Столп и утверждение истины

Столп и утверждение истины

«СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» – сочинение П.А.Флоренского. В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии (1904–08). Первая редакция под названием «Столп и утверждение Истины (Письма к Другу)» появилась в сборнике «Вопросы религии» (в. 2. М., 1908).

Вторая редакция издана в виде книги «О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи» (в. 1–2. М., 1913). Третья редакция «О духовной Истине» была защищена как магистерская диссертация, в нее не вошли главы «София», «Дружба», «Ревность» и все разъяснительные разделы. Четвертая редакция вышла под заглавием «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи» (М., 1914). Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание 1929. Книгу следует считать юношеским произведением Флоренского.

«Столп и утверждение Истины» содержит разделы: «К читателю», 12 «писем» («Два мира», «Сомнение», «Триединство», «Свет Истины», «Утешитель», «Противоречие», «Грех», «Геенна», «Тварь», «София», «Дружба», «Ревность») и «Послесловие», а также «Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными», и 1056 примечаний.

В разделе «К читателю» Флоренский определяет общее направление книги: утвердить «живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов» (Соч., т. 1(1). М., 1990, с. 3). Русское слово «истина» происходит от слова «естина» («есть» означает «дышать», «жить», «быть»). В таком понимании истины коренятся истоки русского онтологизма – характерной особенности русской философии. «Живая истина» невместима в рассудок, которому доступно лишь самотождественное. Путь рассудка ведет в «скептический ад»; для искания абсолютной Истины «необходимо оказаться вyе рассудка» (там же, с. 42). Истина есть антиномия, т.е. суждение само-противоречивое. Истина есть интуиция-дискурсия (там же, с. 43). Антиномия у Флоренского пронизывает отношения Бога и мира, духа и плоти, девства и брака и т.д. Для обретения Истины необходим «свободный подвиг» веры. Флоренский понимает Истину как «самодоказательный Субъект» (там же, с. 44), а познание Истины как «реальное вхождение в недра Божественного Триединства, а не только идеальное касание к внешней форме Его», которое «возможно только через пресуществление человека через обожение его, через стяжание любви» (там же, с. 74). Любовь у Флоренского – гносеологическая категория: познание Истины мыслимо только в любви.

В понимании Флоренского София – Премудрость Божия есть прежде всего Христос (там же, с. 350). София есть «триединая идея основы-разума-святости»: «Под углом зрения Ипостаси Отчей София есть идеальная субстанция, основа твари, мощь и сила бытия ее; если мы обратимся к Ипостаси Слова, то София – разум твари, смысл, истина или правда ее; и, наконец, с точки зрения Ипостаси Духа мы имеем в Софии духовность твари, святость, чистоту и непорочность ее, т.е. красоту» (там же, с. 349). София есть и Церковь в ее небесном и земном аспектах, т.е. «совокупность всех личностей, уже начавших подвиг восстановления» (там же, с. 350). Стихия церковности – стихия братской, агапической общины. Предел дробления общины – не «человеческий атом», но «общинная молекула: «пара друзей» (там же, с. 419). Флоренский понимает дружбу онтологически – это «созерцание Себя через Друга в Боге» (там же, с. 438). Антиномия дружбы – нераздельность и неслиянность друзей: «Друг – это Я, которое не-Я» (там же, с. 439). Дружба чревата ревностью. Природа любви личностная, и ревность есть ревностное утверждение «вечного акта избрания любимого» (там же, с. 472) во всей его неповторимой «единственности». Церковь есть не только иерархия (католицизм), не только буква Св.Писания (протестантизм), но – «новая жизнь, жизнь в Духе» (там же, с. 7), недоступная рассудку, – «Столп и утверждение Истины». В ревности осуществляется стремление к «Столпу и утверждению Истины», стремление к Церкви. Теодицея Флоренского нашла себе основание в Церкви.

Литература:

(М., Академический проект-Гаудеамус. 2012. 906 с.)

В конце 2011 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла переиздана самая известная книга священника Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины (Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах)», впервые изданная в издательстве «Путь» в 1914 г. В 1914 г. тираж был 2000 экз., в 2012 г. тираж – 3000 экз.

После 1914 г. «Столп…» неоднократно переиздавался: 1. Берлин, 1929 (809 с. репринт); 2. Westmead (England): Yregg international publ. 1970 репринт. 3. Париж. IMCA-Press, 1989 – репринт. 4. Москва, изд. Правда 1990, факс. изд. в 2-х книгах.

5. Москва, изд. Лепта–репринт. 6. Москва, изд. АСТ. 2003. 633 с. набор совр. русским шрифтом с большим количеством ошибок и опечаток. 7. Москва, изд. АСТ, 2007, 633 с. (переизд. № 6).

Многочисленные переводы «Столп» на иностранные языки заслуживают отдельной заметки, но естественно, что в улучшение текста оригинала и справочного аппарата они не могли внести чего-либо нового.

Надо признать, что все предыдущие издания ставили своей главной целью сохранение оригинального иллюстративного оформления книги, выбранного самим священником Павлом Флоренским. При всей противоречивости этого оформления (западноевропейские гравюры), несомненно, оно придавало книге особый, запоминающийся образ. Все эти иллюстрации воспроизведены в соответствующих местах и в издании «Столпа» 2012 г.

Однако данное издание существенно отличается от всех предыдущих. Книга набрана современным русским шрифтом. Это не только естественное требование к книгам, издаваемым в серии «Философские технологии» Академического проекта, но и позволило впервые исправить целый ряд опечаток и ошибок издания 1914 г. Авторские примечания, которые в издании 1914 г. были напечатаны все в подбор, в данном издании разделены, и каждое примечание начинается с новой строки, так что ориентироваться в многочисленных авторских примечаниях (1056 прим.) стало значительно удобнее.

Серийное оформление Академического Проекта «Философские технологии» дополнено в обложке и шмуцтитуле особыми элементами для выделения внутри серии Собрания сочинений Флоренского (художник-дизайнер М.Ю. Тихонова). В шмуцтитуле использован экслибрис А.И. Уитенговена, выполненный для П.А. Флоренского в 1924 г.

Книга снабжена «Указателем имен» (с. 895-904), который обнимает как авторский текст, так и сопроводительную статью игумена Андроника (Трубачева) «История создания книги «Столп и утверждение Истины»»(с. 816-894). Статья игумена Андроника состоит из трех частей: 1. Теодицея, её задачи и содержание. 2. История текста: от кандидатского сочинения (1908) к магистерской диссертации (1913) и отдельной книге (1914). 3. Книга «Столп…» в оценке современников. К статье приложена «Сравнительная таблица состава глав и примечаний четырех редакций книги «Столп и утверждение Истины»: 1908 (1 ред.), 1914 (2 ред.) и 1913 (3 ред. и 4 ред.) годов».
В статье использован обширный архивный материал, ранее неизвестный историкам русской философии.

Необходимо отметить, что статья не касается позднейшей полемики вокруг книг «Столп», а также софиологии вообще и софиологии протоиерея Сергия Булгакова в частности, т.к. эта дискуссия относится к принципиально иному периоду развития русской религиозной философии.

Однако общее направление в оценке жизни и творчества отца Павла, а также его влияния на культуру и общество дано в обращении Святейшего Патриарха Кирилла «Читателям Собрания сочинений священника Павла Флоренского», которое предваряет текст книги. В этом обращении, в частности говорится:
«Многим отец Павел известен, прежде всего, как автор фундаментального труда «Столп и утверждение Истины», а также других богословских рассуждений о значении и мистическом смысле церковных Таинств.

Несомненно, главные интересы Флоренского лежали в области богословия и философии, однако отличительной чертой его творчества является замечательная эрудиция в сфере различных точных, естественных и гуманитарных наук. В основании его философской системы, при всей широте исследовательского охвата, лежит убеждение в том, что мировоззрение русского народа зиждется на его вере, из этой веры оно исходит и к этой вере устремляется <…>

Для верных чад Церкви, живших в годы государственного безбожия, имя отца Павла Флоренского стало символом духовной свободы. Личный пример священника-ученого убеждал в том, что можно быть верующим человеком и в то же время проявлять свою творческую активность в самых разных сферах. Поэтому можно говорить о влиянии отца Павла на те процессы, которые в конечном итоге привели к освобождению общества от оков атеизма и к религиозному возрождению стран Русского мира в конце ХХ века.

Пример активной научной и жизненной позиции, которую занимал отец Павел Флоренский, особенно актуален в наши дни. Он свидетельствует о возможности для христиан в любых условиях быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5, 13-14), хранить верность Евангельской истине.

Знакомясь с религиозно-философским наследием Флоренского, следует иметь в виду, что его самобытное и оригинальное творчество не было лишено противоречивости. В нем отразился процесс постепенного духовного становления мыслителя, его научного роста, неординарность личности автора. Флоренский не предлагал читателю свои взгляды, мысли и идеи как нечто абсолютное и законченное, но, напротив, признавал возможность их обсуждения и исправления.

В настоящее время многие люди в нашем Отечестве и за его пределами обращаются к богословскому, философскому и научному опыту отца Павла, к «школе верующего разума», стремящегося к познанию Истины.

Выражаю надежду, что новое академическое издание собрания трудов священника Павла Флоренского, дополненное научными комментариями, будет способствовать дальнейшему изучению и осмыслению обширного наследия этого ученого, мыслителя, педагога и служителя Церкви Христовой».

Значимость данного «Обращения к читателям…» тем более велика, что оно относится не только непосредственно к публикации «Столпа», но и ко всему Собранию сочинений священника Павла Флоренского, которое планируется в издательстве Академпроект.

* * *

31 января 2012 г. в доме-музее А.Ф. Лосева прошла презентация нового издания книги «Столп и утверждение Истины». Игумен Андроник в своем выступлении обратил особое внимание на старца иеромонаха Исидора и на С.С. Троицкого, оказавших на П.А. Флоренского глубокое влияние. Именно им посвящены т.н. «лирические» вступления в главы «Столпа». Собравшиеся вспоминали, как в 1950-1960-е годы изыскивали возможности достать «Столп» у букинистов, взять в библиотеке, ксерокопировать книгу для домашнего чтения.

Эти живые рассказы-воспоминания наглядно подтверждали слова Святейшего Патриарха Кирилла «о влиянии отца Павла на те процессы, которые в конечном итоге привели к освобождению общества от оков атеизма и к религиозному возрождению стран Русского мира в конце ХХ века».

Игумен Андроник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *