. Если в первый раз вода заливало ноги, то во второй раз вода доходила до пояса, а в третий раз до горла.Тогда иерусалимские старцы благословили Матрены Гавриловну вернуться на родину.

Монахиня Мисаила в кругу семьи. (Слево на право) сын Матвей, внучка Людмила, невестка Александра, внучки Тамара и Нина Спустя некоторое время после возвращения домой матушка заболела. Очнулась она в гробу, как будто от яркой вспышки. Псаломщик, читавший псалтырь, в ужасе убежал. А Матрена Гавриловна увидела в святом углу, как будто в облаке, Божию Матерь , которая сказала: Милая моя , много ты пострадала, много ты претерпела, а теперь, где ты будешь там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя будет… С этого момента и получила Матрена Гавриловна дар прозорливости, дар исцеления больных молитвами и дар совета. Десятки предсказанных ею пастырских и сотни человеческих судеб. Великое множество людей через нее и ее молитвы смогли осознать волю Божию и прикоснуться к Божественной благодати. Люди стекались в Муравлево за помощью и советом не только из окрестных сел. Сюда ехали из Курска, Москвы, Ленинграда, Риги, Евпатории, Одессы. Когда на станции останавливалась утренняя — вагоны просто пустели. Односельчане матушки говорили, что шествие было похоже на Крестный ход, только без икон.
Удивительно, но простая неграмотная крестьянка, сиротка, воспитанная всем селом, смогла стать духовной опорой для тысяч людей и молитвенницей за землю курскую в самые сложные годы. Тысячи людей жили ее радостью, ее Верой, ее любовью к Богу, ее молитвой. И живут до сих пор Монахиня Мисаила отошла ко Господу 16 декабря 1953 года и была похоронена на месте алтаря разрушенного храма в деревне Муравлево. «Как умру, приходите ко мне на могилку, я вам буду помогать,» — говорила она людям. Сегодня, как и прежде, люди приезжают к Матушке Мисаиле и как прежде, находят утешение и помощь и становятся свидетелями новых и новых чудес.
Борисова С. Л.
Доехать до д.

Муравлево можно:
автобусом от северной автостанции г. Курска;
электричкой до станции полевая;
автомашиной до с. Беседено, затем от автостанции — до кладбища д. Муравлево.
Могила матушки Мисаилы

>Архивный номер № 33 (619) от 15 августа 2006 — Планета загадок

Легенда о курской старице Мисаиле

Наша газета уже писала о знаменитой курской монахине Мисаиле. Многие испытали силу ее молитв. И даже уйдя в мир иной, старица помогает тем, кто с верой просит ее об этом. Наверное, поэтому к могиле защитницы всех страждущих и болящих не зарастает дорожка.

Знаменитая курская монахиня Мисаила

Пешком в Иерусалим

Пережив страданиЯ сиротства с 6-летнего возраста, унижение и оскорбления, непосильную тяжесть труда с 17 лет, после навязанного замужества она чутко воспринимала людское горе, стремясь одарить людей добром и любовью, поддержать в трудную минуту. Живя в убогой кухоньке с двумя скамейками и одной табуреткой, она не переставала благодарить Бога и испытывать какую-то необыкновенную радость. «Радость, радость-то какая!» – восклицала она.

Родилась будущая монахиня, в миру – Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина), в 1854 году в селе Муравлево (Зорино) Курской губернии. О родителях сведений не осталось, они с сестрой осиротели рано. По решению местных властей малюток каждый двор брал на сутки. Трудно представить их участь. Младшая скоро умерла, а Матрена скиталась по чужим углам до 17 лет. По решению той же власти (как бы в рамках опекунства) ее выдали замуж за молодого инвалида, отвергнутого любимой накануне свадьбы из-за травмы позвоночника.

Всю свою обиду он выместил на беззащитной сиротке. Страдания ее усилились, жизнь стала настоящей каторгой. Весь труд по хозяйству лег на ее плечи, даже помолиться было негде – клала поклоны, спускаясь в погреб. Не имела права зайти в дом, если не позовут, летом спала в сенях или в сарае, зимой на кухне. В 23 года родила девочку, которая вскоре умерла. Спустя 6 лет родился сын, которого назвали Матвеем. После дневных работ она должна была всю ночь перевозить людей на пароме. Было холодно и страшно… Только горячая молитва помогала переносить это. В 32 года Матрена, оставшись вдовой, с 3-летним сыном на руках, решает уйти в монастырь. Сына поручила свекрови. Вместе со знакомой, попросив благословения у архиерея Курского и Белгородского Ефрема, пошли пешком в Иерусалим. Говорят, курский губернатор дал им на дорогу 50 золотых.

В Киеве поклонились святым местам, затем – в Одессу. На пароходе переправились в Турцию и оттуда – в Иерусалим, где обе готовились к монашескому постригу. Но вышло иначе: на Крещение Господне, во время освящения воды в Иордане, к Матрене, стоявшей позади молящихся, подошел незнакомый монах. Он подал ей камушек с того места, где, по преданию, стоял сам Иисус Христос, принимая крещение от Иоанна Предтечи, и шапочку какого-то святого, сказав при этом: «Возьми, тебе пригодится».

Позже Матрена видела во сне, как ее заливает водой, и какой-то голос говорит: «Вернись на родину, ты там нужна». Трижды повторился сон: в первый раз вода заливала ноги, во второй раз – по пояс, в третий закрывала уже и шею. Она рассказала об этом священнику, они долго молились о вразумлении, ведь сны бывают и от лукавого. Затем священник благословил ее вернуться в Муравлево.

Свекровь подарила Матрене дом, а в 36 лет женщина заболела. Болезнь была тяжелая и скоротечная. Очнулась Матрена уже в гробу, будто от какой-то яркой вспышки. Псаломщик, читавший псалтырь, в ужасе бежал. Опуская ноги из гроба, курянка увидела в святом углу, словно в облаке, Божию Матерь «Троеручницу». Пресвятая Богородица обратилась к Матрене: «Милая моя, много ты пострадала, много претерпела, но теперь, где ты будешь, там и я буду, где твоя нога ступит, там и моя». Что еще было сказано, Матрена Гавриловна никогда никому не рассказала. Но с того времени она получила дар прозорливости, исцеления больных молитвами и дар совета, столь необходимого человеку в трудную минуту жизни, и приняла монашеский постриг с именем Мисаилы.

Дар предвидения

Божий дар проЯвилсЯ сразу. Первый раз она указала соседу точное место, где найти украденную лошадь. Постепенно ее известность росла. Стали приходить не только соседи, ехали люди из других сел. Затем потянулся народ из Курска, Москвы, Евпатории, Одессы, Риги. После революции, в лютые года богоборчества, когда закрывались монастыри и храмы, а священников уничтожали в застенках, монахиня Мисаила оставалась этаким «светильником», несущим в себе благодать для спасения людей. К матушке приходили люди разных убеждений и взглядов, просили совета в сложных жизненных ситуациях. И никто не уходил без утешения и надежды. Она говорила, что даже после смерти всегда успокоит того, кто придет на ее могилку со своей бедой.

В годы коллективизации старица была вынуждена вновь скитаться 8 лет. Ее сына арестовали, домик продали. Лишь в 1937 году ей разрешили построить маленький сруб, в котором была одна кухня: стол, 2 скамейки, табуретка, иконы и лампады. Вставала рано, чтобы успеть помолиться до прихода людей, длинной цепью выстраивавшихся во дворе. У каждого бабушка спрашивала имя, кратко, точно, спокойно отвечала на все вопросы, никогда не повторяясь. Прежде чем ответить, смотрела на иконы. Всех принимала радушно. Сколько побывало в ее кухоньке, сколько пролито было слез, сколько утешено сердец и подано надежд! Если она считала какое-то дело полезным, благословляла, думая, что делать чего-то не надо, говорила: «Совет не даю, воли не отнимаю».

Районный прокурор и местная власть пытались разогнать людей, запугать их и старицу, та отвечала: «Я никого не зову, их зовет горе, а я не могу не принять их». Она никогда ничего не просила, а если что-то получала, то сразу помогала другим. Ежедневно приходило много писем, на них Мисаила отвечала вечером. До войны приезжал к матушке секретарь курского обкома КПСС, обычно ночью, и его жена. Когда немцы подходили к Сталинграду, секретарь райкома партии, руководивший партизанским движением, пришел к старице с вопросом: «Что делать, немец уже у Сталинграда?» Она успокоила его: «Немец от Сталинграда будет бежать», благословила не распускать партизан, продолжать войну. Немецкий комендант станции Полевой решил узнать о своей семье в Берлине. «Семья твоя жива, никто не погибнет, а вот дом ты строишь в Полевой напрасно, скоро будете бежать отсюда. А пока ты будешь вещи вывозить, твой дом растащат по бревнышку». Офицер не поверил, а так и было: он вместе с солдатами выносил вещи, а местные уже растаскивали стены. Комендант возмутился: «Ведь это мог быть вокзал, клуб». Но, увы! Растащили.

Молодая односельчанка Евфрасинья волновалась о муже: «Бабушка, от Петрака нет писем, погиб, наверное?» Бабушка молится, перебирает четки и уверенно говорит: «Жив твой Петрак – ранен в ногу, скоро получишь известие». И, действительно, приходит письмо – муж ранен в ногу, лежит в госпитале в Алма-Ате. Мисаила никому не говорила: «Твой сын или муж погиб». Но порой отвечала коротко, будто ей тяжело: «Бог даст, будет жить, помолись». Если описывала подробности или говорила уверенно, значит – жив.

Монахиня никогда не ошибалась

Часто приходила соседка Николаевна, ее муж был на фронте. На вопрос Николаевны старица долго не отвечала, все молилась, перебирая четки: «Жив твой Клим, только в очень темном и тесном месте, но ничего, придет домой и даже подарок принесет». Шла женщина домой и думала: «В темном и тесном месте, наверное, в гробу? Не захотела матушка меня расстраивать». Когда Клим вернулся домой, оказалось, он попал в плен, немцы загнали его в подвал дома, такой маленький, что нельзя было даже присесть. Ночью началась бомбежка, угол дома разрушила бомба, и пленные бросились врассыпную. Прошли ночью линию фронта, по дороге попался магазин, который разбирали люди, ему достался рулон ситца. Его Клим и принес в подарок жене.

Кто только не приходил к Мисаиле – сколько душевно надломленных войной людей! Девушка, вернувшаяся из Германии: отец ударил ее прикладом по руке, чтобы отнять чемодан, не ведая, что это его дочь, а ей ампутировали руку. Офицер, который в Дрездене на трамвайной остановке снял с немки котиковую шубу, и ее молчаливый укор преследовал его везде. Другой офицер – его после боя спас немец, перевязав раны и дав выпить из своей фляжки коньяк, а он застрелил фрица из-за золотых часов. И только сам поднялся, как шальной снаряд оторвал ему руку с часами.

А с какими только недугами не приходили! Мисаила молилась, давала святую воду, использовала травы. Больным и бесноватым клала на голову шапочку и камушек из Иерусалима), на камушек – руку и читала молитвы. Архитектор из Тулы был очень красив, и, видимо, какая-то злопамятная женщина решила отомстить ему за неразделенное чувство. Где он только не лечился, пока не узнал о монахине Мисаиле.

Свою благодарность мужчина выразил на полотне, изобразив целительницу сидящей с четками. Не успела она приехать к сыну в Харьков, как полковник милиции пригласил ее к 6-летнему сыну, не ходившему с детства. Бабушка вернула ребенку здоровье. Каждый год эта семья приезжала в Муравлево, мальчик садился на скамеечку у ног старицы, обнимал их и повторял: «Моя бабушка, моя дорогая бабушка!»

Лидия Касьмина, проживающая в Курске на улице Союзной, вспоминает: «Первый раз я попала к матушке лет в шесть. Была очень испугана. Она посадила меня, на голову положила шапочку и камушек, читала молитвы, а когда уходили, дала мне гостинцы и сказала: «Деточка, приходи в гости». Испуг вылечился с первого раза, я стала спокойно спать, ничего не бояться. После этого стала звать маму: «Пойдем к бабушке». Мы спросили матушку за папу – он болел астмой. Она все рассказала, что надо купить, какие лекарства, травы. А когда мама спросила за мужа сестры, Мисаила ответила: «За этого безбожника говорить не хочу. Он в святом углу табак сушит». А тот, действительно, выращивал табак и сушил в углу. Как могла узнать об этом матушка?»

Рассказывает курянка Анна Мелихова: «Сын в 5 лет заболел дифтерией и оглох. В Курске не было школы для глухонемых, я пошла к матушке за советом. Она сказала: «Не волнуйся, отвези сына в Обоянь учиться, он получит образование. Вначале будет работать в Курске. Будет грамотным, ходить при часах, потом женится, переедет в большой город. У него будут дети: девочка и мальчик. Купит домик, но долго в нем жить не будет, сыну дадут казенную квартиру, будут к нему все ездить в гости». Это было сказано в 1931–1932 годах. И все матушкины слова сбылись.

На могиле Мисаилы до сих пор исцеляются люди

Нина Кирсанова из села Беседино вспоминает о певчей Пелагее, которая дружила с матушкой. Мисаила говорила: «Как умру, приходите на могилу». Однажды на могиле матушки Пелагея сорвала цветы, принесла домой, приколола под потолок. Когда заболели зубы, оторвала лепесток, приложила к щеке – и все прошло.

Часто матушка посылала людей в Коренную пустынь, даже когда туда не пускали. Тесную связь монахиня Мисаила поддерживала с женским монастырем Курска, но особенно любили и ценили ее в Глинской пустыни. Из жизни она ушла тихо и спокойно, никому не причиняя хлопот. Случилось это 16 декабря 1953 года. Весть о ее кончине разнеслась быстро. Столько людей пришли попрощаться: из соседних сел, из Курска, из Солнцево, Обояни – отовсюду. Гроб до церкви несли на руках, каждый старался его коснуться.

Сейчас дорого каждое свидетельство очевидца о житии старицы. Материала собрано много, но хватит ли его для канонизации Мисаилы?

Все, кто может внести свою лепту в это святое дело, у кого сохранились воспоминания о случаях помощи монахини людям при жизни и после смерти, могут передать их в письменном виде в храм преподобного Серафима Саровского на улице Союзной.

Многие едут к домику, где жила Мисаила, и видят, в каком он плачевном состоянии. А ведь это – памятник человеческому горю и святой любви, памятник помощнице страдающим, сокровище для всех православных. Если вы можете оказать посильную помощь для реставрации дома старицы Мисаилы, обратитесь к настоятельнице женского монастыря на улице Максима Горького.

Отзывы читателей (8)

Сергей 30 марта 2007, 09:47:37
e-mail: sap@chtc.ru, город: Московская обл.

Причитал с интересом.Перед этим мне подарили и книжку воспоминаний Л.Соколовой о ее бабушке-монахине Мисаиле.Книга талантливо написана,жалко мало.В Таких воспоминаниях видно без прикрас ,какова жизнь.Чувсвуется о многом мог еще сказать автор.Хотелось бы больше узнать как о самой Л.Соколовой так и о ее бабушке и о всей семье Зориных.

О Матушке Мисаиле я узнала около трех лет назад,прочитав книгу ее внучке Людмилы Матвеевны и очень долго плакала от того что столько сил было отдано на помощь людям и у меня появилось огромное желание побывать на могилке… Время шло: то одно,то другое в жизни происходило и в мирской суете все не хватало времени. А вот 07.03.2011 года наконец-то Господь меня удостоил и я побыла на этом святом месте. Огромное СПАСИБО организатором той поездки,а особеенно Отцу сергею и Елене Медведевой.
Царствие тебе небесное МАТУШКА МИСАИЛА!!!
СПАСИ И СОХРАНИ НАС В ЖИЗНИ МИРСКОЙ!!!

Статья очень интересная! Прочитала книгу с воспоминаниями ее внучки! После прочтения захотелось посетить могилу матушки, что я непременно и сделаю! Спасибо большое!

Как найти дом, где жила покойная монахиня Мисаила?

Подскажите пожалуйста, как найти могилу Матушки Мисаиле? Зарание, спасибо.

По этой ссылке карта проезда к могиле монахини Мисаилы и расписание движения автобусов http://www.misaila.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=33&Itemid=19

Мне статья очень понравилась.Прочитав её, я восстановила в памяти кое-что забытое о ней.Я была на её могилке и источнике,мне она тоже помогла.Я очень хотела ребенка, но не все было в порядке со здоровьем, я просила ее и она мне помогла!

Я тоже была и просила и еще поеду, но пока безрезультатно.

То Благодать на Вас нисходила! Вы, наверное, заметили, какая концентрация некой энергии пребывала в непосредственной близости от самого ларца? Не всем это дано. К сожалению, люди не верующие, зачастую сталкиваясь с настоящим чудом, всё равно продолжают своё заблуждение, до той поры, пока Господь их реально не ткнёт в самое реальное подтверждение своего могущества и существования!
Ещё добавлю по факту ощущений…

Вы, наверное, слышали об обряде отчитки? Однажды мне довелось производить видеосъёмку данного действа. Происходило это в Коренной пустыни, в скиту Серафима Саровского. Чин производил батюшка Никита. На самом деле он никогда не дозволял журналистам снимать это дело. Но мне, каким-то образом, удалось добиться его расположения, и благословение было получено. В тот раз народу собралось намного больше, чем мог вместить надомный храм, расположенный в скиту. Поэтому отец Никита вывел всех страждущих, избавится от вселившегося в них беса, на берег речки, что протекает под стенами монастыря. И, в которую, впадает ручей, берущий начало от благодатного источника самого отца Серафима. По преданию, Серафим Саровский, основав в этом месте монастырь, воткнул в землю свой посох, и оттуда забил источник, вода в котором изначально стала святой.
Так вот, отец Никита расположил людей шеренгами вкруг себя и начал чин отчитки. Мы с оператором встали поодаль, и стараясь не мешать процессу, стали снимать. Боже, что тут началось. Кто-то ржал по лошадиному, кто-то кричал петухом. Некоторые бились в конвульсиях, а из иных брызгал пот. У людей менялся голос. Один молодой человек, собственно, о котором был наш сюжет, из совершенно нормального, превратился в какого-то монстра рычащего не своим голосом. Я это слышал своими собственными ушами. С маленькой девочкой, не могли справиться пять или шесть её родственников. Как оказалось это с ней не впервой, и каждый раз, когда они с ней приезжали, то брали ещё больше родни. Девочка реально разбрасывала взрослых мужиков, словно это были соломенные чучела. Самое страшное началось в тот момент, когда каждый из собравшихся поочерёдно подходил к батюшке, а тот брызгал ему в лицо святой водой и творил молитву. Я поставил оператора, как раз за спиной священника и напротив лиц отчитываемых. Кто-то из них воспринимал окропление с блаженной улыбкой, иные искажались в зверином оскале. Создавалось впечатление, будто их не святой водой окропляют, а расплавленным оловом. Ту самую девочку, еле скрутили все её родственники, и буквально поднесли, так она их крыла басом и такими выражениями, которые маленькая девочка и знать не могла! По завершению, все опять стали «нормальными» людьми и спокойно разошлись по своим автомобилям, чтобы разъехаться в разные стороны по всей стране и ближайшему зарубежью…
Так что Ваши слёзы, это есть Благодать посланная Пресвятой Богородицей! А у тех, в кого вселился бес, всё гораздо хуже…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *