Священная библейская история

Священная библейская история

Архиепископ Вениамин (Борис Николаевич Пушкарь) — выпускник Московской Духовной Академии. В 1967 г. он защитил диссертацию по кафедре Основного богословия на тему «Доказательства бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». В том же году был оставлен стипендиатом при кафедре Основного богословия, подготовил стипендиатский отчет на тему: «Немецкая философия XIX века и ее влияние на русскую религиозно-философскую мысль».

С 1968 по 1992 г. преподавал Священную библейскую историю, а также вел курсы Основного богословия и формальной логики в Московской Духовной Академии. Всего преподавательский стаж в Московских духовных школах составляет 24 года. В 1988 г. Б. Н. Пушкарь был рукоположен в священники. В сентябре 1992 г. принял монашеский постриг с именем Вениамин, и в том же году по определению Святейшего Патриарха и Священного Синода русской Православной Церкви был назначен епископом Владивостокским и Приморским. В 1995 г. открыл Владивостокское Духовное училище, ректором которого является. Епископ Вениамин выступил с поддержкой инициативы ректора ДВГУ В.И. Курилова по открытию в университете образовательного направления «теология». На отделении теологии и религиоведения он читает курс библеистики. В 2001 г. издательство ДВГУ выпустило учебное пособие еп. Вениамина «Священная библейская история». Еп. Вениамин — член Петровской Академии наук и искусств. Он имеет многочисленные церковные, общественные и правительственные награды: Орден преп. Сергия Радонежского III степени, Орден св. благоверного князя Даниила Московского II степени, Орден св. Андрея Первозванного, Орден Дружбы народов.

Предисловие.

Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного; к серьёзной интеллектуальной жизни человека.

Если любая история воспитывает гражданина родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития.

Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждёт и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения рода человеческого. Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что Библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце; но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока. С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур — святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы.

Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, и трактаты, и молитвы, и литературные памятники, и религиозные языческие мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они тесно связаны с библейской историей, и не только проливают на нее много нового света, уясняя часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских фактов и событий, которые до этого могли безнаказанно отвергаться критикой скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно, в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому! (Лк. 19:40).

Библейские Сказания

Библия — собрание священных книг иудаизма и христианства. Она состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов. Слово «завет» в Библии употребляется в значении «союз», «договор».
«Библейская энциклопедия», составленная в 1891 году архимандритом Никифором, так определяет это понятие: «Завет Ветхий и Новый — иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (…) и приготовлял их к принятию Его. Новый же Завет состоял в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа».
Библейскими сказаниями обычно называют сказания Ветхого Завета, повествующие о событиях, происходивших до рождения Иисуса Христа.
Ветхий Завет складывался на протяжении длительного времени с ХII по II век до н.э. Он состоит из тридцати девяти книг и включает в себя тексты самого разного характера: мифы древних иудеев и соседствующих с ними народов (финикийцев, вавилонян и др.), исторические предания, фрагменты хроник, законодательные предписания, религиозно-философские сочинения, ритуальные и народные песни.
Известный русский философ С.Н.Булгаков писал: «Неисчерпаемость Библии коренится для нас одновременно и в божественном ее содержании, и в этой ее пестроте и многообразии».
Книги Ветхого Завета принято разделять на несколько групп: «Пятикнижие», повествующее о сотворении мира и человека, жизни первых поколений людей на земле и о заповедях, данных Богом пророку Моисею, «Исторические книги», рассказывающие о возникновении Израильско-Иудейского государства и его правителях; «Учительские книги», содержащие наставления в благочестии, и «Пророческие книги», посвященные предсказанию пришествия Иисуса Христа.
Разновременность и разнохарактерность библейских текстов обусловили неоднократно встречающиеся в Библии противоречия.

Так, «Пятикнижие», как считают многие исследователи, было создано на основе двух источников, получивших условные названия «Яхвист» и «Элохист», поскольку в первом из них, близком к народным сказаниям, Бог назван Яхве, а во втором, созданном учеными жрецами — Элохим. (В русском переводе Библии это различие сохранено и передается соответственно как Господь и Бог.) Каждый из этих источников представляет собой последовательное и цельное повествование, но соединенные вместе, наложившись один на другой, они иногда заметно противоречат друг другу.
Изучением Библии занимаются как ученые-материалисты, так и ученые-богословы. В большинстве вопросов их мнения кардинально расходятся, в том числе в «вопросе о происхождении Библии. Согласно религиозному вероучению, Библия является «богодухновенной» книгой, то есть написана Духом Божиим при посредстве избранных Им для этого людей.
Однако в настоящее время некоторые ученые богословы стали признавать формирование Библии на основе разных источников.
Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском и отчасти арамейском языках. В III веке до н.э. он был переведен на греческий. По преданию, перевод был сделан семьюдесятью двумя благочестивыми старцами, которые работали порознь, независимо друг от друга, однако, когда переводы были завершены, они полностью совпали, что было расценено как знак особого благоволения Бога.
В IV веке новой эры блаженный Иероним, христианский философ, перевел Библию на латинский язык, в IX веке просветители славян, создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, сделали перевод на старославянский, в ХVI веке М. Лютер, реформатор германской церкви, — на немецкий, позже Библия была переведена на английский, французский и многие другие языки.
Перевод Библии на современный русский язык был осуществлен в 1860-1868 годах специальным Комитетом в составе М.А. Голубева, Д.А.

Хвольсона, И.Е. Ловягина. Этот перевод, так называемый Синодальный, одобрен русской православной церковью и является официально признанным русским текстом Библии. Отсюда взяты все приводимые ниже библейские цитаты; архаичность их языка наглядно передает своеобразие художественного стиля древних текстов.
Библия — одна из наиболее популярных книг в мире, ее ежегодные тиражи достигают нескольких миллионов экземпляров.
Библия обладает выдающимися достоинствами и как литературное произведение. Известный польский писатель и ученый Зенон Косидовский в предисловии к своей книге «Библейские сказания» пишет: «Она является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь».
Библейские сюжеты послужили основой множества живописных, скульптурных, литературных, музыкальных и драматических произведений разных времен и народов.


Святая Библия — Книга Книг.

Священная летопись человечества заключена в Святой Библии. Среди величайших книг, какие только имеются в литературной сокровищнице человечества и служат его духовному просвещению, Священная Книга книг — Библия занимает совершенно исключительное положение.

Любая книга содержит в себе слово, как воплощение духа или разума человеческого, и чем возвышеннее и совершеннее дух или разум человека, тем выше ценится и его литературное слово и тем дороже для нас становится сама его книга. Но в Книге книг содержится Божественное Слово, как воплощение бесконечного Духа и всесовершенного всеобъемлющего абсолютного Разума. Отсюда Святая Библия настолько же выше всех других книг, насколько Божественный бесконечный Разум выше и совершеннее конечного, ограниченного человеческого разума. Поэтому Библия среди величайших светочей литературы занимает более важное положение, чем солнце среди планет. Она не только всегда была источником истинного духовного света, лучи которого лишь случайно и слабым мерцанием просвечиваются в простых человеческих книгах, но в течение веков и тысячелетий озаряла ум человечества сверхъестественным светом, открывая перед его духовным взором такие истины, которые он напрасно хотел постигнуть своими собственными силами.

Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям. Желающие ознакомиться с естествознанием и историей должны читать естественно — научные и исторические книги. Но кто хочет знать, как ему спастись, тот должен читать Библию: по этим вопросам мы не найдем в Библии ни одной ошибки, ни одного противоречия. Если и думают иногда видеть в Библии ошибки и противоречия по религиозным вопросам, то тут ошибки не в Библии, а в людях, которые неправильно толкуют Библию.

О Святой Библии, об этом бесценном духовном сокровище, которое получило человечество от Бога, имеются многочисленные замечательные высказывания великих светочей человеческой мысли.

Так, известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: «Из какой книги?» — великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: «Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это — дар Бога людям, любящим и почитающим Его Слово».

Величайший поэт Байрон хорошо знал содержание Библии и любил её. В своей карманной Библии он собственноручно записал следующие слова: «В этой святейшей Книге — тайна всех тайн. О, счастливы среди всех смертных те, которым Бог даровал милость — слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относиться к ней».

«Множество книг, написанных людьми, — говорит Спурджон, — давным-давно умерли или же сохранились такими безжизненными, как египетские мумии; время, протекшее с их появления, обесценило их, их учение отвергнуто, и они не имеют жизни для нас. Отройте их в библиотеках, если хотите, но они уже не заставят биться человеческое сердце, не согреют его душу. Но эта благословенная Книга Бога, хотя существует среди людей уже тысячи лет, бессмертна в своей жизни и неувядаема в своей силе. Роса её молодости ещё и теперь на ней, ее слова и теперь падают с неба, свежие, как дождь; ее истины — вечно живое утешение. Никогда ни одна книга не говорила так, как эта Книга; её голос, как голос Бога, могущественен и полон величия всегда»

Наш русский поэт И. С. Никитин так писал о «Новом Завете»:

Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина и цель, и конец,
И Вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души

«Никакая книга во всей истории человечества, — говорит В. Келлер, — не имела такого революционного влияния и не оказала столь решительного воздействия на развитие Западного мира, не имела такого влияния во всем масштабе, как «Книга книг» — Библия. Сегодня она переведена на 1120 языков и диалектов и после 2000 лет она не обнаруживает ни малейшего признака убывания своего триумфального шествия».

Закончим этот ряд высказываний замечательным стихотворением, которое приписывают Байрону.

Блажен, кто дивные страницы пробегая
Священной Книги, дух и смысл их разумел;
Молитву чистую пред нею повторяя,
Безмолвствуя, — пред ней в слезах благоговел;
Кто мог горе душой и мыслью уноситься,
Премудрости ее сомненьем не пытать…
Но лучше во сто раз, о смертный, не родиться,
Чем строки дивные надменно отвергать!

Этот список замечательных высказываний великих людей о Библии можно было бы продолжить и дальше, но этого делать не станем, а только отметим, что если так относились к этому бесценному духовному сокровищу светские люди, то насколько благоговейней и с любовью должен относиться к нему священнослужитель, для которого Слово Божие и служение ему есть его жизнь.

Название и Содержание Библии.

Прежде чем приступить к изложению библейской истории, дадим краткие сведения о Святой Библии.

«Библия» (biblia) — слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в четвертом веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия — это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Св. Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела — Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен ещё при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя — Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.

Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого Завета и 27 — Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т. е. богодухновенные, их — 39, и неканонические, т. е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер — их 11.

При всем разнообразии содержания Святой Библии в ней замечается чудесное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея — воспитание и спасение падшего человека.

Святая Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения. Но чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени — рука ли историка, законодателя или поэта, Моисея, наученного всей мудрости египетской, или его преемника — Иисуса Навина, ученого св. ап. Павла или рыбака св. ап. Иоанна, — все они говорят о том же едином Боге, милосердном и правосудном. Все писатели Святой Библии говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном. Все они говорят о тех же ангелах и святых, принимающих живое и деятельное участие в жизни человека, и о том же блаженстве вечной жизни. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, например, лучшие сочинения по медицине, появившиеся в течение 1400 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого лечения не поздоровалось бы. То же самое надо сказать и о других сочинениях, например по философии. Другое дело — Библия, она представляет яркий образец органического единства в разнообразии; все подробности в содержании Библии служат раскрытию одной истории, истории Царства Божия, начиная от сотворения неба и земли и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли. Одна мысль, один дух проникают собою Библию и превращают ее в стройное целое. Даже различия между Ветхим и Новым Заветами, доходящие иногда, по-видимому, до противоречий, оказываются, при ближайшем рассмотрении, различными ступенями единого процесса спасения рода человеческого.

В Святой Библии все назидательно, хотя и не все сразу понятно. Назидательна, например, дивная вера Авраама, по слову Господа покинувшего родину, чтобы идти в неизвестную землю, готового затем принести в жертву своего единственного сына, так как он был убеждён, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:19).

Но не все в Библии предлагается для подражания. Она, приводит нам также ужасающие примеры заблуждения и падения, по которым можно изучать психологию греха, чтобы всем своим существом возненавидеть его и не допускать его в своей жизни.

ЧАСТНАЯ ТЕМА: ветхий завет как история

Христианство и иудаизм являются историческими вероисповеданиями. В них вера основывается на исторических событиях (и сопровождается их истолкованием). Проблема возникает при попытке определить или описать, что именно есть «история» или «историческое исследование». Большая часть проблем в современном богословском истолковании опирается на современные литературные или исторические предположения, которые проецируются на древнюю ближневосточную библейскую литературу. Речь идет о неправильной оценке не только временных и культурных различий, но также и литературных различий. Будучи современными западными людьми, мы просто не понимаем жанры и литературные методы древних ближневосточных произведений, и поэтому интерпретируем их в свете западных буквальных жанров.

Подход девятнадцатого века к изучению Библии разъединил книги Ветхого Завета и обесценил их как исторические документы, представляющие собой единое целое. Этот исторический скептицизм повлиял на герменевтику и историческое исследование Ветхого Завета. Нынешняя тенденция в направлении «канонической герменевтики» (Бревард Чайлдс ) помогла сосредоточиться на современной форме текста Ветхого Завета. Это, на мой взгляд, является очень полезным «мостом» через бездну немецкой высокой критики девятнадцатого века. Мы должны иметь дело с каноническим текстом, который был дан нам посредством неизвестного исторического процесса, богодухновенность которого предполагается.

Многие ученые возвращаются к предположению об историчности Ветхого Завета. Это, конечно же, не подразумевает отрицание присутствия очевидного редактирования и обновления Ветхого Завета более поздними иудейскими переписчиками/книжниками, но является главной основой возвращения к Ветхому Завету как к достоверной истории, в которой задокументированы реальные события (с их богословским истолкованием). Цитата из статьи Р.К. Харрисона «Историческая и литературная критика Ветхого Завета», опубликованной в «Библейских комментариях для толкователя» , т. 1, представляется здесь весьма полезной:

«Сравнительные историографические исследования показали, что, наряду с хеттами, древние евреи были наиболее точными, объективными и ответственными летописцами ближневосточной истории. Критическое исследование форм книг, таких как Бытие и Второзаконие, основанное на конкретных видах надписей, обнаруженных при раскопках, включая надписи Мари, Нузи и Богазкоя, показало, что канонический материал имеет определенные нелитературные аналоги в культурах некоторых народов Ближнего Востока. В результате, можно посмотреть с новой степенью доверия и уважения на те ранние традиции и предания древних евреев, которые претендуют на историографический характер» (стр. 232).

Лично для меня труды Р.К. Харрисона представляют особую ценность по той причине, что он делает приоритетным истолкование Ветхого Завета в свете событий, культур и жанров именно того, ветхозаветного, времени.

В моих собственных лекциях по древнееврейской литературе (Бытие – Второзаконие и книга Иисуса Навина) я стремлюсь установить заслуживающую доверия связь с другой древней ближневосточной литературой и артефактами.

А. Литературные параллели к книге Бытие в источниках древнего Ближнего Востока

1. Самыми ранними из литературных параллелей, описывающих культурную обстановку времен Бытие 1-11, являются выполненные клинописью надписи Эбла из северной Сирии, которые датируются примерно 2500 г. до Р.Х. и записаны они на аккадском языке.

2. Сотворение мира:

а) Самый близкий рассказ о сотворении мира находится в месопотамском эпосе и называется «Энума Элиш»; датируется он примерно 1900-1700 гг. до Р.Х. и был найден в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии, а несколько копий были обнаружены в других местах. Представляют они собой семь глиняных табличек с клинописной надписью на аккадском языке, повествующей о сотворении мира Мардуком.

(1) У богов Апсу (пресная вода – мужчина) и Тиамат (соленая вода – женщина) были непослушные и беспокойные дети. Эти боги пытались утихомирить своих молодых богов.

(2) Один из детей Эа и Дамкины, их сын Мардук (главный бог начинающего набирать силу города Вавилона), в единоборстве поражает Тиамат. Умертвив её, Мардук создает из частей её тела землю и небо.

(3) Из другого убитого бога, Кингу, который был супругом Тиамат после смерти Апсу, бог Эа создал человечество, притом создает он людей из крови Кингу.

(4) Мардук был утвержден главным богом всего вавилонского пантеона.

б) Древняя печать «Искушение» – это клинописная глиняная табличка, на которой изображены обнаженные мужчина и женщина возле фруктового дерева. Позади женщины – змей в стоячем положении, при этом голова его расположена над плечом женщины – так, как если бы он что-то говорил ей.

3. Сотворение и потоп – В Эпосе Атрахасиса описывается мятеж низших богов из-за того, что им приходилось много и тяжело трудиться, и сотворение семи человеческих пар (из земного праха/глины, крови и слюны), чтобы те выполняли за них всю эту работу. Затем люди подверглись уничтожению из-за того, что (1) они расплодились, и их стало слишком много, и (2) они производили слишком много шума, который мешал богам. Для уменьшения числа людей боги насылают на них болезни, голод (дважды) и, наконец, потоп, по требованию бога Энлиля. Тогда Атрахасис строит большой корабль и приводит на него и животных, чтобы спасти их от потопа. Основные события описываются в том же порядке, что и в текстах Бытие 1-8. Это древнее клинописное сочинение датируется примерно тем же временем, что и Энума Элиш и Эпос о Гильгамеше, около 1900-1700 гг. до Р.Х. Все они написаны на аккадском языке.

4. Ноев потоп:

а) Шумерская надпись из Ниппура, названная Происхождение Эриду , датируется 1600 г. до Р.Х. и рассказывает о Зиусудре и предстоящем потопе:

(1) Энка, бог воды, предупреждает Зиусудру о грядущем потопе

(2) Зиусудра, царь и священник, верит этому откровению и строит огромный ковчег квадратной формы и наполняет его семенами всех видов

(3) Потоп продолжается семь дней

(4) Зиусудра открывает окно ковчега и отпускает несколько птиц, чтобы выяснить, появилась ли снова суша

(5) После того, как Зиусудра сходит на землю, он приносит в жертву быка и овцу

б) Вавилонское повествование о потопе, составленное по четырем шумерским надписям и известное как Эпос о Гильгамеше, датируется 2500-2400 гг. до Р.Х., хотя в письменной форме оно появилось много позже (ок. 1900-1700 гг. до Р.Х.), на клинописном аккадском языке.

В этом эпосе говорится о человеке по имени Утнапишти, оставшемся в живых после потопа, который рассказывает Гильгамешу, царю Урука, как ему удалось уцелеть во время великого потопа, и как ему была дарована вечная жизнь.

(1) Эа, бог воды, предупреждает Утнапишти (вавилонская форма имени Зиусудра) о грядущем потопе и повелевает ему построить ковчег

(2) Утнапишти со своей семьей, вместе со специально отобранными целеб-ными растениями, остается в живых после потопа

(3) Потоп продолжается семь дней

(4) Ковчег пристал к суше в северной Персии, на горе Низир

(5) Утнапишти посылает трех разных птиц, чтобы выяснить, появилась ли уже снова суша

5. Месопотамская литература, описывающая древний потоп, вся основана на тех же источниках. Имена часто разнятся, но сюжет – один и тот же. К примеру, Зиусудра, Атрахасис и Утнапишти представляют одно и то же лицо – земного правителя, царя.

6. Исторические параллели ранних событий из книги Бытие могут быть объяснены в свете того знания Бога и общения с Ним, которые люди имели на протяжении всего периода времени до своего рассеяния по земле (Быт.1-11). Эти воспоминания о центральных и действительно происходивших исторических событиях были тщательнейшим образом переосмыслены и мифологизированы, превратившись в данные повествования о потопе, распространенные по всему миру. То же самое можно сказать не только по части сотворения (Быт.1,2) или потопа (Быт.6-9), но также и касательно тесных взаимоотношений между людьми и ангелами (Быт.6).

7. Эпоха патриархов (средний бронзовый век):

а) Надписи Мари – клинописные тексты юридического (культура аммонитян) и личного характера на аккадском языке, ок. 1700 г. до Р.Х.

б) Надписи Нузи – архивы нескольких семей (хурритская культура), выполненные клинописью на аккадском языке в местности, расположенной примерно в ста милях к юго-востоку от Ниневии, ок. 1500-1300 гг. до Р.Х. Они содержат законы и установления, касающиеся семейных вопросов и деловых взаимоотношений. Другие примеры на эту тему вы найдете в книге Джона Х. Уолтона «Древняя израильская литература в её культурном контексте» , стр. 52-58.

в) Надписи Алалаха – клинописные тексты из северной Сирии, ок. 2000 г. до Р.Х.

г) Некоторые имена людей, присутствующие в книге Бытие, встречаются в надписях Мари в качестве названий местностей: Серуг, Фалек, Фарра, Нахор. Достаточно в широком употреблении были тогда и другие библейские имена: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф. Всё это указывает на то, что библейские имена полностью соответствуют своему времени и месту.

8. «Сравнительные историографические исследования показали, что, наряду с хеттеями, древние евреи были наиболее аккуратными, точными, объективными и ответственными летописцами ближневосточной истории», – Р.К. Харрисон, «Библейская критика: историческая, литературная и текстологическая» , стр. 5.

9. Археология оказалась чрезвычайно полезным средством в становлении историч-ности Библии. Вместе с тем, необходимо, чтобы прозвучало и слово предупреждения. Археологией нельзя пользоваться как абсолютно надежным и достоверным руководством, поскольку:

а) в ранних раскопках применялись очень несовершенные методы и приемы

б) существуют разные и, часто, очень субъективные оценки и истолкования найденных артефактов

в) отсутствует согласованная и целостная хронология древнего Ближнего Востока (хотя она и составляется на основании древесных колец)

Б. Египетские повествования о сотворении мира можно найти в книге Джона Х. Уолтона «Древняя израильская литература в её культурном контексте» , изд. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1990, стр. 23-24, 32-34.

1. В египетской литературе сотворение мира начинается с бесформенной, в виде хаоса, первозданной воды. Само сотворение представлялось как возникновение материального начала (суши, холма) из этого водяного хаоса.

2. Согласно египетской литературе из Мемфиса, сотворение мира произошло по слову, сказанному богом Птахом.

В. Литературные параллели к книге Иисуса Навина в источниках древнего Ближнего Востока

1. Археология указывает на тот факт, что большинство крупных городов Ханаана с крепостными стенами были разрушены и затем быстро восстановлены примерно в 1250 г. до Р.Х.:

а) Асор

б) Лахис

в) Вефиль

г) Давир (прежде называвшийся Кириаф-Сефер, И.Нав.15:15)

2. Археология не может подтвердить или опровергнуть библейский рассказ о падении Иерихона (ср. И.Нав.6). Причиной этому является чрезвычайно бедственное состояние места раскопок:

а) погода/месторасположение

б) более поздние строительные и восстановительные работы на месте древних построек, но с использованием старых строительных материалов

в) неопределенность в датировке слоев

3. Археологи нашли жертвенник на горе Гевал, который вполне может иметь связь с текстом И.Нав.8:30-31 (Вт.27:2-9). Он очень похож на описание, которое находится в Мишне (Талмуде).

4. Тексты Рас-Шамра, найденные в Угарите, повествуют о жизни и религии ханаанеев в 1400-е годы до Р.Х.:

а) политеистический характер поклонения (культ плодородия)

б) Эль – главный бог

в) супругой Эля была Ашера (позже она же – супруга Ваала), которую для поклонения ей изображали в виде резного столба или живого дерева, символизировавшего «дерево жизни»

г) их сын Ваал (Хаддад), бог грома и бури

д) Ваал стал «высшим богом» в ханаанейском пантеоне; его супругой была Анат

е) ритуалы и обряды поклонения были похожи на поклонение египетским божествам Исис (богиня) и Осирис (бог)

ж) поклонение Ваалу было сосредоточено на «высотах» или каменных платформах (с использованием ритуальной проституции)

з) символом Ваала был каменный столб, стоящий на возвышенности (фаллический символ)

5. Точный перечень названий древних городов соответствует автору именно того времени, а не времени более позднего редактора(ов):

а) Иерусалим назван Иевусом, И.Нав.15:8; 18:16,28 (в тексте И.Нав.15:8 сказано, что иевусеи все еще остаются частью жителей Иерусалима)

б) Хеврон назван Кириаф-Арбой, И.Нав.14:15; 15:13,54; 20:7; 21:11

в) Кириаф-Иаримом назван Ваалом, И.Нав.15:9,10

г) Сидон обозначен как великий финикийский город, И.Нав.11:8; 13:6; 19:28, не Тир, который стал главным городом позже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *