Спам УК РФ

Спам УК РФ

Когда рекламные звонки законны, а когда — незаконны

Первый вопрос, который каждый из нас задает звонящему: «Откуда вы узнали мой номер (имя и (или) другие персональные данные)»? На этот вопрос звонящие обычно не дают вразумительного ответа, поэтому (как обычно) попробуем разобраться самостоятельно.

Рекламные звонки на ваш телефон (как и смс) являются законными только при условии Вы дали согласие на получение такой рекламы, что прямо предусмотрено статьей 18 Закона «О рекламе» и статьей 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Чаще всего такое согласие распространители рекламы получают при оформлении анкеты на выдачу различных карт скидок, бонусных или клубных карт, а также на различных сайтах.

Если пункт о вашем согласи на получение рекламных рассылок напечатан мелким шрифтом, то такое согласие не признается законным.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Если вы не давали согласия на получение рекламных звонков или отказались от ее получения и не давали согласие на обработку своих персональных данных, то такие звонки незаконны дважды, т.к. нарушают требования:

  • статьи 18 Закона «О рекламе» (за соблюдением которой следит ФАС)

  • статьи 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (за соблюдением которой следит Роскомнадзор).

Не смотря на это, ни ФАС, ни Роскомнадзор не спешит бороться с незаконной рекламой, оставляя нас наедине с этой проблемой.

Бороться с рекламными звонками можно следующими способами:

Способы борьбы с рекламой по телефону

Способы борьбы с рекламой по телефону такие же, как и с СМС — спамом, с той лишь разницей, что:

  • к вашему оператору связи обращаться бесполезно;

  • в этом случае обращаться с жалобой необходимо не в ФАС, а в Роскомнадзор, т.к. согласно статье 23 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» именно он осуществляет контроль и надзор за соблюдением этого закона;

  • для автоматической блокировки входящих звонков есть программы для смартфонов (мне, к примеру, нравится программа «Не бери трубку»).

При этом надо учитывать и некоторые особенности:

  • в отличие от СМС спама при обзвоне происходит общение с живым человеком — рекламораспространителем;

  • обычно рекламные звонки неожиданны, поэтому в результате рекламного звонка у нас на руках остается лишь номер телефона, с которого звонили.

Поэтому не будем повторяться в ранее изложенных способах борьбы с СМС — спамом, а дополним эти способы примерным перечнем вопросов, которые надо задать распространителю рекламы с учетом того, что звонящие нарушают не только Закон «О рекламе», но и требования Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (за что статьей 13.11 КоАП предусмотрена административная ответственность). Для этого спрашием:

  • откуда у него ваш номер телефона;

  • какая организация предоставила информацию о Вас;

  • есть ли у звонящего документы с Вашей подписью, подтверждающие Ваше согласие на получение рекламы на этот номер;

  • наименование, юридический адрес, ИНН, ОГРН организации, в которой работает звонящий, его фамилию, имя, отчество и должность.

  • Здесь надо отметить следующее: для того, чтобы избежать звания оператора персональных данных (уйдя таким образом от всех сложностей, связанных с исполнением требований Закона № 152-ФЗ), зачастую заказчики рекламы передают функции по обзвону потенциальных клиентов третьим лицам (хотя звонящие и представляются работниками той организации, услуги которой они рекламируют. Так автору неоднократно раздавались звонки с телефона 383-14-81 и звонящие представлялись службой качества интернет-провайдера «Скайнет», начиная разговор с того, что в моем доме компания Скайнет предоставляет услуги интернет доступа и называя при этом как номер дома, так и другие мои персональные данные. Обратившись к провайдеру напрямую представители компании пояснили, что им (якобы) не известно — кто звонил, а указанный номер телефона не принадлежит провайдеру). В связи с этим не лишним будет спросить сведения о заказчике рекламы и основаниях предоставления услуг обзвона (дата и номер договора).

Псоле чего требуем:

  • прекратить распространение рекламы на данный номер в связи с тем (даже если Ваши персональные данные были получены законно — это прямо предусмотрено статьей 9 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»);

  • удалить все Ваши персональные данные из всех баз данных звонящего (статья 20 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»);

  • направить Вам письменное подтвердждение о том, что все Ваши персональные данные удалены из всех баз данных распространителя рекламы (статья 21 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Изложенные вопросы помогут Вам составить предметную жалобу в Роскомнадзор и повысит получение желаемого результата ее рассмотрения.

Обращение с жалобой в Роскомнадзор

Если вы не давали согласия на получение рекламных звонков или отказались от ее получения и не давали согласие на обработку своих персональных данных, то такие звонки незаконны дважды, т.к. нарушают требования:

  • статьи 18 Закона «О рекламе» (за соблюдением которой следит ФАС)

  • статьи 15 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (за соблюдением которой следит Роскомнадзор),

поэтому Вы вправе обратиться с жалобой в:

  • Федеральную антимонопольную службу России, которая осуществляет надзор и контроль соблюдения законодательства о рекламе

  • и (или)

  • Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), т.к. именно этот гос. орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты персональных данных.

Жалобу можно направить через сайт Роскомнадзора (максимальное количество символов в – 2 000).

Составить жалобу Вам помогут следующие материалы:

Если Роскомнадзор установит нарушение, то сможет привлечь виновное лицо по статье 13.11 КоАП за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Является ли номер телефона персональными данными абонента?

Один из часто возникаемых вопросов является вопрос о том, является ли номер телефона персональными данными?

Ответ на этот вопрос дает статья 3 Закона № 152-ФЗ, согласно которому персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Следовательно, данные о номере телефона являются персональными, т.к. на основании номера телефона можно определить конкретное физическое лицо.

Данный вывод подтверждает:

  • судебная практика, обосновывая это тем, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, в том числе номер мобильного телефона, если эта информация позволяет идентифицировать личность (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29.09.2015 по делу N 33-9241/2015);

  • Роскомнадзор, который в своем Письме от 20.01.2017 № 08АП-6054 подчеркнул: принцип идентификации физического лица по фамилии, имени, отчеству из всего массива информации не является единственно возможным критерием отнесения обработанных сведений к персональным данным;

  • Минкомсвязи России, который в своем Письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснил, что:

    • абонентский номер или адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Например, абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных;

    • к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента — юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Статья написана и размещена 27 февраля 2015 года. Дополнена — 06.05.2017, 26.07.2017, 02.03.2018

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

2 часть: «СПАМ — уголовно наказуемое деяние»

Незнание законов не освобождает
от ответственности за их нарушение.

Определение 2. СПАМ — уголовно-наказуемое деяние.

Обоснование 2. Многие считают, что в УК РФ нет статьи запрещающей СПАМ, а, следовательно, СПАМеры «вне закона». Мало того, во множестве СПАМ-рассылок существует приписка: «Ваш электронный адрес был взят из открытых источников. Данная рассылка осуществлена в соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ». Все это легко опровергается…

Начнем с Конституции РФ (пока мы будем вести речь только о субъектах, которые попадают под юрисдикцию РФ).

Да, такая статья есть и в ней сказано, что каждый гражданин имеет право получать и распространять информацию. Очень хорошая статья, не было бы ее, не было бы и Рунета. Но не надо путать Божий дар с яичницей. Мы ведем речь о СПАМе, а не о свободе слова.

Теперь о том, что подразумевают СПАМеры под понятиями «открытый источник». Конечно, это сайт, на котором помещен E-mail. Это тоже понятно. Понятно и то, что каждый сайт имеет два входа: «Парадный» (URL), через который вход разрешен всем и «Служебный» — (FTP и др.), куда доступ имеют только владельцы сайтов и доверенные лица. Для того, чтобы попасть на сайт со «Служебного входа», надо знать логин и пароль.

Гипотетическая ситуация. Музей. Порядочные посетители пользуются «парадным» входом, перемещаются по залам, знакомятся с экспонатами, оставляют записи в «Гостевой книге», обмениваются впечатлениями, благодарят руководство и уходят. Все чинно, благородно, прилично. Но если появляется «нехороший человек», ночью, тайно, с черного хода проникает в музей и начинает творить безобразие: меняет местами экспонаты, вместо выставленных картин вешает свою мазню, на стенах пишет «нехорошие слова» и т.п. Показывать посетителям такое откровенное безобразие нельзя — музей, до наведения порядка, закрывается. Полная аналогия с сайтом.

Теперь другая аналогия. E-mail на сайте показываются открыто («открытый источник» в деформированном понятии СПАМеров). Экспонаты в музее тоже выставляются на всеобщее обозрение, но их нельзя унести с собой, поскольку это воровство (присвоение чужой собственности). Так вот, E-mail — это тоже собственность, его нельзя, без разрешения владельца, взять с сайта и использовать для преступных деяний: СПАМ-рассылок, занесения в базы данных, тиражировать, распространять, продавать. Таким образом, никаких «открытых источников» в природе не существует. Все, что находится на сайте, является собственностью владельца (как сам музей и его экспонаты) и взятие любого элемента, находящегося на сайте (тексты, картинки, адреса и пр.), без разрешения владельца — это воровство и попадет под действие ст.272 УК «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

Статья 272 УК защищает право владельца на неприкосновенность информации.

Преступное деяние, ответственность за которое предусмотрено ст.272 состоит в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, который всегда носит характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении на сайт или другую компьютерную систему путем использования специальных технических или программных средств позволяющих преодолеть установленные системы защиты; незаконного применения действующих паролей или маскировка под видом законного пользователя для проникновения в компьютер; хищения информации.

Сначала следует сказать, что является правомерным доступом к информации. Это определение дал Дмитрий Владимирович Чепчугов, начальник Управления «Р» ГУВД Москвы (материалы пресс-конференции на тему: «Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Мошенничество в Интернете». 24 мая 2001 года).

Определение 3. Доступ является правомерным, если вы как правообладатель, собственник информации или системы разрешаете доступ другим лицам.

Определение 4. Неправомерным является доступ, если лицо не имеет права на доступ к данной информации, либо имеет право на доступ, но осуществляет его помимо установленного порядка.

Неправомерный доступ к компьютерной информации во всех случаях является умышленным. Совершая это преступление, лицо сознает, что неправомерно вторгается в компьютерную систему, предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий, желает и сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Иначе говоря, с субъективной стороны преступление характеризуется наличием прямого умысла (осознание неправомерного доступа, предвидение наступления вредных последствий и желание их наступления) или косвенного умысла (осознание неправомерного доступа, предвидение наступления вредных последствий и сознательное допущение их наступления либо безразличное отношение к наступлению последствий).

Мотивы и цели данного преступления могут быть любыми. Об этом мы уже говорили и не раз вернемся.

Следует отметить правильность действий законодателя, исключившего мотив и цель как необходимый признак указанного преступления, что позволяет применять ст.272 УК к всевозможным компьютерным посягательствам, в том числе и ко всем деяниям связанных со СПАМом.

Статья состоит из двух частей. В первой части наиболее серьезное воздействие к преступнику состоит в лишении свободы до двух лет.

Часть вторая ст.272 предусматривает в качестве признаков, усиливающих уголовную ответственность, совершение его группой лиц либо с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к информационной вычислительной системе и допускает вынесение приговора с лишением свободы до пяти лет.

Пример предложения: База «Бизнес-инфо Москва» информация по физическим, юридическим лицам и предприятиям Москвы. Включает себя ФИО руководителя с полной информацией о нем, адрес, телефон, замечания из ГНИ, и др… Цена 1000 р. (3 CD)

Просто прямой путь на нары.

И в заключение. Рекомендуем владельцам сайтов на видном месте размещать следующее предупреждение: «Руководство проекта запрещает использовать адреса E-mail, находящиеся на сайте, для нелицензионных массовых рассылок (СПАМа) и занесения их в базы данных. Нарушители будут привлекаться к ответственности в соответствии со ст.272 УК РФ».

Для чего это нужно, когда и без этого предупреждения статья действует? Хотя бы для того, чтобы знали, что это делать нельзя. Мы привыкли к предупреждениям в музеях: «Руками не трогать!».

Маленькая, но существенная деталь. Благодаря этому предупреждению Ваши юристы в суде будут иметь дополнительный козырь, который адвокаты обвиняемого «побить» не смогут.

Некоторые возразят, что для сбора адресов используют программы, которые это сообщение просто проигнорируют. Согласен. Программе все равно, она ответственности нести не будет, а СПАМер (распространитель баз данных) свое получит.

Вывод.

В действующем законодательстве есть все необходимое для того, чтобы привлечь СПАМера к уголовной ответственности. Так пользуйтесь этим…

Звонки и сообщения на мобильный из салонов красоты, банков и фитнес-клубов стали привычным делом, а последний «тренд» у телефонных спамеров – «пропущенный звонок» с незнакомого номера, когда вы перезваниваете и попадаете на автоответчик с рекламой. Мало того, что «продажники» ежедневно зазывают опробовать новую процедуру в салоне или названивают из банка с предложением кредитки, так еще ваши личные данные попадают в открытые базы и могут быть использованы мошенниками.

Откуда берется мобильный спам, и как бороться с телефонными атаками, РИАМО рассказали специалисты.

«Газовая фея» и «Кровавая Мери»: как защитить ребенка от интернет‑спама>>

Холодные звонки

© Фото, сайт pda.diary.ru

«Холодные звонки» – это западная техника продаж, когда обзвон потенциальных клиентов проводится без предварительной договоренности. В России этот метод также широко распространен и в основном используется недобросовестными компаниями, которые хотят продать продукт сомнительного качества.

Как отмечает директор психологического центра «Ателье счастья» Наталья Вяткина, основная аудитория для «холодных звонков» – женщины и пенсионеры, так как с психологической точки зрения они более уязвимы.

Продажники используют определенные психологические приемы, которые направлены на то, чтобы вызвать доверие, продолжить разговор как можно дольше и в итоге заставить человека приобрести товар, даже если он не нужен.

«Звонящий может даже называть вас по имени или сказать, что ваш телефон дал кто-то из ваших друзей. Нужно четко осознавать, что, если вы не давали свои контакты непосредственно звонящему, вероятность того, что вас обманут, продадут некачественный продукт или услугу, стремится к 100%», — предупреждает эксперт.

Психолог напоминает, что ничего «бесплатного» в таком «агрессивном» маркетинге быть не может, будь то пробный сеанс массажа или тестирование прибора «от всех болезней».

Продажники владеют рядом психологических приемов для успешного убеждения собеседника, подтверждает генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский.

«Зачастую представители этой категории продажников начинают разговор так, что не сразу понятно, что вам пытаются навязать покупку того, что вам не нужно. Они завязывают беседу, как добрые знакомые, и предлагают поучаствовать в уникальной акции, которая может показаться вам очень привлекательной», — объясняет юрист.

По его опыту, количество таких холодных звонков одному абоненту может достигать 10—12 в день.

Гаджеты‑убийцы: несчастные случаи с мобильными устройствами>>

Открытые данные

По словам адвоката Елены Юловой, уже сам факт владения личными данными абонента, к которым относятся фамилия, имя, отчество и номер телефона, и использование их без его согласия – противозаконен.

«Статья 7 закона «О персональных данных» указывает на то, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных», — отмечает Юлова.

По ее словам, за нарушение конфиденциальности персональных данных предусмотрены штрафы, которые составляют для физлиц от 300 до 500 рублей, для должностных лиц – от 500 до 1000 рублей, для юридических лиц – от 5000 до 10 000 рублей. За указанные нарушения законом также предусмотрено возмещение морального вреда.

Однако сегодня получить эту информацию нетрудно. Причем нет необходимости покупать базу контактов для обзвона – их можно получить из открытых источников.

«Налоговая служба стала размещать телефоны директоров компаний в публичном доступе. Совершенно бесплатно любой человек может зайти на сайт и скачать данные компаний, которые недавно зарегистрировались, получить реальные телефонные номера», — поясняет Алексей Петропольский.

Заложники телефонов: способны ли современные люди отказаться от мобильного>>

Обращение в УФАС

В ряде стран такая техника продаж запрещена законом. В российском законодательстве также есть управа на недобросовестных продажников, хотя напрямую их деятельность и не запрещена.

«Для защиты своих интересов нужно грамотно использовать набор инструментов, который позволит в рамках действующего законодательства наказать виновных», — говорит адвокат Глеб Плесовских.

По словам эксперта, согласно статье 18 федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение.

«Наказать распространителя рекламы за единичный случай предложения своих услуг весьма проблематично, однако если нежелательная SMS-рассылка или звонки продолжатся – для этого появляются все основания», – отмечает адвокат.

Он советует обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), направив письменное обращение в местное управление. Для этого необходимо запросить у своего оператора связи выписку о входящих звонках и сообщениях.

«В обращении должна быть указана дата и время поступления нежелательных звонков, а также отмечен тот факт, что вы не давали согласия на получение рекламной информации от данного поставщика услуг. Готовое обращение с приложением можно направить в УФАС как посредствам обычной почты, так и непосредственно на интернет-сайте службы», — уточнил Плесовских.

Если факт недобросовестной рекламы подтвердится, ответчик должен будет немедленно удалить ваши данные из базы, а в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КОАП РФ, может и заплатить штраф – в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Порядочный юзер: как правильно вести себя в социальных сетях>>

Разговоры записываются

Также, чтобы прекратить надоедливую рекламу на мобильном, можно обратиться в полицию, прокуратуру по месту жительства, в подразделение Роскомнадзора, предоставив в качестве доказательств записанный телефонный разговор и номер, с которого поступил звонок.

При этом подготовка обращений в соответствующие органы или в суд, сбор доказательств занимает время, а звонки от назойливых продажников могут продолжаться. При это ругаться с ними и угрожать судом чаще всего бесполезно.

По словам Юловой, самое действенное – это сразу же отключить звонок и внести номер в «черный список».

Психолог Наталья Вяткина также советует прекратить разговор как можно раньше и не «церемониться».

«Не бойтесь показаться невежливым: человек, который без вашего разрешения звонит вам на ваш личный телефон с целью наживы, априори нарушает правила приличия и нормы морали. Нужно сказать: «Я не давал вам свой телефон – прошу вас не звонить мне больше»!», — заключила она.

«Как только вы понимаете, что вас пытаются «развести», немедленно скажите, что вы не давали согласие на обработку персональных данных. Скорее всего, на том конце сразу положат трубку», — советует юрист Алексей Петропольский.

Затем можно запросить у мобильного оператора информацию, откуда вам позвонили, и как можно скорее написать заявление в полицию о незаконном использовании персональной информации, заключил эксперт.

Психолог: «Интернет-зависимость — когда испытываешь ломку в кафе без Wi-Fi»>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *