Священное писание

Священное писание

Дорога домой. Выпуск ДД-38.4

ЧТО ТАКОЕ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ИЛИ БИБЛИЯ.

Я есмь путь и истина и жизнь;
(Иоанна 14:6)

Краткое объяснение для тех которые в первый раз хотят читать Священное Писание. Для лучшего понимания хорошо было бы еще прочесть следующие духовные листки: «Что такое христианство» , «Составляющие христианства» и «Как создавалась Православно-Христианская Вера» .
(1) Библия — христианская основополагающая книга; (2) Закон Божий — учебник Церкви; (3) Доказательство правдивости Библии; (4) Для чтения Библии нужна подготовка; (5) Библия — основа европейской цивилизации; (6) Стандартная документация Библии; (7) Кто определил состав Библии; (8) Содержание Библии; (8.1) Ветхий Завет; (8.2) Новый Завет; (9) Разные переводы; (10) С чего начать читать Библию; (11) Как нужно читать Библию; (12) Обязательные книги для православного христианина; (13) Толкование Библии; Библиография.

1. Библия — христианская основополагающая книга. С самого начала нужно сказать что Библия это не учебник, а это христианская основополагающая книга. Учебник это книга в которой даются определения, где ясно и четко все сформулировано, объяснено, суммировано и даются какие-то заключения. Библия содержит разные произведения, описания, послания и т.п., написанные под влиянием Святого Духа, пророками, апостолами и другими святыми людьми.

2. Закон Божий — учение Церкви. Святые люди, Учителя Церкви, богословы, монахи и другие люди изучали Священное Писание и основываясь на нем, разработали учение «Закон Божий», которое согласовано со Священным Писанием, Преданием, природными явлениями и логикой.

Таким образом были написаны все учебники Закона Божия: Ветхий и Новый Завет, история Церкви, катихизис, нравоучение (этика), апологетика, догматика и т.п.
Хорошим примером как исследуя Священное Писание христиане установили свойства Божии может послужить отдел о «Свойствах Божиих» в учебнике Слободского . Там в одном месте, кратко и ясно перечисляются все свойства и из какого стиха в Священном Писании они взяты. Итак: Бог вечный (Псал. 89:3; Ис. 40:28), Бог неизменяемый (Иак. 1:17; Мал. 3:6), Бог всемогущий (Быт. 17:1; Лук. 1:37), Бог вездесущий (Псал. 138:7-12), Бог всеведущий (1 Иоан. 3:20; Евр. 4:13), Бог всеблагий (Матф. 19:17), Бог всеправедный (Псал. 7:12; 10:7), Бог вседовольный (Деян. 17:25), Бог всеблаженный (1 Тим. 6:15). Из этого примера видно как исследуя и анализируя Библию, были установлены свойства Божии, которые и были написаны в учебнике Закона Божия. Таким же самым образом были раскрыты и другие истины которые стали, как уже было сказано выше, частью Закона Божия и всех богословских наук.

3. Доказательство правдивости Библии. Мы знаем что часто встречаются люди которые в течение своей жизни кардинально изменили свое мнение. Некоторые наши широко известные писатели, мыслители и другие люди в течение своей жизни изменили свое мнение на 180 градусов. Для человека это совершенно естественно так-как он все время учится жизни, наблюдает, исправляет свои ошибки и т.п. В Библии же находятся истины которые в течение нескольких тысяч лет совершено не изменились.
Кроме того книги Библии возникли во время когда люди были на очень низком уровне развития и совершенно не были в состоянии дойти до таких возвышенных идей которые высказаны в ней. Одна молодая дама из постсоветской России, с высшим образованием, когда впервые услыхала про «Заповеди блаженства» (Мат. 5:3-12) сказала что ей никаких доказательств о Господе Иисусе Христе не нужны, так как обыкновенный человек, в такие далекие и жестокие времена, не смог бы сказать такие слова.
В нашей Православной Церкви мы все еще пользуемся книгами из Нового и Ветхого Завета, потому что все они содержат истины, которые вечны на все времена. Все это говорит что Библия не есть творчество человека, а Самого Господа Бога.

4. Для чтения Библии нужна подготовка. Православные духовники не советуют, без всякой подготовки читать Библию так как не подготовленный человек может неправильно понять. Сперва нужно изучить основы Закона Божия, например учебник отца протоиерея Серафима Слободского, «Закон Божий для семьи и школы». Как минимум тоже можно прочесть «Первый шаг». (Оба учебника находятся на этих эл. страницах).

5. Библия — основа европейской цивилизации. Библия и в особенности ее нравственное учение является основополагающим документом европейской культуры и цивилизации. Лучшие закона мира согласованы с ее истинами. Многие споры кончаются цитатами из Библии. Раз так сказано в Библии, то это так и на этом кончаются все разговоры. В англоязычном мире есть выражение вроде этого что какая-то книга является «Библией фотографа». Это значит что она содержит ВСЕ что нужно знать фотографу. Другими словами в их культуре считается что в Библии есть все что нужно знать человеку. Библия считается Божественным творчеством и поэтому во многих странах люди клянутся положа руку на Библию.

А.С.Пушкин насчет Евангелия написал следующее:

«(Евангелие) – Вотъ единственная книга въ мiре: въ ней есть все. Есть книга, коей каждое слово истолковано, проповедано во всехъ концахъ земли, применено ко всемъ обстоятельствамъ жизни и происшествiямъ мира изъ коего нельзя повторить ни единаго выраженiя, котораго не знали бы все наизусть, которое было бы уже пословицей народовъ; Оно не заключает уже для насъ ничего неизвестнаго, но книга сiя называется Евангелiемъ – и такова ея вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные мiромъ, или удрученные унынiемъ, случайно откроемъ ее, то уже не въ силахъ противиться ея сладостному увлеченiю и погружаемся духомъ въ ея Божественное красноречiе».

В Америке, до либеральной культурной революции (началась в 1960-ых годах), военным, скаутам, ученикам и т.п. давали карманные Библии содержащие Новый Завет и Псалмы из Ветхого Завета со следующим предисловием:

  • CHRIST is the grand subject, our good the design, and the glory of God its end.
  • 6. Стандартная документация Библии. Так как Библия является основой для нашей цивилизации то она, для лучшей ориентации, поделена на книги (сейчас это отделы), а они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и он обозначен номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например (Мат. 5:3-12) значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стихи 3-ий и до 12-го». Этот метод употребляется во всех странах мира. Священное Писание переведено на все языки мира.

    7. Кто определил состав Библии. Священные книги, входящие в состав Библии, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе). Все эти книги, как это уже было сказано выше, стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества.

    Священное Писание содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг, а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от свв. апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.

    8.1 Ветхий Завет. В ветхозаветные времена (до рождения Иисуса Христа) у древних евреев уже была вера в одного Бога, создателя всего мира, праведного и были известны Десять заповедей (1615 г. до РХ), которые являются основой для любого цивилизованного общества. Язычники (не древние евреи) же жили в духовной темноте, верили в самых невероятных богов, отличались своей жестокостью и приносили своим богам жертвы, включая человеческие. Постепенно у древних евреев появлялись духовно одаренные люди и пророки через которых Господь открывал Себя, Свои свойства и волю. Их творчество вылилось в священные книги, позже собранные в одну и названную «Священное писание». (Позже, христиане прибавили к ним еще «Новый Завет», первую назвали «Ветхим Заветом», а всю книгу назвали еще Библией). Эти священные книги стали основополагающими трудами для всего будущего христианского творчества. Среди них находились Псалтырь и предсказания о пришествии Спасителя Иисуса Христа и Божией Матери. Псалмы из Псалтыри, из такой давности, до сих пор являются краеугольным камнем во всех православных богослужениях.

    8.2 Новый Завет. Этот период охватывает жизнь Иисуса Христа — Его рождение, проповедь, распятие, воскресение и вознесение. Происшествия в этом периоде вращались вокруг Него и Его ученики, апостолы следовали за Ним и учились. В это время мир в духовном и нравственном отношении заходил в тупик и как было предсказано раньше, Господь Бог послал Спасителя который Своей проповедью положил новый фундамент для человеческих взаимоотношений и для всего общества. В Ветхом Завете был закон строгой правды, а Иисус Христос учил закону любви. Этим Он углубил и усовершенствовал старый закон и когда книжники, из древних евреев, Его не понимали и обвиняли что Он учит что то другое, то Он им ответил «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Во всяком случае, в этом периоде Его ученики и другие слушатели главным образом Ему помогали и учились.

    9. Разные переводы. В Русской Церкви существует Священное Писание на церковно-славянском и русском языках. Первый считается более точный чем второй. Русский (синодальный) перевод хуже, так как он сделан под влиянием западной (протестантской и католической) богословской мысли. Нужно предупредить читателя что инославные (неправославные) организации почти всегда стараются проталкивать свое миропонимание. Например, некоторые из них распространяют русские Библии синодального перевода, но эти Библии не полные, так как они не содержат неканонические книги, потому что протестанты их не признают.
    «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67:36 по-цс) встречается в православном богослужении (панихида, канон и т.п.). Этот стих является хорошим примером разницы между церковно-славянским и русским (синодальным) переводами Священного Писания (Библии). В данном случае в русском-синодальном переводе этот стих такой «Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем». В английском переводе это «O God, thou art terrible out of thy holy places:» (Psalm 68:35 KJV). Все это хорошо отображает православное понимание Господа Бога как Творца вселенной и любящего Отца и западное как грозного Отца.
    В ближайшем будущем нужно будет подправить Священное Писание (хотя-бы Псалтырь и Новый Завет), на русском языке (синодальное издание) чтобы оно соответствовало церковно-славянскому тексту, а также это сделать и с английской Библией King James Version.
    (Западная (Римская) Церковь отделилась от Православной Церкви в 1054 г. С того времени она сделала много неправильных изменений в своем учении и из за этого ей иногда приходилось менять его. Православная Церковь всегда твердо стояла на истине и поэтому ей никогда не приходилось отступать от своих позиций. Одно из самых отрицательных качеств которые внедрились в Западную Церковь это гордыня. Она была отличием Римской Империи и Римская Церковь не сумела ее преодолеть. В результате этого, гордыней заражены все западные народы. У православных народов этого порока почти нет. Гордыня есть большой порок так как она является матерью эгоизма, высокомерия, расизма, русофобии, неумением видеть и признать свои ошибки и т.д. и т.п. Даже недавно приезжие эмигранты из Восточной Европы постепенно, не понимая что делают, начинают копировать это разрушающее поведение и мышление).
    На английском языке есть много переводов и все они вносят какие то изменения для того чтобы новый перевод соответствовал их мнению и пониманию Библии. Первый протестантский перевод это перевод короля Джеймс (King James Version — KJV) 1611 г. и католический Дуи-Раймс (Douay-Rheims) 1610 г. В Русских Церквах англоязычных приходов пользуются переводом короля Джеймса, так как он ближе всего к нашим переводам, хотя во многих местах есть значительная разница. Во всяком случае, православным живущим в аглоязычных странах, нужен перевод который соответствует церковно-славянскому Священному Писанию.

    10. С чего начать читать Библию. Резюме христианского учения находится в «Нагорной проповеди» (Мат. 5-7) (Евангелие от Матфея, глава 5-ая и до 7-ой.). Поэтому, для начала и чтобы понять суть христианства можно читать ее. Чтобы начинающий все понял он конечно должен прочесть эту часть много раз, глубоко вдумался во все эти древние слова, сравнил с ними свое и других поведение, а также продумал что происходит когда люди не следуют этому учению.

    11. Как нужно читать Библию.Отец архимандрит Спиридон (Ефимов) (1902-1984 гг.), духовный отец пишущего эти строки, учил что перед чтением нужно помыть руки и перекреститься. Таким образом мы просим Господа Бога помочь нам правильно понять Его Священное Писание. Конечно все это говорит что нужно читать сидя или стоя и не в коем случае лежа.

    12. Обязательные книги для православного христанина. Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание», «Молитвослов» и учебник Закона Божия. Лучший начальный учебник это книга отца протоиерея Серафима Слободского .

    13. Толкование Библии. Новый Завет Священного Писания был написан две тысячи лет тому назад, а Ветхий Завет несколько тысяч. Писались они разными людьми, в разное время, на языках которые больше не существуют, и переводилось несколько раз на теперешние языки. Кроме того, люди и их культура изменились. Поэтому появляется вопрос как же понимать и толковать написанное?
    Библия толкуется разными группами по-разному. Поэтому можно насчитать следующие толкования: христианские, околохристианские, еврейские, секулярные, атеистические и другие. Среди христианских можно назвать православных, римокатоликов, протестантов и разных сектантов. На русском языке есть церковнославянский и русский синодальный переводы. Первый считается правильный, а русский хуже, так как он был сделан под влиянием протестантского богословия.
    Библию признают за Священное Писание христиане и евреи. Христиане толкуют все, включая Ветхий Завет, с позиций проповеди Господа Иисуса Христа. У православных христиан первые толкователи были сс. Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов и др.
    Евреи не признают Господа Иисуса Христа за Мессию и поэтому Новый Завет не признают. Ветхий Завет они толкуют по-своему, с позиций еврейского избранничества и ожидания предсказанного Мессии.
    Секуляристы и атеисты не признают святость Библии и поэтому толкуют ее как легенды, древнюю литературу, исторические записи и т.п.. Атеисты конечно роются в тексте и стараются найти ошибки и неправильности. Они берут тексты вне контекста и стараются высмеять и показать их ошибочность. Они не знают, что христианские толкователи все это приняли во внимание, и все толкуют с позиций проповеди Христа и тогда все аккуратно укладывается.

      Рождественский пост
      17 дек./27 дек. 2001 г.

    Библиография.
    Библия.
    Есть полный текст на
    эл. стр.: http://www.magister.msk.ru/library/bible/
    эл. стр.: http://www.day.ru/
    К познанию Библии. Части 1-я до 9-й.
    Часть 1-я. Предварительные Сведения
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia1.htm
    Пятикнижие Моисея
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia2.htm
    Исторические Книги Ветхого Завета
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia3.htm
    Учительные книги
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia4.htm
    Пророческие книги
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia5.htm
    Евангелия
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia6.htm
    Книга Деяний и Соборные Послания
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia7.htm
    Послания ап. Павла
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia8.htm
    Книга Откровения или Апокалипсис.
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/biblia9.htm
    Отец Александр Мень. Исагогика
    эл. стр.: http://www.alexandrmen.ru/books/isagogik/isagogik.html
    Молитвослов
    Основные молитвы есть на наших эл. стр.: (ДД-42)
    Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание.
    1967 г. Св.Троицкий Монастырь, Джорданвиль, Нью-Йорк.
    Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.
    723 стр., твер. пер., по стар. орф.
    Есть полный текст на эл.стр.: http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb.htm
    (Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитвы, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник).
    Первый шаг (в Церковь)(ДД-27).
    (Специально подобранные информационные и духовные листки для начинающих. (1) Общие темы из Зарубежной Руси, (2) Введение в Православие и (3) Обзоры предметов по Закону Божию для гимназий и средних школ).

    Что такое христианство(ДД-38).
    (Суть христианства, его история, как оно появилось и стало основой теперешней цивилизации и культуры).
    Составляющие христианства(ДД-38.2).
    (Cоставляющие православного христианства: общение с Господом Богом, сверхъестественные явления, ориентир и программа для жизни, шкала ценностей, воспитание личности, лечебница душ, православная психотерапия, мировоззрение, история мира и философия).
    Как создавалась Православно-Христианская Вера(ДД-38.3).
    (Как создавалась Православно-Христианская Вера. Кто и когда участвовал в этом процессе и что они делали).

    Жизнь Господа Иисуса Христа(ДД-21.1).
    (Краткий обзор и введение и в жизнь нашего Господа Иисуса Христа).
    Чудеса Господа Иисуса Христа(ДД-21.2).
    (Краткий обзор и введение в чудеса сделанные нашим Господом Иисусом Христом).
    Притчи Господа Иисуса Христа.(ДД-21.3).
    (Краткий обзор и введение в притчи сказанные нашим Господом Иисусом Христом).
    Учение Господа Иисуса Христа.(ДД-21.4).
    (Краткий обзор и введение в учение нашего Господа Иисуса Христа).

    История Христианской Церкви(ДД-13).
    (Краткий обзор и введение в Историю Христианской Церкви).
    Протоиерей Петр Смирнов. История Христианской Православной Церкви.
    Издание 23-е, 1914 г. (?), С-Пб., 279 стр., тверд. переплет.
    Переиздано Св. Троицким Монастырем в Jordanville, NY и в России.
    (Лучший начальный учебник Истории Христианской Церкви).
    (Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY).
    Редактированная версия и без истории Русской Церкви есть на наших эл. стр.: (ЦГ4-1)
    Семь Вселенских Соборов.
    По руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского.
    1968 г., Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. 144 стр., мягк. переплет.
    (Учебник Св. Троицкой Семинарии в Jordanville, NY).
    Эл. Стр.: Епископа Александра (Милеант), Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
    .
    эл. стр.: http://www.fatheralexander.org

    • НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ • НАВЕРХ

    СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

    Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

    Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета, в которых содержится Божественное откровение о Боге, мире и нашем спасении. Через них Бог постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них — о Спасителе мира. Иисус Христос — духовное сердце Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и воскресение — главные события не только Священной, но всемирной истории. Иисус Христос духовно соединяет оба Завета. В Ветхом Завете говорится о Его ожидании, а в Новом — об исполнении этого ожидания. Спаситель сказал иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5, 39).

    Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков.

    Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.

    Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

    Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.

    Богодухновенность Священного Писания

    Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.

    Проповедь Христа в синагоге Назаретской. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

    При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

    Кто написал Библию

    Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему.

    Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.

    Канон Священного Писания

    Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный. Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.

    Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания.

    Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью. Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.

    Пророки Давид, Даниил и Соломон. Россия, Кирилло-Белозерский монастырь

    Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.

    Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.

    Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).

    Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин.

    Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических.

    Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372).

    Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке.

    Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

    Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.

    Уже к середине II века все четыре наших канонических Евангелия были известны по всем Церквам и Священным Писанием признавались только они. Живший тогда христианский писатель по имени Татиан предпринял попытку соединить все четыре Евангелия в единое повествование (свой труд он так и назвал — «Диатессарон», то есть «Согласно четырем»). Однако Церковь предпочла пользоваться всеми четырьмя евангельскими текстами в том виде, как они были написаны апостолами и евангелистами. Священномученик Ириней Лионский (II век) писал: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (Против ересей. Кн. 3, гл. 11).

    Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке, потом его труд был переведен на греческий язык.

    Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.

    Православие.ру

    РАСТАФАРИАНСТВО КАК РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.

    Растафарианство — монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах и привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманы или раста.

    Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, бывшего до коронации известным как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.

    Движение Растафари охватывает такие темы, как духовное потребление каннабиса (не обязательно, основа растафарианства- любовь к ближнему) и отказ от западного общества, которое они называют Вавилон, имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк.

    Психоактивные вещества, содержащиеся в растениях, с давних пор использовались в религиозных практиках. Весьма примечательна история, которая связала психоделическое растение коноплю и растафарианство — религиозное движение на Ямайке (государство-остров Карибского моря). Растафарианство (движение раста) — религиозное синкретическое движение, в котором причудливым образом соединились ритуальные практики народной религии аборигенов, африканских рабов и мессианские иудео-христианские чаяния.

    Последователи движения поклоняются Богу Джа (Jah — Бог). В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I» (King James Version)*, которая была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I), говорилось: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа , и радуйтесь пред лицем Его». (Псалтирь. Глава 67. Стих 5). Таким образом, для раста Джа — одно из имен ветхозаветного Господа Бога.

    Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в «Вавилоне» (Вавилон — библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, все африканцы должны вернуться в Землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион — Африку.

    С тех пор как в 70-х годах ХХ в. растафарианство как религия и мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, привезенной на Запад музыкантом и представителем религиозного движения раста Бобом Марли (1945 — 1981), эта своеобразная экзотическая культура стала близкой для очень многих людей во всем мире.

    Возник модный стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с породившей его религией и культурой.

    * БИБЛИЯ КОРОЛЯ ЯКОВА, также носит название Авторизованная версия , английский перевод Библии, изданный в 1611 году под покровительством английского короля Якова I. Библия короля Якова оказала заметное влияние на английский язык и считается классической англоязычной Библией уже на протяжении более трех веков

    Тем не менее, даже в «светском» варианте растафарианства причудливым образом отражается внутренний своеобразный протест человека против «града земного»,

    «Вавилона» — жесткой социально-политической системы и биопрограмм звериного способа существования (правильна или нет такая форма протеста, полагаю, что многое зависит от точки зрения задающегося подобным вопросом). В любом случае, если рассматривать растафарианство как путь к живому Богу в себе, к своим духовным корням и к свободе от пут и уловок «Вавилона», а именно таким его видят все без исключения раста, то можно понять, почему культура Ямайки стала такой популярной во всем мире. Как поет Борис Гребенщиков:

    Джа даст нам все,

    У нас больше нет проблем;

    Когда я с тобой,

    Ты — мой единственный дом…

    Раста легко определить по «львиной гриве» — «дредам» (Dread означает страшный, ужасный; страшиться. Loks — локоны, волосы. Dreadlocks можно перевести как «ужасающие локоны»). Дредлокс являются видимым свидетельством завета (договора), существующего между раста и Джа.

    Растафарианцы считают, что единение с Богом достигается с помощью ганджи (ganja — конопля, марихуана, анаша; ямайское название сорта марихуаны, растущей на острове; производное от названия реки Ганг (Ganges); есть поверье, что именно индусы завезли ее на Ямайку). На Ямайке ганджу-коноплю-марихуану называют травой мудрости. Предание гласит, что она выросла на могиле царя-мудреца Соломона. Ямайцы верят, что ганджа — это «исцеление нации» (the healing of the nation). Они считают, что ганджа расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание.

    Однако, как полагают раста, Вавилон имеет свои веские причины для запрета на выращивание и потребление конопли.

    Вопреки общепринятому мнению, набожные растафарианцы не курят ганджу ради развлечения, а некоторые не принимают ее вообще, например, члены канонической Эфиопской православной церкви, а также многие из классических Старейшин религиозного движения. Однако большинство растафарианских проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания «травки мудрости».

    Раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной, и тогда это уже будет «приятным Господу воскурением». Такой обычай аргументируется тем, что ганджа — это та самая «зеленая трава», одобряемая в Библии Джеймса I, и ее употребление можно считать более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма. Эфиопская православная церковь, конечно же, выступает против этого. Православные монахи считают, что эти пути в лучшем случае опасны, а в худшем приводят к духовной гибели.

    Растафарианство во многом обязано своим распространением на Западе музыке ска и регги (реггей), и в особенности музыке ямайского музыканта Боба Марли.

    МАРЛИ БОБ (Marley Bob) (полное имя Роберт Неста Марли, Robert Nesta Marley) (6 февраля 1945, Сант-Энн, St. Ann — 11 мая 1981, Майами), ямайский музыкант и исполнитель музыки реггей.

    Отец — британский морской офицер (вскоре оставил семью), мать — коренная ямайка, певица госпел. В конце 1950-х гг. Марли был отчислен из школы и начал работать сварщиком. В свободное время он вместе со своим другом Банни (Невиллом О’Райли Ливингстоном, Neville O’Riley Livingston) занимался вокалом. Тогда же он познакомился с Питером Макинтошем (Peter McIntosh), который в 1962 вместе с Банни войдет в первую группу Боба Марли Wailers. Дебютный сингл группы Simmer Down (1965) держался на первой строчке ямайских хит-парадов в течение двух месяцев.

    В 1966 Марли женился на Рите Андерсон и уехал вместе с ней и своей матерью в США. В 1967, вернувшись на Ямайку, он оказался вовлеченным в общественно-религиозное движение растафари (основная идея — освобождение и объединение всех чернокожих жителей мира, возврат к африканским этнокультурным корням). В ряде песен отразилась идеология движения: Soul Rebel («Мятежная душа»), Duppy Conqueror («Даппи-завоеватель»), Small Axe («Маленький топор») и др.

    Группа записала два диска Catch a Fire (1972; первый в мире реггей-альбом) и Burnin’ (1973). В 1974 Банни и Макинтош начали сольные карьеры, а Марли, переименовав группу в Bob Marley and The Wailers, включил в его состав женское трио. В середине 1970-х гг. вышли альбомы Natty Dread (хит No Woman No Cry), Rastaman Vibration и Exodus, сделавшие певца всемирно известным. За год до своей смерти Марди записал ставший впоследствии «культовым» альбом Uprising (с песней Could You Be Loved).

    В 1981 «король реггей» скончался от злокачественной опухоли, образовавшейся вследствие не долеченной травмы.

    Боба Марли можно смело назвать одним из самых знаковых фигур «черной культуры». Его песни исполнялись и исполняются многими музыкантами по всему миру.

    СКА (англ. ska — народная вест-индская музыка), более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 60-е годы 20 века была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 60—70-х годов чисто «расовой», музыка ска стала популярна в конце 70-х годов вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой «2-Тоун» (Selector, Specials, Beat), что позволило ей добиться успеха на мировом уровне. Сегодня одной из наиболее близких к традициям ска-групп являются UB-40. В нашей стране пионерами ска стали ленинградские «Странные Игры». Позже элементы ска успешно ассимилировали в своем творчестве и другие группы, в частности московская «Бригада С».

    РАСТАМАНЫ — КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ

    Первые миссионеры, прибывшие на Карибские острова, сразу попытались увлечь чернокожее население поучительными историями из Библии. В Священном писании грамотные рабы нашли рассказ об избранном народе, попавшем в рабство к вавилонянам. Благодаря божественному вмешательству народ смог спастись. Эту историю рабы восприняли как свою собственную. Священное писание вселило в них уверенность, что Бог не признал правоту белых рабовладельцев, «вавилонян». Триумф их мог быть только временным. Всем же чернокожим суждено вернуться из рабства на землю обетованную, то есть в Эфиопию, под которой подразумевалась вся Африка.

    С отменой рабства плантации обезлюдели. Вчерашние невольники сочли плату за свободный труд мизерной. Хозяева начали завозить на острова индийцев и китайцев. Чернокожие остались не удел. Они селились в стороне от других этнических общин, занимали заброшенные земли, строили новые деревни и вспоминали о далекой «маме-Африке», где они были когда-то свободны и счастливы. Многие верили, что 31 декабря 1920 г. состоится великое возвращение народа на Черный континент. Океанские воды расступятся, и все желающие смогут дойти до далекой Африки по суше. Библейское чудо, к сожалению, не повторилось.

    Вскоре у карибских африканцев появилась новая надежда на ордена Эфиопии.

    Некий Натаниэл Хибберт вложил в уста черного лидера Маркуса Гарви следующие слова: «Обратите взоры к Африке. Там будет коронован чернокожий царь, который приведет народ к избавлению».

    В 30-х гг. в Эфиопии правил царь царей, Господь господствующих, лев от колена Иудина, потомок Соломона, Давида и царицы Савской. До коронации его звали Рас Тафари, после — Хайле Силассие, что значит «всеобщий исход с островов». В нем-то жители Антильских островов и увидели долгожданного мессию, который вернет их на обетованную землю. Тех, кто принимал учение о божественной сущности Хайле Силассие, объявляли избранными.

    Важным орудием нового культа стала конопля. Плантаторы везли ее на остров целыми кораблями. Траву богини Кали в свободное от работы время курили индусы, общаясь при этом с Богом Шивой. Ему молились на хинди, восклицая «джай!» Растаманы восприняли это как одно из имен Бога. Кроме того, они переняли у индусов курение конопли, жизнь в ашрамах, то есть в религиозных общинах, молитвы на хинди, вегетарианство и безбрачие. Отличить последователя культа от обычного гражданина можно было по длинным волосам, заплетенным в косы, дрэдлокс.

    В 60-х гг. символом растафарианства стали наябинги (непримиримые), которые утверждали превосходство черных над белыми и метисами. Эти расисты бросили тень на законопослушных растаманов. Власти стали преследовать всех, кто носил дрэды. Несчастных бросали в тюрьмы, пытали, привязывали за волосы к автомобилю и тащили по улицам, насильно стригли. Островитяне, напуганные разгулом жестокости, побежали в Африку. После прекращения репрессий поток беженцев иссяк. Более того, они стали возвращаться обратно. Видимо, обетованная земля не показалась им такой уж обетованной.

    В середине 60-х начал приобретать популярность музыкальный стиль рэггей. Его звезды переняли у растаманов свой сценический имидж, прежде всего колтуны на голове. Быть «раста» стало престижно. Никто не имел права преследовать их, только за то, что они курили марихуану и носили странную прическу. Суперзвезда рэггей Боб Марли черпал вдохновение в культе растафари. Многие считали певца пророком. И не без основания. Одну из речей императора Хайле Силассие он положил на музыку. Так слова мессии были услышаны во всем мире, а у культа появились тысячи новых последователей.

    Корни модного стиля рэггей уходят в традиционное искусство ритмической декламации под музыку. Так островитяне лучше воспринимали слова проповедей. На их основе писались духовные гимны, которые исполнялись под аккомпанемент стил-пана. Этот нехитрый инструмент делают из обычной нефтяной бочки. Дивные звуки, извлекаемые из нее, легли в основу стиля калипсо, широко распространенного на островах Карибского моря. Для местных жителей он так же значим, как рок для европейцев или рэггей для ямайцев.

    Всеобщее карибское признание этот стиль получил после второй мировой войны, когда исполнители стали петь не религиозные гимны, а песни о местных событиях, о сплетнях и слухах и, конечно же, о любви. Всемирную известность чуду-барабану принес Жан-Мишель Жар, который использовал его во время открытого шоу в Париже.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *