Спор эйнштейна с профессором

Спор эйнштейна с профессором

Уже очень давно в Интернете циркулирует притча про неверующего профессора, который попытался искусить своего верующего студента атеистической пропагандой, но сделал это неумело и сел в лужу. Давайте разберем эту притчу.
Один умный профессор однажды в университете задал студенту интересный вопрос.
.
Профессор: Бог хороший?
Студент: Да.
Профессор: А Дьявол хороший?
Студент: Нет.
Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?
.
Студент: Да.
Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно? Студент: Да.
Профессор: Так кто создал зло?
Студент: …
.
Профессор: На планете есть уродство, наглость, болезни, невежество? Все это есть, верно?
Студент: Да, сэр.
Профессор: Так кто их создал?
.
Студент: …
Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы исследовать мир вокруг.

Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?
.
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?
Студент: Боюсь, что нет, сэр.
Профессор: И ты до сих пор в него веришь?
Студент: Да.
Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?
.
Студент: Нет, профессор. У меня есть только вера.
Профессор: Вот именно. Вера — это главная проблема науки.
.
Студент: Профессор, холод существует?
Профессор: Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно? (Студенты засмеялись над вопросом молодого человека)
Студент: На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. (В аудитории повисла тишина)
.
Студент: Профессор, темнота существует?
Профессор: Конечно, существует. Что такое ночь, если не темнота.

Студент: Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его.

Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. А теперь скажите, сэр, смерть существует?
.
Профессор: Конечно. Есть жизнь, и есть смерть — обратная ее сторона.
Студент: Вы снова неправы, профессор. Смерть — это не обратная сторона жизни, это ее отсутствие. В вашей научной теории появилась серьезная трещина.
.
Профессор: К чему вы ведете, молодой человек?
Студент: Профессор, вы учите студентов тому, что все мы произошли от обезьян. Вы наблюдали эволюцию собственными глазами?
.
Профессор покачал головой с улыбкой, понимая, к чему идет разговор.
Студент: Никто не видел этого процесса, а значит вы в большей степени священник, а не ученый. (Аудитория взорвалась от смеха)
.
Студент: А теперь скажите, есть кто-нибудь в этом классе, кто видел мозг профессора? Слышал его, нюхал его, прикасался к нему? (Студенты продолжали смеяться)
.
Студент: Видимо, никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно сделать вывод, что у профессора нет мозга. При всем уважении к вам, профессор, как мы можем доверять сказанному вами на лекциях? (В аудитории повисла тишина)
Профессор: Думаю, вам просто стоит мне поверить.
.
Студент: Вот именно! Между Богом и человеком есть одна связь — это ВЕРА!
Профессор сел.
.
Этого студента звали Альберт Эйнштейн
А вот подборка цитат самого Эйнштейна о своей религиозности:
«Я — хотя я был ребёнком нерелигиозных родителей — был глубоко религиозным до 12 лет, когда моей вере настал резкий конец».
«Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьёз».
«Это конечно ложь, что Вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его».
«Идея персонифицированного Бога совершенно чужда мне и кажется даже наивной».
«Слово Бог для меня не более, чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд. Никакая интерпретация, даже самая изощрённая не сможет для меня это изменить».
Любопытно, что эта история, преподносимая как правдивая история из жизни Эйнштейна, в сущности, является лживым соломенным чучелом, лишь притворяющимся мудрой притчей. Что там с девятой заповедью у верующих?
Update: лучшие комментарии из социальных сетей:
«Холод — это отсутствие тепла. Зло это отсутствие Бога. Но наш вымышленный студент не продолжил логическую цепочку — выходит и веры нет, ибо оное есть отсутствие знаний»
«Кстати, меня всегда удивляло, что темнота — это отсутствие света, но атеизм при этом — вера в отсутствие, а не отсутствие веры. Я не утверждаю, что в других высказываниях определенной группы людей в остальных случаях присутствует логика, но часто после байки про Эйнштейна и пары критических комментариев на неё раздаются крики про «атеизм — тоже религия»
scinquisitor

Содержание воспитания — это система морально-духовных, интеллектуальных, трудовых, физических и эстетических качеств, убеждений, умений и навыков, которые направлены на достижение основной цели воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание воспитания обусловливается потребностями общественно-экономического развития. Занимаясь такой сложной сферой деятельности как воспитание, нужно иметь конкретную программу. А.С. Макаренко писал: «Я под целями воспитания понимаю программу человеческой личности, проблему человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, прочь всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться».

Процесс воспитания имеет характер преемственности и непрерывности. Поэтому следующие поколения должны использовать духовные достояния предыдущих, богатство общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Но основное содержание воспитания должна базироваться, прежде всего, на национальных началах.

Г.Г. Ващенко, обосновывая основы воспитательного идеала, исходя из позиций своего видения программы воспитания молодежи, писал: » … Лозунгом, под которым должен производиться воспитания украинской молодежи, являются: служение Богу и Родине. Первая абсолютная стоимость для молодежи есть Бог, вторая — Родина. Молодежь должна четко представлять себе, в чем благо Родины. Благо Родины являются:

1.государственная независимость, возможность для украинского народа творить свое политическое, социальное, хозяйственное и религиозная жизнь.

2.Об’єднання всех украинцев, независимо от их территориальности, происхождения, церковной принадлежности, социального положения и т. п. в одно сообщество, что пронизано единым творческим устремлениям и высоким патриотизмом.

3.Справедливий государственный строй, который бы поддерживал порядок в обществе, в то же время обеспечивал личные права и свободы каждого гражданина и способствовал развитию и проявления его способностей, направленных в сторону общественного добра.

4.Справедливий социальный строй, при котором исчезла бы невозможна была бы борьба между отдельными группами общества.

5.Високий уровень народного хозяйства и справедливая организация, которая обеспечивала бы материальное благосостояние всех граждан, была лишена элементов эксплуатации.

6.Розквіт духовной культуры украинского народа: науки, искусства, образования. Подъем ее на такой уровень, чтобы Украина стала передовой страной в мире.

7.Високий религиозно-нравственный уровень украинского народа, реализация в жизнь учение Христа.

8. Высокий уровень здоровья украинского народа, сведение к минимуму всяких посреди него болезней и вырождения».

С обретением Украиной независимости в 1991 г. были определены новые программные задачи национального воспитания. Они зафиксированы в ряде государственных документов — Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века»), Концепции национального воспитания, Национальной доктрине развития образования и др.

«Главная цель национального воспитания, — отмечено в Государственной национальной программе «Образование», — вступление молодым поколением социального опыта, наследования духовных достижений украинского народа, достижения высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, нравственности, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры».

Программа воспитания включает такие содержательные компоненты:

— формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать на благо государства, готовность ее защищать;

— обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуры и истории родного народа;

— формирование высокой языковой культуры, овладение украинским языком;

— привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Украину;

— воспитание духовной культуры личности; создание условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;

— утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия, других добродетелей;

— формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитания цивилизованного хозяина;

— обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

— воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;

— формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его гражданской ответственностью;

— обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;

— формирование экологической культуры человека, гармонии ее отношений с природой;

— развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их реализации;

— формирование у детей и молодежи умение межличностного общения и подготовки их к жизни в условиях рыночных отношений».

В Национальной доктрине развития образования на новом уровне определены актуальные тенденции моделирования программы воспитания человека.

В системе профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях должно продолжаться процесс реализации требований программы воспитания всесторонне развитой личности. В воспитательной работе со студенческой молодежью следует использовать различные формы: непосредственное учебную, производственную деятельность, участие в общественных делах, поведения в быту.

Заботясь о создании оптимальных условий для воспитательной работы, не стоит выносить задачи воспитания за рамки учебного процесса. Надо учитывать действенность и влиятельность большого спектра форм деятельности, которые способствуют формированию всесторонне развитой личности. Это учебные занятия (лекции, семинары, практические занятия), практика, научные кружки, творческие студии, экскурсии, походы, различные формы и виды общественно полезного труда и др.

Основной формой деятельности, которая обеспечивает воспитание личности студента, его становления профессионализма, есть разные виды учебных занятий. Здесь происходит воспитательное воздействие на сознание и волю студентов, с одной стороны, через содержание учебного материала, с другой — через организацию студентов на учебную работу и прежде всего через морально-духовный потенциал преподавателя.

Организовывая учебную деятельность, педагог имеет внутренне проецировать ее на процесс формирования личности с точки зрения задач всестороннего, гармоничного воспитания: в какой мере учебный материал будет способствовать формированию научного мировоззрения студентов; каким образом специально организована познавательная деятельность студентов будет влиять на их интеллектуальное развитие, поможет ли она овладению методами самостоятельной познавательной труда; как виучуваний учебный материал будет способствовать становлению профессионализма будущего специалиста; как будет влиять содержание учебного материала на формирование чувств, убеждений, эстетических вкусов, морально-духовных ценностей и др.

Педагог своей личностью влияет на формирование у студентов определенных компонентов общечеловеческой и профессиональной культуры. «В воспитании, — писал К.Д. Ушинский, — все должно базироваться на лице воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, хотя бы как хитро он был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Высокая культура мышления, общения, речи, поведения, внешности, жесты, мимика, темп и ритм работы, владение основами психотехники, морально-духовные ценности, интеллигентность и многое другое — это тот духовный капитал педагога, который является питательным источником воспитания студентов. И если бывший студент, встречаясь через много лет с педагогом, вспоминает студенческие годы и говорит: «Я искренне благодарю, что вы как педагог были в моей жизни, помогли моему становлению как человека,» — это и является свидетельством воспитательного воздействия на личность педагога. Хотя при этом питомец может и не вспомнить ничего из содержания учебного материала той дисциплины, которую преподавал педагог.

В настоящее время активно внедряются новые технологии обучения, в том числе дистанционная форма. В связи с этим возникает ряд проблем, которые касаются воспитания. Конечно, дистанционное обучение будет способствовать удобном овладению большим пластом научной информации, но такое обучение потеряет воспитательный потенциал.

Значительное место в системе формирования всесторонне развитой личности студента должны занимать внеаудиторные формы воспитания: деятельность научных кружков, творческих студий, конференций, дискуссионных клубов, встречи с писателями, художниками, актерами; экскурсии, походы и др. Все студенты на добровольных началах должны быть охвачены различными формами и видами деятельности вне чисто учебной работы, исходя из необходимости удовлетворения их индивидуальных потребностей, которые являются источником формирования мотивов деятельности личности.

В высших учебных заведениях должны создаваться оптимальные условия для удовлетворения различных общественно положительных и полезных потребностей молодого человека. Если этого не делать, то она удовлетворяет их за пределами достижимого культуры, прибегая к суррогатов, аморальных средств.

Нет единого мнения относительно необходимости специальной воспитательной работы со студентами. Здесь царит широкий спектр подходов — от категорического отрицания вплоть до введения должностей воспитателей в студенческих общежитиях. Истина, как и в большинстве случаев, находится на пересечении крайних подходов: не надо навязывать студенту принудительное формирование у него черт и качеств, которые являются целесообразными с точки зрения субъектов воспитания (преподавателя, ВУЗОВ, государства). Важно создать такие условия для социализации, самостановления, саморазвития студента, при которых у него бы производились положительные, востребованы обществом качества, черты, способности. Необходимо создавать такую атмосферу в студенческой среде, так предоставлять ненавязчивую дружескую помощь, влиять на действия и психику, чтобы у студентов формировались нужны в первую очередь им личностные качества и свойства: объективная самооценка, умение ладить с окружающими, чувство ответственности и долга, порядочность, сознательное отношение к учебе и т.д.

Задача преподавателя ВУЗА как виховника заключается в раскрытии перед студентом широкого спектра вариантов в принятии решений, поведении; в помощи сориентироваться, какой выбор будет наилучшим, наиболее целесообразным, какая линия поведения отвечает общественным нормам. А принимать решение студент должен самостоятельно, хотя наставник и не должен скрывать своего отношения к оценке этого решения.

Педагогика сотрудничества, партнерства тем и отличается от авторитарного, догматического воспитания, что в ее основе лежит принцип принятия человека таким, какой он есть, какой ее создала природа. Нельзя ее ломать, навязывать алгоритм действий, стиль жизни. Продуктивной является лишь дружеская, ненавязчивая, тактичная помощь в выработке позитивного личностного отношения к миру, людей, общения и деятельности.

Важным условием успешного воспитания студента является личность виховника, его общая и педагогическая культура, душевные качества, гомілетична и деонтологічна способность. Только личность может влиять на развитие и определение личности, только характером можно воспитать характер, — отметил в свое время К.Д. Ушинский. Яркая, положительно ориентированная личность, высокая нравственность, добродетель, порядочность, справедливость, принципиальность виховника гораздо сильнее влияют на молодого человека, чем любые устные указания и требования.

Видное место в системе воспитания студенческой молодежи занимают средства воспитания, достояние материальной и духовной культуры (художественная и научная литература, средства массовой информации, предметы изобразительного искусства, кино, театр), формы и виды воспитательной работы (собрания, конференции, игры, спортивная деятельность и др.), которые используются в процессе воспитательной работы.

В воспитании нет мелочей.

Как писал А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди». Талантливый педагог подчеркивал, что воспитание происходит на каждом квадратном метре педагогической территории, поэтому забота о высокой культуре оформления и содержания учебных помещений учреждения, территории, общежитий — это важное средство воспитания общечеловеческой и профессиональной культуры будущих специалистов.

Культура общения педагогов со студентами и коллегами должен быть образцом, школой для воспитанников, общение должно осуществляться на высоком уровне общечеловеческой и национальной культуры.

В системе работы со студенческой молодежью важное место должны занимать такие средства воспитания, как праздники, вечера отдыха, конкурсы и др.

Организаторы этих и подобных мероприятий должны заботиться об их воспитательную целесообразность, педагогическую направленность. Включение студентов в процесс подготовки и проведения досуговых, развлекательных мероприятий — это также своеобразная школа воспитания и становления профессионализма будущих учителей, социальных работников, инженеров, юристов и др. Важно, чтобы подобные мероприятия имели надежное морально-духовное и эстетическое основание, базировались на принципах общечеловеческой и национальной культуры. Нет нужды, угождая так называемой массовой культуре низкого качества, организовывать сомнительные мероприятия, которые могут негативно влиять на утверждение моральных национальных ценностей. Например, перенос с чужого для нас социальной среды праздника хэллоуина, которым в последние годы начали увлекаться в отдельных учебно-воспитательных заведениях. Украинская культура богата своими национальными средствами воспитательного влияния. их надо возрождать и смело культивировать.

В процессе воспитательной работы часто возникает проблема со средствами воздействия, которые отрицательно действуют на личность молодого человека: низкопробные фильмы, телевизионные передачи, худшие образцы явлений массовой культуры, недостойное поведение отдельных людей и др. Изолировать человека от такого негативного влияния практически невозможно. Поэтому выход видится в том, чтобы, во-первых, формировать у каждой личности как можно раньше стойкие убеждения в целесообразности действовать в соответствии с рациональных моральных норм, которые бы оказывали сопротивление, неприятие негативных воздействий; во-вторых, в отношении конкретных негативных действий формировать критическое отношение к ним.

Воспитание студентов не является обособленным участком воздействия на личность. Оно диалектически связано со всей системой воспитания человека. Поэтому в этой деятельности необходимо использовать общепедагогические методы воспитания. Метод воспитания — это способ влияния воспитателя на сознание, волю и поведение питомца с целью формирования у него желаемых качеств, всестороннего гармоничного развития личности. Это достаточно сложный инструмент воздействия на личность. Ошибочно видеть в методах воспитания своеобразные рецепты для достижения цели. Известный польский педагог Я. Корчак писал: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных для меня условиях могут воспитывать неизвестную мне ребенка». Педагог должен обладать значительным спектром метода воспитания, глубоко понимать психолого-педагогические основы каждого метода и выявлять педагогическую мудрость и мастерство при применении того или иного метода относительно конкретной личности, учитывая реальные обстоятельства.

Общие методы воспитания традиционно классифицируются в зависимости от их функциональной направленности. На этой основе выделяют следующие три группы методов:

— формирование мировоззрения и духовно-аксіологічних ориентаций;

— методы организации деятельности и формирования поведения;

— методы стимулирования и корректировки поведения и деятельности личности.

В целом структуру методов воспитания можно смоделировать по такой схеме (рис. 27).

Рис.

27. Структура методов воспитания

Кратко остановимся на характеристике основных методов воспитания.

Убеждения — это метод, который предусматривает намеренный целенаправленное воздействие на сознание, волю и чувства воспитанников с целью формирования у них устойчивых убеждений. Убеждения — ведущий способ воздействия педагога на воспитанников с использованием такого важного средства, как слово. Для реализации требований метода убеждения используют ряд приемов, которые являются составным метода. Это объяснение, раскрытие последствий действий, беседа, диспут, обращение к чувствам совести и чести и др.

Пример — метод воспитания, который предусматривает организацию образца для подражания с целью оптимизации процесса социального наследования.

Важное место в системе методов занимает требование как метод педагогического воздействия на сознание питомца с целью вызвать, стимулировать или тормозить отдельные виды его деятельности. Метод требования находится в тесной связи с другими методами. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от сочетания методов, в частности метода убеждения с системой требований. Не случайно А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что его педагогическим кредо было: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к ней. Во многих случаях воспитательные усилия сводятся на нет через отсутствие действия системы требований. Это касается технологии воспитательной деятельности в семье, школе, высших учебных заведениях, в производственных коллективах и в государстве в целом. Если в тоталитарном обществе действует жесткая система диктатуры насилия, диктатура начальника, которая подавляет личность психологической и физической силой, страхом, то в демократическом обществе должна действовать система разумных требований в виде правил, норм, мероприятий, которые направлены на защиту личности, должен действовать диктатура закона и общепринятых моральных норм.

В высших учебных заведениях особенно важно разработать, во-первых, систему правил, обеспечить на первом этапе действие метода убеждения и примера со стороны педагогов и, во-вторых, ввести действенность требований. Тогда налаживается педагогически целесообразное темп и ритм жизнедеятельности.

Упражнения — это метод воспитания, который предусматривает планомерное, организованное, повторное выполнение определенных действий с целью овладения ими, повышения их эффективности и формирования умений и навыков.

Отдельное место в процессе формирования умений и навыков, овладение опытом поведения занимает метод приучение, что предусматривает организацию планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с элементами принуждения, обязательности с целью формирования конкретных привычек в поведении. Стоит заметить, что эти методы широко используются в процессе воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Правда, в специфических условиях (в военных и других военизированных подразделениях, в высших учебных заведениях военного типа) их широко используют и в системе воспитания взрослых.

Отдельную группу составляют методы, которые направлены на организацию деятельности и формирования поведения воспитанников. Это одобрение и осуждение. Одобрение — это способ педагогического воздействия на личность, что выражает положительную оценку воспитателем поведения питомца с целью закрепления позитивных качеств и стимулирования к деятельности. Осуждение — это метод воспитания, который предусматривает влияние педагога на личность воспитанника с целью осуждения или торможения его негативных действий и поступков.

Несмотря на то что студенты в абсолютном большинстве взрослые люди, все же и они с точки зрения психологических особенностей ожидают и желают, чтобы их деятельность (учебная, научная, общественная, общественно полезная) была замечена, одобрена и отмечена. К тому же важно, чтобы поощрение носили открытый, гласный характер. Не стоит забывать народной мудрости: «Боги и дети живут там, где их хвалят».

В реальной жизни отдельные студенты не всегда проявляют воспитанность и ответственность в выполнении своих обязанностей, правил внутреннего распорядка, норм общежития. Поэтому в таких случаях приходится прибегать к педагогических взысканий. Этого не стоит избегать. Во-первых, уставом учреждения должна быть определена система соответствующего реагирования на негативные воздействия, во-вторых, каждый член студенческого коллектива должен осознать, что за любой негативный поступок он несет ответственность. Должен действовать принцип неотвратимости реагирования. Когда взыскание выступают не как наказание, а как справедливые требования в интересах личности или коллектива, они являются действенными факторами воспитательного процесса. Взыскания, как и поощрения, имеют социально-психологическое воздействие не только на личность студента, которого эти действия касаются непосредственно, но и на других членов коллектива.

В советской педагогике действовал так называемый воспитательный метод «взрыва». В педагогический оборот его ввел А.С. Макаренко. «Под взрывом, — писал он, я совсем не понимаю такого положения, чтобы под человека подложить динамит, поджечь и самому бежать, не дожидаясь, пока человек взлетит в воздух.

Я имею в виду внезапное действие, которое переворачивает все желания человека, все ее стремления». В гуманистическом обществе, в государстве, которая пытается построить открытое, демократическое, гражданское общество, где высшей ценностью и самоцелью является Человек, этот метод, по нашему мнению, является нецелесообразным и неприемлемым.

В процессе воспитания не бывает одинаковых ситуаций и стандартных подходов к использованию тех или иных методов. Многое здесь зависит от знаний, таланта, опыта и творчества воспитателя. Поэтому актуальным остается мнение А.С. Макаренко: «…Никакого средства нельзя рассматривать отдельно от системы. Никакого средства вообще, хоть бы вы взяли, нельзя признать ни хорошим, ни плохим, если мы будем рассматривать его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса воздействий».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *