Спасо каменный монастырь

Спасо каменный монастырь

Дорога из Вологды в Кириллов стелется вдоль берега огромного Кубенского озера, то слегка удаляясь, то вновь приближаясь к нему. Здесь издревле пролегал большой, оживленный тракт, связывавший Москву с Белоозером, с Онегой и Белым морем. Правда, «седая» старина на этом пути встречается сейчас редко. Время от времени, то справа, то слева, то впереди, мелькнет белая каменная церковка или часовня какого-нибудь древнего села, покажется вдруг интересная изба с затейливой резьбой или закружится за околицей веселый хоровод топящихся по-черному бань. Кое-где вдоль дороги можно увидеть и старые, теперь уже неподвижные, застывшие в безмолвии как одинокие стражи, деревянные ветряные мельницы с причудливыми крыльями. Только здесь, на Севере воочию убеждаешься в гармоничной слитности древней русской народной архитектуры с пейзажем.

Посреди Кубенского озера на маленьком каменистом островке, когда-то, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь. Разрушенный в середине 1930-х годов, в пору нерадивого отношения местных властей к памятникам архитектуры, ныне он предстает перед глазами лишь в виде одиноко возвышающегося среди груды развалин храма-колокольни, хорошо заметного издалека, прямо с дороги.

Спасо-Каменный монастырь возник около 1260 года. Его основатель — князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он создал здесь храм и устроил монастырь.

Новый каменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1481 году удельным князем Андреем Меньшим, братом государя Ивана III, владевшим Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси. Строили его, очевидно, ростовские зодчие, а «кирпич возили из Твери и Старицы-городка».

Собор имел форму куба с тремя алтарными апсидами, поставленного на подклет и увенчанного двумя главами со световым барабаном. Внутри четыре квадратных в плане столба поддерживали своды. Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (Московкое, Тверское, Ростовское и т.д.) в XV веке на почве древнейших владимиро-суздальских традиций. Воспроизведенный в Спасо-Каменном монастыре в интерпретации ростовских мастеров, он сыграл огромную роль в дальнейшем развитии культового зодчества Белозерья.

Декоративное убранство собора в виде узорчатых поясов, украшавших верх стен, алтарные апсиды и барабаны глав — это как раз тот самый набор орнаментальных мотивов, из которых позднее сложился традиционный местный декор, известный нам по сооружениям Спасо-Прилуцкого монастыря. В нем как бы слились московские и псковско-нозгородские мотивы убранства.

К 1543-1549 годам относится Успенская церковь-колокольня с трапезной палатой, построенная ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и Григорием Борисовым. Григорий Борисов, известнейший древнерусский зодчий первой половины XVI века, к этому времени уже возвел два крупнейших ансамбля — Борисоглебский монастырь под Ростовом Великим и Троицкий Макарьев монастырь под Калязином.

Успенская церковь была очень своеобразной. Она объединяла в себе два широко распространенных в XVI веке типа зданий, столпообразный храм-колокольню и трапезную палату. Это сочетание, уникальное для древнерусского зодчества того времени, определило и новую объемно-пространственную композицию сооружения. К прямоугольной, двухэтажной, сильно вытянутой по продольной оси трапезной с востока примыкал возвышающийся над ней трехъярусный столп церкви.

Самой церкви зодчие придали характер, свойственный храмам «иже под колоколы». Семигранный, переходящий вверху в восьмерик столп увенчан барабаном с главой. Нижний, глухой ярус являлся подклетным, средний с окнами в гранях служил церковью, а в третьем — с открытыми арками — висели колокола. Восьмерик звона украшает пояс из рядов поребрика, балясин и нишек, к середине XVI века составляющий уже характерный местный тип декора.

В целом сооружение представляло собой результат смелого эксперимента мастеров, не побоявшихся нарушить прежние «освященные» традиции и пойти по новому, неизвестному пути.

Лишенная в 1930-х годах трапезной, а вместе с ней во многом потерявшая свою уникальность, Успенская церковь одиноко и печально стояла долгие годы в запустении. В начале 1990-х энтузиасты начали первые попытки восстановления ансамбля монастыря. В 2006 году было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Спас-камень на Кубенском озере

Ирина Каретникова-Смоленская

То ли из вод поднялся,
То ли с небес спустился
Твой силуэт, Спас-Камень,
И в сердце моём поселился…
Время остановилось,
Воды разверзлись, и в небо
Горящей свечой устремился
Дух твой высокий, молебный!
Ничего прекраснее этого острова-монастыря нет
Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке, прежде, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь (илл. 65), одна из древнейших монашеских обителей Севера. Разрушенный в середине 1930-х гг., ныне он предстает перед нами лишь в виде храма-колокольни, одиноко возвышающегося среди груды развалин, но все-таки хорошо заметного издалека… Возник Спасо-Каменный монастырь около 1260 г. Его основателем был князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он «посла мужи древоделя и постави церковь древяную», устроив здесь монастырь.
В XV в. процветающая обитель уже имела многочисленные деревянные кельи и трапезную, а церковь была украшена «узорочьем дивным», имела в своем интерьере «чудные иконы и книги». Однако сильный пожар в 1478 г.

превратил в пепел все строения монастыря.
В том же 1478 г. удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной и Заозерьем, начинает сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора и заканчивает его возведение в 1481 г. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов, понеже земля удалела». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь.
Этот собор, построенный в разгар работ по перестройке Московского Кремля, представлял собой обычный по типу для Средней Руси второй половины XV в. крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, поставленный на подклет…

© Copyright: Ирина Каретникова-Смоленская, 2017
Свидетельство о публикации №117032103757

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ирина Каретникова-Смоленская

Рецензии

Написать рецензию

Ириша, я знакома с этим островом еще с юности. Занимались туризмом и один из маршрутов зимой проходил из Устья через остров на село Кубенское (на лыжах). Еще в те времена я была поражена красотой тех мест. Спасибо что храните история и рассказываете читателям!
http://www.stihi.ru/2015/03/13/94
Всего доброго!
Оля.
Ольга Худякова 4 02.08.2017 21:28 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Там замечательная семья хранит этот остров более 30 или 40 лет. Саша умер и похоронен там же. А Надежда с сыновьями продолжают возрождение
Ирина Каретникова-Смоленская 03.08.2017 13:56 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Ирина Каретникова-Смоленская


Ни Спасо-Преображенский собор, ни иконы кисти Дионисия из деисуса Каменного монастыря не сохранились до наших дней.

Северо-западный столб Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря

При великом московском князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – афонский монах Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей, заложил традиции, которые сформировали престиж, авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед. Обстановка в монастыре на крошечном острове способствовала полной отрешенности от мира, углубленности в молитву. По строгому афонскому уставу в монастырь был запрещен вход женщинам, бани были вынесены за его территорию на песчаные отмели. Отмели эти так и называются с тех пор – Банные.

Монастырь преследовали частые пожары. В 1476 году тогда еще деревянная обитель сгорела дотла. Через 2 года, в 1478 году, удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, начинает на острове сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора. Собор достроен в 1481 году. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь.

Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (в Московском, Ростовском, Тверском) в конце XIV и первой половине XV веков на основе древних традиций владимирско-суздальского зодчества.

Несмотря на близость к московской архитектуре, собор Спасо-Каменного монастыря обладал целым рядом особенностей и сыграл огромную роль во всем дальнейшем развитии церковного зодчества Белозерья, во многом определив его главные черты.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря

Собор на Каменном острове был двуглавым. Над юго-восточным углом его основного объема возвышалась еще одна, малая световая глава, отмечавшая придел в дьяконнике (южной апсиде). Такие дополнительные главы над приделами, помещенными в одну из боковых алтарных апсид, позднее становятся одной из характерных особенностей архитектуры Вологодско-Белозерского края, восходя к тем же раннемосковским храмам (например, церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря и второй собор Чудова монастыря с приделом Благовещения в Московском Кремле).

Фасады северного собора несли обильный декор – узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Пояса состояли из поребрика, бегунца, прямоугольных впадин, а также терракотовых рельефных плит (изразцов) и балясин. Эти мотивы хорошо известны по ряду московских храмов того же времени (Духовская церковь (1476–1477) в Троице-Сергиевой Лавре, церковь Ризположения (1485–1486) в Московском Кремле, церковь Рождества (1509) в Старом Симонове). Однако эти декоративные элементы в соборе Спасо-Каменного монастыря образовали свой особый «сплав», который позднее лег в основу местного каменного узорочья, знакомого нам по памятникам Спасо-Прилуцкого монастыря.» (Г.Бочаров, В. Выголов «Спасо-Каменный монастырь»)

Спустя 185 лет в монастыре разразился новый страшный пожар. Сгорела утварь, иконы, ризница, библиотека, выгорели все деревянные постройки, рухнули своды храмов, расплавились колокола. Но это было время экономического расцвета, и обитель быстро восстановилась.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря

24 июля 1774 года монастырь сгорел в третий раз. Виновником стал один из содержавшихся тогда в монастыре ссыльных, объявленный «сумасшедшим». Но это был уже другой исторический период: прошли Петровские реформы, вышел Манифест Екатерины II о секуляризации церковного имущества, земель и крестьян. Обитель была переведена на государственное содержание в третий класс с игуменским настоятельством. Количество монахов не превышало 15-20 человек. При таком положении дел о самостоятельном восстановлении после пожара не могло быть и речи. Поэтому по Указу Святейшего Синода Спасо-Каменный монастырь был упразднен.

26 лет монастырь на острове находился в запустении. Однако в 1801 году по ходатайству и на средства местных купцов и крестьян монастырь был возобновлен. Он превратился бы в типичную провинциальную обитель с богатым прошлым и скромным настоящим, если бы не иное предназначение. Монастырь стал «местом спасения» в буквальном смысле слова – в 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция по линии Императорского Российского Общества спасения на водах.

Снова закрыт Спасо-Каменный монастырь был в июне 1925 года. Настоятелю, иеромонаху Анатолию, и пяти монахам было приказано в ближайшее время найти другое место жительства.

Жилые помещения передали Губотделу народного образования для устройства колонии для малолетних преступников. В июле детей привезли на остров. А в сентябре в монастыре возник новый пожар. Выгорели братско-настоятельский корпус, трапезная и колокольня. Снова рухнули перекрытия, обвалились своды и стены. На Преображенском соборе сгорела кровля. Из пяти глав сохранилась только одна. Колонию для малолетних преступников перевели в другое место.

В 1998 году на южной стороне острова возле частично уцелевшей Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили ее во имя всех вологодских святых. С середины 1999 года областная администрация включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. В настоящее время идет процесс передачи монастыря церкви.

Божественную литургию – первую на острове с 1925 года – отслужил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. На богослужение приехали паломники из Вологды и Москвы. Незадолго до этого дня епископ Максимилиан и игумен Дионисий освятили крест, воздвигнутый на колокольне. Молебен совершался на высоте около 30 метров. Над самым древним на Русском Севере монастырем снова воссиял православный крест.

Сейчас формируется попечительский совет Спасо-Каменного монастыря. Возможно, здесь будет учреждено подворье Спасо-Прилуцкой вологодской обители. Дело Александра Николаевича продолжает его вдова Надежда Александровна. По ее словам, «главная задача реставрации сейчас – сохранить колокольню, которая в любой момент может разрушиться. Колокольня старая, XVI век, разрушения основательные, идут трещины, которые были получены при взрыве и от времени.»

В 2005 году правительство Вологодской области выделило на восстановление монастыря 200 тыс. рублей. Кроме того, восстановление сейчас ведется на благотворительные средства. Hо, как заметила однажды Hадежда Плигина, «появление этих средств, как и погоду на острове, предсказать практически невозможно».

Спас Каменный монастырь на одноименном острове — древнейший на всем Европейском Севере. Он расположен в 500-х километрах к северо-западу от Москвы в Вологодской области на маленьком острове (размером 120×70 метров) в Кубенском озере.

Вдоль южного берега озера проходит древний Кирилло-Белозерский тракт. Почти половину пути виден таинственный силуэт, напоминающий корабль.

В 1260 году здесь спасся от бури Белозерский князь Глеб Василькович. В благодарность Богу князь поставил храм во имя Преображения Спасителя. Таким было начало Спас Каменного монастыря.

В 1925 году монастырь был закрыт и предан запустению. В 1991 году трудами устьянского архитектора Александра Асафова и вологжанина Александра Плагина обитель начала возрождаться.

В настоящее время здесь обустраивается архиерейское подворье «Спас Каменный монастырь» в составе Вологодской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Поможем Спас Каменному монастырю и Господь не оставит нас!

Всем желающим принять участие в богоугодном и спасительном деле восстановления Спас Каменного монастыря и внести свой посильный вклад сообщаем:

Вы можете перечислить любую сумму на расчетный счет через банк или почту (за услугу взимается дополнительно 5% от суммы), или приобрести именной кирпич: пожертвовать на кирпич можно по 100 рублей, 300рублей, 500 рублей и более и получить свидетельство с именем жертвователя.

Наш адрес и банковские реквизиты:

Архиерейское подворье «СПАСО — КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ»
ИНН 3525179378, КПП 352502001, р/с 40703810312000001013
В Вологодском отд. 8638 СБ РФ, БИК 041909644,
кор. сч. 30101810900000000644, Тел./факс: (8172)72-31-04
назначение платежа «Пожертвование на «Именной кирпич». Имена….

Ка́менный (Спас-Ка́мень, Спас-Каменный) — небольшой островок в Кубенском озере размером 82 м с севера на юг и 160 м с запада на восток. Как отмечалось в Журнале Московской Патриархии: «Мал Каменный остров на озере Кубенском: на футбольном поле стандартного размера он спокойно поместится целиком».

Административно относится к Устьянскому сельскому поселениюУсть-Кубенского районаВологодской области. Его история тесно переплетена с историей Спасо-Каменного монастыря, расположенного на этом острове.

Каменным остров назвали из-за очень твёрдой и жёсткой почвы, а также из-за разбросанных по его поверхности валунов, оставленных пропоровшим озёрное ложе ледником. Кроме того каменистые гряды расположены и под водой вблизи острова. Спасом он назван по имени Спасо-Преображенского храма (ныне разрушенного), главного храма монастыря.

В летний межень из понижения уровня воды в озере обнажается рукотворная песчаная коса, связывающая Каменный с соседним Банным островом в дельте реки Кубена.

19 августа 1260 года на берег острова был вынесен попавший в лютую бурю белозерский князьГлеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Остров впрочем не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Созданная князем обитель, названная Спасо-Каменною, с самого-же начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла высокой степени процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

Икона преподобного Иоасафа Каменского с изображением Монастыря. XVIII век

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже лёгкую моторную лодку. Зимой встаёт лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. На крыше настоятельского корпуса установили маяк, а из Петербурга на Спас-Каменный привезли пятитонный колокол, отлитый из гильз, оставшихся после войны 1812 года. С помощью колокола подавали сигнал во время туманов и метелей.

В 1915 году установленный маяк на крыше братской кельи был разрушен огромными льдинами с озера.

В 1925 году монастырь был закрыт советской властью. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания.

В 1931 года на острове был оборудован пост гидрологических наблюдений.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

В результате из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

В 1976 году на острове была открыта первая в своём роде и единственная во всей губернии спасательная станция. Она состояла из 2 маяков и предохранительного поста.

Церковь Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в Спасо-Каменном монастыре. 2016 год

C 1991 года силами энтузиастов во главе с Александром Пилигиным начались работы по восстановлению построек Спасо-Каменного монастыря.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В 2013 году с «большой земли» на остров проложили электрический кабель.

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного – по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХI веках

В 1925 году монастырь был закрыт.

В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *