Старорусская икона божией

Старорусская икона божией

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Икона Богородицы «Старорусская»

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

  • Икона Божией Матери «Владимирская»
  • Икона Божией Матери «Отрада и утешение»
  • Икона Божией Матери «Грузинская»

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Старорусская икона Богоматери

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

  1. Тихвинцы небрежно относились к реликвии и хранили ее в плохих условиях так, что она покрылась сажей и копотью. Когда позже ее хотели обновить, то невозможно было различить лики и их обновили неправильно.
  2. Вторая версия более мистическая, она говорит, что лик Младенца отвернулся от смотрящих, потому что грехи жителей Старой Руссы были слишком велики и порочны.

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

  • Икона Божией Матери «Четырехчастная»
  • Икона Божией Матери «Леушинская»
  • Икона Божией Матери «Пряжевская»

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

  • Успенском соборе в Тихвине;
  • Новгородской церкви апостола Филиппа.

    Икона Божией Матери «Старорусская» (Старая Русса, Россия)

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

  • защите души от искушений;
  • спасения души;
  • охране от воров имущества;
  • благословенной семейной жизни;
  • спасении и защите детей.

Важно! Молитва, читаемая перед Божьей Матерью должна идти от чистого сердца и быть всякого злого умысла. Богородица выступает в роли ходатая перед Всевышним Господом за людей и молиться в первую очередь о спасении душ человеческих Икона Богородицы Старорусская

Икона Божией Матери «Старорусская»

Этот образ Пресвятой Богородицы известен как самый большой из всех выносных образов. Его размеры больше двух метров в длину и ширину. Он находится в городе Старая Русса, отсюда и название. Икона имеет богатую историю.

Есть две версии этого образа:

  1. Первая близка к Одигитрии, имеет сходство с Тихвинской и Грузинской. Богомладенец сидит на левой руке Богородицы, ликом Он прижался к ее щеке. От Тихвинской икону отличает то, что стопа Богомладенца повернута боком. От Грузинской отличает одеяние Пречистой. Левой рукой Христос обнимает Богородицу за шею.
  2. Вторая отличается от первой тем, что Лик Богомладенца отвернут от Богородицы. Одни говорят, так вышло из-за неправильной реставрации, а другие, что Христос отвернулся, не в силах смотреть на грехи жителей города. В руке Богомладенца находится свёрток.

История иконы Божией Матери «Старорусская»

Как образ был явлен, в настоящее время, информации нет. По первой версии, икона находилась раньше в греческом городе Ольвиополе (около Херсона), но во время нападения турков, греки решили отдать ее на хранение в Россию, чтобы тем самым спасти от поругания. В пятнадцатом веке ее перенесли в город Русу, который сейчас носит название Старая Русса.

Другая версия говорит, что образ раньше находился в Тверской губернии и был перенесен в Старую Руссу.

В шестнадцатом веке в городе Тихвине было моровое поветрие, унесшие жизни многих людей. В отчаянии жители Тихвина попросили старорусцев отдать им чудотворный образ на время. Взамен они обещали дать им список Тихвинской иконы. Те согласились, икону трижды обнесли вокруг Тихвина, и поветрие остановилось. Но возвращать чудотворный образ жители Тихвина не торопились.

В городе Старая Русса вскоре вспыхнула эпидемия холеры. Жители несколько раз посылали прошение о том, чтобы те вернули икону обратно, даже писали государю. Но все старания были безрезультатны. И только император Александр Третий распорядился о том, чтобы икону вернули в Старую Руссу.

В 1888 году икона торжественно была перенесена обратно. С тех пор этот день особо отмечается Церковью. Образ был помещен в Спасо-Преображенском монастыре. В годы советской власти обитель была закрыта, чудотворную икону поместили в музей. Во время Великой Отечественной первый образ бесследно исчез. Вторую икону вывезли во время оккупации из города и поместили в городе Дно. После войны она вернулась на свое место.

Местонахождение иконы в настоящее время

Сейчас чудотворный образ находится в Старой Руссе в храме св. Георгия в киоте.

Существуют списки с иконы, они находятся:

  • в Тихвинском монастыре;
  • в Новгороде;
  • в селе Молочково Солецкого р-на Новгородской обл.
  • три списка – в Старой Руссе в разных храмах.

Дни празднования иконы Божией Матери «Старорусской»:

  • 17 мая;
  • 1 октября (день возвращения в Старую Руссу).

В дни празднования в Старой Руссе отмечается особое торжество, служатся две Литургии.

Сказание о Старорусской иконе Божией Матери

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Старорусская икона Божией Матери

Не следует путать с Богоматерь Умиление Старорусская.

Старорусская икона Божией Матери


Икона Старорусской Божией Матери (ныне почитаемый образ)

Дата появления

1470 или 1570 год

Местонахождение

Георгиевская церковь, Старая Русса

Дата празднования

4(17) мая
18 сентября (1 октября)

Старорусская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. У верующих икона почитается чудотворной, празднования её совершаются: 4(17) мая — день принесения копии иконы в Старую Руссу и 18 сентября (1 октября) — день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу. Самая большая выносная икона в мире (278 см высота, 202 см ширина)

История иконы

Появление иконы

Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленскому мецеслову за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее — Тверская губерния). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами.

Перенесение в Тихвин

Предание гласит, что в 1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним чудотворную икону, а в ответ пообещали прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери. На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращённой.

Тяжба

В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и епископ Старорусский Евгений (Болховитинов) не возражали против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (Князев) отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев. В 1806 году новое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но оно так и не состоялось. Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I, но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев, которое произошло в Старой Руссе. Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года. В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры. Городское общество обратилось в Святейший синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями. В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:

Предлогами к присвоению себе принесённого из Руссы Образа тихвинцы выставляют то, что Икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили её. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут

— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:

Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ.

— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора. При этом они обращаются за поддержкой к командующему войсками С.-Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу, который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте. 29 октября 1887 года он отправляет письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 7 мая 1888 года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, было принято окончательное решение о возвращении святыни, утверждённое императором Александром III.

24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка, отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями, на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14 500 рублей серебром. Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре. Во встрече иконы в Новгороде и Старой Руссе участвовал епископ Старорусский Владимир (Богоявленский). В 1892 году в монастыре была построена церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, куда переносят икону.

Описание

Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.

Древний образ

Старорусская икона Божией Матери Умиление (XIII в)

Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии — Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.

Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области).

Ныне почитаемый образ

Ещё в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы. 4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали с неё копию. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году, при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году, икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте в левом нефе. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.

Украшения

По описанию Тихвинского архимандрита Герасима в 1806 году на иконе были:

венцы на Богоматери и Предвечном Младенце серебряные, позолоченные, весом 16 фунтов. Убрус на Богоматери сделан из крупного и на половину китайского жемчуга. Из драгоценных камней:топазов белых 10, гранат 7, бирюзы 4, цветной бирюзы 4, жемчугу 144 золотника и множество мелких камней:аквамаринов, топазов, страз и прочьего.

Списки

Списки иконы находятся в:

  • Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
  • Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
  • новый список в Борисовском храме
  • новый список в Коростынском храме
  • 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Молочково Солецкого района Новгородской области

Даты празднования

  • 17 мая н. ст. (день принесения в Старую Руссу чудотворной копии в 1788 г.) и 1 октября н. ст. (день возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 г.) служатся две Божественные литургии (ранняя и поздняя). В храме Святого Георгия совершается водосвятный молебен.

Примечания

  1. В честь Старорусской иконы Божией Матери прошла торжественная литургия
  2. Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. — Новгород. — Изд-во «Кириллица». — 1994. — С.294.
  3. Дело о Старорусской иконе
  4. Описание перенесения Чудотворной Иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина, в г. Старую Руссу, Новгородской губернии, в 1888 году. Составлено очевидцем Старорус. мещ. Петром Андреевичем Беляниновым. Издание Спасо-Преображенского монастыря. — Старая Русса. — 1894. — С.4
  5. там же
  6. Покровский Поречский женский монастырь на Козьей Горе
  7. Пылаев В. А. Старая Русса. — Сергиев Посад. — 1916. — С.40-41.
  8. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Молочково

Литература

  • Торжество перенесения чудотворной иконы Старорусской Божьей матери из г. Тихвина в г. Старую Руссу, Новгородской губернии и Очерк старорусского Спасо-Преображенского монастыря, в котором находится ныне чудотворная икона. Составлено А. А. Усиновичем. СПб. Тип. Ю. Штауфа. 1889 г. 72 с.
  • Пылаев В.А. Старая Русса. — Сергиев Посад. — 1916. — С. 40—41.
  • Полянский М. Город этот, несомненно древнейший в России. Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). — СПб, «Алаборг». — 2009. — С.103.
  • Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. — Новгород. — Изд-во «Кириллица». — 1994. — С.293—301.
  • Галкин А. Похвала и утверждение Старой Руссы // София. Издание Новгородской епархии. 1997. № 3. С. 6-8.

Ссылки

  • Чудотворная икона на сайте «Соборная сторона»
  • Т. Царевская «Чудотворная икона Старорусская Богородица»
  • Т.Царевская Чудотворная икона «Старорусская Богородица»»
  • Старорусская икона Божией Матери
  • Дело о Старорусской иконе

Икона Богородицы Старорусская

Ста­ро­рус­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что она дол­гое вре­мя на­хо­ди­лась в Ста­рой Рус­се, ку­да бы­ла при­не­се­на гре­ка­ми из Оль­ви­о­по­ля еще в пер­вые вре­ме­на хри­сти­ан­ства на Ру­си. В Ста­рой Рус­се ико­на на­хо­ди­лась до XVII ве­ка. Во вре­мя мо­ро­вой яз­вы 1655 го­да од­но­му жи­те­лю го­ро­да Тих­ви­на бы­ло от­кро­ве­ние, что мор пре­кра­тит­ся, ес­ли ту­да бу­дет при­не­се­на чу­до­твор­ная Ста­ро­рус­ская ико­на, а Тих­вин­ская ико­на бу­дет от­прав­ле­на в Ста­рую Рус­су. По­сле пе­ре­не­се­ния икон мор пре­кра­тил­ся, но тих­вин­цы не вер­ну­ли ико­ны и лишь в XVIII ве­ке раз­ре­ши­ли снять ко­пию со Ста­ро­рус­ской ико­ны, ко­то­рая 4 мая 1768 го­да бы­ла при­ве­зе­на в Ста­рую Рус­су. В честь это­го со­бы­тия бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство. 17 сен­тяб­ря 1888 го­да в Ста­рую Рус­су был воз­вра­щен и под­лин­ник и уста­нов­ле­на вто­рая празд­нич­ная да­та.

Чтимые списки иконы находятся в:

  • Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
  • Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
  • 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Молочково Солецкого района Новгородской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *