Существование души научные доказательства

Существование души научные доказательства

Тело и душа.

Прежде чем приступить к разъяснению этой возвышенной темы, важно отметить следующее. Любому читателю кажется, что определить понятия тела и души можно лишь при помощи абстрактных теорий, обычных для такого рода объяснений. Однако с развитием науки человек удаляется от абстрактной философии и всех ее атрибутов. Все что мы напишем, будет излагаться с чисто научной точки зрения согласно простому осознанию практических вещей.
Человек всегда думает о своем существовании, о том: кто его создал, как он устроен и что от него останется после смерти. Все имеющиеся по этому поводу мнения разделяются на три основные группы: теория веры, теория дуализма и теория отрицания.
Начнем «от противного» (математический термин):
-1-

Теория отрицания.
Этой теории придерживаются исследователи, отрицающие наличие духовной реальности. Они признают в теле только его материальность. Нет в теле человека какой-либо духовной сущности. Они изначально убеждены, что разум человека также является не чем иным, как плодом тела.

Тело, в данном случае, уподобляется исправной биологической машине: с проводами, тянущимися от органов к мозгу. Этот механизм приводится в действие вследствие контакта организма с внешними раздражителями: ощущения боли или наслаждения направляются в мозг, который, в свою очередь, дает команду о том, какое произвести действие. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, присоединенных к ним по программе отдаления органа от источника боли и приближения его к источнику наслаждения.
Именно таким образом, утверждают сторонники теории отрицания, происходят в человеке осмысление и реакции на все жизненные ситуации.
Кажется, это вполне научное представление, так как наше тело, действительно, ни в чем не нуждается, если его рассматривать как механизм. Почему у тела должно быть что-то еще, кроме того, что описывает данная теория? На самом деле, единственное дополнение относится к программе. Можно добавить, что существует не только само биологическое тело, но еще и более возвышенные желания, мысли, которые подчиняются той же самой программе (в генах): жаждут наполнения. Весь вопрос в том, что является наполнением для этого желания. Можем ли мы управлять видом наслаждения, и таким образом произвести в себе какие-то изменения?
Медицина и биология исследуют работу человеческого организма, и видно, что наше тело, действительно, представляет собой некую машину. Даже в той части «человековедения», которая считается относящейся к душе и занимается психикой, наука открывает действие жестких законов. Все склонности человека заданы его генами. И скрытая предрасположенность, оказывается, изначально заложена. Поэтому «теория отрицания» наиболее близка к правильному истолкованию понятий тела и души.

-2-
Теория веры утверждает, что нет ничего, кроме души или духа. А материальный мир порожден, создан Духом. Существуют духовные сущности, качественно отличающиеся друг от друга. И есть духи, которые называются «человеческими душами», которые обладают самостоятельной реальностью еще до того, как спускаются в мир и воплощаются в теле человека. Когда тело умирает, его смерть не распространяется на души, поскольку они простые духовные сущности и во времени вечны, как вечен вообще Дух.
Тогда тело представляет некое одеяние для души, нужное для существования в этом мире. Через тело душа проявляет свои силы, качества и различные способности. Таким образом, душа дает жизнь и движение телу. У самого тела нет ни жизни, ни движения – нет ничего, кроме материи, которая останется мертвой без духовной сущности, без души, без духа.
Биологическое тело является смертным, а душа облачённая в него – вечной и бессмертной. Мы можем пересаживать органы одного человека другому. Даже лишившись отдельной части тела (руки, ноги), человек продолжает жить, если она не является жизненно важной, как сердце. Главное душа в теле.

Теория веры является наиболее распространенной среди религий. Однако эта теория не дает ответа, оставляет спорным вопрос о том, что представляют собой тела всех остальных творений, кроме человека. Существует ли душа у животных и растений? В этой теории больше вопросов, чем ответов.
-3-

Теория дуализма. Она представляет собой сочетание нескольких доктрин. Её сторонники верят в двойственность сущности человека. Тело является совершенным созданием, оно живет, питается и сохраняет свое существование, удовлетворяя свои потребности. Тело не нуждается в помощи какой-то сущности духовной. Оно само создает такую сущность, то есть душу.
Наблюдая естественные биологические процессы, считается, что тело существует само по себе. Клетки соединяются в целый организм – большой, сложный, состоящий из множества компонентов. Жизнь является, по сути, следствием жизнедеятельности клеток организма. Этот факт обнаруживается при изучении всей природы.
Разум появившийся в результате эволюции, развития и усложнения жизни, сам выработал духовную сущность – душу. Для деятельности души остается только лишь навыки и хорошие качества, их духовные разновидности. Душа нужна для лучшей приспособляемости в мире, полном препятствий для жизни.

Вывод.
Имеется несколько аспектов в вопросе о душе и теле. Теории, которые ставят в зависимость от посторонних «духов» существование человека уже отмирают в науке. Однако возврат к ним происходит периодически и постоянно. Помимо биологической жизни организма, в каждом из нас есть нечто возвышенное. И это требует – бога, духа.
Возможно, есть люди, не имеющие души вообще и пребывающие на абсолютно «животном» уровне.
Очевидным для всех фактом является то, что человек по своей природе подвержен сомнениям. И любое заключение, которое определяется как очевидное, по прошествии времени подвергается сомнению, умножается сила теоретизирования и находится другое объяснение прошлым фактам.
Если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: вчерашняя очевидность обращается сегодняшними сомнениями, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра, так что в рамках абсолюта невозможно прийти к уверенному умозаключению больше чем «на сегодняшний день».
Знание, полученное нами в результате изучения и исследования, остается верным только на настоящий момент, а в дальнейшем мы можем добавлять к нему дополнительные данные и получать более четкую картину. То, что сегодня казалось нам очевидным, — завтра будет или признано частично верным, или вообще отвергнуто. Поскольку мы увидим, что данные получены либо случайным образом, либо верны при каких-то ограниченных условиях и не доказывают общей закономерности. Так мы продвигаемся во всех научных исследованиях.
Информация постоянно изменяется, и мировоззрение не просто расширяется, но и полностью меняет свои ценности.
Все, что необходимо сделать сегодня, — это изучить самого человека, и тогда мы, может быть, поймем устройство мироздания в целом.
Именно человек устанавливает, своими пятью чувствами, — все, что присутствует в действительности. Поэтому задача стоит – исследовать само понятие «человек». Тогда мы поймем, состоит ли он из независимых друг от друга души и тела, или это ощущение мнимое. Человеку кажется, что он подразделяется на душу и тело, и точно также ему представляется, что реальность делится на него самого и на окружающий мир, который, в свою очередь, дробится еще на разные уровни. Все это мы сможем выяснить только при условии, что будем изучать самого человека.
Поэтому никакие рассуждения не могут претендовать сейчас на точные и неоспоримые истины. Знания в развитии постоянном.
Конец.

Доказательства существования души

На сегодняшний день существует огромное количество доказательств существования души, здесь мы приведем лишь некоторые.

1) Постоянная смена тел, которую можно наблюдать уже в этой жизни (процесс внутренней реинкарнации, т.е. обновления тела каждые 7-10 лет): «Как воплощенная в теле душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, так и в момент смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает» (Бхагавад-гита 2.13)

2) Священные писания говорят о теле как об одежде для души, ну и совершенно логично, что, когда одежда изнашивается мы выбрасываем ее без сожалений и надеваем новые: «Как человек, сбросив с себя старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставив старые и бесполезные» (Бхагавад-гита 2.22)

Первые два доказательства приведены из Священных писаний, все последующие основаны на логике, здравом смысле и повседневном опыте.

3) По своим характеристикам материя сама по себе мертва и инертна. Однако можно заметить, что материя, которая покрывает любое живое существо, приобретает другие свойства, например она растет, расцветает, она очень упорядочена, ощущает и т.д. Откуда такие сильные отличия? Энергия, которая заставляет материю приобретать такие свойства нематериальна и исходит из души.

4) Тело состоит из химических веществ и потому нуждается только в них, например мое тело не состоит из плутония или урана и поэтому мне не нужно есть пищу, содержащие эти элементы, и тело их не требует. Помимо грубого физического тела у нас есть тонкое тело ума (которое отлично от мозга, ибо мозг также состоит из химических элементов и потому ничего другого ему не нужно, а уму нужны более тонкие вещи). Потребности ума информация, эмоции или общение и творчество, т.е. самовыражение. И ум и тело временны, но возникает вопрос откуда в нас берется потребность быть вечным, которая есть у каждого, ведь никому не хочется умирать( хотя есть люди, которые добровольно кончают жизнь самоубийством, но это только лишь оттого, что они потеряли надежду на счастье, а т.к. желание быть счастливым сильнее желания просто жить, то мы и хотим прекратить свое существование. Веды об этом же говорят аспект ананды — счастья более важен чем аспект сат — существование). Потребность быть вечным исходит из души, которая состоит из вечности.

5) Страх смерти. Для материи разрушение естественно, и, если мы всего лишь кусок материи (что само по себе даже звучит глупо: «Я- кусок материи»), то откуда у нас появляется страх смерти( который, кстати говоря, самое сильное чувство, сопровождающее нас в течение жизни). Это возможно лишь потому, что смерть для нас неестественна, а значит я вечен( например кошка боится воды, т.к. для нее это неестественная среда обитания, но рыба нет). К тому же, Мы боимся только того, что испытали на опыте и почувствовали страдания от этого. Например, если я ожегся в детстве, я могу всю жизнь боятся огня. Но ведь мы не умирали в этой жизни, почему тогда мы боимся смерти, причем сильно боимся?

Это говорит, что мы уже умирали много раз, поэтому этот страх такой сильный.

6) Материальные страдания. Мы противимся им всем существом. Этот мир исполнен страданий, все здесь преходяще. Но нас это не устраивает. Почему? Потому что мы вечны и не созданы для страданий. Но ведь страдания это норма для этого мира. Вывод: мы не принадлежим к этому миру. Мы из мира вечного, где все счастливы.

7) Удовольствия. У всех нас есть опыт наслаждений в этом мире, но никто не стал полностью удовлетворенным и счастливым от них, наоборот все разочарованы. Почему? Потому что мы ищем принципиально иного, вечного никогда не приедающегося и все время увеличивающегося счастья. Но такого в материальном мире нет, здесь все временно и все надоедает. Следовательно, я не принадлежу этому миру.

8) На протяжении всей истории человечества мы видим постоянные попытки создать общество мира, равенства, дружбы, справедливости. Но зачем? Тело наше имеет всего 4 потребности: еда, сон, секс и самозащита. Больше ему и не надо. Так кто же нуждается в этом? Это нужно духовной душе, которая предназначена жить в духовном мире, царстве Бога, который как раз и является, по словам всех Священных писаний, воплощением мира дружбы, равенства и справедливости.

9) Стремление любить. Это вообще удивительно, может ли в куске мяса с костями, обтянутым кожей, и ведущем борьбу за существование возникнуть потребность любить, отдавать и жертвовать собой? Разумеется, нет. Также можно рассмотреть состояние любви. Это самое сильное счастье для человека ( и не только для человека любовь чувствуют даже животные и растения). В этот момент человек теряет аппетит, ему не хочется спать, пропадает интерес к сексу, и он даже и не думает о защите этого тела. Т.е. в момент наивысшего счастья мы полностью забываем это тело и его потребности. Я становлюсь счастливым, когда забываю . это тело. Так как же я могу быть этим телом?

10) Институт религии и потребность в общении с Богом. Зачем это телу и уму? Незачем, но т.к. я душа, мне Бог нужен (причем институт религии существовал во всем человеческом обществе во все времена).

11) Сравним мертвое тело и живое. Например, если человек только что умер, в его теле сохранились все органы в надлежащем состоянии, в нем есть все нужные для жизнедеятельности химические вещества, но жизни нет. Вывод: жизнь — явление нематериальное, т.е. жизнь исходит из души, т.е. из меня, ведь я же живой.

12) Многочисленные опыты клинической смерти и выхода из тела во время них ( некоторые ученые, правда, пытаются объяснить это кислородным голоданием мозга или психотропными веществами, вводимыми пациенту, но есть случаи, когда мозг не функционировал и наркоза никакого не было, но человек все равно испытывал опыт выхода из тела и подробно потом описывал все события, которые он не мог воспринимать).

13) Память прошлых жизней. Американский ученый Ян Стивенсон собрал и научно задокументировал более 2500 подобных случаев. Этих случаев настолько много и они настолько невероятные, что даже самые скептичные ученые уже не могут просто так их отвергнуть.

14) Это можно понять аналитически. Я не рука, не голова, не нога, не почка, не сердце и т.д. Но ведь тело состоит только лишь из этого. Значит я не тело. Также часто бывает, что я хочу чего-то одного, а тело хочет другого, например мне нужно работать, а тело говорит, отдохни. Т.е. мои желания и желания тела не совпадают.

15) Наша речь. Я никогда не говорю я тело, я говорю мое тело, т.е. отделяю свое “я” от тела

16) Практический подход. Даже если я все же не верю в существование души, то какая философия полезнее в жизни: материализм или духовное понимание жизни? Материализм говорит, что я просто кусок мяса, обтянутый кожей, разве неудивительно, что в обществе, которое живет по таким представлениям, появляются маньяки, насильники, педофилы и прочие личности. С другой стороны, если я в каждом вижу частицу Бога, то стану ли причинять боль хоть кому-то? Нет. Все общество деградировало из-за представлений типа «живем раз в жизни, надо урвать от нее кусок пожирнее».

А существуют ли какие-то доказательства, что я это просто тело. Как ни странно, но нет, хотя все именно так и считают. Чтобы доказать, что я- тело, нужно или создать из химических элементов жизнь или оживить мертвое тело, заменив какой-то орган или введя туда недостающие химические вещества. На сегодняшний день ни одному ученому этого сделать не удалось. Поэтому доказательств у материалистов нет и быть не может. Они сами себе во всем противоречат. Все они мечтают о любви, но телу любовь не нужна, ему нужны лишь химические вещества, из которых оно состоит.

Вывод: Если я в самом деле вечная душа, отличная от тела, то какой смысл мне так беспокоиться об этом теле и жить только лишь для него. В таком случае я буду похож на безумного водителя, который думает лишь о своей машине и ничего не делает для себя. Я создан для любви, так зачем же мне находиться в мире, исполненном зависти. Наша цель, как говорят Священные писания, вернуться домой в вечный мир(который, без сомнения должен существовать, ведь если есть вечные души, то должен быть и вечный мир) и возродить наши отношения с бесконечно прекрасной и бескорыстно любящей нас Личностью Бога( наши отношения с Ним также существуют, ведь душа –частица Бога). Что нужно делать? Все просто. Нужно оставаться в том положении, в котором мы находимся сейчас, но при этом добавить к своей жизни общение с людьми, практикующими духовную жизнь и повторять Маха-мантру Харе Кришна(Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе). Это самые сильные способы возрождения духовного сознания и обретения совершенной любви, любви к Богу.

Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


День 2

Блок первый

Вводная часть

На каждое занятие преподаватель должен приходить пораньше, чтобы проверить, всё ли готово.

Занятие должно начинаться вовремя. Когда все опоздавшие соберутся, нужно будет еще раз проговорить вопросы дисциплины, объяснить, почему это важно. Но пока все не собрались, не нужно разбирать новые темы или что-то серьезное рассказывать.

В самом начале можно провести «круг» (если студентов совсем не много) или просто выборочно попросить студентов поделиться настроением, с которым они пришли на занятие.

Проверка домашнего задания

Спросите у группы, насколько важна была работа над домашним заданием. Попросите поделиться успехами и реализациями. Крайне важно, чтобы все студенты поняли, что домашняя работа – это неотъемлемая часть курса, которая может дать не меньше реализаций, чем сама встреча.

Схема может быть такой:

— Сначала попросить поднять руки тех, кому было интересно практиковать мантру ом.

И дальше несколько человек могут сказать о своих реализациях.

— Спросите, для кого написание эссе было важно в плане более четкого понимания своего состояния. Пусть тоже поднимут руки. Можно спросить несколько человек о реализациях. Можно еще раз напомнить цель этого задания – перевести стремление к ведическим знаниям из сферы бессознательного «кажется, это важно» в осознанное «это важно именно мне вот поэтому».

То есть при проверке домашних работ схема такая: не нужно сразу спрашивать о конкретных реализациях – о них далеко не все смогут сказать. Сначала лучше спросить «для кого это было важно так или иначе». А потом уже переходить к конкретике. И учтите, что привычное для вас слово «реализация» (в значении «пришедшее понимание, новый опыт») для большинства людей значит совсем другое, основные словарные значения это все же «осуществление, воплощение чего-либо, продажа и сбыт».

— Далее нужно спросить, что из прочитанного в книге вызвало интерес. Не бойтесь уделить этому достаточно времени, так как самостоятельное чтение книги – это важная часть работы, и люди должны иметь возможность высказаться. К тому же много важных моментов вы не успеваете разбирать на семинаре, а они важны для более полного и глубокого понимания материала. Какие-то моменты можно прокомментировать или спросить «все ли обратили на это внимание?», «как это понимание может помочь вам в жизни?».


Если студенты не активны, можно самому назвать несколько важных моментов и спросить, как они их понимают.

Втягивайте людей в обсуждение, они не должны оставаться пассивными слушателями.

В зависимости от настроения и подготовленности группы вы можете или спрашивать тех, кто сам вызывается, или показывать на человека, который должен ответить. С первых занятий надо четко донести мысль о том, что «отсидеться» на этом семинаре не получится. Пока все не усвоят тему, вся группа не может двигаться дальше. Если получится на первых занятиях задать темп и настроение обучения, потом всем будет гораздо проще.

Не забудьте поблагодарить всех, кто прислал домашние работы не в последний момент – так они сильно облегчили вам жизнь.

После этого проведите перекличку, чтобы отметить, кто пришел. Во время переклички смотрите свои записи по первому домашнему заданию, чтобы «связать» работы с лицами. Не расстраивайтесь, если какое-то количество людей не сдало домашние работы и не пришло на второе занятие – это естественно, к тому же незаинтересованные люди только разрушали бы атмосферу.

Медитация на ом, мангалачаран

Этот блок описан в соответствующем разделе первого дня. Перед началом медитации – попросите людей сегодня постараться идти еще глубже в своем опыте.

После медитации на ом ведущий может сложить ладони, помолиться своему Гурудеву, Шриле Прабхупаде и Шри Чайтанье Махапрабху позволить ему стать «прозрачной средой» для передачи знания. Помните, что без их благословения, даже если вы всё технически правильно расскажете, это не войдет людям в сердце, а для вас лишь увеличит гордыню, которая делает духовную жизнь поверхностной.

Молиться можно и вслух (на санскрите) – во-первых, это привлекательно, а во-вторых, люди должны привыкать к тому, что любое дело нужно начинать с молитвы. Но это зависит от вашей уверенности и настроения в группе.

Краткое повторение пройденного

Перед тем как идти дальше, кратко проговорите то, что обсуждалось на предыдущем занятии. Можно просить людей называть темы, которые им запомнились, можно самому продиктовать. Если будете опрашивать людей, желательно, чтобы они вспоминали в правильной последовательности, так как в ней заложена определенная логика. Если вы потратили много времени на проверку домашнего задания – просто прочтите эти тезисы и идите вперед.

Примерный план предыдущего занятия таков:

— Сначала говорили о самом курсе. О том, зачем он нужен (систематизация знания, фундамент). О том, что является основой курса (священные писания, духовные учителя). О том, что такое санатана-дхарма (вечная наука, раскрывающая природу живого существа – знание вне времени, стран и религий).

— Потом обсуждали взаимную ответственность преподавателя и студента. Как и почему нужно работать на семинаре.

— Следом обсуждались особенности восприятия (необходимость «включать» ум) и «круг познания» (выслушать, задать вопросы, обдумать, рассказать).

— Далее мы говорили о смысле жизни. Почему так важно задумываться над этим вопросом и какие есть типовые ответы на него («смысла нет» или «у каждого свой»).

— Немного разобрали, почему такие ответы не могут удовлетворить искреннего человека.

— Следом мы перешли к трем основным вопросам: «Кто я?», «Что представляет собой этот материальный мир? – Где я?» и «Каковы истинные отношения между мной и этим миром? – Что мне делать?».

— Разобрали, почему ответить на вопрос о смысле жизни невозможно, если вначале не ответить на вопрос: «Кто я?»

— И в конце мы немного поговорили о величии ведической культуры.

— Добавьте важные положения, которые студенты прочли в книге.

Кем я не являюсь?

Вернитесь к важности вопроса «Кто я?», покажите, что даже в вопросе «Что делать?» на самом деле содержится «Что МНЕ делать?».

Как и в книге, мы начнем поиск ответа на вопрос «Кто я?» с более простого вопроса «Кем я не являюсь?». Нужно объяснить, что есть три уровня – «тело – ум – душа». Все это достаточно подробно разобрано в «Вечных ответах» на страницах 58-61. Возьмите те примеры, которые вам понравятся, добавьте свои.

Вообще, очень важно, чтобы преподаватель вносил в курс свой опыт, свои примеры, подбирал новые цитаты, истории и так далее. Не бойтесь отходить от текста книги, стараясь держаться структуры.

Если будет возможность – присылайте интересные дополнения и материалы на адрес adrian@adrian.ru.

Доказательства существования души

Мы идем по структуре книги.

Даем определение души через значения слов «джива» и «атма» и перечисляем четыре группы доказательств существования души. Конечно, это не строгие доказательства, а скорее то, что может служить подтверждением правильности утверждения. Но, собственно, все наши знания – это шабда, подтвержденная пратьякшей и ануманой. Об этом можно отдельно поговорить, приводя простые и очевидные примеры – например, сказать, что вода состоит из натрия и гелия, а в ответ на исправление задать вопрос: кто из присутствующих лично брал два атома водорода и смешивал с одним атомом кислорода…

Итак, вот группы фактов, косвенно подтверждающих существование души:

  • О душе говорится в различных священных писаниях, ее существование подтверждают великие святые – люди, свободные от склонности к обману.
  • С понятием души (и связанными с ней реинкарнацией и кармой) выстраивается более логичная и справедливая картина мира, в которой становятся понятны, например, «незаслуженные» страдания, детская смертность и другие сложные ситуации.
  • Существуют экспериментальные подтверждения – прежде всего, в опыте людей, переживших клиническую смерть, и опыте тех, кто вспоминал о прошлых жизнях.
  • Жизнь в соответствии с представлением о существовании души – более счастливая и осознанная.

Можно тезисно пройти первые три группы (подробнее они разбираются в книге) и задержаться на четвертой, проведя медитацию.

Медитация

Это очень важная часть, закрепляющая опыт студентов. Она описана на страницах 175-176 «Вечных ответов». Она же есть в книге Олега Гадецкого «Законы судьбы». Коротко она описана ниже.

Вначале попросите людей закрыть глаза. Почему-то с первого раза эту просьбу обычно воспринимают не все, так что мягко повторите. Объясните, что те медитации, которые включены в курс, можно сделать на поверхностном уровне, просто логически поняв что-то, а можно действительно прочувствовать – эмоция позволит знанию проникнуть гораздо глубже. Если даже кто-то проходил уже эту медитацию, сейчас есть шанс пойти еще глубже.

Пожалуйста, не торопитесь. Читайте текст размеренно, сами пытайтесь прочувствовать то, что происходит. Идеально, если вы не просто прочитаете текст из книги, а передадите всё своими словами.

Опишите два состояния и попросите отметить возникающие чувства (фактически это описание мира, в котором мы либо души, связанные с Богом, либо тела, подчиненные законам природы). Попросите людей открыть глаза. Разделите лист на две части и попросите называть эмоции, которые возникали в каждом из случаев.

Если в группе попадутся логики, которые будут сразу пытаться делать выводы или что-то уточнять – попросите пока говорить только об эмоциях.

У вас получатся две группы противоположных понятий. Можно обратить внимание на получившиеся пары – «отчаяние – надежа», «тьма – свет», «бессмысленность – вдохновение». Следом попросите сказать, какие именно ситуации мы описывали; важно показать, что в первом случае это было «тело и ум + материя», а во втором – «душа + Бог». Очень важно, чтобы люди поняли, что вы не просто описывали «плохой мир» и «хороший мир», а максимально строго и честно следовали заданным условиям, описывая исходные положения материального представления о мире и исходные положения духовного понимания.

Задержав внимание на том, что полученный ими опыт – не результат вашей манипуляции, а естественный отклик на поставленные условия, спросите: «Как вы считаете, какой будет жизнь человека, который будет жить с этими установками (я – душа, частичка Бога, Он заботится обо мне, давая мне подсказки и уроки)? И что будет происходить в жизни того, кто все это отвергает?» Получите ответ, убедитесь, что все это понимают.

Следом попросите всех быть предельно внимательными и спросите: «А теперь представьте, даже если все это не так, Бога нет и так далее, скажите, какой человек будет счастливее – тот, который живет по законам духа или по законам материи?»

Это принципиально важный момент. Конечно, Бог есть, но даже если Его не было бы, даже если мы не души – все равно изучать эти законы и жить по ним лучше, чем как-то еще. Попросите сказать, как это откликается у слушателей. Важные утверждения должны всегда заканчиваться обратной связью, обсуждением.

Блок второй

В начале можно спросить студентов почему, на их взгляд, нам важно изучать душу.

Идея в том, чтобы они поняли, что если мы души, то именно потребности души для нас самые важные. Но мы почти ничего о них не знаем, так как привыкли полностью отождествлять себя с телом и умом, выполнять их желания. В современном мире никто не говорит о душе (даже психология, которая переводится как «наука о душе», говорит об уме).

Можно провести небольшую практическую работу здесь, а можно чуть позже, когда будем говорить о счастье на разных уровнях.

Попросите сказать людей, что приносит в нашу жизнь радость, счастье. И сразу подайте несколько примеров – «вкусная еда, хорошая музыка». Важно, чтобы они говорили какие-то реальные вещи из жизни, а не выдумывали что-то «высокодуховное». Дальше записывайте ответы на доску, разбивая их на три столбца. Пока не обращайте внимания на это разбиение (то есть не нужно прочерчивать между столбцами линии), а просто записывайте как бы подряд. Когда наберется достаточно – прочертите вертикальные линии между столбцами слов и спросите. какой заголовок можно написать в первом столбце («тело»), во втором («ум») и в третьем («душа»). Скорее всего третий столбец будет практически пуст или там будет сравнительно мало пунктов.

Обратите внимание на то, что мы хорошо знаем, как получить счастье на уровне тела. Более того, мы постоянно тратим время на изучение: что лучше для нас, какая пища, какие запахи нравятся и так далее. То же и с уровнем ума – это область нашей заботы и изучения, мы тратим время, деньги, здоровье для того, чтобы найти счастье на этом уровне. Но задумываемся ли мы о душе? Знаем ли мы о ее потребностях? Что такое счастье души? И как его достичь? Ведь если мы души, то именно этого счастья мы ищем, только оно сможет полностью удовлетворить наши потребности!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *