Справка для крещения

Справка для крещения

К миссии Церкви следует отнести и существующий с древнейших времен институт оглашения или катехизации. Оглашение было обращено к уже уверовавшим во Христа, но стремящимся яснее представлять себе основы преподанного учения. Огласительные беседы составляли обязательную часть подготовки к таинству Крещения, иногда они длились месяцами. Главная, на наш взгляд, идея оглашения – это воспитание чувства ответственности перед Богом и Церковью, без которого не может состояться истинный ученик Христов.

По разным причинам (повсеместное крещение младенцев, снижение общего уровня грамотности, массовые крещения по политическим мотивам) огласительная практика сошла на нет в VI—VII столетиях .Однако в последние десятилетия в РПЦ сложились условия, при которых оглашение стало не просто возможным, но и очень востребованным. Задача Церкви – выработать принципы катехизации, пригодные в нынешних обстоятельствах и, не упуская ничего ценного из святоотеческого огласительного наследия, стремиться к созданию новых катехизических пособий, учитывающих изменения, произошедшие за то время, пока катехизация практически не совершалась.

Одно из таких изменений связано с культурным фоном, на котором происходит сегодня воцерковление. Классическая православная литература создавалась с учетом достижений античной философской мысли и, кроме того, предполагала укорененность читателей в Священном Писании. Богословие могло плодоносить только на почве серьезной внутренней культуры.

Для успешного воцерковления необходим некоторый базис, хотя бы в виде всеобъемлющей бытовой традиции, регламентирующей повседневную жизнь мирянина и задающей определенную систему духовных ценностей. В наши дни, с разрушением традиционного жизненного уклада, после десятилетий подпольного существования религии и философии, у многих потенциальных катехуменов даже этого базиса не осталось.

И вот Церковь обращается к ним, к этим людям, «на своем языке, а современный человек… просто не воспринимаетту культуру и те слова, которыми оперирует Церковь. Людям поэтому тяжело читать Евангелие, воспринимать традиции Церкви, а тем более – перестраивать в соответствии с ними свою жизнь» .

А значит, задача нынешних катехизаторов усложняется.

И если они просто перескажут Катехизис, даже снабдив пересказ хорошими богословскими комментариями, порекомендуют правильную духовную литературу, обучат оглашаемых основам Писания и молитвы, то этого, увы, может оказаться совершенно не достаточно. Это будет всего лишь здание на песке.

Современному катехизатору нужно уметь «вместе с научением церковности, а порой и до нее, вводить людей в русло исторической традиционной… отечественной и европейской культуры» . Сегодня бывает так, что христианству просто не к чему привиться, – так что надо сначала растить дерево, а потом уже прививать благородную ветвь.

В дополнение позволим себе указать на одну систематическую ошибку, которую часто допускают при воцерковлении новоначальных христиан. Вспомним, с чего обыкновенно начинается знакомство с Церковью? Кто-то расскажет, как правильно держать пост; кто-то даст молитвослов и объяснит, какие молитвы (и «от чего») надо читать; кто-то за руку приведет на исповедь… Все это хорошо, но это все – обряд, всего лишь облачение на том, что должно стоять в центре.

Обряд, как мы знаем, это внешнее проявление веры, но без внутреннего внешнее бессильно, бесполезно, а то даже и вредно: «буква убивает…» (2 Кор. 3:6). Сколько таких обрядоверцев появилось в православных храмах нашими же стараниями!

«Итак, воцерковление не должно начинаться с обряда. Прежде всего людям нужно свидетельствовать о жизни во Христе… И только по мере появления религиозного чувства… очень деликатно и индивидуально обрамлять это чувство церковными формами» . Иначе те, кто пришли в храм, сочтут, что Церковь – это что-то вроде конторы по решению житейских проблем, и нужна она исключительно когда что-то «болит» или «не ладится». Ради пользы ближних можно, конечно, жертвовать многим, но не Христом, который наша главная Ценность и Упование.

Памятка для крестных родителей

Что нужно для крещения:

1. Крестик (православный, освященный)

2. Крестильную рубашку (чистую, светлую)

3. Полотенце

4. Простыню — взрослым

5. Пеленку — младенцам

6. Тапочки

На крестных обязательно должны быть одеты нательные кресты.

Зачем ребенку крестные и кто может стать крестными?

Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может, не может ответить на вопрос священника, отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, не может понять смысла происходящего Таинства. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, поскольку лишь в Церкви есть благодать, необходимая для его правильного возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет восприемниками или крестными родителями. Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах, а также степень знакомства и просто приязненность отношений. Забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве кума и кумы ближайших физических родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой же причине старались не допускать того, чтобы у братьев и сестер был один и тот же крестный. Поэтому родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети становились восприемниками только в крайнем случае. Сейчас, собравшись крестить ребенка, молодые родители часто не задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от крестных своего ребенка серьезного участия в его воспитании и приглашают быть восприемниками людей, которые в силу своей неукорененности в церковной жизни не могут выполнить обязанностей крестных родителей. Бывает и так, что крестными становятся люди, которые совсем не ведают о том, что им выпала действительно большая честь. Чаще всего почетное право быть крестными предоставляется близким друзьям или родственникам, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о самих крестниках. Однако, приглашая крестных, нужно знать, что Крещение по учению Церкви — это второе рождение, то есть «рождение от воды и Духа» (Ин. 3:5), о котором как о необходимом условии спасения говорил Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. И принимают младенца в его духовном рождении восприемники — новые родители, поручители перед Богом за веру принятого ими нового члена Церкви. Таким образом, восприемниками могут быть только православные, искренне верующие взрослые люди, способные научить крестника основам веры (не могут быть крестными несовершеннолетние и душевнобольные). Но не надо пугаться, если, соглашаясь стать крестным, вы не в полной мере соответствуете этим высоким требованиям. Это событие может стать замечательным поводом для самообразования. Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка. Беременность крестной матери является вполне допустимым состоянием для участия в Таинстве Крещения.

Каковы обязанности крестных?

Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.

Стоит ли соглашаться быть крестным, если родители ребенка невоцерковлены?

В этом случае необходимость в крестном возрастает, и его ответственность только усиливается. Ведь иначе каким образом ребенок сможет прийти в Церковь? Однако, исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Терпение, снисходительность, любовь и непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей.

Сколько у человека может быть крестных отцов и матерей?

Церковные правила предусматривают наличие одного восприемника (крестного) при совершении Таинства Крещения. Для крещаемого мальчика — это восприемник (крестный отец), для девочки — восприемница (крестная мать). Но поскольку обязанности крестных многочисленны (так, в особых случаях крестные заменяют физических родителей своего крестника), а ответственность перед Богом за судьбу крестника очень велика, в Русской Православной Церкви сложилась традиция приглашать двух восприемников — крестного отца и крестную мать. Никаких других крестных, кроме этих двух, быть не может.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Подготовка к Таинству Крещения предполагает изучение Евангелия, основ православного вероучения, основных правил христианского благочестия. Пост, исповедь и Причастие перед Крещением для крестных не являются формально обязательными. Верующий человек должен придерживаться этих правил постоянно. Было бы хорошо, если бы во время Крещения хотя бы один из крестных смог бы прочесть Символ веры.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Для крещения понадобится крестильный набор (его вам порекомендуют в свечной лавке). Главным образом это крещальный крестик и крещальная рубашечка (чепчик приносить не надо). Затем понадобится полотенце или простынка — чтобы завернуть ребенка после купели. По установившейся традиции для мальчика крестик покупает крестный отец, для девочки — крестная мать. Простынку и полотенце принято приносить крестной матери. Но не будет ошибкой, если все необходимое купит кто-то один.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Церковная традиция не знает «заочно назначаемых» крестных.

Сам смысл восприемничества показывает, что крестные должны присутствовать при Крещении ребенка и, разумеется, давать свое согласие на это почетное звание. Крещение вообще без восприемников совершается только в особых обстоятельствах, например, когда жизни ребенка угрожает серьезная опасность.

Могут ли стать крестными представители других христианских конфессий, в частности католики?

Таинство Крещения делает человека частицей Таинственного Тела Христова, членом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Такой Церковью, основанной апостолами и сохранившей в неповрежденном состоянии догматическое учение Вселенских Соборов, является только Православная Церковь. В Таинстве Крещения восприемники выступают поручителями веры своего крестника и принимают перед Богом обязанность воспитывать его в православной вере. Разумеется, человек, не принадлежащий к Православной Церкви, таких обязанностей выполнить не может.

Могут ли родители, в том числе усыновившие ребенка, быть для него крестными?

При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним. Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства.

Крещение взрослых, детей, педобаптизм, оглашенные: исторические свидетельства

Историческая справка к главе «Крещение детей, младенцев, восприемники, крестные родители — в первой церкви отсутствовали. Библия говорит о взрослых людях»

То, что в первоапостольской церкви крестили исключительно взрослых людей, подтверждает самый ранний из известных (датируется концом I — серединой II веков) документ церковного права «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» Дидахе (гл. 7):

«Крестите так: преподав наперед все это вышесказанное (наставления о необходимости соблюдения морально-нравственных заповедей. – Прим. авт.), крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в … воде. … А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый».

Естественно, младенца невозможно научить заповедям и его нельзя просить поститься.

Археологические данные доказывают, что в молитвенных домах (до IV в.) и первых христианских храмах (которые начали строить в IV в.), находящихся вдалеке от водоемов, имелись купели для крещения – баптистерии. О крещенской купели, то есть о крещении погружением, говорится во 2 правиле I Вселенского собора, 325 г. (см. также п. 50 Правил святых апостолов, IV в.):

«Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было».

Как мы видим, здесь упомянуты оглашенные. Ими назывались претенденты на крещение, обучающиеся христианской вере. До VI века, когда оглашение повсеместно применялось в церкви, в их рядах человек мог проходить несколько лет и лишь затем получить право на крещение. Отметим, что до сих пор взрослых людей, желающих принять крещение, в некоторых конфессиях называют оглашенными.

Педобаптизм (крещение детей) стал обычным явлением лишь в V веке. Крещение в зрелом возрасте еще принимали: Григорий Богослов (329 – 389 гг.) в 30 лет, Василий Великий (330 — 379 гг.) в 25 лет, Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) в 20 лет и другие известные богословы и деятели христианской церкви. Доподлинно известно, что их осмысленное крещение было связано не с поздним открытием их родителями для себя христианства. Например, у Григория Богослова отец, а у Василия Великого родной дядя были епископами.

Сложно сказать определенно, когда появился институт крестных родителей. Как мы уже отметили, восприемничество совсем не упоминается в Библии и не согласуется с ее учением.

О духовном учительстве по отношению к здравомыслящему человеку, а не к младенцу, впервые упоминается в датируемом V веком церковном труде «Корпус Ареопагитикум» «О церковной иерархии» (гл. 2, п. 2):

«Возлюбивший священное причастие этих истинно премирных вещей, пришед к кому-нибудь из посвященных в тайны веры, просит его руководствовать себя на пути к иерарху; сам между тем обещается со всесовершенною покорностью следовать всему, что будет преподано, и просит, чтобы тот воспринял на себя попечение как о приведении его к вере, так и о всей последующей жизни. Этот восприемник, с одной стороны, пламенея священным желанием спасения обращающегося, а с другой — соразмеряя с высотой дела человеческую немощь и объемлясь невольным страхом и недоумением, благосклонно наконец дает обещание исполнить просьбу и, взяв его, приводит к соименнику иерархии (т. е. иерарху)».

Видимо, после вхождения в церковь восприемничества при крещении взрослых часть его положений распространилась и на крещение детей. В этом же V веке мы видим первое правило, регламентирующее крещение детей при участии крестных. Папа Лев I Великий (390 – 461 гг.) начал противостоять тому, чтобы родители были восприемниками своих детей. В VI веке император Юстиниан I (482-565 гг.) запретил брак между восприемником и воспринятой. Брак между крестным отцом и родной матерью крестника был запрещен 53 правилом VI Вселенского (православного) Трулльского собора 691-692 гг.:

«Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо».

Давайте сделаем вывод к этой главе. Введение в церкви практики крещения младенцев, обрызгивания и обливания вместо погружения лишило многих верующих возможности заключить с Богом завет в соответствии с учением Библии. А ношение крестика дало многим людям обманчивое ощущение защищенности и способствовало развитию среди христиан суверия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *