Старец иероним санаксарский

Старец иероним санаксарский

САНАКСАРСКИЕ ЧУДЕСА
Санаксарский монастырь был основан в 1659 году. Первые постройки его были деревянные. А ровно через сто лет, в 1759 году, под руководством игумена монастыря иеромонаха Феодора (Ушакова) началась реконструкция обители. На месте старых деревянных построек выросли прекрасные и добротные каменные здания. Все здесь строилось на века.
С первых лет основания монастырь славился строгостью своего устава. Вся Русь знала его. Сюда приезжали монахи и из других обителей, которые желали спастись в более суровых условиях.
Замечательный пример подвижничества и в то же время огромной любви к братии и паломникам подавал сам игумен иеромонах Феодор.
В настоящее время эти традиции поддерживаются. В монастыре ощущается строгость жизни, порядок, любовь к ближнему.
Главная святыня Санаксарского монастыря — две могилы у храма Рождества Богородицы, где покоятся два Феодора Ушаковых: иеромонах, игумен монастыря и его племянник — известный во всем мире флотоводец адмирал Ушаков.
Адмирал Ушаков был благочестивым человеком. Он был похож на своего дядю. На его кораблях был установлен монастырский порядок. Корабли носили имена святых и христианских праздников. Адмирал был глубоко верующим человеком. Как отца родного любили его моряки. Перед боем адмирал напутствовал своих моряков:
— Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!
Вот потому-то и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за всю свою боевую блистательную военную карьеру.
В 1949 году были вскрыты могилы старца Феодора и адмирала Ушакова. Мундир и кости адмирала оказались нетленными. Так отметил Господь большие заслуги адмирала перед Россией. Мощи же иеромонаха Феодора Ушакова были полностью нетленными, что говорит о его большой святости.
Много исцелений происходило у могил Ушаковых. Прикладываясь к могилам, болящие иногда исцелялись здесь, на месте, или по приезде домой.
Несколько паломников поведали мне о том, что в Санаксарский монастырь их привела Сама Царица Небесная.

Вот один из таких рассказов:
— Мне Пресвятая Богородица указала путь в этот монастырь для исцеления сына. Когда я приехала сюда, то заказала панихиду иеромонаху Феодору у его могилы. И было чудо! Во время панихиды старец Иероним видел иеромонаха Феодора. который стоял у креста, смотрел на меня и слушал, что я прошу. Я просила об исцелении сына, а молитва матери имеет огромную силу.
С самого дня блаженного упокоения старца Феодора и по нынешний день происходят чудеса, связанные с ним.
— Когда в 1991 году вновь открылась святая обитель Санаксарская мы, — рассказывают первые насельники монастыря, — впервые входя арочными монастырскими воротами, были благодатно поражены чудным явлением, коим Господь одухотворил нас и укрепил на подвиг служения монашеского. Нам навстречу шел из храма седой монах, как бы встречая нас, а когда мы стали приближаться, то он направился к монастырской стене в сторону Темникова и, дойдя до стены, исчез на наших глазах.
Увидев сохранившиеся портретные изображения иеромонаха Феодора, очевидцы-насельники уверяют, что именно этот старец встречал их на пороге вновь восстанавливаемой обители Санаксарской, ее великий пред Богом заступник и молитвенник.
Дивное чудо было в монастыре три года назад: в храме Рождества Богородицы обновилась старинная чудотворная икона Богоматери Феодоровская. Теперь она находится в алтаре храма. В храме есть еще одна чудотворная икона — образ Богоматери Казанской.
Прикладываясь к этой иконе, некоторые больные исцеляются. Рядом с монастырем есть святой источник отца Феодора, выкопанный им лично. Вода этого источника также исцеляет людей, с верою приходящих к нему.
В монастырь приезжают паломники из самых отдаленных уголков России, а также из Казахстана, Молдавии. Украины и из других стран. Они знают, что в этом монастыре, кроме двух почивающих в земле Божиих угодников, есть еще два живых старца — схиигумен Иероним и схиархимандрит Питирим, которые помогают болящим избавиться от недугов, а также с отеческой любовью дают духовные советы, как поступить в самых различных ситуациях, благословляют или не благословляют принять какое-то важное жизненное решение.
Сравнивая Санаксарский монастырь с другими монастырями России, Прибалтики, Украины, Греции, которые мне удалось посетить, невольно приходишь к выводу, что здесь ощущается самая большая благодать.
Надо принять во внимание тот факт, что Санаксарский монастырь находится недалеко от Четвертого Удела Божией Матери — от Дивеева (всего около 40 километров по прямой), о котором Сама Царица Небесная сказала: «Я созижду такую обитель великую Мою, на которую низведу я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев моих на земле с Иверии, Афона и Киева».
Душа всегда рвется в эту обитель — как на крыльях прилетаешь сюда.
О большой благодати Санаксарского монастыря говорят и такие два случая. Одна из паломниц, Лидия Н. из Магнитогорска, уснула и под утро ей было видение: Санаксарский монастырь как бы завис в воздухе, окруженный божественным желтым сияющим ореолом, а наверху он был соединен с небесной Церковью, которая светилась белым ослепительным светом.

Внизу же стояло великое множество людей с протянутыми к монастырю руками.
Во втором случае Сам Господь показывает благодать данного монастыря. 16.05.97 г. паломница Софья Мурадова во время вечерней службы сфотографировала монастырь. На небе были только облака. Но когда проявили пленку — о, чудо! — на ней был виден огненный крест и божественный свет, разлившийся над монастырем в виде радуги. Основание же креста находилось над входной аркой, рядом с которой находится келья батюшки Иеронима. А утром 6.10.1997 г. все монахи и паломники видели над монастырем такой же огненный крест, а слева и справа от него — по огненному столбу. Третий раз крест появился над монастырем ночью в июле 1998 г. (здесь фото).
О Санаксарском монастыре можно писать долго и долго. Закончить же рассказ хочется словами паломницы из Омска:
— Подъезжая впервые к Санаксарскому монастырю на грузовике, я приподнялась в кузове и увидела монастырь. Руки сами поднялись вверх, а губы прошептали: «Какая благодать!». Душа моя прилепилась к этому монастырю, и, надеюсь, навсегда.

В ПАРАСКЕВО-ВОЗНЕСЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В 1993 году монастырь обрел вторую свою жизнь — он был вновь открыт. С великой радостью и большим усердием приступили первые насельницы к восстановлению храма и монастырских зданий. Первое чудо было явлено сразу же при открытии монастыря. Рассказывает матушка, которая заведует трапезной:
— На открытие монастыря собралось очень много паломников. Мы накрыли столы в трапезной, но оказалось, что у нас нет ни кусочка хлеба. О нем все как-то забыли.
Сели мы на лавки, пригорюнились. Вдруг открывается дверь, и заходят к нам трое высоких стройных юношей в голубых одеждах. Волосы у них длинные, вьющиеся, распущенные, каштановые. Я хорошо их запомнила. Они все были похожи друг на друга как братья-близнецы. Они поинтересовались, почему мы все такие грустные. Мы рассказали им про наше горе.
— Не печальтесь, у нас есть хлеб. Мы вам сейчас сами накроем столы.
Мигом разложили хлеб на столах и отошли в сторонку. Мы так обрадовались, что забыли о них совершенно. А когда опомнились, их в трапезной уже не оказалось.
Этот случай известен схиигумену Санаксарского монастыря старцу Иерониму. Он сказал, что в гостях у них побывала Святая Троица, то есть три Ангела, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.
Второе чудо произошло после того, как был поставлен крест на большом куполе храма — на куполе появилась сама святая мученица Параскева.
В обители есть большая чудотворная икона св. Параскевы с частичкой ее мощей. Точно так же в полный человеческий рост явилась св. мученица на зеленом фоне купола. Она долгое время находилась там — ее видели все, кто в это время был в монастыре. Кстати, и сейчас она иногда появляется на том же месте.
Как только свершилось это чудо, в храме мужские и женские голоса начали петь молитвы. Пели чисто, красиво. Это было неземное пение. Когда вошли в храм, там никого не оказалось, но пение продолжалось еще долго.
В летописи Параскево-Вознесенского женского монастыря говорится о том, что основан он был в 1865 году. Задолго до открытия монастыря св. мученица Параскева явилась одному из жителей Рузаевки, который «находясь на военной службе, сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности своего лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение солдат находил только в постоянной слезной молитве ко Господу. Однажды ему во сне явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала ему: Хочешь ли быть здоровым и желаешь ли идти на родину?
Не успел солдат опомниться, женщина стала невидимой. Видение повторилось во второй и в третий раз. В последний раз женщина сказала ему, что он через три дня будет здоров и возвратится домой. Она дала ему наказ, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней — ее образ, и построил на источнике часовню.
Солдат выздоровел, его отпустили домой, он выполнил наказ св. мученицы Параскевы. Это она являлась ему во сне. И потянулись люди к источнику, стали исцеляться. И вскоре на этом месте появился монастырь.
Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, преподобного Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы. Все три источника впадают в одно озеро — святое озеро. Игуменья монастыря матушка Серафима рассказала, что в последние месяцы все больше и больше происходит чудесных исцелений. Исцеляются даже раковые больные. Вот несколько последних чудесных случаев. В монастырь привезли мальчика, кожа которого была вся в язвах. Врачи от него отказались. А святая вода источников приняла его и исцелила.
Недавно приехали в монастырь военные летчики. Один из них привез свою сестру, которая проживает на Украине. У нее на ноге выросла раковая шишка величиной с куриное яйцо. Врачи, как ни старались, не могли ей помочь. В конце концов пришли к мнению, что без операции не обойтись. С этой бедой она и приехала в монастырь.
Приехали ближе к вечеру, поэтому больная успела искупаться всего один раз. А утром… шишка исчезла. Даже следа не осталось!
У сына шофера монастыря Георгия вся кожа покрылась гнойниками. Врачи не смогли помочь ему. Но когда он всего лишь раз искупался, сразу выздоровел. Он рассказывал, что после купания все струпья оказались плавающими на воде. Он был щуплым, хилым. А после купания сразу стал крепнуть, расти в плечах. Сейчас у него атлетическая фигура и крепкое здоровье.
— Он мне повстречался в Рузаевке, — рассказывала матушка Серафима, — Я его не узнала после купели. Настоящий богатырь!
Два офицера приехали в монастырь ради интереса. Один искупался, а другой не решается. — Вы почему не купаетесь?
— Неудобно, боюсь за честь мундира. Однако он тоже искупался. А потом долго благодарил за то, что ушли все болячки, да и духовно обновился.
Благодетель монастыря А. Ф. две недели страдал от радикулита. Один раз искупался — и вышел на работу. О радикулите после купания забыл.
Кассирша магазина из Рузаевки привезла в монастырь своего мужа, у него пошла сыпь по всему телу. Болезнь была серьезная, так как никакие мази не помогали. Врачи отказались его лечить. Он искупался один раз в источнике св. Параскевы, и сыпь как рукой сняло.
В апреле 1998 года здесь побывал мальчик, у которого с рождения не открывался один глаз. Тяжело он переживал эту трагедию. Но из монастыря он уехал с открывшимся глазом. Это чудо освещали газеты и телевидение.
Можно привести еще множество случаев чудесных исцелений. Особенно много исцеляется больных остеохандрозами, радикулитами, полиартритами, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встретят любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жилье. В любой день здесь можно исповедаться и причаститься и, конечно же, искупаться в целебной чудо-воде. И это в любое время года! Очень много чудес дарит людям этот монастырь — всего не опишешь. Живут монахини скромно, как у нас говорят, на самообслуживании; строят колокольню, новую трапезную. Очень нуждаются в средствах, в благодетеле.
Помоги им, Господи!

КЛЮЧЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ
Этот мужской монастырь, затерявшийся в мордовских степях, мало кто знает. (Здесь схема автодорог). Монастырь маленький (всего двенадцать монахов), но по своей духовности, по Божией благодати он не меньше самых больших монастырей. В XVIII веке на месте явления чудотворного образа Казанско-Алатырской иконы Божией Матери был воздвигнут храм. С тех пор уже около трех веков на святом месте не иссякает целительный источник. Здесь же в разное время и в разных местах забили еще 17 целебных источников, благодаря которым многие тысячи болящих исцелились от недугов, многие тысячи одержимых избавились от одержителей.
Рассказывает духовное чадо настоятеля монастыря отца Иллариона дивеевская жительница И.:
— Я сама видела, как после купания в источнике Казанской Божией Матери из одной моей знакомой выскочила змея длиной около десяти метров. Нас было четыре женщины. Змею увидели все четверо (в том числе и та, в которой она жила). Змея быстро поползла по земле. Мы стали ее крестить и читать молитвы. На наших глазах змея растворилась в воздухе и исчезла.
Это. конечно, был бес. Несчастная женщина сразу почувствовала несказанную радость и облегчение. Аналогичных примеров можно привести великое множество. Какие же болезни излечивают источники? Это нервно-психические заболевания, болезни позвоночника, рук, ног, болезни внутренних органов и другие. Особенно сильное воздействие оказывают святые источники на бесноватых.
Среди 17 источников есть один особый — «Слёзки Божией Матери», который прекрасно лечит глазные заболевания.
До 1993 года на месте монастыря стоял разрушенный и заброшенный, но не забытый людьми храм. Местные жители из окрестных сел тайно приходили к нему и молились, купались в целебных источниках. В 1993 году сюда приехал из Почаевской Лавры игумен Илларион. Он организовал восстановление храма и открыл монастырь, настоятелем которого стал впоследствии.
Когда летом 1995 года ставили крест на храме, батюшка Илларион и все строители слышали чудесное ангельское пение в небе: «Господи, помилуй».
Среди скромных тихих монахов в монастыре прижились две старушки монахини — Олимпиада и Мария. Говорит матушка Мария:
— Я знаю батюшку Иллариона давно. Он долгие годы служил в Почаевской Лавре. Все прихожане стремились попасть к нему. Когда он проходил, люди устраивали коридор. С некоторыми он беседовал кратко, некоторым клал руку на голову. Он весь светился — очень все его там любили. А вот что рассказывает матушка Олимпиада: — За год до моего приезда в этот монастырь было мне видение. Мне была показана Ключевская пустынь. Особенно запомнился святой источник — весь в белых лилиях и голос: «Здесь много-много душ спасется». Здесь же, во время ремонта в храме, я воочию видела Почаевскую Богородицу. Она медленно переводила взгляд с одного строителя на другого… А вот что поведал батюшка Антоний: — Когда мы приехали сюда с батюшкой Илларионом, нас встретила местная жительница и рассказала, что недавно видела нас во сне и что даже наши имена ей открыли. Только меня она назвала Антонием, а я в то время был еще Андреем. И вот во время пострига в монахи мне было дано имя Антоний.
Летом 1997 года один коммерсант из Москвы подарил монастырю новую машину-вездеход. Через месяц он сообщил, что его дела пошли в гору и он заработал уже на несколько таких машин.
В монастыре построены дома для паломников. Всех здесь встречают с огромной любовью. По субботам, воскресеньям и праздникам в храме Казанской Божией Матери идет служба, можно исповедаться и причаститься.

Текст публикуется по буклету » Чудеса последнего времени трёх мордовских монастырей. Чудесные случаи и исцеления», изданному по благословению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского.

На заглавную страницу

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины – за её пределами. Максимальный срок пребывания – 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

Православие

Старец Иероним Санаксарский

— С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будет сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нем невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет казацкую веру! А остальные мученичество будут принимать».

— Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет — я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу Родину!…»

— Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать! Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Господь за наше нечестие попустит даже людоедство, как и было уже в безбожные годы, когда Господь покарал Россию голодом. Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.

— Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основная религия в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.

— Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.

— Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется» — говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.

— Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.

— О Григорие Распутине говорил: что Царь Николай II после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей.

«Лик Царя Николая» (рассказ р. Б. Елены г. Одесса о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима)

«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II . Я тогда еще не знала, что Царь — святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде — его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос). Рядом с ним люди — тоже в белых серебристых одеждах.

И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».

— Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.

— Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», — советовал он. Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.

— Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это погибель. Ищи спасения, а там Господь все управит». Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — спасительный круг в море греха, то это — спасение.

— «Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.

— Еще он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под свое крыло собрать — говорил старец.

— Рубашка дальше от нас, чем Господь. Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.

— Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь — сгнить лучше, но спастись для вечности.

— Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

— Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва. Это батюшка моему отцу рассказывал.

— Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.

— Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Суд?».

— Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».

— «Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».

— «Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».

— «Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».

— «Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».

— Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».

— Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».

— «Линяет искусственное, а вечное — остается». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».

— «Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда — пышный или лысый».

— Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.

— На жалобы батюшка отвечал:

— Читай Псалтирь!

— Батюшка, в семье большие ссоры.

— Читай Псалтирь.

— Батюшка, на работе неприятности.

— Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».

— Отец Иероним много не говорил никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, как быть?» — он скажет, но только то, что необходимо. Всегда говорил: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь». Мало говорил он, конечно, по смирению своему, не хотел показывать, что в нем есть что-то такое.

По материалам книги Антона Жоголева «Старец ИЕРОНИМ»

ПОУЧЕНИЕ СХИИГУМЕНА ИЕРОНИМА (ВЕРЕНДЯКИНА), 1931-2001

Всегда чутко и тонко подходящий к каждой человеческой душе, старец схиигумен Иероним Санаксарский, был особенно внимателен к тем, кто, сделав правильный выбор, становился на путь покаяния, и изо всех сил старался принести Богу достойные плоды покаяния. Старец всегда тонко, осторожно и умело подводил человека к Исповеди, видя в этом Церковном Таинстве не простую формальность, а живой разговор кающегося грешника с Богом. Другими словами, схимник брал человека за руку и подводил к ступенькам духовной лестницы, ведущей в Небо. Хочешь наверх? Карабкайся, поднимайся. Упадешь – опять всё с начала. И так до конца, до победы, до самой последней верхней ступеньки, а там – встреча с Самим Богом!

Если человек правильно исповедуется, очень быстро идет духовное оздоровление его души. Иногда старец сам называл грехи кающемуся, забытые или которые человек считал незначительными, несущественными. Бывало, батюшка обличал «себя», наталкивая на покаяние безпечного или стыдящегося признаться.

Воспоминание духовной дочери о. Иеронима: «В очередной раз едем в Санаксарский монастырь. От поворота идем пешком с сестрой. Я и говорю: «Мне хочется читать молитвы, но я ленюсь: сплю и ем, как поросенок. Идем дальше, проголодались. Сестра говорит: хоть бы хлебушка поесть. Приходим в монастырь. Идем в храм. До службы время еще есть. Оглядываемся – у батюшки келия открыта. Народу никого. Мы поскорее зашли. А батюшка своему келейнику говорит: «А что, у нас хлебушка нет?» Дали нам хлеба, инжиру. Потом батюшка сел на кровать, взял книгу – молитвослов или псалтирь, целует ее и говорит: «Вот она, сладенькая какая, а я, ленивый, не читаю, ем и сплю, как поросенок…» Мне стало очень стыдно за себя – обличил меня батюшка, но сделал это с такой любовью, что вышли мы с сестрой от него с легким сердцем, с улыбками на лицах – хотелось бегать, прыгать, радоваться. Вот какой чудный наш батюшка!»

Сколько радости в глазах тех, кто рассказывает о чудесной помощи старца. И как жаль было тем, кто не послушался, кто не придал должного значения словам старца. Вот рассказ его духовного чада: «Впервые ехала я в Санаксарский монастырь с группой паломников из нашего города. О батюшке Иерониме слышала, но не видела его никогда. Приехали. Вышли из автобуса. Идем по территории мимо батюшкиной келии, окошко его крайнее, прямо у арки, как мне сказали. Вдруг слышу: громко называют мое имя. Оглядываюсь. На крылечке – келейник старца. Отзываюсь. И слышу: «Вас батюшка к себе приглашает». Все из нашей группы недоумевают: «Откуда ты отца Иеронима знаешь?!» «Да не знаю я его!» Робея, захожу в келию. А батюшка быстро подходит ко мне, благословляет и говорит буквально следующее: «Придут покупатели, не продавай!» Хочу расспросить, в чем дело. А старец уже отвернулся от меня – своими делами занят, дает понять, что разговор окончен. Келейник провожает меня к выходу. Так ничего и не поняла! Уехали мы. Время шло год за годом. Встреча со старцем забылась. Жили трудно – семья большая, дети, внуки, все в одном небольшом домишке ютимся на окраине. Приходят однажды люди и говорят, что хотели бы купить у нас дом. Мы в недоумении – кому мог понадобиться наш домишко? Дети обрадовались: «Продавай, мать». Я согласилась. Наутро договорились с покупателями. После вечернего правила ложусь спать. И вдруг слышу голос Иеронима: «Придут покупатели, не продавай!» Поскорей всех разбудила, и говорю: «Не буду дом продавать, меня старец не благословил!» Что тут началось! Чуть не побили меня домашние. Утром приходят покупатели. Я им от ворот поворот: «Не продаем, передумали». А через несколько дней приходит к нам представитель из горсовета… с ордером на многокомнатную квартиру в центре города, со всеми удобствами! Оказывается, наш дом на слом шел. Дорогу местная власть расширять запланировала…»

Иногда батюшка ясно давал понять, что видит нас не внешними глазами, что ему открыты тайники наши душевные, что знает он кто, с чем и с какими мыслями к нему приходит: «Приехали мы втроем к батюшке. Приехали поздно. Был Успенский пост. Напекла пирогов постных с начинкой из яблок. Пироги были неудачны, да и зачерствели уже. Я застеснялась показывать их и корзиночку спрятала. Заходим к батюшке, а он мне говорит: «А корзиночку-то вон там, на окно поставь, мы все съедим».

А как чуток был старец, когда его помощь необходимой оказывалась! Был случай, когда батюшка, улучив свободную минутку, отправился с келейником порыбачить. В это время приехала страждущая от нечистых духов с невыносимой головной болью, такой невыносимой, что стала биться головой о ступеньки крыльца батюшкиной кельи с отчаянными криками. Услышал старец страждущую душу, духом прозрел, вернулся, помог.

Вспоминает раб Божий А. из Ртищева: «Возил я как-то батюшку Иеронима в деревню Малая Козловка, что под Саранском. После службы старец обратился к прихожанам со словами: «Всю деревню вашу смогу вымолить. Все спасетесь… при четырех условиях: 1. Семейным жить в венчанном браке. 2. Ходить на службу в храм в воскресные и праздничные дни. 3. Соблюдать посты. 4. Не ругаться матом».

Сравнивал нас батюшка с заблудшими овечками, которые голоса Истинного Пастыря не слышат. Тогда приходится посылать собаку – злого духа, злого человека, чтоб полаял, если надо и покусал, словом, напугал хорошенько. Глядишь, «гулена» сама быстренько в стадо вернется и дорогу показывать не надо. Старец Иероним: «Сколько безумства принимает в себя человек! Господь ждет, чтобы мы пришли к Нему, покаялись… Цари, священники, миряне – все нуждаются в покаянии… Даже для чародеев есть покаяние. Они уже в этой жизни живут, как в аду… Если покаются от чистого сердца, то будут прощены…»

В семье духовной дочери старца Н. произошло событие, которое показывает, что Милосердию Божиему нет предела! «Батюшка Иероним сказал однажды, что даже на колдунов простирается милосердие Божие. «Если колдун будет каяться три года со слезами и молитвой (старец прочитал вслух эту молитву), то Бог его простит» Когда батюшка эту молитву произносил, то на меня смотрел. А народу нас много шло, к келии его провожали. Батюшка еще раз повторил эту молитву, и опять на меня смотрит, и говорит: «Читай молитву!» а я все слова батюшки мимо ушей пропускаю, думаю – это не для меня! Невдомек мне, что свекровь-то моя нечистыми делами занимается! Дома рассказала ей об этом. А через три года она заболела – рак легких. Трижды останавливалось сердце и трижды Господь возвращал ее к жизни – ждал покаяния. После каждой остановки сердца я приводила священника. В первый раз не покаялась, во второй не покаялась. А на третий – священник не успел. Помню этот день – 10 июня. А 6 июня я была у батюшки на могилке, в день его памяти. Потом иду в дом свекрови, но не пускают. Стою перед домом, читаю Евангелие. Впустили, стала читать Священное Писание у постели больной. И началось невероятное – страшная война за эту душу! В саду среди ясного дня все вдруг потемнело, огромная черная туча закрыла солнце. Вишню под окном закрутило смерчем. Неистовый вихрь ворвался в дом по газовому котлу, входную дверь резко вышибло, ударило с силой, потом второй раз. Свекровь закричала: «Пришел лохматый, с рогами! Я его боюсь! Боюсь!» А я не прекращала читать. Когда все стихло, дала ей святой водички, земельку с могилки батюшки Иеронима. Немного успокоившаяся больная тихо сказала: «Как мне хорошо с тобой, как легко. Не уходи.» Потом просила прощения за то, что напустила порчу на меня и на своего сына, чтобы вместе не жили. А на прощание со слезами спросила: «Скажи, какую молитву говорил тебе батюшка Иероним, чтобы Бог колдунов простил?» А я не помню. И отвечаю ей: «Кричи изо всех сил – Господи, помилуй!» Договорились, что утром приведу ей священника. Батюшка пришел в семь утра, а умерла она в половине пятого. Не успела…»

Трагическую историю поведал брат зверски убитого иеромонаха Нектария: «Родом мы из Тячевского района Закарпатья. Храм у нас в селе есть, святой источник, пробившийся на месте, куда чудесным образом, сошел крест. Мы с братом часто совершали паломнические поездки по святым местам России. У иеромонаха Нектария был очень сильный и красивый голос. Пел он в Дивеево, в Троице-Сергиевой лавре, на Валааме, на Соловках и в Санаксарском монастыре в 2000 году.

Батюшка Иероним предсказал моему брату мученическую кончину. Слова старца сильно подействовали – он стал еще сдержаннее, собраннее. И все просил, чтобы я молился за него. А я не молился. Больно мне теперь… — душа скорбит, что не придал должного значения предсказанию старца. Убит мой брат был в 2002 году, как и предсказал старец. Убийство произошло в Мукачево, на праздник Преображения Господня. Убит мой брат сектантами, когда возвращался в храм из деревни, где с прихожанами репетировал пение на клиросе. Похоронен иеромонах Нектарий в с. Бедевля Тячевского района, где начинал подвизаться в монастыре св. Иоанна Предтечи. От могилки его идет чудное благоухание…»

По книге «Иероним, чудотворец Санаксарский. Свидетельства духовных чад и воспоминания верных», Владимир, «Собор», 2014 г.

Старец Иероним Санаксарский

— С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будет сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нем невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет казацкую веру! А остальные мученичество будут принимать».

— Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет — я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу Родину!…»

— Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать! Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Господь за наше нечестие попустит даже людоедство, как и было уже в безбожные годы, когда Господь покарал Россию голодом. Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.

— Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основная религия в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.

— Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.

— Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется» — говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.

— Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.

— О Григорие Распутине говорил: что Царь Николай II после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей.

«Лик Царя Николая»

рассказ р. Б. Елены г. Одесса о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима

«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II . Я тогда еще не знала, что Царь — святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде — его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос). Рядом с ним люди — тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».

— Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.

— Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», — советовал он. Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.

— Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это погибель. Ищи спасения, а там Господь все управит». Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — спасительный круг в море греха, то это — спасение.

— «Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.

— Еще он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под свое крыло собрать — говорил старец.

— Рубашка дальше от нас, чем Господь. Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.

— Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь — сгнить лучше, но спастись для вечности.

— Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

— Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва. Это батюшка моему отцу рассказывал.

— Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.

— Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Суд?».

— Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».

— «Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».

— «Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».

— «Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».

— «Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».

— Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».

— Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».

— «Линяет искусственное, а вечное — остается». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».

— «Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда — пышный или лысый».

— Очень строго батюшка относился к соблюдению поста.

Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.

— На жалобы батюшка отвечал:

— Читай Псалтирь!

— Батюшка, в семье большие ссоры.

— Читай Псалтирь.

— Батюшка, на работе неприятности.

— Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».

— Отец Иероним много не говорил никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, как быть?» — он скажет, но только то, что необходимо. Всегда говорил: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь». Мало говорил он, конечно, по смирению своему, не хотел показывать, что в нем есть что-то такое.

По материалам книги Антона Жоголева «Старец ИЕРОНИМ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *