Спасо преображенский мирожский монастырь

Спасо преображенский мирожский монастырь

Назад

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Основные архитектурные особенности

Доминирующее положение в центре ансамбля Спасо-Мирожского монастыря занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.

Спасо-Преображенский собор. Стефановская церквь, братский корпус и колокольня

Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

Основной объем — крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада — небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста (на пониженных подпружных арках). Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста.

Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показ их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции «Деисуса».

Фрески в алтаре были хорошо видны входящим в храм, т.к. древняя алтарная преграда не превышала по высоте 2,5 м и не закрывала апсиду. Концы креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. В древности покрытия собора были разнообразными по форме.

Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами.

Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей.

Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна.

Спасо-Преображенский собор первоначально не имел ни крылец, ни притвора. Существующий в настоящее время притвор представляет собой трехчастное в плане длинное, узкое помещение, разделенное двумя арками. Арки опираются своими пятами на лопатки западного фасада. Перекрыт притвор цилиндрическими сводами, перекинутыми перпендикулярно аркам.

На северной стене притвора стоит двухпролетная звонница неодновременная притвору. Звонница имеет фронтончики над каждым пролетом; сами пролеты образованы круглыми столбами, поставленными на кубические базы и увенчанные квадратной формы плитами.

Здесь висели большие колокола, а под ними находился другой ярус звона для более мелких колоколов, состоящих из трех различных по величине арочных пролетов. Декоративной обработки фасадов памятника практически нет.

Ложные закомары, отвечающие конструктивной схеме здания, составляют его единственное украшение. Широкий барабан увенчан аркатурным поясом. Ближе всего к своему первоначальному облику восточный фасад с мощным полуцилиндром главной апсиды, выходящей к обрыву на берегу реки Великой.

Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы. В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки — цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором.

В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю (мощность культурного слоя около 1.5 м). Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг — 16.5 м. Фресковая живопись собора.

Временем исполнения росписи Спасо-Преображенского собора условно считается 1156 г. — год смерти епископа Нифонта. Фресковые композиции храма сохранились почти полностью (окончательное определение степени утрат уточнится после расчистки живописи от записей Сафонова), и их размещение на стенах собора следует той системе распределения религиозных композиций, которая в XI -XII веках сложилась в странах православного Востока.

На Руси лишь фрески Спаса на Нередице в Новгороде (ХII в.) почти полностью сохраняли сюжетные циклы, но они разрушены в годы Великой Отечественной войны, большая же часть древних росписей дошла до наших дней лишь в небольших фрагментах.

Поэтому Мирожские росписи, представляющие классический образец живописи ХII в. и сохранившие почти все композиции приобретают огромную художественную ценность.

Были ли авторами Мирожских фресок византийские художники, или это были русские мастера, определить пока трудно.

Но композиционные схемы близки греческим образцам: византийские типы лиц, одежды. Уцелевшие надписи сделаны на греческом языке — Стиль Мирожских росписей условен. Фигуры развернутые на плоскости почти лишены моделировки и тяжеловесны.

Складки одежд, лица прочерчены линиями. Отсюда известная сухость живописи. Распределение композиций на стенах храма строго канонично. Они следуют одна за другой в виде непрерывного фриза. В центральной апсиде — алтаре изображена Евхаристия, над Евхаристией — Деисус.

Христос восседает на троне с книгою судеб в руках, по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Живопись жертвенника почти вся новая. В диаконнике — древнее изображение ангела с жезлом.

Росписи в средней части храма выражают идею торжества христианства.

В куполе представлена композиция Вознесения.

В барабане Богоматерь, два ангела и двенадцать апостолов, ниже 16 пророков со свитками. В парусах сводов — четыре евангелиста.

На восточном склоне предалтарной арки изображен храмовый праздник — Преображения, в южном своде — Сретение. На северном и западном сводах фрески были в очень плохой сохранности и написаны заново.

На стенах и верхних частях столбов, поддерживающих арки, изображены Новозаветные события. На стене Распятие, Исцеление слепого, Положение во гроб, Суд у первосвященника, Жена помазывает ноги Христа миром, Беседа с самаритянкою, Сошествие во Ад.

На предалтарных столбах — Благовещение, фигуры Архангела Гавриила (композиция расчищена). В нижних частях стен и столбов изображение мучеников, мучениц и преподобных. В западной части стен южного нефа был представлен сильно поврежденный богородичный цикл, сейчас он почти заново переписан.

Живопись выполнена в технике фрески на однослойном грунте беловато-кремоватого оттенка, приготовленного из извести с примесью истолченного кирпича. Подготовительный рисунок групповых композиций и отдельных изображений нанесен на верхний слой грунта желтой охрой.

Все изображения, за исключением нимбов, писаны без графьи. Фоны нанесены по зеленовато-серой рефти. Колористический строй Мирожских фресок основывается на изысканных сочетаниях холодных синих, зеленых, фиолетовых тонов.

Расположение фресок в храме

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря



Адрес: Мирожская наб., 2
Время работы: с 11.00 до 18.00, кроме понедельника.
Тел.: 8(8112) 56-73-02
Собор открыт для посещений только в сухую погоду.

Мирожский монастырь

На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311 гг.) в Пскове.
Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора.

Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.
Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.
Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII — н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2084672&ref=author
Canon EOS 400D
Canon EF-S 18-55 f/3.5-5.6
Адрес: Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная.
Храмы монастыря:
Собор Спаса Преображения
Церковь Стефана
В этом монастыре создавались и хранились списки «Слова о полку Игореве».
Ансамбль Cпасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв.
Ольгинская набережная, 2, 3
Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники.
Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв.
Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А. И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем.
Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.
Стефановская Церковь. 17 в.
Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.
В архитектуре заметны московские черты.

Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.
Колокольня, братский корпус, братские кельи. к. 17–19 вв.
Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.
Настоятельский корпус. 16–19 вв.
Располагается к западу от Преображенского собора: на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж. Ныне — это место размещения монастырского Иконописного центра, которому передана Стефановская церковь, восстановленная попечением известного современного иконописца архимандрита Зинона.
По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *