Суточный круг богослужения

Суточный круг богослужения

Богослужебные круги́ — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Суточный круг богослужений

Суточной богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Богослужебные «сутки» по еще ветхозаветной традиции («И был вечер, и было утро — день один» и т.д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

Каждый день недели особо посвящен определенной теме:

  • Воскресенье — Воскресение Христово.
  • Понедельник — прославление бесплотных сил Ангельских.
  • Вторник — прославление св. Иоанна Предтечи и пророков.
  • Среда — воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным).
  • Четверг — прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца.
  • Пятница — воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный).
  • Суббота — прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. См. также осмогласие.

Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)

Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно «забывают», перечисляя богослужебные круги…Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов , повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая «евангельская стихира», котороя должна петься на «славу» после стихир на хвалитех.

Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже — после Вечерни. Подробнее — в статье «Литургия»

Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов — после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия

Во время службы необходимо пристально смотреть за ее ходом, креститься и кланяться вкупе со всеми присутствующими в церкви. Перед тем, как поставить свечку либо подойти к иконе, тоже следует перекреститься. Входя и выходя из церкви также делают поклон и крестятся. Служба в церкви не терпит суеты. Без надобности из нее во время ведения службы не выходят, дамы приходят с покрытой головой и робко одетые, по способности, без мейкапа, в деньки менструаций в храм ходить строго воспрещается, это большой грех.

Ведение служб в согласовании с церковным уставом

Существует церковный утомившись, в согласовании с которым проводится каждодневная служба в монастырях и должна проводиться в церкви. Сколько продолжается служба в церкви? Поначалу идет утренняя служба, потом Божественная литургия. Вечерняя служба бывает около 6-7 часов вечера.

Определенное время денька не является неотклонимым, но служба по собственному предназначению и содержанию привязана к определенному времени суток, потому церковь держится проведения служб в отведенные ей часы. Продолжительность службы также не ограничена никакими канонами. Есть веками сложившийся обычай ведения службы, которая составляет в среднем от 1,5 до 2-3 часов.

Службы в церкви разделяются на дневные, седмичные, также годовые службы. Дневные службы идут в течение суток, потом повторяются, замыкаясь, таким макаром, в круг. Так же происходит и с седмичным, с годовыми кругами. Службы не имеют определенного обряда, неизменны только дневные каждодневные службы, это база богослужения.

Как проходит служба в церкви

Дневные службы проходят раз в день. В деньки постов, Величавого и других, совершается не только лишь служение Богу, да и проводится служба в церкви с исповедью и причащением Святых Загадок Иисуса Христа. Огромные приходы, где на службы собирается огромное количество верующих, могут совершать по две литургии в денек. Сельские прихожане прогуливаются на службы в воскресные и торжественные деньки.

Как проходят службы в церкви? Нужно сказать, что службы не совершаются по одной. К примеру, служба, посвященная Рождению либо Крещению (другими словами событию, происходящему раз в год), не выделяется в отдельное служение, а соединяется со службами дневного круга. В дневной круг входят службы седмицы и годовые. Они соединяются в одну службу, в какой звучат молитвы, чтения и песнопения, которые связаны с деньками года и седмицы.

В церкви имеются церковные службы 9 видов: Днем – 9й час, вечерняя служба, повечерие, потом полунощница. Утреня, а потом по часам: 1-ый, 3-ий и 6-ой. Вечерком, после шестого часа – Божественная литургия. 1-ый час присоединяется к утренней молитве, а Божественная литургия является службой особенной. Всех служб, которые должны проводиться в храме, обычно семь.

Все молитвы, кроме «Отче наш», выдуманы людьми

История христианства знает только одну молитву, переданную конкретно Иисусом Христом: «Отче наш». Потом апостольские наставления давали советы по чтению молитв каждодневных. Днем, в 3-ий час, в 6-ой, в девятый и вечерком. Днем – в благодарность Господу, в 3-ий поэтому, что Христос получил приговор. 6-ой час – это час распятия и девятый – час скорби.

Вечерняя молитва – благодарение Богу. Как в стародавние времена апостолы славили Иисуса Христа и более важные действия, связанные с его жизнью и гибелью, так и сейчас сохраняется традиция богослужения в храме.

Любая из перечисленных служб должна в церкви отчаливать раз в день и без помощи других. Но, снисходя к условиям мирской жизни, церковь проводит утренние и вечерние богослужения два раза в денек, другими словами в публичных церквях не придерживаются серьезного соблюдения устава. В монастырях службы проводятся в согласовании с церковным уставом, как и положено, семь раз в день.

Иисус в собственных рекомендациях апостолам гласит о том, что молитва должна быть искренней. Какими бы ни были молитвы, написанные другими, человек всегда имеет возможность обратиться к Богу впрямую, в собственном сердечко, и Он непременно услышит молитву искреннюю, идущую от сердца.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

О порядке церковных Богослужений

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера — вечернею.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: бодрствование.

Наглядная схема суточного круга Богослужения

1. Девятый час. — (3 часа дня)

2. Вечерня.

3. Повечерие.

1. Полунощница. — (12 час. ночи)

2. Утреня.

3. Первый час. — ( 7 час. утра)

1. Третий час. — (9 час. утра)

2. Шестой час. — (12 час. дня)

3. Литургия.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье — Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник — прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя, — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го, сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Более подробные сведения о праздниках и постах помещены в отделе «о вере и жизни христианской», при объяснении четвертой заповеди Закона Божия и в Священной истории Нового Завета.

← Обратно Далее →

Суточный круг

Полезно? Поделись ссылкой!

Суточным кругом называется цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых в течение суток. Состоит он из вечерни, повечерия, полуношницы, утрени, первого часа, третьего часа, шестого часа, девятого часв и Божественной Литургии.

Службы суточного круга

Отсчёт церковного дня, согласно традиции, заложенной ещё пророком Моисеем, начинается с вечера, следовательно первым совершаемым богослужением является вечерня. В практике современной Русской Православной церкви начинается она почти всегда в одно и тоже время — в 17 часов. Однако, в ряде случаев время вечерни переносится на другие часы. К примеру вечерня Великой Пятницы начинается в середине дня — в 14—15 часов. Переносится на более раннее время и вечерня, соединённая с Литургией: в будние дни Великого поста и особые постные дни.

Следующей за вечерней ежедневной службой суточного круга в православных храмах является повечерие, которое бывает малым и великим. Оно состоит из чтения молитв, которыми верующие просят у Господа прощения за совершённые грехи и взывают к нему о помощи в даровании покоя тела и души.

Повечерие может читаться килейно (дома), но в настоящее время в таких условиях чаще заменяется молитвами на сон грядущий.

После повечерия наступает полуночница, которая как следует из названия, обычно совершается в полночь или во всякий иной час до утра. В современных православных монастырях обычно читается рано утром и соединяется с Братским молебном.

Следом наступает утреня — самая продолжительная служба в православном богослужении. Утреня может быть вседневной, шестеричной, славословной, полиелейной, бденной, аллилуйной (великопостной, заупокойной), пасхальной. Несмотря на название в современных церквях часто служится не утром, а днём, непосредственно примыкая к вечерни. Перед ней же в современной традиции идут часы́: первый час (в наши семь часов утра), третий час (в 9 часов утра), шестой час (в полдень) и девятый час (в 15). Часы состоят из нескольких стихов, молитв и трёх псалмов, подобранных в соответствии с обстоятельствами страданий Христа. Так, богослужение первого часа не только освящает молитвой наступивший день, но и вспоминает ночную молитву Иисуса Христа, страдания его на суда Каиафы и Страшный Суд. На богослужении третьего часа упоминается о сошествии Святого Духа на апостолов и состоявшемся в это же время Суде Пилата. В шестой час вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. В девятый — Крестная смерть Господа.

Вершиной же ежедневного богослужения суточного круга является Литургия, которая в настоящее время обычно служится после Шестого часа либо соединяется с вечерней. На Литургии вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери.

Первоначально все службы суточного круга служились отдельно в положенное для них время, но впоследствии для удобства верующих были объединены в три богослужения: Вечернее, состоящее из девятого часа, вечерни и повечерия; Утреннее, из полунощницы, утрени и первого часа и Дневное, из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Содержатся богослужения суточного круга в часослове.

Седмичный богослужебный круг

Является последовательностью богослужений, а именно песнопений Октая, в пределах одной недели — седмицы, подчинённой одному из восьми гласов, повторяющихся в течение года по несколько раз. Счёт гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Седмица, согласно церковным правилам, наступает в воскресенье, когда Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник прославляются Ангелы, ближайшие слуги Божии.

Во вторник — святой Иоанн Креститель — наиболее чтимый из всех пророков.

В среду — вспоминается предательство Иуды и совершается служба в память Креста Господня. Первый постный день на неделе.

В четверг Церковью прославляются Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В пятницу — вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня. Второй постный день на неделе.

В субботу, завершающую седмицу, прославляются Божия Матерь, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Происходит поминовение усопших в истинной вере.

Годовой богослужебный круг

В этот богослужебный круг входят молитвословия и песнопения, изменяющиеся ежедневно и повторяющиеся на службах через год. Делится на подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги: первый связан с солнечным календарём и включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, второй — с календарём лунным и включает богослужения Великого Поста (в т.ч. Предшествующих трёх недель) и Пятидесятницы.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

» Символ веры

Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка — О Храме и богослужении / Основы богослужения / Богослужебный круг

Основы богослужения
Православной Церкви
(Скачать текст книги в формате
.doc можно из раздела «Книги»)

Богослужебный круг

Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточный круг богослужений

На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу жертвы (Чис, гл. 28).

Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и святые апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения.

Со времен апостольских Православная Церковь с ежедневным богослужением соединила различные священные воспоминания во славу Божию, отчего произошли различные дни богослужения в продолжение года.

Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются святой Православной Церковью на протяжении суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница — служба, совершаемая в полночь в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который придет внезапно, как «жених в полунощи» согласно притче о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Изобразительны — краткая служба, называемая также обедницей.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

* * *

Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Божественная литургия совершается утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия. Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Божественной литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» — значит «бодрствование».

* * *

Каждый день в году Святая Церковь, помимо седмичного круга, празднует память одного или нескольких святых угодников Божиих. Определенные дни года посвящаются или воспоминанию особых событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, из истории Церкви Христовой, или в честь различных святых. Кроме того, в продолжение года установлены однодневные или многодневные посты и несколько дней назначено для поминовения усопших. Соответственно этим посвящениям дней года составлены особые песнопения и молитвы и установлены обряды, которые присоединяются к молитвам и песнопениям дня седмицы. Особенно большие изменения в богослужении бывают в дни великих праздников и постов.

Дни общего поминовения усопших (называемые родительскими днями) следующие: суббота перед масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели.

Затем в Православной Русской Церкви установлено поминовение православных воинов, на поле брани убиенных: в субботу перед днем святого Димитрия Солунского 21 октября (3 ноября н.ст.) и 26 апреля (9 мая н.ст.).

Недельный круг богослужений

Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются Бесплотные Силы — ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляются ветхозаветные пророки и святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду вспоминается предательство Господа Иудой и в связи с этим совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец. В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя — прославляются праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовой круг богослужений

Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых, и в честь Бесплотных Сил небесных — ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые, хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Недельный круг церковных богослужений

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Евангелие от Матфея

По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни недели совершением церковных служб. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в истории Церкви или особо почитаемому святому.
Все службы недели вместе образуют так называемый недельный, или седмичный богослужебный круг.

Первый день недели – день Воскресный. Он посвящен воспоминанию Воскресения Христа. Ночью, по прошествии субботы, на третий день после Своих страданий и Крестной смерти, Господь Иисус Христос воскрес. И из гроба, окруженный небесным сиянием, вышел Спаситель мира – Жизнодавец Христос Господь. Он воскрес силою Своего Божества.
В понедельник – первый день недели после Воскресения – Церковь прославляет ближайших слуг Божиих – Ангелов. Ангельский мир был сотворен прежде человека. Слово «Ангел» в переводе с греческого языка означает «Вестник». Это бесплотные, бестелесные духи. Но иногда Господь дает им являться людям в телесном виде, открывая им волю Божию.
Во вторник прославляется святой пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн. По слову Самого Господа, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Аскет, подвижник, по повелению Божию пришел в долину реки Иордан возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, — призывал пророк, — Сотворите достойные плоды покаяния». Исправьте свою жизнь. Встречайте Того, Кто будет крестить вас Духом Святым.
В среду Церковь вспоминает предательство Иудой Господа нашего Иисуса Христа первосвященникам иудейским. За цену раба, за тридцать сребреников один из апостолов – Иуда Искариот – предал своего Учителя и Господа Его врагам на Крестную смерть. Поэтому среда – день поста в православной Церкви.
В среду совершается служба Животворящему Кресту Господню. Сын Божий умер на Кресте за наши грехи как человек, чтобы сыны человеческие были избавлены от вечной смерти и вошли в Царство Божие, в Жизнь вечную.
В четверг Церковь прославляет апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека. Своей проповедью апостолы обратили сердца множества людей ко Христу.
Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Иоанн богослов умер в заточении в глубокой старости. Число же христиан после кончины святых апостолов год от года росло, и вера христианская распространялась по всей земле.
В пятницу Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Спасителя. Поэтому в этот день – день поста, также как и в среду, в православных храмах совершаются службы Животворящему Кресту Господню.
Своими страданиями и смертью Христос искупил нас от вечной смерти. И когда мы слышим слова апостола Павла, обращенные к христианам Коринфа: «Вы куплены дорогою ценою», — то мы понимаем, что это обращение – к нам, к нашему сердцу, к нашей душе. Мы куплены дорогою ценою.
В субботу Господь закончил творение мира и «почил от дел Своих». Его творение было прекрасно. Блаженный покой был завещан и людям в день субботний.
Суббота посвящена воспоминанию и прославлению всех верных рабов Божиих, наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного. Вспоминаем мы и всех в вере и надежде воскресения скончавшихся православных христиан.
Как всегдашняя Предстательница за христиан пред Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия вспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, но особо почитается Она в воскресение, среду и пятницу.
Завершается недельный Богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям. Мы постигаем высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

Вечные истины святых добродетелей претворяются в жизнь нашу, прежде всего молитвой и богослужением.
Преподобный Иустин (Попонич)

Посмотреть видео «Недельный круг церковных богослужений»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *