Свобода нравственная

Свобода нравственная

95.Как называется философская позиция, признающая существование множества несводимых друг к другу начал или видов бытия?

а)монизм;

б)плюрализм;

в)дуализм.

Какую идею Платон поместил на вершине пирамиды идеи?

а)благо;

б)истину;

в)красоту.

97.Кому из философов принадлежит открытие принципа категориальности мышления?

а)Канту;

б)Гегелю;

в)Аристотелю.

98. Что, по мнению Аристотеля, является источником движения материи?

а)Человек;

б)Бог;

в)Природа.

99.Какие причины, названные Аристотелем первопричинами существования всех вещей, по его же мнению т ственны?

а)форма, материя, цель, перводвигатель;

б)форма, цель, перводвигатель;

в) материя, цель, перводвигатель.

100.Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:

а)чарвака-локаята;

б)буддизм;

в)джайнизм;

Г)веданта.

101.Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:.

а)конфуцианства;

б)буддизма;

в)мусульманства;

г)йоги.

102.Укажите древнекитайский философский текст:

а)»Упанишады»;

б)»Книга перемен»;

в)»Книга мертвых»;

г)»Типитака»

103.Высказывание «В туже реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

а)Пифагору;

б)Гераклиту;

в)Платону;
г)Фалесу.

104. Утверждал» что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно;

а)Эпикур;

б)Сократ;
в)3енон;

г) Аристотель.

105.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

а)Протагор;

б)Платон;

в)Сократ;

г)Зенон.

106.По своему мировоззрению Платон был:

а)объективным идеалистом;

б)субъективным идеалистом;
в)скептиком;

г) материалистом.

107.Свобода и управление своими чувствами -главные принципы философской школы античности:

а)софистов;

б)стоиков;

в)эпикурейцев;

г)киников.

108. Какой исторический тип философии существовал в Европе около 12 столетий?

а)античная философия;

б)философия эпохи Возрождения;

в)средневековая философия.

109.Какие философские течения существовали в средневековой философии?

а)номинализм и реализм;

б)эвристика и экзегетика;

В)патристика и схоластика.

110. Кто из античных философов пользовался большим авторитетом у представителен патристики?

а)Платон;

б)Аристотель;

в)Платон и Аристотель.

111. Почему средневековая философия называется теоцентричной?

А)потому что в центре философских рассуждений был Бог

б)потому что в центре философских рассуждений была природа;

в)потому что в центре философских рассуждений был век.

112. Каким термином, появившимся в средневековой философии, обозначают первооснову и первопричину вещей?

а)акциденция;

б)атрибут;

В)субстанция.

113.Как называется философское учение, исклю­чающее Бога из картины мира

Вариант 10.

1. Политические свободы предоставляют личности и обществу действовать в соответствии с системой:

1) Моральной ответственности граждан
2) Прав и обязанностей граждан и государства
3) Неограниченных прав граждан
4) Юридических норм государства

2. Очиститься от несправедливости, по мнению древних греков, важно:

1) Перед смертью:
2) В Аиде
3) Не важно
4) После смерти

3. Этические взгляды Гегеля изложены в книге:

1) «Философия морали»
2) «Философия истории»

3) «Феноменология духа»
4) «Философия права»

4. Смерть не является завершением существования человека, по мнению:

1) Атеиста
2) Нигилиста
3) Средневекового человека
4) Последователя учения З.Фрейда

5. Дружба – форма межличностных отношений, основанная на:

1) Привязанности и симпатии
2) Взаимной чувственности
3) Общности интересов и взаимной привязанности
4) Корысти

6. Великая французская революция свершилась в:

1) 1910 г.
2) 1640 г.
3) 1814 г.
4) 1789 г.

7. К категориям добра и зла стоики добавили категорию:

1) Нравственно безразличного
2) Нравственного выбора
3) Нравственного идеала
4) Нравственного долга

8. Основой духовных мотивов поведения человека выступает:

1) Мировоззрение
2) Мина
3) Закон
4) Обязанность

9. Якобинцы отрицали:

1) Искусственный, чопорный характер вежливости
2) Этикетные нормы буржуазной морали
3) Весь этикет как порождение сословного общества
4) Этикет пролетариата

10. Все удовольствия Эпикур разделил на:

1) Четыре класса
2) Два класса
3) Пять классов
4) Три класса

11. Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить

свой имидж для установления полезных контактов и связей:
1) Лишь внешние, формальные проявления вежливости, не более того
2) Признание самоценной значимости человека, уважение к нему
3) Негативное отношение к неприятному вам человеку, используя «убийственные приемы» холодной вежливости

12. Культурой поведения является:

1) Совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения
2) Эстетическая выразительность человеческих взаимоотношений, межличностного общения
3) Межличностное общение, принятое в среде интеллигентных людей
4) Проявление моральных норм на высоком эстетическом уровне

Каталог:company -> personal -> user -> 7807 -> files -> lib -> %D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84.%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82
user -> Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации (зачет, экзамен) по итогам освоения дисциплины
user -> Тема №1. Нормы современного русского литературного языка
user -> Лекция Психология как отрасль научного знания. План: Предмет, объект и методы психологии
user -> Гештальт-психология
user -> Лекция темперамент. Характер.

Способности
lib -> 1. Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84.%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82 -> 1. Выберите верный вариант ответа, определяющий обязанности руководителя во время приема подчиненных

Поделитесь с Вашими друзьями:

Основные принципы отношений

человека и общества на Востоке и Западе

Сколько отличий вы смогли назвать?

23. Философия культуры — это раздел философии, исследующий:

  1. сущность и значение культуры;

  2. культурное творчество человечества;

  3. нравственную культуру;

4) проблемы человека и религии.

24. Основой русской религиозной философии рубежа XIX-XX вв. является:

1) идеализм;

2) рационализм;

3) иррационализм;

4) прагматизм.

25. Основоположником современного экзистенциализма был:

  1. С.Кьеркегор;

  2. 3.Фрейд;

  3. Ф.Ницше;

  4. Ж.-П.Сартр.

26. Фрейдизм — это:

  1. рациональная философия;

  2. философия иррационализма;

  3. психологическое направление;

  4. социологическое направление.

27. В понимании общества и человека 3.Фрейд противостоял:

  1. К.Марксу;

  2. К.Юнгу;

  3. Платону;

  4. И.Канту.

28. Основная категория учения Фрейда о «бессознательном»:

  1. «Оно» (id);

  2. «Я» (ego);

  3. «Сверх-Я» (super-ego);

  4. личность.

29. Понятие «коллективное бессознательное» ввел в научный оборот:

1) К.Юнг;

  1. 3.Фрейд;

  2. Платон;

  3. Э.Фромм.

30. Тезис «Наука — чума XX века» может принадлежать:

1) антисциентисту;

  1. технократу;

  2. ученому;

  3. сциентисту.

31. Русская философия отличается:

  1. духовной проблематикой;

  2. многообразием философских школ;

  3. органичностью и целостностью;

  4. научно-теоретическими разработками.

Рекомендуемая литература:

Основная:1,2,3,4,5.

Дополнительная: 1-104.

Логические задачи и упражнения. Тестовые задания для самоконтроля.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1) Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?

2) Объясните, каким образом данное высказывание Р.Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

  1. В истории науки в период XIV-XX вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX-XX вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И.Ньютон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, А.Эйнштейн).

  2. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

  3. Разделяете ли вы позицию Г.Фихте? «…каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».

  4. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела?

«…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».

7) Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Предметом философии является:

  1. человек и его место в мире;

  2. природа и ее законы;

3) общественно-исторические процессы;

4) универсальные законы и принципы.

2. Философия может быть определена как:

  1. система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;

  2. мудрость вообще;

  3. совокупность нравственных учений и норм;

  4. система религиозных учений о мире и человеке.

3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?

  1. материя — то, из чего все состоит;

  2. материя — объективная реальность, существующая независимо от сознания;

  3. материя — основная субстанция, первоматерия;

  4. материя — комплекс «моих ощущений».

4. Онтология — это философское учение:

1) о бытии;

  1. о ценностях мира;

  2. о происхождении Вселенной;

  3. о доказательствах.

5. Гносеология — это философское учение:

  1. о познании мира;

  2. о непознаваемости бытия;

  3. о знании вообще;

  4. раннего христианства.

6. Метафизика — это:

1) физика;

2) философия;

3) религия;

4) математика.

7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:

1) элементарная частица;

  1. информация;

  2. система;

4) слово.

8. Чем отличается философия от мифологии и религии?

  1. учением об авторитетах;

  2. рационально-теоретическим представлением о мире;

  3. образностью представлений;

  4. учением о сверхъестественном.

9. Укажите философское определение «природы»:

  1. природа — это географическая среда;

  2. природа — это вся Вселенная;

3) природа — это материя;

4) природа — это биосфера Земли.

10. Материалистическая точка зрения:

  1. сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

  2. сознание есть свойство всей материи;

  3. сознание материально;

  4. сознание человека — это проявление мирового духа.

11. Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:

1) наблюдение;

2) анализ;

  1. измерение;

  2. эксперимент.

12. Выделите метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне:

  1. восхождение от абстрактного к конкретному;

  2. синтез;

  3. абстрагирование;

  4. эксперимент.

13. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?

  1. цель оправдывает средства;

  2. основа мира — это число и гармония;

  3. материя и сознание — две основы бытия;

  4. все наши знания — только гипотезы и таковыми останутся.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

  1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

  2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь).

  3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

  1. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?

  2. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

  1. Против чего были направлены апории Зенона?

  2. Кто такие софисты и вчем значение их учения?

  3. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

  4. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

  5. В чем видел Аристотель сущность вещей?

  6. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

  7. Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

  8. Прокомментируйте слова философов.

♦ Гераклит

  • «Многознание уму не научит».

  • «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».

  • «Все течет, все изменяется».

♦ Демокрит

  • «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

  • «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

  • «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

♦ Фалес

• «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

♦ Пифагор

  • «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

  • «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами.

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:

1) чарвака-локаята;

2) буддизм;

  1. джайнизм;

  2. веданта.

2. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни — создатель:

1) конфуцианства;

2) буддизма;

3) мусульманства;

4) йоги.

3. Укажите древнекитайский философский текст:

1) «Упанишады»;

  1. «Книга перемен»;

  2. «Книга мертвых»;

  3. «Типитака».

4. «Теория недеяния» — основной принцип:

  1. даосизма;

  2. буддизма;

  3. конфуцианства;

  4. моизма.

5. В V в. до н.э. существовало сто философских школ:

1) в Индии;

2) в Египте;

3) в Китае;

4) в Греции.

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

1) Аристотеля;

2) 3енона;

  1. Сократа;

  2. Ксенофана.

7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

  1. Пифагору;

  2. Гераклиту;

  3. Платону;

4) Фалесу.

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, не истинно:

1) Эпикур;

2) Сократ;

3) 3енон;

4) Аристотель.

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

  1. Протагор;

  2. Платон;

  3. Сократ;

  4. Зенон.

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

  1. Гераклит;

  2. Протагор;

  3. Фалес;

4) Платон.

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

  1. скептиком;

  2. материалистом.

12. Логику сделал орудием познающего разума:

  1. Протагор;

  2. Платон;

  3. Зенон;

4) Аристотель.

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

1) софистов;

2) стоиков;

3) эпикурейцев;

4) киников.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?

  1. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?

  2. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

4. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

5. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

  1. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно.

  2. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?

  3. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

  4. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?

  1. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

  2. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

  3. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

  4. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».

  5. Какие произведения великих художников Ренессанса вам наиболее близки? За что вы их цените?

15. Прокомментируйте их и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в.:

♦ Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист — это литератор.

♦ Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования — несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

16. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

  • практический и теоретический индивидуализм;

  • движение цивилизации против дикости (средневековья);

  • время безбожия и язычества;

  • культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

  • светский дух религии с тенденцией к язычеству;

  • движение культуры против бескультурья и варварства;

  • освобождение от власти авторитетов;

  • особенное внимание к истории;

  • чрезвычайный вкус к искусствам;

  • обновление духовной жизни.

17. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Vivere est cogitarе» («Жить, значит мыслить») и Р.Декарта «Cogilo ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Истоки средневековой философии находятся в:

  1. атомистической философии античности;

  2. философии Возрождения;

  3. философии Сократа;

  4. философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

2. Онтологическим принципом средневековой философии является:

1) рационализм;

2) креационизм;

3) откровение;

4) формализм.

3. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

  1. Фому Аквинского;

  2. Августина Блаженного;

  3. Аристотеля;

  4. Марка Аврелия.

4. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1) историзм;

2) рационализм;

3) откровение;

4) креационизм.

5. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

  1. Фому Аквинского;

  2. Августина Блаженного;

  3. Пьера Абеляра;

  4. Боэция.

6. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

  1. идея общего (понятие) предшествует вещи;

Введение

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям: индивида и общества; индивида и коллектива; коллектива и общества; коллектива и коллектива; человека и человека; человека к самому себе.

Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

1. Нравственная необходимость и моральная свобода.

Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знании, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.

Слово «этика» происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай.

У Гомера слово ēthos обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин говоря об этосе человека, отталкиваясь от понимания ēthos как характера (темперамента).

В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» –– науку об этих качествах.

Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а т.ж. область знаний о них.

Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав» и употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы.

Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы (например, «педагогическая этика»), так и науку о них, т.е. науку о морали (нравственности).

Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность». Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью –– степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.

Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении.

Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.

На протяжении истории мораль всегда была главным условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости.

Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства и эстетики и т. д. Здесь важно и описание нравственного развития, как отдельных народов, так и всемирного развития общества. Объективные показатели нравственного прогресса, определение его общеисторического критерия, исследование эволюции нравственности в масштабе всемирной истории показывают, что существуют реальные подходы для ответа на этот вопрос.

Необходимость является для морального субъекта теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он вынужден действовать. При этом в качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (гражданская война, цены на рынке, землетрясение), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предписывающие субъекту определенный тип поведения.

В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует три наиболее общих подхода:

· детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);

· индетерминизм (гипертрофирующий, напротив, автономию воли, противопоставленной необходимости);

· принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.

Конструктивным основанием для решения проблемы является третий подход, в рамках которого свобода и необходимость рассматриваются диалектически.

На основе результатов диалектического подхода свобода может быть представлена как осуществление субъектом власти над объектом в соответствии со своими потребностями (прежде всего — потребности самореализации). Осуществление этой независимости по отношению к необходимости предполагает:

1) познание необходимости;

2) выработку программы деятельности (на основании познанного);

3) реализацию этой программы на практике.

Проблема свободы исключительно сложна и многоаспектна, например, можно вести речь об абсолютной и относительной свободе, употребляя первое понятие как обозначение некоторого идеального, существующего всегда в перспективе, состояния, связанного с предельной самореализацией субъекта. Абсолютная свобода не является абсолютной фикцией, поскольку в качестве регулятивной идеи может оказывать вполне ощутимое влияние на реальность, в которой, однако наиболее явно представлена свобода относительная. Субъект всегда так или иначе ограничен объективно, многие обстоятельства его бытия — за пределами его власти, поэтому свобода как полная автономия и независимость от необходимости — это феномен иллюзорного сознания. Следовательно, уместно поставить вопрос о свободе «от» и о свободе «для», их взаимосвязи значимости в бытии обыденного и философского восприятия мира.

Развитие морали – отражение реальных социальных и человеческих противоречий, решение которых во многом зависит и от состояния ее самой. Единственно возможный вариант этого в современных условиях: опора на духовные начала, требовательность в выполнении каждым своего морального долга, нетерпимость ко всем проявлениям аморализма, диалог.

2. Моральный выбор — проявление моральной свободы и ответственности.

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

  • Свобода морального выбора и нравственная ответственность личности

    Проблема свободы и ответственности в философии. Понятие и происхождение морали. Проблема моральной ответственности личности. Моральные ценности, их влияние на личность. Структура и закономерности формирования личности. Сущность феномена свободы личности.
    реферат , добавлен 25.03.2012

  • Проблема свободы воли. Свобода и ответственность личности

    Понятие свободы и личности в Древнем Китае. Человек и мир в русской культуре и философии. Европейская традиция восприятия этих понятий в эпоху античности, в период средневековья. Новоевропейское мировоззрение и понимание вопроса свободы воли человека.
    реферат , добавлен 23.08.2013

  • Проблема свободы: фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению

    Свобода как одна из философских категорий, ее основные характеристики и трансформация в процессе эволюции общества. Изучение сущности свободы с позиции направлений волюнтаризма и фатализма.

    Объективный и субъективный факторы в развитии общества.
    реферат , добавлен 23.07.2009

  • Проблема свободы и ответственности личности

    Понятие индивидуальности, биологическое и социальное в человеке. Принципы формирования личности, ее структура и причины поступков. Сущность свободы и ответственности индивида. Типы личности и методы социально-психологического воздействия на них.
    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

  • Общее представление об этике

    Философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика как предмет философии. Выделение этики как особого аспекта философии. Современное состояние этики. Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.
    реферат , добавлен 24.05.2015

  • Понятие личности в философии. Типология личности в зарубежной и отечественной философии

    Рассмотрение вопросов сущности человека как личности, каково ее места в мире и в истории. Характеристика типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Особенности восприятия личности и ее поступков на западе и востоке.
    презентация , добавлен 24.11.2013

  • Философская этика и моральные ценности социальных процессов

    Практическая этика как часть прикладного философского знания. Обзор моральных ценностей социальных процессов и их динамики. Характеристика культурного и этического потенциала личности. Анализ требований к учету социокультурных детерминант научного поиска.
    контрольная работа , добавлен 05.08.2013

  • Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова

    Философское понятие человека и личности. Трактование понятий «потребности», «мышление», «мораль», «индивидуальность» и «воля». Определение правовых понятий. Гениальность и талант. Краткие биографические сведения о жизни академика А.Д. Сахарова.
    краткое изложение , добавлен 02.12.2010

  • Возрождение свободы человека как ценности выбора быть Творцом Будущего

    Свобода личности как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор, двойственность ее проблематики. Основное противоречие человеческой природы – внутренний конфликт с самим собой, проблема выбора.
    доклад , добавлен 15.04.2014

  • Личность в истории философии

    Исследование проблемы личности в истории философии и ее взаимосвязи с обществом. Учение о человеческой личности в ее отношении к индивиду. Главные характеристики и нравственные основы личности. Анализ мнений философов на вопрос о представлении личности.
    контрольная работа , добавлен 11.04.2018

  • Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Нравственная свобода выбора

    Введение

    Нравственная культура — умение грамотно и творчески применять знания нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простое нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

    Сотруднику правоохранительных органов сложно осуществить нравственный выбор в экстремальной ситуации, это связано с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, что вынуждает личность самостоятельно выбирать какой из нравственных норм отдать предпочтение или же перейти к антинормам. Переход к антинормам осуществляется в нестандартных ситуация.

    1. Детерминизм и свобода человеческого выбора

    Детерминизм в этике- концепция, отрицающая нравственную свободу выбора и рассматривающие нравственное поведение человека с точки зрения причинно-следственной обусловленности. Противоположностью детерминизма является индетерминизм, объявляющею безусловную независимости нравственной свободы, как основного выражения личности.

    Детерминисты отрицают свободу. Некоторые из них утверждают, что все в мире подчиняется законом Вселенной, в том числе и мораль. Человек поступает согласно действующим во Вселенной законам, которые направляют мировое развитие к всеобщей разумной цепи. Это этика космической телеологии. Другие же детерминисты утверждают, что мораль определяется биологической эволюцией и есть результат эволюционного развития человека. Это называется эволюционная этика. Одни из них сходятся на том, что нравственный выбор определяется безотчетным стремлением человека к наслаждению и счастью. Это этика гедонизма и эвдемонизма.

    Наиболее полно разработан детерминизм у астронома и физика Пьером Симоном Лапласом. Согласно его идео о детерминизму существует строго однозначная связь между физическими величинами, характеризующие состояние системы в начальный момент времени и значениями этих величин в любой последующей момент времени.

    В системе детерминизма и индетерминизма, в рамках которых протекало все развитие взглядов по вопросу свободы и выбора. По своему характеру обе эти системы относятся к области метафизики. Предположим, что мы обсуждаем некоторое событие, которое является следствием выбора из множества потенциальных решений. Такие события часто встречаются в нашей жизни. Например, студент просыпается с утра по звонку будильника и чувствуется желание продолжить свой сон.

    При этом он стоит перед выбором, продолжить сон или встать и пойти в университет. Студент осознанно делает свой выбор в пользу сна и в итоге опаздывает в на лекцию и пропускает важную тему. Если бы он встал пораньше, то не опоздал бы и не было бы этих проблем.

    С одной стороны он руководствовался вполне осознанными мотивациями, продолжить свой сон оказался сильнее нежели мотив встать пораньше. Следовательно выбор был в некотором смысле предопределен обстоятельствами. Это подтверждается и тем, что хорошо зная психологические характеристики студента можно было предвидеть его действия. С другой стороны студент был полностью свободен в своих действиях, и мог спокойно выбрать вариант встать пораньше.

    С точки зрения всех детерминистских концепций. человек делает нравственный выбор не свободно, а под действием определенных космологических, биологических и психологических законов, которые господствуют над человеком и определяют его нравственное поведение. Детерминисты могут только сказать, что человек считается себя свободным лишь потому, что он сознает свои желания и действия, но причины, которые их вызвали он не осознает.

    2. Нравственная свобода личности

    Быть свободным — значит не делать так, как поступать и думают все. Отказаться от свободы — значит перестать быть личностью, стать как все. Поэтому человек — если он человек-обречен быть свободным. (Сартар)

    Нравственная свобода — это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями. В этическом смысле свобода человека есть не что иное, как его самообладание Самообладание личности проявляется в двух связанных между собой аспектах ее бытия — природном и экзистенциальном — и предполагает осуществление человеком двух принципов формирования -аскетического и этического. Смысл аскетического принципа состоит в том, что человек как личность призван к обладанию своей духовно-телесной природой. Власть человека над природными влечениями, чувствами и желаниями. Власть личного «я» над чувствами и желаниями является существенно важным аспектом в самореализации человека. Осуществление человеком аскетического принципа, выражающегося через добровольное воздержание и выявляющего должное отношение его «я» к его природному началу, составляет основное, фундаментальное, содержание нравственной свободы личности.

    Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. В бытии личности имеются два экзистенциальных момента. Первый момент — это оригинальность и неповторимость личности, ее не сводимость ни на что другое. Второй момент — это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный аспект нравственной свободы личности. Свобода не столько факт, сколько возможность — подлинное завоевание человеческой личности

    Быть свободным — значить завоевывать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее свободы мы добиваемся. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы.

    3. Виды нравственной свободы

    детерминизм нравственный правоохранительный свобода

    Свобода человека разделяется на три вида: 1) формальная, 2) реальная, 3) идеальная.

    Формальнаясвобода-состояния человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. Когда человек сознательно осуществляет нравственный выбор, его формальная свобода становится реальной свободой.

    Реальнаясвобода-это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Реальная свобода характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум находится в борьбе с чувствами и наклонностями природы.

    Идеальная свобода — это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряженность, человек может желать, выбирать и творить только добро, совершение зла невозможно

    Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

    Нравственная свобода проявляется в умении:

    1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

    2) давать им нравственную оценку

    3) предвидеть их последствия

    4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

    У каждого человека есть свобода выбора. Более того вся его жизнь, представлена, как цепочка выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и до последних минут жизни. Вся наша жизнь есть результат нашего выбора. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего винить только себя.

    Размещено на Allbest.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *