Спас 03

Спас 03

Спас Нерукотворный (третий, Ореховый Спас) отмечается в память о перенесении нерукотворного образа Иисуса Христа, произошедшем в 944 году.

Когда отмечается Спас Нерукотворный (Ореховый Спас) в 2019 году?

Спас Нерукотворный празднуют 29 августа (16 августа по старому стилю). Он является последним из августовских Спасов, после Медового (который отмечают 14 августа) и Яблочного (19 августа).

Полное название этого церковного праздника – От Едеса перенесение в Константинь град Нерукотвореннаго Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше святаго убруса.

История Праздника перенесения Спаса Нерукотворного

Согласно древнему преданию, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, был болен проказой. Он послал к Иисусу Христу живописца, чтобы тот изобразил Иисуса на полотне, однако художнику это никак не удавалось. Тогда Господь попросил подать ему полотенце, и когда он умылся и отер лицо, на полотенце отпечатался его лик.

Живописец привез властителю Эдессы этот Нерукотворный образ, тот исцелился от своего недуга, после чего стал содействовать распространению христианства.Позднее образ был похищен мусульманами, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

Перенесение нерукотворного образа Иисуса Христа произошло 29 августа 944 года. Тогда по приказу Константина Багрянородного Нерукотворный образ был передан в Константинополь и в честь этого установлено празднество.

Старинная реликвия считается утраченной с 1204 года, когда во время одного их крестовых походов она была украдена и вывезена из Константинополя на корабле, который позднее затонул.

Сложилась традиция изображать этот образ на иконах. Существует два вида икон Спас Нерукотворный, представляющих Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Это единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом.

В западной иконографии известен тип «плат Вероники», где Христос изображается на плате в терновом венце. На Руси сложился особый вид икон Спас Нерукотворный – «Спас Мокрая брада», где борода Христа сходится в один тонкий кончик.

Церковь рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лика Троицы в человеческом образе, а также важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Расскажем о традициях этого православного праздника. На Руси его отмечают уже несколько веков. В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая.

Третий Спас также называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В старину на Холщовый Спас было принято торговать холстами, полотнами.

В этот день в православной церкви также поминают мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах.

Ореховый Спас в 2019 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя.

Официальное церковное название праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.

Традиции и обряды праздника

В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.

Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.

Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.

В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.

>Что можно есть в Ореховый Спас

К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.

>Что нельзя делать в Ореховый Спас

В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.

Приметы и поверья

  • Гроза в этот день – примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький – трудности и разочарование.

Прянишников И.М.

Спасов день на Севере. 1887

Холст, масло. 130 х 215

Справа внизу подпись: И.Прянишниковъ

Приобр. П.М.Третьяковым в 1887 с 15-й передвижной выставки.

Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. 564

Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) — один из талантливых русских художников второй половины XIX столетия. Он был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, которое организовывало выставки не только в Петербурге и Москве, но во многих провинциальных городах России, тем самым, демонстрируя и пропагандируя современное отечественное искусство. Более 20 лет Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, считая главным достоинством живописца умение «одухотворить факт» современной жизни.

Творческий диапазон Прянишникова был достаточно широк. Художник работал в жанре портрета, пейзажа, исполнял картины на военно-исторические темы, выступал в роли иллюстратора. С молодых лет он занимался церковными росписями, участвовал в оформлении храма Христа Спасителя в Москве в 1870-е гг.

Но главный интерес на протяжении 40-летней художественной деятельности был сосредоточен в области бытового жанра.

В 1880-е гг. Прянишников много путешествовал по Северу России, мало изученному в то время краю. Многие художники ценили в нем не только величественную красоту природы, но в особенности патриархальность бытового уклада, верность старине и традиции. В эти годы активизируются исторические, археологические, этнографические, филологические исследования с целью воссоздания подлинности русского народного характера, обычаев, нравов и образа жизни. Свойственная художественной культуре и искусству в 1880-е гг. увлеченность поиском национального своеобразия русской деревни оказалась тесно связана с религиозной, церковно-обрядовой и патриархальной стороной народной жизни, которая по-своему преломилось в творчестве Прянишникова.

Именно с русского Севера художник привозит замыслы многих своих жанровых произведений. В 1880-1890-е гг. в его искусстве возникают полотна большого размера. Низкий горизонт открывал возможности широкого показа многолюдной народной массы на фоне суровой, даже летом, природы. Художник стремился объединить в общем действии праздников различные типы и характеры русской деревни. Среди произведений этого времени особое место занимает «Спасов день на Севере».

Земледельческие праздники испокон веков составляли важную часть жизни крестьян у всех народов. Они в первую очередь основаны на религиозных верованиях и национальных обычаях. До утверждения христианства на Руси довольно сильной была языческо-славянская традиция, связанная с природным годовым циклом сельских работ. Постепенно эта старинная традиция трансформировалась. Покровителями земледельческих работ стали святые Православной Церкви, а годовой календарь оказался привязан к церковному литургическому календарю.

Для церковно-православной жизни чрезвычайно важен литургический год. В центре него находится Пасха – праздник праздников. Среди православных праздников главными почитаются двенадцать праздников (Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и тд.), есть также праздники великие (день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы) и множество других торжественных праздников.

По церковному уставу Спасов день – праздник Господний – отмечался 1 августа по старому стилю. Это первый день осени и начало осеннего поста (по старому стилю). С этого дня начинался первый торжественный посев. Этот день также называли Первым или Медовым Спасом, потому что с 1 августа можно было вкушать мед, который прежде в этот день освящался в церкви. Особой торжественностью Первый Спас не выделялся в отличие от Второго Спаса или Праздника Преображения Господня, который относили к главным двунадесятым православным праздникам. Этот праздник называли еще и Яблочным Спасом. До него по правилам запрещалось вкушать яблоки. Именно в яблоках до Второго Спаса видели соблазн, им придавали смысл библейского плода познания Добра и Зла, и почитали грехом, если кто ел яблоки до 6 августа по старому стилю. На Яблочный Спас в церквях освящали разные плоды и яблоки, и груши, и виноград, которые приносили в корзинах.

1 августа в церквях праздновали Происхождение честного и животворящего Креста – праздник, установленный в XII веке Константинопольским Патриархом в Византии и митрополитом Киевским на Руси. В воспоминание крестной силы, вооружившись которой и византийские, и русские воины победили язычников, установили в первый день августа износить священнику из алтаря честный Крест, полагать его среди церкви для поклонения, кроме того, повелели совершать в этот день освящение воды. Честной Крест торжественно вместе со святыми иконами выносился из алтаря крестным ходом на реки, источники и колодцы. В северных губерниях после Водосвятия купали детей, причем снятые с младенцев рубашки оставляли в воде и надевали новые. Также купали лошадей, чтобы они были крепче и здоровее.

На картине И.М.Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.

На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.

Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка»

Юденкова Т.В. ст.науч. сотр. ГТГ

кандидат искусствоведения

Картины Иллариона Михайловича Прянишникова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *