Суриков и его картины

Суриков и его картины

Суриков, Василий Иванович

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Суриков. Запрос «Василий Суриков» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Василий Иванович Суриков


Портрет из Юбилейного справочника Императорской Академии художеств (1914)

Дата рождения

12 (24) января 1848

Место рождения

Красноярск, Российская империя

Дата смерти

6 (19) марта 1916 (68 лет)

Место смерти

Москва, Российская империя

Подданство

Российская империя

Жанр

Историческая живопись
портрет

Учёба

  • Императорская Академия художеств (1875)

Звания

академик ИАХ (1895)
действительный член ИАХ (1893)

Премии

пенсия ИАХ

Медиафайлы на Викискладе

Васи́лий Ива́нович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Биография

Портрет В. И. Сурикова работы И. Е. Репина (1877)

Семья

Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Крещён 13 января во Всехcвятской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, обладал большой силой. Однажды в бурю оторвался от берега плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков (1815—1859). Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина (14 октября 1818—1895) — родилась в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.

В Красноярске

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.

Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).

После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В Санкт-Петербурге

11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.

4 ноября 1875 года окончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.

В Москве

Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена (1880—1963).

Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. Однако, целый ряд суриковских портретов не имел такого служебного значения, их художник не включал в свою работу над картиной. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В. Суриков. 1899 г.» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916) — известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.

Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Иванович Суриков учился мастерству исполнения на гитаре у своего друга — гитариста Федор Федоровича Пелецкого, и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар.

Важнейшие картины

«Утро стрелецкой казни»

В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1698 году, которых ведут на казнь.

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Меншиков в Берёзове»

П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

«Боярыня Морозова»

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года.

Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года он наблюдает полное солнечное затмение и пишет два этюда (101 — полное затмение и 102 — затмение, идущее на убыль, который под названием «Вид Красноярска» хранится в Тверской картинной галерее).

В 1887 году Суриков начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.

«Взятие снежного городка»

8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).

Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери, Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль, Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В игре участвовали крестьяне деревни Базаиха.

За картину «Взятие снежного городка» на Международной выставке в Париже (1900 год) Суриков получил именную бронзовую медаль.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.

С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.

«Переход Суворова через Альпы»

Основная статья: Переход Суворова через Альпы (картина)«Переход Суворова через Альпы»

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

«Степан Разин»

«Степан Разин»

Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону.

Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние — с его сына.

Исследователем творчества А. Дёмкиным было высказано мнение, что в создании картины «Степан Разин» нашли отражение собственные глубокие переживания Сурикова, связанные с обстоятельствами его жизни в те годы. Первый эскиз картины 1887 года, созданный художником ещё до смерти его супруги Е. А. Шаре, изображал Разина с персидской княжной во главе целой флотилии судов, выступающих в поход; причём отмечается, что в образе княжны, расположенном в центре композиции, художник, судя по всему, изобразил свою Елизавету Августовну. После смерти жены в 1888 г. изменилась композиция картины и её эмоциональный настрой: на эскизах 1900-х годов остался только один чёлн, исчез образ персидской княжны, Разин, погружённый в тягостные раздумья, не связан чувствами и переживаниями с другими казаками. Отмечается схожесть образа Разина с фотографиями и автопортретами Сурикова тех лет. Суриков продолжил работать над лицом Разина даже после продажи картины в 1907 году и закончил её только в 1910 году. Высказывается мнение, что в результате огромная картина, возможно, стала своеобразным эмоциональным автопортретом художника.

Эмоциональную оторванность Разина от окружающих его персонажей, отличающую эту картину от предыдущих Ермака и Суворова, долгую работу над образом Разина, наряду с другими особенностями композиции и кажущимися недостатками исполнения, отмечал и его современник Максимилиан Волошин . Картина экспонировалась владельцем на Всемирной выставке в Риме (1911).

В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.

Параллельно со «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695—1698 годов участвовали предки Сурикова — Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года».

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»

Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.

«Посещение царевной женского монастыря»

После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.

Последние годы

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей —»Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее» — и несколько акварелей.

Последней работой художника стала картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

В 1915 году Суриков уезжает на лечение в Крым.

Скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Критика

В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых «пороках» именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё, что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

Увековечение имени

Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге

  • В 1948 году Московскому художественному институту присвоено имя В. И. Сурикова.
  • На родине художника, в Красноярске, в 1954 году установлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне — Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии Дома-музея.
  • В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёром Анатолием Рыбаковым.
  • В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
  • Улицы имени Сурикова — в Екатеринбурге, Красноярске, Липецке, Новосибирске, посёлке Сокол в Москве, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Ленинске-Кузнецком, Нижнем Новгороде; в селе Сухобузимском Красноярского края.
  • В Казахстане, в городе Рудном есть переулок Сурикова.

В Красноярске:

  • Улица имени В. И. Сурикова;
  • Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
  • Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
  • Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
  • Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
  • Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул., 5);
  • Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
  • Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
  • Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).

Речные суда:

  • танкер «Василий Суриков» — Енисейское речное пароходство;
  • теплоход «Василий Суриков» — Московское речное пароходство.

В филателии

  • Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков

  • Почтовая марка России,
    1998 год

  • Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»

См. также

Александр
Михалков
(1856—1915)
Василий
Суриков
(1848—1916)
Пётр
Кончаловский
(1839—1904)
Ольга
Глебова
(1883—1943)
Владимир
Михалков
(1886—1932)
Ольга
Сурикова
(1878—1958)
Пётр
Кончаловский
(1876—1956)
Максим
Кончаловский
(1875—1942)
Михаил
Михалков
(1922—2006)
Александр
Михалков
(1917—2001)
Сергей
Михалков
(1913—2009)
Наталья
Кончаловская
(1903—1988)
Наталья
Аринбасарова
(р. 1946)
Андрей
Кончаловский
(р. 1937)
Юлия
Высоцкая
(р. 1973)
Анастасия
Вертинская
(р. 1944)
Никита
Михалков
(р. 1945)
Татьяна
Михалкова
(Шигаева)
(р. 1947)
Егор
Михалков-
Кончаловский
(р. 1966)
Мария
Кончаловская
(р. 1999)
Пётр
Кончаловский
(р. 2003)
Степан
Михалков
(р. 1966)
Анна
Михалкова
(р. 1974)
Артём
Михалков
(р. 1975)
Надежда
Михалкова
(р. 1986)

Примечания

  1. Газета «Московский Комсомолец» — Анонсы изданий Медиа Атлас
  2. Lib.ru/Классика: Суриков Василий Иванович. Письма В. И. Сурикова. az.lib.ru. Дата обращения 13 мая 2017.
  3. Анатолий Носков. Суриков. Вид Красноярска. Красное мѣсто (7 января 2013).
  4. Живопись и графика: Именная бронзовая медаль. Музей-усадьба В. И. Сурикова.
  5. Ясникова Т. В. Суриков. — (Жизнь замечательных людей). — М.: Молодая гвардия, 2018. — 453 с.
  6. Андрей Демкин. Несколько штрихов из истории создания картины «Степан Разин» В.И. Сурикова (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : Журнал. — М.: ЛК пресс, 2010. — № 4 (75). — С. 72—79. — ISSN 1683-7665.
  7. М. А. Волошин. XIII. «Стенька Разин» (1900–1910) // Суриков. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 224 с. — 20 000 экз.
  8. Василий Суриков. Красноярский бунт 1695 года. Города и остроги земли Сибирской — исторические реликвии.
  9. Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912. Музеи мира и картины известных художников.
  10. История школы. Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова.
  11. Головко Оксана. «Благовещение» Василия Сурикова. Журнал «Фома».
  12. Бенуа о Василии Сурикове, статья
  13. История института. Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств.
  14. История школы. Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова.
  15. История школы. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени В. И. Сурикова».

Литература

  • М. М. Алленов. «Василий Суриков»
  • Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960
  • Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963
  • Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: 1977
  • Ануфриева В. В. Отрада суриковская: монография — Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. — 247 с.
  • Аференко В. А. Суриков в Сухобузимском. Загадки рода Матониных и книги В. Я. Шишкова «Угрюм-река» — Железногорск: Полиграфист, 1999. — 88 с.
  • Большакова Л. А. В. Суриков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: альбом. Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 48 с.
  • Бродский И. А. Замечательные полотна. — Ленинград: Художник РСФСР, 1964 — 408 с.
  • Васильева-Шляпина Г. Л. В. Суриков — Москва: Красная площадь, 2007. — 96 с.
  • Васильева-Шляпина Г. Л. Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника: монография. Санкт-Петербург: ОАО «Иван Фёдоров», 2002. — 350, с.
  • Волошин М. А. Суриков: Публ., вступ. ст. и примеч. В. Н. Петрова / Максимилиан Волошин. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 223 с.: ил.
  • Евдокимов И. В. Суриков: / Иван Евдокимов. — Москва; Ленинград: Искусство, 1940. — 220, с., л. ил.: ил., портр. — (Великие русские художники).
  • Кеменов В. С. В. И. Суриков. Историческая живопись. Москва: Искусство, 1987. — 567 с.
  • Лазарев С. Е. Об­раз Сте­па­на Ра­зи­на в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве // Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле. — 2016. — № 8. — С. 29—34.
  • Ломанова Т. М. Красноярск и Сибирь в творчестве Василия Сурикова: альбом — Красноярск: Сибирский издательский дом «Суриков», 2013. — 143, с.
  • Машковцев Н. Г. В. И. Суриков // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века: в 2-х т. / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1971. Т. 2. — С. 103—142.
  • Машковцев Н. Г. Творческий метод В. И. Сурикова // Машковцев Н. Г. Из истории русской художественной культуры: исследования, очерки, статьи. М.: Советский художник, 1982. — С. 181—192.
  • Михайлов А. И. В. И. Суриков. Ленинград: Изд-во Ленингр. обл. союза сов. худ., 1935 (тип. им. Володарского). — 50, с., 32 вкл. л. ил. — (Художественное наследие. Русское искусство).
  • Николаева Нина. В И Суриков / Нины Николаевой; Под ред. Сергея Глаголя. — Москва: И. А. Маевский, 1914. — 48 с.: ил. — (Летучая энциклопедия. Искусство. Живопись, Россия)
  • Постникова Т. В. Суриков : альбом — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 127, с.
  • Титова В. Г., Титов Г. А. В. И. Суриков — Красноярск: Кн. изд-во, 1956. — 207 с., 7 отд. л. ил.
  • Турунов А. Н. В. И. Суриков и его картины — : Иркут. обл. изд-во, 1948 (12-я тип. треста «Полиграфкнига»). — 88 с., 4 л.: ил
  • Чебодаева М. П. Хакасия в творчестве художника В. И. Сурикова : / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. — СПб.: ООО «Макси-Принт», 2011. — 84 с.: ил.
  • Шанин В. Я. «Суриков, или Трилогия страданий», 2010.
  • Щекотов Н. М. Картины В. И. Сурикова: Очерки. — Москва; Ленинград: Искусство, 1944. — 120 с.: ил.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 191. — 454 с.

Ссылки

  • Суриков, Василий Иванович // Кругосвет
  • Суриков, Василий Иванович на «Родоводе». Дерево предков и потомков
  • «Я Суриков, русский казак…»
  • Все картины и биография Василия Ивановича Сурикова
  • Максимилиан Волошин. Суриков (Материалы для биографии)
  • Шанин В. Я. «Суриков, или Трилогия страданий». Красноярск, 2010.
  • Сайт о Василии Сурикове
  • Фрагмент фильма «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова, Мосфильм, 1959 г.
  • Картина В. И. Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади Петербурге»
  • Василий Суриков. Картины и биография
  • Роман А. Д. Демкина о В. И. Сурикове «Ненаписанный дневник». — СПб.,2013 (лонг-лист Русский Букер-2013)
  • Галина Чурак. Василий Суриков: «Всюду красоту любил…» // Журнал «Третьяковская галерея», №1 2006 (10)

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Работы Василия Сурикова

  • Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (1870)
  • Утро стрелецкой казни (1881)
  • Меншиков в Берёзове (1883)
  • Боярыня Морозова (1884—1887)
  • Взятие снежного городка (1891)
  • Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)
  • Переход Суворова через Альпы (1899)

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BNE: XX1131650 · BNF: 149674965 · GND: 119007533 · ISNI: 0000 0001 2123 9844 · LCCN: n80122702 · LNB: 000224781 · NKC: kup20020000096795 · NLA: 35929147 · NLG: 256751 · NTA: 07248229X · NUKAT: n2003020732 · PTBNP: 384525 · SUDOC: 107983478 · VIAF: 22412567 · ULAN: 500032360 · WorldCat VIAF: 22412567

Биография и картины Василия Ивановича Сурикова

В развитие русской художественной школы большой вклад внёс Суриков Василий Иванович. Он родился 24 января (12 января — по старому календарю) 1848года в сибирском городе Красноярске. Родители Сурикова, отец Иван Васильевич Суриков, служивший губернским регистратором и мать Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина принадлежали к числу потомков первых казачьих родов. Предки его по отцовской линии, возможно, пришли в эти края с Дона чуть ли не во времена Ермака. Казачье происхождение было для Сурикова предметом особой гордости – об этом говорит то, что Василий Иванович прямо называл себя русским казаком.
О ранних годах жизни, детстве Сурикова, мы знаем в основном из работы поэта М. Волошина. Незадолго до кончины живописца, в 1913 году М. Волошин, работая над монографией о Сурикове, заказанной И. Грабарем, часто встречался и разговаривал с выдающимся художником.
В 1859 году умирает отец художника, его семья оказывается в тяжелом материальном положении. Прасковья Федоровна вынуждена была сдать жильцам второй этаж своего дома, а сама не отказывалась от случайного заработка. Суриков оканчивает Красноярское уездное училище в 1861 году и поступает на службу в губернское управление — канцеляристом. К этому времени он уже решил, что станет художником. Большим везением и удачей для Сурикова явилось знакомство с Н. Гребневым, ставшим первым его наставником и учителем. Гребнёв распознал в подростке большой потенциал, и мягко, но настойчиво стал направлять его в нужное русло.
В судьбе талантливого человека принял участие и губернатор Красноярска П. Замятин, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию. Несмотря на то, что ходатайство было принято, в выплате стипендии Сурикову в Академии отказали. Промышленники из Сибири в те времена отличались широтой своей меценатской деятельности, не жалели денег и на культурную и на образовательную работу. Среди них был и золотопромышленник П. Кузнецов, взявшийся за обеспечение Сурикова всем необходимым на период обучения его в Академии. В конце 1868-го года Суриков с промышленным обозом Кузнецова отправился на покорение художественного мира. Дорога до Петербурга заняла два месяца.
Однако, в Академию Сурикова взяли не сразу — ему пришлось немного поучиться в Обществе поощрения художеств, где он «набивал» руку рисуя гипсовые слепки, только после этого он был зачислен в Академию вольнослушателем. Полноправным учеником Академии Суриков стал уже в августе 1870 года, пройдя программу трёхлетнего обучения самостоятельно.
После этого последовали триумфы. К сожалению и возмущению учителя Сурикова П. Чистякова, гарантирующей заграничную стажировку золотой медали, Суриков после окончании Академии не получил. Через полгода Сурикову всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной.
Благодаря работе в храме, художник получил финансовую независимость и новую среду обитания. Попав в Белокаменную, Суриков сразу же почувствовал родное и насовсем переселился в Первопрестольную. Созданные здесь «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» принесли Василию Ивановичу заслуженное признание, и место среди выдающихся живописцев той эпохи. После показа в 1881 году «Утра стрелецкой казни» Суриков стал активным участником движения передвижников, на целых 26 лет, уйдя из Товарищества лишь в 1907 году, осознав, что это движение тормозит дальнейшее развитие живописи.
Что касается личной жизни Василия Ивановича, то здесь необходимо отметить его брак с Елизаветой Августовной Шаре, заключённый в 1878 году. Они прожили десять счастливых лет; Елизавета Августовна родила Сурикову двух дочерей. После тяжёлой болезни она умерла в 1888 году, её смерть стала причиной тяжелейшей депрессии Сурикова. Он перестаёт писать и в 1889 году уезжает с детьми в Красноярск, рассчитывая остаться в «городе детства» навсегда.
Здесь, на «малой родине», депрессия отступает. Почти насильно брат Сурикова, заставляет его приступить к написанию «Взятия снежного городка». Суриков увлекается работой, и уже осенью 1890 возвращается в Москву. Весь период 1890-х годов отмечен новым содержательным и колористическим исканием — и, конечно же, новыми живописными шедеврами, всегда выставлявшимися в среде «передвижников».
В это и последующее десятилетие Василий Иванович много и часто путешествовал. Он побывал в Сибири, в Крыму, на Оке и на Волге. Посетил Испанию, Швейцарию, Италию, Францию. На закате своей жизни Суриков оставался увлеченным грандиозными задумками. Но, к сожалению не законченными так и остались «Красноярский бунт», «Пугачёв», «Княгиня Ольга». Находясь на отдыхе и лечении в Крыму в 1915 году, Суриков пишет свой последний автопортрет, который служит подходящей иллюстрацией к характеристике данной Волошиным.
Выдающийся русский художник-передвижник умер 19 марта (6 марта — по старому календарю) в Москве. Ваганьковское кладбище стало последним приютом художника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *