Священное писание в христианстве

Священное писание в христианстве

Библия — собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому завет (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхий завет, ни Новый завет, в принципе признает их святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим, т.е. Авраам, Иусуф, т.е. Иосиф, Иса, т.е. Иисус) играют важную роль в исламе начиная с Корана. Ветхий завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII—II вв. до н.э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки — несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам VIII—V вв. до н.э. — Исайе, Иеремии, Иезекиилю и двенадцати малым пророкам, а также книга Даниила, датируемая II в. до н.э.; 3) Писания, или Агиографы,— собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.) Новый завет состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й половины I в. и начала II в. н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т.е. благовестия о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов — Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) — и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

Коран — священная книга мусульман, представляюшая собой собрание божественных откровений, которые были ниспосланы пророку Мухаммеду. Слово «коран» означает «то, что читают, произносят» (т.е. то, что было сказано Мухаммеду и что он повторил). Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры — фатихи. Одна от другой суры отделены басмалой (формулой «Именем Аллаха, милостивого, милосердного»). Каждая сура делится на аяты. Аят — это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог. В самой длинной суре 286 аятов, в самой короткой — 3. В аятах от 1 до 68 слов. Мухаммед получил первое откровение в месяце рамадан, поэтому рамадан был избран месяцем поста. Однако Коран был передан пророку не весь сразу, а частями, сначала в Мекке, а затем в Медине. Мекканские суры, которые делят на суры первого, второго и третьего периодов, отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого мекканского периода совершенны в литературном отношении, возвышенны и эмоциональны. Суры второго периода более спокойны, в них главное место занимают проповеди единобожия. В сурах третьего периода много сказаний о пророках. Мединские суры содержат множество культовых, юридических и этических предписаний. При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме и было немало людей, знавших его частично или полностью наизусть. После смерти Мухаммеда возникла угроза постепенной утраты священного текста и потребовалось собрать все откровения. При халифе Абу Бакре эту работу выполнил Зайд ибн Сабит. При третьем халифе Османе текст Корана был впервые облечен в форму рукописной книги, которая и считается первым изданием Корана. Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Однако для однозначного понимания и интерпретации Корана понадобилось создать традицию тафсира, т.е. толкования его текста. Коран как источник вероучения дополняется вторым важнейшим для мусульман источником — сунной, зафиксированной в хадисах, или преданиях о пророке и его сподвижниках.

Талмуд — многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся с IV в. до н.э. по V в. н.э. Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно. Поэтому в отличие от Ветхого завета, который назывался писаным законом.

Талмуд назывался устным законом. Уже в IV в. до н.э. появились книжники, которые занимались толкованием Моисеева закона; они и положили начало той работе, плодом которой стал Талмуд. Книжники стремились толкованием Торы соорудить «ограду вокруг закона», т.е. максимально изолировать еврейские массы от влияния греческой культуры. Расширенное устное толкование библейских законоположений, возникшее в разгар борьбы между религиозно-политическими группировками древних евреев — саддукеями и фарисеями, — впервые было собрано и отредактировано в 210 н.э. Иегудой Ганаси и получило название Мишны (повторение закона). Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, где ко II в. н.э. было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишна и Гемара и составляют Талмуд. В Талмуде различают Галаху и Агаду, которые переплетаются друг с другом. Га-лаха — это закон, касающийся жизни религиозной, семейной, гражданской и т.п. Агада — это миф, притча, легенда, сказка.

Трипитака — каноническое собрание текстов буддизма, содержащее откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили литературное оформление в 1 в. до н.э. Трипитака состоит из трех частей (питак). Первая — Винаяпитака («корзина устава»), включающая 5 книг, посвящена принципам организации буддистской монашеской общины, правилам приема в нее и требованиям к монашеству. Винаяпитака подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Суттапитака («корзина поучений») — второй раздел Трипитаки, состоящий из 3 сборников (никай), излагающий учение Будды в форме приписываемых ему и его ученикам притч и бесед, а также сборников легенд, афоризмов, поэм, комментариев и т.д. Абхидхаммапитака («корзина толкования учения») — третий, завершающий раздел — состоит из 8 книг, содержащих теологическую трактовку основных положений вероучения.

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении ряда веков (конец II — начало I тысячелетия до н.э.). Веды состоят из 4 сборников. Ригведа — собрание гимнов мифологического и космологического содержания; Самаведа — сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа — описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа — сборник магических заклинаний и формул. Белы породили многочисленную литературу, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теологическое обоснование ведической практики); араньяки (мистическое толкование философских доктрин и текстов Вед); упанишады (философское толкование сущности мироздания). На основе Вед сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм

Священное Предание и Священное Писание

Согласно учению Православной Церкви, Священное Преданиеи, главная его часть, Священное Писание (Библия) – это форма сохранения и распространения сверхъестественного Божественного Откровения.

Сверхъестественное Божественное Откровение (в отличии от естественного, в котором Бог открывается через безмерную сложность, целесообразность и причинность окружающего нас мира) – это то, что Бог Сам открыл нам о Себе и то, чего мы сами не смогли бы постичь никогда. Так как не все люди по своей греховности и немощи духа могут принимать откровение от Самого Бога, то Господь избирает для этого особенных, праведных людей – пророков. Задача пророка – быть транслятором Божественного Откровения, при этом в момент дарования Откровения человек не находится в трансе, его свободная воля не подавляется Богом. Первоначальный, самый древний способ распространения Откровения Божиего – Священное Предание, которое есть жизнь Святого Духа в Церкви, т.е. то, что избранные люди принимают непосредственно от Бога и передают другим для спасения: «Ибо я от Самого Бога принял то, что и вам передал» (1 Кор.11, 23). От сотворения мира до пророка Моисея не было священных книг, учение о вере в Истинного Бога передавалось устно – словом и примером, от предков к потомкам. Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгою (Писанием): «..ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им , и они приняли, и уразумели..» (Ин. 17, 8). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову: «..стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2,15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» – письменное. Иногда же под Преданием понимают преимущественно устную передачу истин веры, в отличие от письменных источников вероучительного характера. Церковь учит, что поскольку источником Предания является Сам Бог, то отрицание Предания является, по сути, отпадением от Бога.

Почему не все Божественное Откровение дано Церкви в виде Писания? Церковь считает, что Священное Писание не включает в себя всю полноту Божественного Откровения, поэтому православные христиане и католики признают и Священное Предание. Апостол Иоанн Богослов говорит об этом так: «..если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Кроме того, в Предание входит многое такое, что не может быть записано в принципе: знание о Боге, содержащееся в церковном искусстве, архитектуре, музыке и т.д. Однако Предание есть нечто большее, чем просто передача некоторой информации, это передача опыта жизни в Боге и передача благодати Святого Духа – Божественной силы, единственной открывающей путь к познанию Божественной истины: «… никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12, 3). Этими словами Церковь выражает уверенность, что познать Истинного Бога может только тот человек, сердце которого открыто воздействию благодати Святого Духа.

Кроме Священного Писания и уже упомянутых неписьменных источников, в состав Предания входят такие формы, как древние исповедания веры, древние правила (например, правила святых Апостолов), определения Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, мученические акты и жития святых, древние церковные истории (например, Евсевия Кесарийского), творения святых Отцов и учителей Церкви, древняя церковная практика (богослужебные уставы, благочестивые традиции, правила о постах и т.д.).

Библия (греч. – «книги») состоит из двух частей – Ветхого Завета и Нового Завета, объединенных идеей спасения человека. Слово «завет» означает «союз», «договор» между Богом и людьми.

Основным содержанием Ветхого Завета, длившегося до Рождества Христова, является ожидание обещанного Богом Спасителя мира, приготовление к Его принятию через святые заповеди, постепенные откровения, пророчества, прообразы. Главное содержание Нового Завета состоит в том, что Бог действительно даровал обещанного Спасителя – Своего Единородного Сына, Иисуса Христа, заключившего с людьми новый договор, который, в отличие от Ветхого, является заветом вечным. Библия состоит из 77 книг: 50 ветхозаветных и 27 новозаветных. Ветхозаветные книги делятся на канонические (39 книг) и неканонические (11 книг). Канонические книги, по учению Церкви, являются богодухновенными, неканонические не признаются богодухновенными ,но, вследствие назидательного характера, рекомендуются христианам для чтения.

По своему содержанию книги Ветхого Завета условно делятся на четыре раздела.

1. Законоположительные (составляющие главное основание Ветхого Завета – пять книг пророка Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие);

2. Исторические (содержащие историю религии и жизни еврейского народа, сохранявшего веру в истинного Бога);

3. Учительные (содержащие учение о вере);

4. Пророческие (содержащие пророчества, предсказания о будущем).

Все 27 книг Нового Завета признаются Православной Церковью как канонические. Среди книг Нового Завета, как и из ветхозаветных выделяются.

1. Законоположиетльные – четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Греческое слово «Евангелие» означает «Благовестие, Благая радостная весть» и подразумевает весть о пришествии на землю Богочеловека – Иисуса Христа, Спасителя.

2. Исторические – «Деяния Апостолов». Эта книга является как бы продолжением Евангелия; рассказывает о проповеднических трудах Апостолов, после Воскресения Христа, о сошествии Святого Духа на Апостолов, о возникновении и жизни первых христианских общин, о первых мучениках за Христа, о быстром распространении христианства среди израильтян и язычников.

3.Учительные книги – «Послание Святых Апостолов». Это личные письма Апостолов к первым христианским общинам, к Церкви, к отдельным лицам. Послания содержат много подробностей о жизни первых христиан, разъясняют учение Христа, рассказывают о миссионерских путешествиях Апостолов Павла, Петра, Варнавы и других, о распространении христианства в древнем мире, о судьбах мира, о воскресении и вечной жизни.

4. В раздел пророческий входит Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова. Эта таинственная книга в символической форме раскрывает грядущие судьбы мира, предсказывает конец всемирной Истории, Божий суд над людьми, приход на землю антихриста, его гибель, второе пришествие Христа, воскресение мертвых, полное и окончательное торжество Христовой Церкви.

Книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке, а Нового Завета – на древнегреческом, за исключением Евангелия от Матфея, написанного на еврейском языке. В III веке до н.э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому перевод сокращенно называется переводом семидесяти или Септуагинтой. В IVвеке н.э. блаженный Иероним перевел Библию на язык народной латыни, перевод стал называться Вульгатой («распространенный», «доступный»). Вульгатой до настоящего времени пользуется католическая церковь. На славянский язык Святая Библия была переведена с греческого во второй половине IX века трудами святых братьев Кирилла и Мефодия. На русский язык Ветхий Завет переводили с еврейского, Новый – с греческого. Перевод был сделан в XIX веке по благословению Святейшего Синода, поэтому он называется Синодальным. В Православном понимании Священное Писание является частью Священного Предания и немыслимо вне Предания. Поэтому Писание отнюдь не самодостаточно и не может само по себе, изолированно от церковной традиции служить критерием истины. Книги Священного Писания создавались в разное время разными авторами, и каждая из этих книг отражала опыт конкретного человека или группы людей, отражала определенный исторический этап жизни Церкви (Церкви в расширительном смысле, включая и ветхозаветную Церковь). Первичным был опыт, а вторичным – его выражение в книгах Писания. Именно Церковь придает этим книгам – как Ветхого, так и Нового Завета – то единство, которого они лишены, если рассматривать их с чисто исторической или текстологической точек зрения.

Церковь считает Священное Писание богодухновенным(см.: 2 Тим 3, 16) не потому, что книги, вошедшие в его состав, были написаны Богом, но потому, что Дух Божий вдохновлял их авторов, открывал им истину и скреплял их разрозненные сочинения в единое целое. Понятие «богодухновенности» в православной традиции указывает на то, что авторы той или иной книги Священного Писания создавали свой текст при помощи благодати Святого Духа, под непосредственным его воздействием. Но в действии Святого Духа нет никакого насилия над разумом, сердцем и волей человека; напротив, Святой Дух помогал человеку мобилизовать свои собственные внутренние ресурсы на осмысление ключевых истин христианского Откровения. Творческий процесс, результатом которого становилось создание той или иной книги Священного Писания, можно представить как синергию, совместное действие, соработничество человека и Бога: человек описывает некие события или излагает различные аспекты учения, а Бог помогает ему уразуметь и адекватно выразить их. Книги Священного Писания были написаны людьми, находившимися не в состоянии транса, а в трезвой памяти, и на каждой из книг лежит отпечаток творческой индивидуальности.

Именно Дух Божий помог Церкви распознать внутреннее единство ветхозаветных и новозаветных книг, созданных разными авторами в разное время, и из всего многообразия древних письменных памятников отобрать в канон Священного Писания те книги, которые скреплены этим единством, отделить богодухновенные сочинения от небогодухновенных. Не было никакого формального принципа или критерия, по которому происходило это отделение. Была лишь непогрешимая, основанная на многовековом опыте внутренняя интуиция Церкви, которая регулировала этот процесс.

Говоря о соотношении Предания и Писания в Церкви, архимандрит Сафроний (Сахаров) пишет: «Предание как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви есть наиболее глубокая основа ее бытия, и потому Предание объемляет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм ее… Писание не глубже и не важнее Предания, но одна из его форм… Если предположить, что по тем или иным причинам Церковь лишается всех своих книг, то есть Ветхого и Нового Заветов, творений Святых Отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему, и это новое Писание будет выражением той же веры, единожды преданной святым (см.: Иуд. 1, 3), выявлением все того же Единого Духа, неизменно действующего в Церкви, являющегося ее основой, ее сущностью. Но если бы Церковь лишилась своего Предания, то она перестала быть тем, что есть, ибо служение Нового Завета есть служение Духа, написанное не чернилами, но Духом Бога Живого не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3). (Цит. по: Иларион (Алфеев), архиепископ Православие / Архиепископ Иларион (Алфеев), Т1. – М., 2009. С. 342.)

Православная Церковь обращает внимание на то, что Библия – не научный трактат и не философская доктрина, это Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит не о том, как устроены небеса (вселенная), а о том, как нам взойти на духовное небо. При чтении Библии необходимо учесть один важный момент: не все одинаково воспринимают Божественное Откровение и не всегда, читающий слово Божие, сразу правильно поймет его сакральный (священный) смысл. Апостол Петр предупреждал: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой» (2 Пет. 1, 20). Самопроизвольное толкование Откровения приводит к возникновению множества течений и сект, каждая из которых предлагает свою интерпретацию священных текстов, исторически и духовно неадекватную вере первых христиан, полученной от святых апостолов, а апостолами – от Самого Христа.

Православная Церковь считает, что поскольку тексты Библии священны, то и способ, при помощи которого мы должны их понимать, должен быть особый, священный. Таким способом истинного познания Божественного Откровения является Священное Предание и, в частности, одна из его форм – творения святых Отцов и учителей Церкви. Очистившись от плотских страстей и похотей, и тем самым уподобившись Богу (отсюда слово «преподобный»), святые подлинно прозревают Божественную истину и проповедуют ее для спасения других. «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8) («чистые сердцем» – это те, кто не только не совершает греховных дел, но у кого даже в сердце не возникают греховные помыслы и желания), «..духовный судит о всем..» (1 Кор. 2, 15). Святой Дух, произнесший слово Божье через пророков и апостолов, истолковывает его через святых Отцов, стяжавших (накопивших, приобретших) Божественную благодать.

Священные книги христиан

  1. II.Истина приносит мир и уверенность в душу христианина
  2. USE Дом_книги
  3. USE Дом_книги
  4. VIII. Разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия
  5. А в христианстве – Рай это, как трактуют, небеса, а ад это как нижний мир – Шиол, Гадес, Пекло.
  6. А в христианстве – Рай это, как трактуют, небеса, а ад это как нижний мир – Шиол, Гадес, Пекло.
  7. А) Христианская концепция истории
  8. А. Мень. Христианство
  9. Автор книги
  10. Антихристианские воззрения Н. Макиавелли.

Библия, как священная книга христианства — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Поначалу среди христиан не существовало единого мнения о том, сколько именно и какие именно книги нужно считать Священными и включать в состав Библии. В IV в. н. э. был принят канон, т. е. правило, закон, по которому в состав Библии включалось определенное количество книг. Впрочем, с тех пор как христианство разделилось на несколько направлений (православие, католичество, протестантизм), в каждом из этих направлений существует свой канон книг Ветхого Завета.

Ветхий Завет — это древнееврейский Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само слово «Завет» означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том, что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их земной жизни.

Книги, входящие в Ветхий Завет, писались на протяжении нескольких столетий. В иудейской традиции канонизировано 39 книг в составе Танаха. Протестанты принимают еврейский канон. В католический канон входит 46 книг. Православная церковь в составе Ветхого Завета признает 50 книг.

Логический анализ позволяет разделить книги Ветхого Завета по их содержанию на несколько групп:
1. Пятикнижие — древнееврейская Тора или Законы.
2. Исторические книги, повествующие об истории древних евреев.
3. «Книги Премудрости» или поэтические книги.
4. Пророческие книги.

Книги еврейского Танаха именуются Ветхим Заветом только в христианской традиции. Ветхим, т. е. древним, Заветом эти книги стали называться уже после появления Нового Завета. В представлении христиан, это первый, древний Закон, данный людям Богом. Изначальная греховная природа людей не позволила им полностью понять этот Божественный Завет и тогда Ему пришлось дать человечеству Новый Завет. Вот почему Ветхий Завет считается неотъемлемой частью Писания христиан.

Интересно, что пророчество Нового Завета можно найти уже в книгах Ветхого Завета. Так, в книге пророка Иеремии Господь, обращаясь к иудеям, говорит: «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них.

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня».

Новый Завет составляют книги, священность которых признается только христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать, и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после смерти. Учение Иисуса — это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только иудеям. В этом смысле Новый Завет — это последнее и окончательное слово Бога к человеку.

Разные христианские церкви признают единый канон Нового Завета, принятый еще в IV в. В состав Нового Завета входит 27 книг. Прежде всего, это Евангелия. Каноническими считаются четыре Евангелия (Четвероевангелие), именуемые по именам их авторов: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Эти Евангелия были написаны во второй половине I в. н. э. Исторические исследования показали, что наиболее ранним является Евангелие от Марка, а наиболее поздним — Евангелие от Иоанна.

Необходимо заметить, что до канонизации четырех Евангелий, существовало еще несколько произведений с изложением учения Иисуса Христа и повествующих о его пребывании на Земле, например Евангелия от Фомы, от Василида, от Евреев, от Египтян и др. Эти Евангелия не признаются христианским каноном и считаются апокрифами (от греч. «апокрифос» «тайный», «скрытый»), т. е. ложными, поддельными. Апокрифами также называют книги, появившиеся уже после установления новозаветного канона, в которых сообщаются дополнительные сведения о жизни Иисуса, отсутствующие в канонических Евангелиях. Так, в «Протоевангелии Иакова» рассказывается о Марии, матери Иисуса. Детским годам Иисуса посвящено «Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа».

В состав Нового Завета входят также:
— Деяния Апостолов;
— Послания Апостолов (14 Посланий Апостола Павла, 2 послания Апостола Петра, 3 Послания Апостола Иоанна, Послание Апостола Иакова и Послание Апостола Иуды);
— Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Интересно, что Восточное христианство, из которого впоследствии выросло православие, долгое время причисляло Откровение Иоанна к «спорным» новозаветным книгам, и оно самым последним было допущено в каноническое собрание христианских Писаний. Отголосок такого отношения к Откровению Иоанна сохранился в православии до сих пор: православный литургический календарь не содержит чтений из этой книги.

Книги, составляющие Новый Завет, повествуют о жизни Иисуса Христа (его воплощении, учении, чудесах, страданиях и крестной смерти, о воскресении из мертвых и последующем вознесении на небо), о создании христианской церкви и начальном периоде ее существования, а также разъясняют учение Христа. Евангелия содержат одно и то же учение, хотя и написаны они четырьмя различными писателями под действием Духа Святого. В них описываются, в основном, жизнь и учение Спасителя мира, Иисуса Христа. Четыре Евангелия составляют почти половину Нового Завета. Все послания, т. е. письма, написаны учениками и последователями Иисуса. В посланиях предлагаются наставления как вести христианскую жизнь, объясняется евангельское учение и, частично, описываются события, связанные с жизнью первых христиан.

Священное Писание Нового завета состоит из 27 книг, написанных большей частью в 40-е — 60-е годы первого века. Новозаветные писания дошли до нас в тысячах рукописей, древнейшие из которых датируются началом второго века.

Центральной частью Священного Писания Нового завета являются четыре Евангелия.

В апостольской среде, наряду с обращенной к сердцам людей проповедью, хранилось и передавалось в устной форме устойчивое предание о событиях земной жизни Христа. Точность и полнота сохранения этого предания были обусловлены иудейским происхождением апостолов: сохранение в памяти и точная изустная передача слов учителя были обычным делом в иудейской среде.

Текст Евангелий изобилует семитизмами — фразами и речевыми оборотами, являющимися переводом на греческий язык семитских (арамейских или еврейских) выражений. Этот факт, наряду с целым рядом особенностей содержания (отсутствие упоминаний о разрушении Иерусалимского Храма в 70 г.; ориентация проповеди Христа на людей, исповедующих веру в Единого Бога; использование ряда характерных для иудейской среды понятий), позволяет считать, что основным источником Евангелий были историческое предание Церкви и свидетельства апостолов о событиях земной жизни Христа.

Уже в первые годы существования Церкви предпринимаются попытки письменно зафиксировать это устное предание. Раньше других, по мнению исследователей, могли быть записаны рассказы о Страстях, о Воскресении и о Тайной вечери и установлении Таинства Евхаристии. Кроме того, по-видимому, популярными среди первых христиан были сборники изречений Христа (Логии). Традиция приписывает составление одного из таких сборников Евангелисту Матфею. Сам термин «Евангелие» возник не сразу, и первоначальным названием творений евангелистов было, возможно, именно слово «Логии».

Таким образом, первые три канонические Евангелия были составлены на основании устной традиции в период между 40 и 70 годами первого века. Первым пишет Евангелие евангелист Матфей: оно датируется первой половиной 40-х годов (возможно, 42 г.). Евангелие от Матфея написано для христиан из евреев, что подтверждается обилием семитизмов в сохранившемся греческом тексте, множеством ссылок на Ветхий завет и иудейские реалии, которые предполагаются известными читателю. Предание единодушно утверждает, что Евангелие от Матфея было написано по-еврейски, но до нашего времени дошел только греческий перевод его. Евангелист Марк написал свое Евангелие в 50-е годы для римских христиан. Поэтому евангелист мало упоминает Ветхий завет, но вынужден пояснять различные иудейские обычаи. Написание Евангелия от Луки датируется первой половиной 60-х годов (возможно, 61 — 62 гг.). Свое Евангелие он обращает преимущественно к языческой аудитории и специально заинтересован в восстановлении хронологической последовательности событий. Составление Евангелия от Иоанна традиция единодушно датирует 90-ми годами первого века.

Пересказ М. Д. Яснова

Библейские предания. Ветхий завет

В начале сотворил Бог землю и небо

«Да будет свет!»

В начале сотворил Бог землю и небо, но пусто было вокруг и тьма висела над бездною, и сказал тогда Господь Бог: «Да будет свет!» Яркий свет залил все, и так он понравился Господу, что отделил Господь его от тьмы и назвал его днем, а тьму назвал ночью. Это был первый день творения. На второй день Бог разделил воды твердью и назвал эту твердь небом.

Потом собрал всю воду, что оказалась под небом, в одно место, и тогда появилась суша. Бог назвал ее землей, а воду — морями. «Хорошо!

— сказал Господь Бог. — Пусть теперь будут травы, растущие из земли, и деревья, дающие плоды». В этот третий день земля родила зелень, а также семена и плоды, и это тоже понравилось Богу. На четвертый день Он создал солнце, луну и звезды и расположил их на небе. И стали они освещать землю, отделять день от ночи и управлять течением времен.

А на пятый день Бог населил воду рыбами, а небо — птицами. Он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь!»

А на шестой день расселил по всей суше разную живность, всех зверей и всех гадов земных. И сотворенное опять понравилось Богу. Тогда Он создал по Своему образу и подобию человека и тоже благословил его.

Господь отдал человеку землю, отдал под его власть и рыб, и птиц, и животных, а плоды и то, что произрастает из семян, предназначил ему в пищу.

Наконец наступил седьмой день, к которому Бог создал все, что хотел, и освятил Господь этот день отдыха.

Небо и земля были совершенны, и прекрасен был мир, который по воле Создателя стал для человека земным раем.

Сотворение Евы

В этом раю Господь Бог поселил свое главное творение — человека, чтобы тот охранял подаренные ему владения, возделывал землю, ухаживал за деревьями. А каждому дереву в райском саду Бог повелел давать плоды человеку для его повседневной пищи.

Посередине рая росло дерево жизни — вкушая его плоды, человек мог быть бессмертным и не бояться болезней. И еще Господь сказал человеку, что растет в раю дерево познания добра и зла, но вкушать его плоды запретил, потому что они для человека смертельны.

Затем Господь привел к человеку животных и птиц, но никто из них не сумел стать человеку настоящим помощником. И тогда, чтобы человек не был один, Бог навел на него сон, вынул у него одно из ребер и создал ему из этого ребра жену.

Так появились в раю первые люди — Адам и Ева.

И поскольку Ева явилась из плоти человека, Создатель предназначил и впредь быть мужу и жене всегда вместе, быть — как говорится с тех пор — одной плотью.

Изгнание из рая

Адам и Ева жили в раю. Они были нагими, но не смущались этого, ведь они не знали, что такое стыд. Их благоденствие кончилось в тот день, когда Ева встретила в райском саду змея. Змей оказался самым хитрым из всех созданий Господа: выведав, что Бог запретил Адаму и Еве питаться плодами с дерева познания, он сказал: «А все-таки попробуйте их — вы не только узнаете, что такое добро и что такое зло, но и сами станете как боги».

Не удержавшись, Ева откусила от запретного плода и поделилась им с Адамом. И вдруг они оба застыдились своей наготы и прикрылись листьями смоковницы. Когда же Бог позвал Адама, тот ответил ему из-за деревьев: «Я Тебя слышу, но боюсь выйти, — на мне нет никакой одежды». Господь стал допытываться, откуда Адам узнал о своей наготе, и Ева созналась, что послушалась коварного змея, вкусила от плода дерева познания. И Адам тоже признался, что вкусил от этого плода. Тогда Бог сделал Адаму и Еве одежду, изгнал их из рая и лишил вечной жизни и райского блаженства. Теперь они знали, что есть на земле добро и зло — покорность воле Божьей и противление ей — и были обречены передать потомкам грех непослушания, за которое Творец так сурово их покарал.

Каин и Авель

С тех пор как лишился Адам райского изобилия, все пришлось ему делать самому — и добывать пищу, и строить жилище. А Ева, как то предрек ей Господь, в муках родила своих сыновей — Каина и Авеля. Каин стал земледельцем, Авель — пастухом, и труд обоих, как и труд их отца, был нелегок.

Однажды принесли братья жертву Господу

Однажды принесли братья жертву Господу: Каин — выращенные им плоды, а Авель — новорожденных ягнят. Бог принял жертву Авеля, но отказался от дара Каина: знал всеведущий Создатель, что жертва эта неискренняя. От сильной досады Каин низко опустил голову, и тогда Господь сказал ему: «Если ты делаешь праведное дело, то почему прячешь от Меня свое лицо? Если же дело твое недоброе, помни: грех силен, но ты должен его превозмочь».

Однако обуяли Каина ревность и зависть: зазвал он брата в поле и убил его.

Спросил Господь Каина: «Где Авель, брат твой?» — «Не знаю, — ответил тот, — разве я сторож брату моему?» — «Что же ты наделал? — сказал тогда Господь Бог. — Ведь Я слышу голос, взывающий ко Мне с земли, и это голос крови Авеля. Земля впитала кровь твоего брата, ты же отныне будешь на этой земле скитальцем и изгнанником». — «Не снести мне такого наказания! — воскликнул Каин. — Ты гонишь меня от Себя и проклинаешь, и теперь всякий может меня убить». Но милосердный Господь сделал знамение, чтобы никто, встретившись с Каином, не убил его.

И вот, осужденный Богом на изгнание, пошел Каин в землю Нод на восток от Эдема. Страх и угрызения совести мучили его. Он поставил в земле Нод город, в котором и стали жить потомки Каина, и многие из них унаследовали его пороки.

Вода поднялась до вершин самых высоких гор на земле и уничтожила все живое

Всемирный потоп

Жили на земле в те времена и праведники — те, кого избрал Господь, чтобы они стали добрым примером для людей падших и нечестивых. Таким праведником был Сиф, еще один сын Адама, родившийся у него после смерти Авеля. Стали такими избранными людьми дети и потомки Сифа, а среди них — Ной.

Долгие годы, что жил Ной на земле, люди вокруг делались все хуже и хуже, а зло стало преобладать над добром. Понял Господь Бог, что творение Его вовсе не так хорошо, как Он полагал вначале, раскаялся и опечалился и решил истребить все живое — птиц, рыб, зверей, но прежде всего людской род.

Ной был единственным праведником, единственным человеком, помнящим Бога, и когда Господь вознамерился покончить со злодеяниями, призвал Он к Себе Ноя и сказал: «Сделай себе ковчег из дерева, просмоли его изнутри и снаружи и сооруди в нем жилье. Я же наведу на землю потоп, и тогда все, что есть под небесами, лишится жизни. Но ты войдешь в ковчег и спасешься, а с тобою спасется вся твоя семья. И возьми с собой по паре из всех животных, чтобы они тоже могли спастись».

Ной сделал так, как повелел ему Господь, а через семь дней начался всемирный потоп. Сорок дней и сорок ночей лился на землю дождь. Вода поднялась до вершин самых высоких гор на земле и уничтожила все живое, и только ковчег Ноя остался невредимым. Он плыл по водам, которым не было конца и края, и еще сто пятьдесят дней вода все прибывала и прибывала на земле.

Ной и его сыновья

После потопа осталась на земле всего лишь одна семья праведника Ноя, и Господь завещал ему и его потомкам плодиться и наполнить землю и никогда не допускать кровопролития, ибо человек создан по подобию Божию. Теперь на земле, очищенной водами, должны были жить только благочестивые люди, и Господь обещал, что никогда больше не будет потопа и уничтожения водой человеческого рода. Мужчины, сошедшие с ковчега, и стали родоначальниками всех последующих поколений: сам Ной, трое его сыновей — Сим, Хам и Иафет да сын Хама Ханаан.

>Слово предание

Слово предание английскими буквами(транслитом) — predanie

Слово предание состоит из 8 букв: а д е е и н п р

Значения слова предание. Что такое предание?

Предание

Предание (ст.слав. – передавать) – жанр народного поэтического творчества, возникший как вольный поэтический пересказ рассказов очевидцев о некогда прошедших событиях, существующих животных, предметах, о реальных лицах.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Предание, в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации…

БСЭ. — 1969—1978

Предание созданный устно, имеющий установку на достоверность, рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также происхождении тех или иных названий.

Русова Н.Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М., 2004

Предание, Священное предание (I Кор. IX, 2, II Сол. II, 15, I Тим. VI, 20). Божественное откровение распространяется и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного предания и Свящ.

Библейская энциклопедия. — 2005

ПРЕДАНИЕ — «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров…

Лит. энциклопедия. — 1929-1939

ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое)…

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов

ПРЕДАНИЕ — устное повествование, передающееся из поколения в поколение, в котором содержатся сведения о реальных людях и имевших место событиях. В древнерусской литературе на основе преданий появились повести об основании городов…

Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. — (Современная иллюстрированная энциклопедия)

Предание -человеческое учение и заповеди старцев (Мф 15.2,3,6; Мк 7.3,5,8,9,13; Гал 1.14; Кол 2.8), а также истинное учение, переданное Апостолами (1Кор 11.2; 2Фес 2.15; 3.6).

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Предание суду

Предание суду, самостоятельная стадия сов. уголовного процесса, в которой проверяется достаточность оснований для рассмотрения дела в судебном заседании.

БСЭ. — 1969—1978

Предание суду и прекращение следствия — акт судебной власти, которым уголовное дело передается суду для постановления приговора по существу дела или признается не требующим дальнейшего производства.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

— 1890-1907

Предание суду, по делам о преступлениях, влекущих за собой лишение прав состояния, у нас установлено П. суду судебн. палатой; по остальным делам суду предает прокурорская власть; мировые и городские судьи…

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Предание священное

Предание священное (άγιά παραδώσις, sacra traditio) — второй из двух первоисточников христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже — написанное.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Предание священное, истины и правила христианского учения, преподанное церкви И. Христом и апостолами устно, а позже написанное. Св. П. на ряду с Св. Писанием является первоисточником христианской вере.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Священное Предание

Свяще́нное Преда́ние (греч. Ιερά Παράδοση, лат. Traditio) — в православии, католицизме, древневосточных и англиканской церкви — один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием.

ru.wikipedia.org

Священное Предание – это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека к другому или от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Священное предание, совокупность книг, которые христианская (православная и католическая) церковь рассматривает как «божественные», ставит их по значимости непосредственно за Священным писанием.

БСЭ. — 1969—1978

ПРЕДАНИЯ И МИФЫ

ПРЕДАНИЯ И МИФЫ ПРЕДАНИЯ И МИФЫ Термин «предание» (П.) (из греч. παράδοσις, «передача», «преподавание», «предание»), в расширительном употреблении близок к термину «традиция»…

Энциклопедия мифологии

Русский язык

Свяще́нное Преда́ние.

Орфографический словарь. — 2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *