Сотериологизм в философии

Сотериологизм в философии

Общая характеристика философии Средневековья

Несмотря на идеалистический характер всей средневековой философии, в ней продолжалось противоборство линий Платона и Демокрита, хотя оно и облекалось чаще всего в логические термины. Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника номиналистической критики онтологизма универсалий была использована Беркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм. Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э. Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей.

1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание.


2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга.

3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции.

4. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма.

Основными принципами философии Средневековья являются:

теоцентризм — центром мира является Бог. Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии.

2. монотеизм- единобожие

3. теодицея- оправдание бога-творца в наличие зла на земле.

4. супранатурализм — все в мире имеет сверхъестественную природу

5. сотериологизм- ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души

6. ревеляционизм -принцип богооткровенности

7. креационизм- сотворение мира Богом из ничего. Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

8. антропоцентризм- человек есть центр Вселенной, венец творения Бога

9. провиденциализм- божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека. Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

10. эсхатология- учение о конце мира.

11. символизм- нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства

12. экзегез- толкование религиозных текстов

13. герменевтика- толкование любых текстов.

Периодизация Средневековой философии

Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.

Патристика (II-VI век н.э.)

Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период (до середины II века) — время деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века — начало IV) — Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

3) Зрелая патристика(IV-VI) — Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика(VII-XIV)

Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога — он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» — «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Рассматриваемый спор между номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.

Спор номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Сотерирлогия и био-мораль буддизма, христианства и ислама: общее и особенное.

Сотериоло́гия(греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение, слово) — богословское

учение об искуплении и спасении человека, является частью догматического богословия.

Мораль и религия — мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу.

Мировые религии возникли на рубеже нашей эры более 2000 лет назад.

Буддизм в середине 1-го тысячелетия н.э – это религия многобожия или религия язычников. Будда – просветлённый

Христианство и Ислам возникли соответственно 2000 лет назад в 631 г. в V|| в н.э.

Главные авторитеты мировых религий – это священные писания и труды геологов.

В Буддизме – это «Трипитока» (три корзины), в т.ч «Духаммалада»

В Христианстве – Ветхий Завет, Новый Завет, Библия Лука, Марк, Мотвей.

В Исламе – это Коран, Сунна (жизнеописание пророка Муххамеда)

Религиозная био-мораль – совокупность нравственных норм в поведении верующих в отношении к живой природе.

Общая норма для всех мировых религиях – это милосердие по отношению к нищим, больным, животным, растениям.

Главное отличие буддизмаот христианства и ислама — это его приспособляемость к культуре народа, где он распространяется. Так, например, китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно один миллион. Число же мирян — последователей буддизма — определить просто невозможно.

Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма больше чтут других будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего — Майтрейю, а в странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца. В позднем буддизме появляется учение об Ади-будде — Изначальном будде, воплотившем сущность всех будд.

В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих — сангха.

Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам — это их обязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Поэтому идеал мученика становится в христианской этике со временем центральным.

Христианство расподается на ряд направлений (православие, католицизм, протестанство и др.), каждое из которых имеет ряд своих особенностей. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание.

Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того — папские послания и постановления. Католическое вероучение, как и Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных — квасным). В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.
История протестантства по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

Суть протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства — священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы. Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Что такое сотериология

Сотериология /греч./ – учение о спасении.

Мы все часто слышим слова о том, что Господь Иисус Христос является нашим Спасителем, что Он искупил нас. Но что именно означают эти слова?

Сам термин «Искупление» /литросис, греч./ в переводе означает сумму денег, уплата которой даёт рабу освобождение, а приговорённому к

смертной казни – жизнь.

Свидетельства Священного Писания:

Мф 5.48: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Ин.17.21: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас

едино – да уверует мир, что Ты послал Меня.

Ин.14.20: В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас.

Кол 1.26-29: …Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей

для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости,

чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе.

Кратко изложить сущность нашего искупления и спасения можно так: человек призван познать свою греховность, понять, что избавить от греха

может только Бог, смириться перед Богом и ближними, а Господь в Свою очередь именно смиренным даёт благодать для борьбы с грехом. Но

Господь хочет не просто сделать нас безгрешными, он «безрассудно» любит человека и всем своим существом «жаждет» быть в теснейшем

единстве с каждым из нас. Соединившись с человеческой природой во Христе, Бог дал нам возможность, приобщаясь ко Христу, быть в единстве с

Божеством. Вот к достижению этого единения призывает нас христианство, и именно для этого мы должны стремиться к духовному

совершенству. Нравственные качества человека при этом становятся не целью, а лишь условием, при котором возможно ожидаемое единение. Как

и посты, молитвы и другие церковные предписания. При этом каждый человек должен сам, осознанно и свободно избрать этот путь ко спасению.

Искупление человека Православие понимает как исцеление человеческой природы от первородного греха. Господь Иисус Христос исцелил в Себе

нашу человеческую сущность. Исцелил её через послушание Отцу, страдания и Крестную смерть. Показал путь, идя которым каждый может достичь

состояния святости, то есть – неподвластности греховным порывам и единству с Троичным Божеством. Только свободный выбор человека

определяет его религиозные устремления и как следствие – участь души в вечной жизни.

Это важно уяснить, так как Господь не является кодексом

уголовных предписаний. Он есть Любовь, и не будет автоматически посылать в ад души, которые делали что-то греховное, но не понимали этого.

То же и с добродетелями. Если человек просто по характеру живёт скромно и по-доброму, то это ещё не проявление любви к Богу и желания быть в

единстве с Ним. Свободное осознание необходимости достигать единения с Богом – вот импульс, с которого начинается спасение /=обожение/

человека, достижение им святости. И к этому призваны все христиане.

И если искупление и исцеление человека свершилось во время Страданий Христовых, то свидетельством о действительном исцелении

человеческой природы во Христе становится Его Воскресение. Телесным восстанием из мёртвых Господь свидетельствует, что Его человеческая

природа получила искупление /то есть по-гречески – была приговорена к смерти, но получила жизнь/. Воскресение Христово – центр христианства,

потому что без него учение Христа осталось бы только словами, только призывом к слепой вере. Воскресение тела Христа доказывает, что

искупление человека произошло на самом деле, реально осуществилось. Сравним это с вероучениями других религий. Получим: только Личность

Христа – это Богочеловечская Личность, только Он может приобщающихся Ему сделать причастниками Бога. Вероучения всех религий

лишь говорят о возможности познания Бога и достижения состояния безгрешности, христианство – настаивает на том, что Церковь даёт

возможность быть с Богом тем, кто причастен Богочеловеку Христу.

И ещё. Бог есть Любовь. Он хочет, чтобы все люди спаслись. Мог ли Он одним лишь Своим всесильным желанием искупить человека, по крайней

мере тех, кто свободно готов поверить в Него? Мог, потому что Бог всесилен. Для чего тогда понадобилась эта душепереворачивающая история с

муками и жуткой смертью Христа? Только лишь для того, чтобы укорить грешников: мол, смотрите, до чего доводят ваши грехи!?

Не только. Бог есть Любовь Всесовершенная. Любовь деятельная, прогрессирующая в том смысле, что Она постоянно направлена на спасение

человека. И Бог не останавливается на Своём желании спасти людей от греха. Он показывает, КАК Он любит. Воплощение Христа, Его страдания и

смерть – свидетельство того, что для нашего спасения Бог ГОТОВ ПОЙТИ НА ВСЁ. Даже на муки, страдания и смерть. И даже в ад. Жертва Христова

– этореализация чувства любви, которую Бог испытывает к Своему творению.

Отрицание сектантами или Боговоплощения, или действенности Христовых страданий, или истинности Его Воскресения – это кощунственное

непонимание сущности Божественной Любви и по сути – отрицание формулы ап. Иоанна Богослова «Бог есть Любовь» /1 Ин.4.16/.

Архиеп. Сергий: С православной точки зрения, сущность, смысл и последняя цель спасения человека состоит в избавлении его от греха и в

даровании ему вечной святой жизни в общении с Богом. (Архиеп. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Издательский отдел

МП, М.1991, с. 159).

Архиеп. Сергий: Главное в вопросе о спасении полагается священными писателями в грехе в самом себе, даже независимо от его последствий.

Страдание не есть зло для человека – злом является грех; от него желали избавиться люди Ветхого Завета; свободу от него проповедовал

Христос с апостолами в Новом /…/ Если жизненная цель человека не самоуслаждение, не личное счастье, а святость ради Святого Господа, тогда и

злом для него будет не отсутствие личного счастья, не страдание, а отсутствие святости, греховная враждебность по отношению к Богу и Его

святому Царству. (там же, с. 156).

Св. Иустин Философ: Христос искупил нас, погружённых в тягчайшие грехи, соделанные нами, через Своё распятие на дереве и через освящение

нас водою и соделал домом молитвы и поклонения. (Разговор с Трифоном иудеем, 86).

Свт. Афанасий Великий: Так как естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный

соделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было

причиной вочеловечения. (Толкование на псалмы. Творения, т.4, Изд. Валаамского монастыря, 1994, с. 152).

Архиеп. Сергий: Спасение каждого отдельного человека, по православному учению, является не событием, происходящим в Божественном только

сознании, не делом правового вменения, по которому бы Господь присуждал человеку ту или другую участь на основании каких-нибудь внешних

обстоятельств, то есть на основании или заслуги Христа или собственных заслуг человека. Спасение необходимо посредствуется переходом

человека от греха и себялюбия в царство добра и любви, которое предвкушается человеком здесь, во всей же полноте будет наследовано в

будущем веке. Переход этот начинается в крещении, когда человек силою Божией утверждается в своём решении быть истинным христианином,

продолжается в виде естественного свободно-благодатного развития положенного семени вечной жизни после крещения и завершается

вступлением человека туда, куда он себя при помощи данных ему средств приготовил, к чему развил в себе восприимчивость, то есть в небесное

царство света, истины и любви. Человек «поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им» (Прп. Макарий Егип.). (Цит. соч., с. 216-217).

А.И. Осипов: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2.26). Существо этой мысли состоит, конечно, не в том, что человек делами

«зарабатывает» себе Духа Святого, а в том, что приобщение к Богу возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в

различных видах подвига. Сила веры обнаруживается в силе подвига, хотя сам по себе подвиг далеко не всегда является показателем истинной

ревности христианина, ибо весьма многие так называемые добрые дела, даже у христиан, проистекают не из стремления к исполнению заповеди о

любви к Богу и ближнему, а из совершенно иных мотивов. Но основное, что происходит при духовном росте человека – это внутреннее изменение

по образу Христа, и, отсюда, его инаковость по сравнению с «образом мира сего» (1 Кор.7.31). (Путь разума в поисках истины. М. 1999, с. 251).

Еп. Иларион: Воплотившийся Христос, желая во всём уподобиться нам, проходит не только через всякий возраст, но и через все возможные виды

страдания вплоть до богооставленности, которая является наивысшим страданием человеческой души. Крик Спасителя на кресте «Боже Мой!

Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27.46) есть кульминация Его Голгофского страдания/…/ Во Христе осуществляется единение Бога с

человеком /…/ Во Христе обновляется и воссозидается человек /…/ Во Христе достигается цель существования человека – приобщение к Богу,

соединение с Богом, обожение. /…/ Преподобный Максим называет Бога «желающим спасения и алчущим обожения» людей. По Своей безмерной

любви к человеку Христос взошёл на Голгофу и претерпел Крестную смерть, которая примирила и воссоединила человека с Богом. (Епископ

Иларион (Алфеев). Таинство веры. С. 117-119).

Итог: искупление, совершённое Христом – это исцеление человеческого естества от первородного греха. Это исцеление осуществилось во Христе

благодаря соединению Божества с человечеством и через Крестные страдания Спасителя. Воскресение Христово – доказательство того, что

человеческая природа Христа больше не подвержена греховной порче и соответственно не подчиняется законам греха, один из которых –

смертность. Человек призван к вечному единению с Богом, именно это и только это – единственная цель существования человека, имеющая смысл.

Для достижения этого единения Господь дал все необходимые средства. Их хранит и преподаёт Церковь Христова.

АЛЬФА И ОМЕГА первая и последняя буквы греч. алфавита, символика

АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)

«АРЕОПАГИТИКИ» собрание богословских текстов на греческом языке, приписывавшееся святому Дионисию Ареопагиту

АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 — 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)

БОГ

БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ богословская формула

БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам

БОГОЯВЛЕНИЕ 1) богосл. понятие 2) праздник, иконография 3) в Свящ. Писании

БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 — 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.)

БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (1871- 1944), прот., экономист, философ, богослов

ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ произведение неизвестного автора (II в.), адресованное христ. общине

ВАСИЛИЙ († после 468), архиеп. Селевкии Исаврийской, церковный писатель

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 — 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа

ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ четверг Страстной седмицы

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Вознесение Иисуса Христа на небо — одно из главных событий Священной истории

ВОИПОСТАСНОЕ термин, используемый в правосл. богословии

ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого

ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой

ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ см. Воплощение

ВРЕМЯ обозначает течение, длительность и последовательность событий

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа

ГРИГОРИЙ (331/5 — ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 — 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. — в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 — 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 — 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы

ДИДИМ СЛЕПЕЦ Дидим Слепец (313 — ок. 398), христ. писатель, богослов, экзегет

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (ок.

345 — ок. 399), монах, аскетический писатель, богослов

ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

ЕВЛОГИЙ I († 607/8), патриарх Александрийский, свт. (пам. 13 февр.)

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ одно из сочинений, составляющих корпус Посланий св. ап. Павла и входящих в канон НЗ

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 — 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая)

ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ одно из посланий ап. Павла, входящее в канон Нового Завета

ЕФРЕМ патриарх Антиохийский, свт. (пам. 8 июня)

ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.)

ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение

ИЛАРИЙ (ок. 315 — 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви

ИОАНН ДАМАСКИН отец и учитель Церкви, прп. (пам. 4 дек.)

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. — 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 — 404), отец и учитель Церкви

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. — 407), еп. К-польский (398 — 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества

ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)

ИСААК СИРИН еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений, прп. (пам. 28 янв.)

ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы)

ИСКУПЛЕНИЕ один из основных догматов христианства

1 | 2 | След.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *