Сухомлинский о воспитании

Сухомлинский о воспитании

Актуальность исследования: Проблема роли труда в воспитании детей связана с недостаточной практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве, с падением интереса молодёжи к труду, к народным ремёслам.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей жизни человека. У человека, которого не научили работать, есть один путь — это поиск «лёгкой» жизни. Заканчивается он, как правило, плохо. В современных условиях трудовое воспитание — это прежде всего получение трудовых знаний и навыков, развитие трудолюбия и формирование психологии человека, который работает и способен в различных сферах труда добиться успеха.

Цель исследования: Исследовать наследие В.А. Сухомлинского о труде и его практическое использование в трудовом воспитании школьников.

Проблему исследовали такие учёные как: Т.Ф. Алексеенко, Н.М.

Ангелуца, К.Ш. Ахияров, Н. Дупак, Н. Калиниченко, Н. Котелянец, Г.Е. Левченко, А.А. Марушкевич, С. Медведь, М.И. Мухин, И.А. Олейник, Т. Тхоржевский.

Соответствующие концепции о труде и трудовом воспитании в семье разработали: Я.А. Коменский, А.Л. Кононко, А.С. Макаренко, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский, С. Шацкий.

Вся педагогика Василия Александровича построена не на абстрактно-созерцательном уровне, а на деятельном подходе, который он интерпретировал как труд. Все идеи, которые были высказаны им по разным поводам, ведут к воплощению в жизни, в труде, в формировании позитивного к нему отношения.

Труд в толковании В.А. Сухомлинского — это элемент духовной жизни. Из этого следует закономерность: чем выше уровень духовной жизни ребёнка, тем большую радость ему приносит работа. У него раскрываются способности, талант, утверждается чувство человеческого достоинства.

Мы видим, что одной из проблем идеи всестороннего развития является подготовка учащейся молодёжи к труду. Педагога волновало то, что деятельность школы оценивалась количеством выпускников, которые поступили в высшие учебные заведения. При таком подходе к работе школы, у учащихся формировалось негативное отношение к «черновому» повседневному труду земледельца или рабочего. В.А. Сухомлинский подчеркнул, что обыденного и возвеличенного труда не бывает. Каждая работа требует индивидуальных способностей, таланта, затрат физических и духовных усилий. Тот, у кого воспитано пренебрежительное отношение к «черновой» работе, никогда не сможет добиться успехов в том или ином виде деятельности.

Выдающийся педагог также отмечал большое значение примера взрослых, родителей, учителей, как метода трудового воспитания. Дети должны иметь пример интересной, захватывающей работы. Уже в молодом возрасте каждого ребёнка должно волновать, задевать мастерство учителя.

Мы согласны с тем, что приобщая детей к труду, осуществляется воспитание гуманистических качеств личности. Сначала это могут быть общие семейные дела. Делать это надо, подчёркивая, что благополучие семьи зависит от каждого. Ребёнок будет чувствовать себя членом семейного коллектива, видеть, что его помощь ждут, замечают его заботы и благодарны за это. Таким образом, он начинает понимать своё значение для членов своей семьи.

Чтобы побудить детей к самовоспитанию в труде и учёбе, необходима, прежде всего, атмосфера труда, которая бы окружала ребёнка в школе и дома. Педагог высказывал общие наставления, которые являются одинаково ценными для детей разного возраста, но условием их осознания является атмосфера радости труда.

В работе «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский говорит, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин, испытывает чувство общественного достоинства.

В работе «Воспитание долга» В.А. Сухомлинский сочувствует тем детям, все желания которых безоговорочно удовлетворяют заботливые родители, делая этим их существование безоблачным и беззаботным.

Воспитательным идеалом, по мнению педагога, является то, чтобы счастье человека в семье было заботливым, беспокойным и тревожным. Без трудностей нет понимания счастья.

Педагог был уверен, что социальный и нравственный прогресс общества зависит от того, как люди, составляющие общество, относятся к труду, находят они в нём только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной и интересной духовной жизни. Именно поэтому он положил в основу воспитательной работы такое правило: ребёнок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, создании материальных и духовных ценностей для человека, для общества.

Мы считаем, что современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании человеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для украинской культуры. С самого раннего детства ребёнку нужно прививать любовь к труду. Ребёнок должен относиться с уважением к представителям любой профессии. Только с помощью труда он сможет реализовать себя в будущем как член общества и чего-то добиться в этой жизни. Ведь жизнь — это труд.

В.А. Сухомлинский советует молодым людям вступаюдим в брак, что они должны быть в гораздо большей степени творцами своей любви, чем потребителями её радостей. В браке должно больше создаваться, чем потребляться. Без постоянного создания запаса духовных богатств на каждом этапе семейной жизни оказывается, что муж и жена полностью исчерпали себя, ничего уже не могут раскрыть перед любимым существом, что-нибудь дать для духовной жизни семьи. Тот, кто не умеет быть творцом в любви, быстро разочаровывается: человек, казавшийся красивым, становится постылым, общение с ним надоедает, приходит увлечение другим «предметом любви». А это не любовь, а распущенность, духовная убогость и пустота. Для того, чтобы быть верным любимому человеку всю жизнь, надо всю жизнь создавать, как бы восстанавливать его красоту, отдавая этому духовные силы, вкладывая свой ум, чувства, стремления.

Любовь, семья, дети – самая тонкая и самая нежная, самая гордая и самая ранимая, скрытая и самая открытая сфера человеческой свободы. Невежество, бескультурье, нравственная нечистоплотность в сфере любви и семьи унижают человека.

В наш век, когда с каждым днём появляются новые проблемы во взаимоотношениях между людьми, в жизни семьи и в воспитании детей, труды В.А. Сухомлинского вновь приобретают свою актуальность и значимость для общества.

2.5. Методы родительского воспитания в концепции Сухомлинского

В настоящее время идет интенсивный процесс деградации человеческих отношений, среди них можно отметить:

— кризис семьи (на каждые 100 браков приходится более 50 разводов);

— остро стоит проблема безнравственности подрастающего поколения;

— увлечение алкоголем, никотином;

— рост преступности и насилия;

— процессы расслоения общества (на нашей планете более 1,3 млрд. человек живут менее чем на доллар в день).

Все эти процессы, происходящие в обществе, мешают созданию настоящей семьи, семья – ячейка общества – «первичная ячейка человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно психологических эстетических», – говорит В.А. Сухомлинский.

Также можно сказать, что семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, психологической совместимостью и взаимоответственностью.

Семья должна выполнять следующие функции:

1) генеративная функция – деторождение;

2) психологической защиты;

3) хозяйственно-бытовая функция – организация быта;

4) воспитания и первичной социализации.

В основном в этом плане семейное воспитание сводится к половому воспитанию детей.

Цель – помочь детям естественно расти и развиваться так, чтобы они могли подготовиться к супружеству и родительству.

А что же такое метод?»Метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов.»Метод» – путь или способ достижения поставленной цели.

Метод воспитания:

• определяется целями и содержанием воспитания;

• сущность методов воспитания – организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели – организовывать целенаправленную деятельность школьника);

• методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив).

Методы семейного воспитания – приемы родительского воспитания, механизмы воздействия на детей; для взращивания из них достойных членов общества.

Можно выделить три группы методов семейного воспитания:

1 группа: Методы убеждения – личный пример родителей (если они имеют авторитет); поощрение, наказание за определённые верные или не верные поступки детей.

2 группа: Методы упражнения – поручения ребенку, даваемые на длительный срок, для воспитания ответственности.

3 группа: Методы косвенного воздействия – через интересы ребенка, через литературу, фильмы и т.п.

Итак, критерии исследования концепции В.А. Сухомлинского:

  1. Воспитание в семье

а) определение

б) Функция

в) методы воспитания

г) проблемы в семье

2. Воспитание «о семье»

а) методы

3) Воспитание родителей

а) цель

б) методы

Используя данную схему, можно провести анализ концепции Сухомлинского В.А. на основе его трудов. И самое важное – выявить методы на основе трёх групп:

  1. Методы воспитания в семье
  2. Методы воспитания «о семье»
  3. Методы воспитания родителей.

Но для начала необходимо увидеть целостную картину концепции семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

  1. Воспитание ребенка в семье:

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

Семья, по мнению Сухомлинского, первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет уважать свою жену, а зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?

Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.

Основная функция семьи – это, естественно, генеративная, но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Отсюда можно выделить следующие функции:

Воспитание ребенка. Основной метод, по мнению СухомлинскогоВ.А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы. Любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она– лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей… Хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы,– эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец.

Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

2. Следующая функция – хозяйственно-бытовая. Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. В книге В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика, как они его называли. Все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

3. Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

Если говорить о проблемах в семье, то они обширны, счастливы все одинаково, а несчастны все по-своему, для каждой конкретной семьи существует своя проблема, для которой возможно и нет решения.

В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.

Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п.

В «Родительской педагогике» Сухомлинский рассматривает различные проблемы в семьях Николая Петровича и Марии. У них была единственная дочь Оксана. Она встретила парня и полюбила его, когда однажды он пришел к ней, она подарила ему цветы из теплицы, отец, увидев эту картину, зашел в теплицу и сломал цветы… После чего Оксана ушла из дома… Или из письма матери из Донецка: «У неё был единственный сын, учился в девятом классе, она отдала ему всю свою жизнь и личное счастье не нашла. И все ради него, а он не оценил этого и бросил школу под предлогом «пойду работать, заработаю денег, отдам тебе все, что ты на меня потратила и больше знать тебя не хочу!»»

Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма.

По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.

  1. Воспитание знаний «о семье»

В работе Сухомлинского «Родительская педагогика» описан один рассказ. Молодая девушка пришла записывать своего ребенка в школу, и Василий Александрович её вспомнил, узнал. Эта девушка была радостью школы, на отлично сдала все экзамены и рассказала Сухомлинскому о своей жизни. Она поступила в институт, окончила два курса, училась очень хорошо, но вышла замуж, родила ребенка. У мужа работа была связана с переездами и поэтому, пришлось бросить институт. Но с мужем она прожила полгода, потом они разошлись. И сказала эта молодая женщина: «Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности. Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. О, как это важно уметь дорожить жизнью!».

И, по мнению Василия Александровича, действительно, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей.

Широко должен применяться метод беседы при занятиях со школьниками, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом.

3)Воспитание родителей

Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка.

В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:конференция родителей (решение учебных проблем детей);посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе).

Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Для лучшего и более эффективного понимания родителями своих детей, Сухомлинский составил заповеди семейного воспитания.

Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог украинского происхождения.

Летом 1934 года поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей Василий Александрович начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы (1938 год).

Окончив Полтавский педагогический институт, Сухомлинский работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

В июле 1941 года добровольцем идёт на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года работал заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился назад в школу. С 1948 года и до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

С 1957 г. — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. В 1958 г. получил звание заслуженного учителя УССР.В 1968 г. — награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом же году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Умер 2 сентября 1970 года. За свою жизнь Василий Александрович Сухоминский написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Он стал признанным классиком педагогики 20 века.

Сухомлинский В.А. на видео

В. А. Сухомлинский

Родительская педагогика

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Родителям о детях», 2017

Беседа первая

К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема

Мать привела в школу дочь.

Мать… Она почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен – блестяще ответила на все вопросы по истории. Потом – такие же ответы по литературе, по математике, химии, физике. Она была гордостью школы. Прошли годы. Сейчас она уже мать, привела записывать в дошкольную группу дочку. Словно угадывая мое желание узнать что-нибудь о ее жизни, молодая мать рассказывает:

– Поступила в институт, окончила два курса. Училась очень хорошо. Но суждено было иное. Вышла замуж. У мужа работа была связана с переездами, институт пришлось оставить. С мужем прожила полгода. Разошлись.

Когда скажешь кому-нибудь об этом – сочувственно молчат или пытаются утешить какими-нибудь случайными словами. Не нужно ни сочувствия, ни утешения. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:

– Какая же у вас обида?

– Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляли себе, что это такое – любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью, – о, как это важно, уметь дорожить жизнью!

У нас тогда был большой разговор с молодой матерью. Он навсегда сохранился в моей памяти и в сердце. И сейчас, когда я стал писать «Родительскую педагогику», я подумал: где же первая страница этой книги? Первой страницы-то и нет – вот в чем беда. Строим здание, а фундамента нет. Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному – не учим жить. Учим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что записано было в законах царя Хаммурапи, и что такое гравитация… но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы – ни педагоги, ни родители, что важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, – это человеческие взаимоотношения.

Забываем мы, что, образно говоря, каждое существо, рожденное человеком, еще не есть человек, человеком его надо сделать; каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется счастьем – человеческим счастьем. Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей – вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в школьном воспитании.

На педагога, который посвятил бы воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме «Взаимоотношения мужа и жены в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом с молодежью значительно важнее, чем о гробницах ассирийских царей или о центре Галактики.

Замечали вы, конечно, вот что: как только на уроке в старшем классе заходит речь (по литературе, скажем, никак не обойдешь, программа требует) о любви, браке, рождении детей, лица подростков, юношей и девушек расплываются в улыбках, начинается шушуканье… В этом, как в зеркале, я вижу легкомысленное отношение старших к важнейшим вопросам жизни человека, к его будущему.

Я считаю идеалом такое положение, чтобы в те мгновения, когда речь заходит о любви, браке, детях, человек – и маленький наш человек, ребенок, и подросток – должен чувствовать то же самое, что чувствует эмоционально воспитанный человек при виде тысячелетнего памятника искусства. Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном – любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей.

Рецензия на книгу В. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека».

⇐ Предыдущая12

Подход Сухомлинского к воспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Наиболее важным считается развитие в человеке уважения к себе, чувство собственного достоинства, без которых невозможно стать борцом за справедливость, невозможно быть настоящим патриотом. Человек коммунистических взглядов, Сухомлинский пытается в первую очередь найти путь воспитать в человеке гражданина, способного положить жизнь за Родину. В основе лежит постоянный умственный и физический труд, развитие эстетических и духовных качеств,постоянное расширение кругозора. Сухомлинский учит во всем докапываться до истины, не приобретать знаний методом зубрежки, а получать их через понимание. Очень важна для него связь человека с природой. Содействие с природой вносит гармонию во внутренний мир человека, одухотворяет его, позволяет чувствовать себя творцом, делает ближе к своей земле, воспитывает в человеке гордость. Походы с детьми приносят огромную пользу, даже мороз не становится препятствием. При правильном питании, теплой одежде и активной коллективной деятельности отдых в лесу зимой превращается в увлекательное занятие. Дети строят ледовые дворцы, варят кашу с салом, едят, а затем слушают рассказы о героических подвигах наших соотечественников и любуются закатом. Сухомлинский считал книгу главным другом любого подростка, им была создана «Золотая библиотека отрочества», насчитывающая около 360 произведений. Эта библиотека вполне успешно станет основой для любой семейной библиотеки. Культурный уровень семьи напрямую влияет на духовный мир подростка. Очень важна работа рук, тонкая работа, требующая точности и продуманности. Развивая в себе культуру через работу руками, человек не только повышает свой общий интеллектуальный уровень, — все навыки отпечатываются в его мозгу: точность, аккуратность, нетерпимость к работе «как попало», «на скорую руку», повышаются эстетические чувства. Сухомлинский считал важным умение раздуть огонь жизни в каждом подростке, направить внутренний поиск в верное русло, сформировать принципы духовной чистоты, доброты, честности, непримиримости с несправедливостью и злом. Равнодушие в сердце подростка отождествляется со злом, пороком. Сердце подростка должно гореть.
К религии относится, как к силе, порабощающей человека, запрещающей ему думать. Религия призывает верить сердцем, не задумываясь, почему и как. Сердце есть и у животного, однако, это не наделяет его душой. Душа ассоциируется с разумом, только благодаря разуму человек может осмысливать себя и явления окружающего мира, только способность мыслить дает человеку право называться человеком. Создавая в своей школе культурное единство преподавателей, Сухомлинский шел к цели — из каждого вырастить настоящего человека. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви. Задачей своей он видел дать любому ребенку умение чувствовать, сопереживать, наделить богатой эмоциональной жизнью, научить ребенка тонко различать оттенки природы, слышать звуки ручья, наслаждаться тем, что дает мир. Дети учились любить друг друга, дружить. Высокое место в развитии личности отдается дружбе, ведь каждый развитый человек всегда осознает, что наивысшая радость заключается именно в общении с другим человеком, возможности открыть ему свое сердце. Вторая радость — творчество. Знания не должны лежать мертвым грузом, они должны применяться на практике. Изучая биологию, необходимо подкреплять полученные знания выращиванием растений, учить детей самим давать жизнь, создавать. Это не только приносит ребенку гордость за себя как за творца, но и меняет его отношение к учебе, к миру, делает его более ответственным, ребенок бережнее относится к окружающему. Необходимо формировать его сознание таким образом, чтобы постоянно в активном действии и благородных поступках воплощались знания.
Воспитание ребенка через творчества, мир искусства — наиболее сильный метод воздействия. Погружаясь в мир искусства, человек облагораживает свой внутренний мир, познавая прекрасное, он учится внутренней красоте, учится видеть ее вокруг себя. В первую очередь важна роль литературы. Правильно подобранная литература развивает ум, оттачивает мысль, формирует систему духовных ценностей, идеалы. Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг. Через поэзию познается мир тонких чувств, развивается эмоциональное восприятие. Лирика может описать тонкие моменты в отношениях мужчины и женщины, то, что неподвластно обычному языку, о чем не скажешь обычными словами. В поэзии подросток изливает душу, находит себя, улавливает тонкие настроения. Очень важна в жизни подростка музыка. Музыка утверждает красоту этого мира и особенно — человека, возвышает его, заставляет испытывать радость и гордость за свой род. Музыка может задеть самые чувствительные струны, легкими оттенками задеть что-то на уровне подсознания, что порой невозможно объяснить, можно только почувствовать.

Не менее важно изучать мир через произведения живописи. Разглядывая картины, человек учится проникать в суть явлений, видеть не только то, что лежит на поверхности, но и проникать в суть вещей. произведения живописи позволяют увидеть красоту этого мира, художник умеет запечатлеть яркие моменты, мимо которых мы иногда проходим мимо. В картине также можно выразить любую идею, а также передать настроение, атмосферу, погрузить человека в изображаемое событие. Необходимо не только осваивать новые картины, но и возвращаться к старым, каждый раз находя для себя что-то новое.
Последний, наверное, наиболее важный элемент воспитания — одухотворенный труд. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что-то миру, создать своими руками какие-либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему-то появиться на свет. таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество. Труд является основой жизнедеятельности человека, необходимым условием его гармоничного развития и отношения к себе и другим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *