Соляной столп жена лота

Соляной столп жена лота

Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть V. Мёртвое море — замки в пустыне

— Сюда арабские мужчины любят привозить своих жён и показывать им, что их ждёт, если они не будут послушными, — Самер, наш смешливый гид, по своему обычаю балагурит. Над смотровой площадкой корявым силуэтом чернеет высокая скала. Это и есть тот соляной столп, в который, по преданию, превратилась жена Лота.

Иордания христианская. Мёртвое море

Дорога №90 — шоссе, ведущее с севера на юг, проложено по берегу Мёртвого моря. Именно у южной его оконечности, как предполагают археологи, располагались библейские Содом и Гоморра.

«Паломничество в Содом и Гоморру» — это звучало бы слишком сильно. Нет, конечно, не паломничество, но поездка по библейским местам — так можно было бы назвать наше сегодняшнее путешествие. Мы стоим на месте, где праведный Лот спасался с семьёй от грядущего Божьего наказания, и история погибших городов, обычно такая умозрительная и отвлечённая, на глазах оживает.

Мёртвое море

— Вот, где-то здесь они могли быть, Содом и Гоморра, и Лот со своими родственниками уходил отсюда в горы, — Самер показывает рукой на серо-голубую гладь, на белёсые берега, которые здесь, на юге, уже совершенно неживые.

Потом он рассказывает о научных экспедициях, которые неоднократно снаряжали для поисков погибших городов, а мы слушаем и молчим. Величественная и страшная библейская история настраивает на серьёзный лад.

— А там дальше — Сафи, древний город Зоар, — продолжает наш гид.

— Зоар… Зоар… — гадаем, пытаясь понять, что же это название напоминает. — Сигор?..

Да, это тот самый Сигор, куда направлялся Лот по Божьему повелению, предупреждённый о грядущем уничтожении Содома и Гоморры.

Берег Мёртвого моря у южной его оконечности

Сразу же в голове мелькает: «На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай». Этот стих из Великого покаянного канона Андрея Критского, точнее, строчка из него — вот это «в Сигор угонзай» — наверное, накрепко засело в памяти всякого православного, кто хотя бы пару-тройку раз внимательно слушал Великим постом этот канон. «Откуду начну плакати», «вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую» да «в Сигор угонзай» — первое, что всплывает в памяти.

Вот здесь и «угонзал» в Сигор праведный Лот, племянник Авраама.

А вокруг — тёмно-бурые скалы, действительно, как будто обожжённые. Залежи серы, битума и прочих сероводородов, говорят учёные, плюс молния, от которой всё это запылало, да ещё землетрясение вдобавок — и четыре тысячи лет назад целая цветущая область превратилась в пустыню, в огромное кладбище.

Вообще, землетрясения — главная беда здешних мест. Именно из-за землетрясений так кардинально поменялся по сравнению с первыми веками климат Иорданской долины, погибли многие памятники, исчезли целые города. По Мёртвому морю проходит большой геологический разлом, и время от времени он даёт о себе знать.

Гравюра «Праотец Авраам и праведный Лот»

Соляной столп стоит на высоком скалистом восточном берегу. А Содом, предполагают исследователи, находился где-то ближе к нынешнему западному берегу. Смотрим в ту сторону — вдали маслянистым зеркалом застыли неживые воды. Линия далёкого горизонта растворяется в полуденном мареве.

Неподалёку — монастырь святого Лота и развалины византийской церкви, трёхнефной базилики с фрагментами мозаик. Между прочим, этот монастырь есть на мозаичной карте из Мадабы, то есть он был построен до середины VI века. А надписи на мозаиках в церкви VII века свидетельствуют о том, что пещера с монастырём ещё с древности служили местом почитания праведного Лота. Интересно, что даже в период активного распространения в здешних местах ислама паломничество сюда не прекратилось. На судьбу обители наверняка повлиял и тот факт, что в исламе праведный Лот почитается как пророк, которого мусульмане зовут Лут.

Нынешние иорданские власти также спокойно и веротерпимо относятся к христианам, живущим в этой мусульманской стране.

Соляной столп — скала «жена Лота» над Мёртвым морем

Чем ближе к морю, тем меньше зелени на его берегах. Широкая прибрежная полоса, изрезанная разломами и трещинами, бугристая, с большими соляными разводами вообще кажется непригодной для жизни.

И, тем не менее, то тут, то там видны шатры-палатки; это либо пастухи, либо цыгане-земледельцы.

— Здесь по берегу вообще-то запрещено ходить, — продолжает Самер. — Земля очень солёная, а соль иногда вымывается дождями, образуются пустоты, и можно провалиться.

Интересно, какие тайны хранят эти берега под напластованиями соли и горелого камня? Шальная мысль проскакивает в голове: вот так провалишься в какую-нибудь пустоту сквозь пару-тройку культурных слоёв и очутишься в руинах древнего города.

Только бы не в Содоме и Гоморре.

Факт-открытие: оказывается, в православной среде до сих пор ведутся серьёзные споры по поводу того, можно ли верующему купаться в Мёртвом море — дескать, его воды уничтожили нечестивые города Содом и Гоморру и потому место сие едва ли не проклято. Обсуждения с сотнями комментариев, противоречащие друг другу ответы священников, настоящие «холивары» можно найти на всех более или менее известных православных сайтах.

Горные породы на берегах Мёртвого моря

Развалины монастыря святого Лота. Фото: Paul Salopek

Пещера Лота. Фото www.biblewalks.com

Дорога к Мёртвому морю спускается с близлежащих гор

Иордания туристическая. Замки в пустыне

Солнце с утра уже в зените. Раскалённый асфальт, редкие деревья на обочинах, ветви которых, вместо того чтобы тянуться к небу, стелются по земле, прячась от иссушающей жары. Позади остаются окраины Аммана, холмы уступают место равнине. Бесконечные «лежачие полицейские», которые на улицах иорданских городов установлены буквально через каждые триста метров, заканчиваются, и наш автобус, разогнавшись, ныряет в обжигающие объятия пустыни.

Вокруг иорданской столицы сохранилось больше десятка средневековых замков. Точнее было бы назвать эти постройки крепостями; ни один из тех, что мы увидели, не похож на замок в представлении европейца. Но и крепостями они в полной мере не являются просто потому, что далеко не все из них возводились как фортификационные сооружения.

Замок Каср-аль-Харрана

Хотя, например, Каср-аль-Харрана, ближайший к Амману замок, выглядит именно как военное укрепление. Странное зрелище, вообще: среди песков — серая полоска асфальта, по которой с шумом проносятся автомобили, ни души вокруг и вдруг — эта «коробка» правильной формы в ста метрах от дороги.

Спешим поскорее войти внутрь — солнце палит нещадно. Приобретённый за время наших путешествий опыт не подводит: под сводчатой аркой, ведущей во внутренний дворик, действительно прохладно.

Самер рассказывает, что, скорее всего, это сооружение использовалось как пристанище для караванов.

— Караван-сарай? — спешим мы проявить свою осведомлённость.

— Ну да, да. Здесь вот располагались конюшни, стойла для верблюдов, а здесь – комнаты, где отдыхали караванщики.

Лестницы, ведущие на второй этаж, блестят отполированными ступенями. Сверху хорошо виден внутренний дворик, который, видимо, служил «главной площадью» — тут готовили еду и здесь же трапезничали. А больше, в общем-то, и негде было: в плане Каср-аль-Харрана — это квадрат со стороной в тридцать пять метров, патио, соответственно — метров сто квадратных.

Замок Каср-аль-Харрана, интерьер помещений второго этажа

Так странно: оживлённое шоссе проходит буквально в нескольких десятках метров, а здесь, в этих прохладных комнатах, тихо.

Если о предназначении Каср-аль-Харрана учёные спорят, то с крепостью Азрак всё проще. Возведённый ещё римлянами, этот форпост почти на всём протяжении своей истории использовался по назначению, а именно как военное укрепление.

Перекрёсток недалеко от города Азрак. Указатель: налево — Ирак, направо — Саудовская Аравия. До границы здесь совсем недалеко. Вереница грузовиков тянется в обе стороны. Ирак, как поведал нам Самер, со времени введения международных санкций снабжается почти целиком через территорию Иордании, и все грузы перевозят автомобильным транспортом.

Хотя Азрак и называют «замком в пустыне», крепость на сегодняшний день располагается в черте одноимённого города. Её видно издали; она темнеет квадратной глыбой, выходя своим «фасадом» прямо на городскую улицу.

Замок Азрак. Внутренний двор

Римляне знали толк в возведении укреплений: Азрак построен из чёрного базальта. За многометровыми стенами можно было пересидеть любую осаду не только в древности; недаром же почти сто лет назад здесь разместил свою базу полковник Томас Лоуренс, знаменитый Лоуренс Аравийский. Вряд ли крепость сильно изменилась с тех пор. Тут и со времён римлян кое-что сохранилось без изменений — например, монолитные каменные двери, которые до сих пор висят на оригинальных каменных петлях.

Единственное — во времена Лоуренса вокруг Азрака простирались многочисленные озёра и даже болота, во что сейчас поверить совершенно невозможно. «Азрак был знаменитым, благословенным местом, королем здешних оазисов, более великолепным, чем Амрух с его зеленью и журчащими ручьями. … Мы провели там два дня: было трудно расставаться с освежающей влагой прудов», — эти строки из мемуаров английского разведчика ничего, кроме грустного удивления, не вызывают. Сегодня от местных водоёмов почти ничего не осталось, несмотря на все усилия властей и международных организаций: вода уходит.

Смотритель замка в отсутствие туристов отдыхает на каменном ложе

Вода уходит, как ушла она и из другого, в прошлом цветущего, места — замка Кусейр-Амра, того самого Амруха, который упоминает полковник Лоуренс. С холма неподалёку от этого сооружения видно, что он стоял на берегу реки. Теперь это настоящий замок в пустыне: ни зелени, ни журчащих ручьёв; от реки осталось лишь высохшее русло да название на туристическом плане-схеме.

Кусейр-Амра — наверное, самый знаменитый средневековый замок в Иордании. И самый необычный. Даже несмотря на то, что по масштабам он едва ли не самый маленький из всех. Необычен он тем, что являлся в своё время этаким оздоровительно-развлекательным комплексом для местных властителей. Если по-простому, то Кусейр-Амра — это были бани. Но какие!

Внутренняя отделка этих бань — удивительное явление для исламской культуры. Удивительное не потому, что их полы украшены мозаиками, а стены и потолки расписаны фресками; а потому, что на здешних фресках изображены люди, животные и уже совершенно немыслимые для ислама купающиеся обнажённые женщины. Видимо, уставшие от строгих норм молодой религии, местные халифы, будучи по происхождению кочевниками, любили иногда отдохнуть от городской суеты и расслабиться вдали от посторонних глаз.

Кусейр-Амра. Роспись сводов.

Половина внутренних помещений Кусейр-Амры — собственно бани — сейчас закрыты. Здесь работает группа реставраторов-итальянцев. Это уже не первая реставрация памятника, но работы для специалистов хватит надолго, ведь до момента, когда замок попал в поле зрения археологов, местные жители использовали его просто как общедоступное временное пристанище для путников — разводили здесь огонь, готовили еду, нисколько не заботясь о состоянии фресок.

Ну, и, разумеется, арабские Коли и Васи также не преминули выцарапать на стенах надписи в память о своих посещениях.

На сводах — десятки сюжетов, сотни фигур, сложный орнамент. Вообще, интерьер очень похож на расписанную фресками церковь. Говорят, мусульманские правители пригласили для росписи замка мастеров-греков. Интересно, конечно: вполне возможно, это была какая-то артель художников-иконописцев (кто ещё обладал навыками росписи по штукатурке?), которые согласились на щедрое предложение халифов.

Замок Кусейр-Амра

Потрудились безымянные мастера на славу: ещё в 1985 году Кусейр-Амра была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И совершенно заслуженно. Жаль только, что местность вокруг замка теперь так изменилась. Как потрясающе, должно быть, выглядел он стоящим посреди оазиса на берегу реки, в окружении зелёных деревьев.

Заглядываем в бездонный колодец. Вниз летит камень; через пару секунд тёмная дыра отзывается глухим стуком: тридцатишестиметровый колодец пуст.

Жизнь ушла из этого места, оставив на память этот удивительный слепок «давно минувших дней».

Факт-открытие: Мёртвое море мелеет с устрашающей скоростью — уровень воды понижается примерно на 1 метр в год. Одну из пятизвёздочных гостиниц, построенную на здешнем берегу, “HolidayInn”, возвели в 2008 году у северной оконечности моря. И это был просчёт проектировщиков: с каждым годом расстояние от отеля до пляжа всё увеличивается.

Каср-аль-Харрана, внутренняя лестница

Кусейр-Амра, колодец с подъёмным механизмом, который приводили в движение запряжённые ослы

Замок Азрак

Купающаяся женщина. Фрагмент росписи замка Кусейр-Амра.

В Кусейр-Амре идут реставрационные работы

Каср-аль-Харрана, лестница и помещения второго этажа

Азрак. Монолитная каменная дверь сохранилась со времён римлян.

Каср-аль-Харрана. Интерьер жилых помещений.

Жена Лота

Жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столп.

Жеан Лота. Фото 1894 г.Unknown, CC BY-SA 2.0

«Жена Лота» — столб или колонна из каменной соли на горе Содом в Израиле.

«Жена Лота» на горе Содом, ИзраильWilson44691, Public Domain

Напоминает формой женщину, одетую в покрывало. Традиционно воспринимается как окаменевшая жена Лота (Быт.19:26).

Столб соляной

Согласно библейскому рассказу, в соляной столб была обращена жена Лота в наказание за то, что она ослушалась приказания ангела и при бегстве из Содома оглянулась назад (Быт., 19, 17, 26).

Критики-рационалисты объясняют это тем, что жена Лота от страха при виде горевшего города впала в бесчувственное состояние; удушливые испарения от пожара, пропитанные серою и солью (Второз., 29, 23), умертвили ее и мало-помалу довершили окаменение.

Соляной столб (στήλη ἁλός) при Мёртвом море упоминается в Премудр. Соломона (10, 7), где он характеризуется как «памятник неверующей души».

Иосиф Флавий сообщает, что он сам его видел («Древн.», I, 11, 4), и еще Климент Римский (Послание к Кориф., XI) и Иреней (Advers. haer., IV, 31, 3) упоминают о его существовании (ср. также Carmen de Sodoma y Тертуллиана, opp., изд. Oehler’a, II, 773).

Все эти указания основаны, по-видимому, на естественном явлении поблизости Мёртвого моря.

На соляной горе Джебел Усдум (гора Содом), на восточной стороне, находится круглый столб из кристаллической соли, вышиною в 40 футов; народной фантазии он легко может казаться человеческой фигурой.

Арабы называют этот столб Bint scheich Lût («дочь старейшины Лота»), смешивая жену Лота е его дочерью.

Из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона полицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike

Жена Лота


Жена Лотова в центре иллюстрации
из «Нюрнбергской хроники» (1493)

Пол

женский

Супруг

Лот

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Жена Лота (значения).

Жена Лота (жена Ло́това) — безымянный персонаж Ветхого Завета Библии. Согласно Книге Бытия, превратилась в соляной столп, оглянувшись на разрушаемые небесным огнём нечестивые города Содом и Гоморру (Быт. 19:15—30).

Ветхозаветное повествование

В ветхозаветной Книге Бытия персонаж Лот («др.-евр. покров, покрывало»; Быт. 11:27) — сын Харана (евр. Гаран; «сожжённое солнцем место») и племянник родоначальника евреев Авраама («отец множества»). За исключением Авраамовой жены Сарры, Лот был единственным родственником, сопровождавшим патриарха Авраама при его переселении в Ханаанскую землю. Авраам ему предложил: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (13:9). И получилось, что «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (13:12). Город Содом был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордан.

Перед разрушением небесным огнем двух нечестивых городов — Содома («горящий») и Гоморры («погружение, потопление») — от общей гибели спаслось только Лотово семейство, которое из города вывели ангелы. В пути жена Лота вопреки ангельскому наказу оглянулась назад и обратилась в соляной столп (др.-евр. נציב מלּח; 19:26), а сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Сигор («малый»), а потом удалился в гору, и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери у него родился сын Моав (родоначальник моавитян), а от младшей — Аммон, он же Бен-Амми («Бен-Ами»; «сын моего народа»), будущий родоначальник аммонитян.

Превращение жены Лота в соляной столп критики-рационалисты объясняли тем, что жена Лота от страха при виде горевшего города впала в бесчувственное состояние; удушливые испарения от пожара, пропитанные серой и солью (Втор. 29:23), умертвили её и мало-помалу довершили окаменение.

Французский тосафист второй половины XII века Иосиф Бехор-Шор из Орлеана замечал, что эта женщина, не веря в окончательную гибель Содома и Гоморры, замешкалась в пути, где и была застигнута огненным дождём из серы, к которой в таких случаях обыкновенно примешана соль.

Соляной столп (греч. στήλη ἁλός) при Мёртвом море упоминается в Премудростях Соломона (10, 7), где он характеризуется как «памятник неверующей души». Его видел Иосиф Флавий, а Климент Римский и Ириней Лионский упоминали его существование.

Художественные изображения

  • Мозаика (XII век) собора Рождества Пресвятой Богородицы (Монреале, Италия)

  • Гравюра (1875) Гюстава Доре

  • «Жена Лота» (1878), скульптор Амо Торникрофт, Музей Виктории и Альберта, Лондон

> См. также

  • Жена Лота (скала)

Примечания

  1. Гаран // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Харан и Харран // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. Авраам (патриарх) // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911.
  4. 1 2 Лот // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  5. Содом // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  6. Гоморра // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  7. Сигор (город) // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  8. Аммонитяне // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  9. 1 2 Столб соляной // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  10. Бехор Шор, Иосиф бен-Исаак из Орлеана // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  11. «Древн.», I, 11, 4
  12. Послание к Кориф., XI
  13. Advers. haer., IV, 31, 3

Ссылки

Словари и энциклопедии

Тайны Библии. Жена Лота.

Поделиться

Над безжизненным пространством вдоль юго-западного побережья Мертвого моря на несколько километров простирается гора Содом. Ее название напоминает о том, что, по всей вероятности, именно здесь четыре тысячи лет назад произошла описанная в Библии катастрофа: огненный дождь стер с лица земли города Содом и Гоморру, погрязшие в разврате и жестокости.

Из всех жителей возможность спасти себя и свою семью получил лишь единственный праведник – племянник ветхозаветного патриарха Авраама, Лот. Два ангела предупредили его о неминуемом бедствии, наказав уходить с домочадцами в горы и ни в коем случае не оглядываться. Однако жена Лота ослушалась. Женщина на несколько секунд прервала спасительный путь – она остановилась, чтобы бросить прощальный взгляд на полыхающий город, и… Застыла, превратившись в соляной столб!

На горе Содом сегодня можно увидеть множество соляных скал. Одна из них, своими очертаниями напоминающая фигуру женщины, так и называется – «жена Лота». Эта скала не может в буквальном смысле быть той самой, что описана в Библии, уже потому, что ее высота достигает двенадцати метров. Однако этот природный памятник побуждает задуматься — возможно ли в принципе мгновенное превращение человека в соляную глыбу? В 1988 году американский химик доктор Клотц из Северо-Западного университета штата Иллинойс предложил научное объяснение этому явлению. Он утверждает, что жену Лота убил парниковый эффект, вызванный огнем, пожиравшим Содом.

Жену Лота накрыл мощный поток раскаленного воздуха с очень высоким содержанием углекислого газа. Это спровоцировало ряд смертоносных химических реакций в организме, соединение кальция с углекислым газом, и в результате — мгновенную кристаллизацию кальцитов. Женщина превратилась в неподвижный блок кальцитов,

Высказывания о том, что превращение жены Лота в соляной столб могло произойти в действительности, впервые прозвучали еще в девятнадцатом веке, после раскопок древнего итальянского города Помпеи, погибшего в результате извержения вулкана Везувий. Выяснилось, что вулканический пепел, в одночасье накрывший город в первом столетии от Рождества Христова, сохранил очертания тел погибших жителей. Он обволакивал людей, запечатлевая малейшие подробности. Покров затвердел, и даже когда сами трупы истлели, их формы остались неизменными. Сейчас эти скорбные скульптуры свидетельствуют о том, что жители Помпеи были уничтожены стихией внезапно, в один момент — люди застыли в веках в тех позах, в каких их настигла катастрофа. Современный антрополог Дженет Монж из Пенсильванского университета США, проводя аналогию между трагедиями в Помпеях и Содоме, настаивает на том, что соляные фигуры на берегах Мертвого моря также могут таить в себе человеческие останки.

Но если причиной гибели Помпеи однозначно называют извержение вулкана, то что же уничтожило Содом и Гоморру? Член-корреспондент Британской национальной академии наук Уильям Олбрайт утверждал, что эти города погибли в результате землетрясения, повлекшего за собой воспламенение содержащихся в этом районе месторождений нефти и серы, которые и могли стать средством для наказания Богом растлённых городов.

Поздние геологические исследования Мертвого моря и его окрестностей проанализировал доктор Клайв Эймери из Океанографической лаборатории Вудсхол американского штата Массачусетс. Он также выразил уверенность в том, что именно землетрясение стало отправной точкой гибели Содома и Гоморры. Это утверждение созвучно и библейскому тексту, в котором говорится не только об огне и сере, но также о том, что все города на равнине были «ниспровергнуты».

Содом и Гоморра находились в сейсмически нестабильном районе на стыке тектонических плит земли. Под землей имелись так называемые карманы с горючим газом – метаном, который мог воспламениться и вырываться столбами огня, по библейскому определению «как дым из печи». Большой геологический разлом содрогнулся, в земле открылись гигантские трещи­ны. Жидкая сера из земных недр взметнулась в воздух на высоту тысячи футов и огненным дождем обру­шилась на города Содом и Гоморру. Серные шары, оставшиеся от это­го чудовищного фейерверка, до сих пор находят на территории региона. Лабораторные анализы показали, что эти шары заключены в капсулы из материала, сожженного при очень высокой температуре. Природного аналога этого феномена не существует, зато по своим физическим параметрам он вписывается в картину катастрофы, описанной в Библии.

В свете этих изысканий вполне логичным выглядит и предположение американского химика, доктора Клотца, что жена праведника Лота погибла, настигнутая смертоносным раскаленным облаком. Огонь не дотянулся до нее, чтобы уничтожить вместе с другими жителями Содома. Но продукты горения заставили женщину замереть на тысячи лет, превратив ее в соляной столб. Как знать, может быть, он и сегодня возвышается над Мертвым морем среди других соляных изваяний.

Сами понимаете: никаких этапов, отсчитываемых по километражу, в действительности не было, двигался я непрерывно. Просто выбираю для второй серии не очень длинный фрагмент, потому что на него, помимо ходьбы, пришёлся ещё и осмотр – сначала лагеря «Седом», а потом соляного столба «Жена Лота». Вот он, отрезок В – С:

Напомню, где именно находится эта пресловутая гора Содом, вдоль которой я иду. Вот она – закрашена жёлтым:
Читатель! Следующий фрагмент, лирико-исторический – вплоть до первой современной (цветной) фотокарточки № 67 – можно смело пропустить. Чтобы пропустить, жмите сюда!
Я уже рассказывал, что Palestine Potash Ltd. (PPL) начала работу в 1932 году на самом севере Мёртвого моря, неподалёку от нынешнего киббуца Калия (Kalia / Kalya). Однако на берегах в южной части моря имелись лучшие гидрогеологические условия: именно там рельеф местности и свойства почвы более всего подходили для устройства огромных прудов-испарителей. В них дармовая энергия солнца удаляла бы лишнюю влагу, оставляя драгоценные минеральные соли.
Так в 1934 году в безлюдной местности у подножия горы Содом (Хар Седом, или, по-арабски, Jebel Usdum) появился одноимённый лагерь рабочих PPL. Местность по тем временам была почти совершенно безлюдной и считалась непригодной для жизни. Глубокий провал в земной коре, а на дне его – гигантская чаша бессмысленной, мёртвой солёной воды, ослепительно сверкающая под безжалостным солнцем. Отсутствие дождей, вечный зной, бесплодные земли вокруг. Седьмой круга Дантова ада на земле – горючие пески, где грешники изнывают в бесплодной пустыне под падающим с неба пламенем. Недаром считалось, что именно в этих краях помещались библейские города Содом и Гоморра, которые Господь испепелил огненным дождём.
…А над пустыней медленно спадал
Дождь пламени, широкими платками,
Как снег в безветрии нагорных скал.

Так опускалась вьюга огневая;
И прах пылал, как под огнивом трут,
Мучения казнимых удвояя.
(Данте Алигьери. Божественная комедия. Пер. М. Лозинского)
Несколько сохранившихся фотографий 1930-х годов дают представление о том, в каких условиях существовал лагерь.
61 .
Вид на юго-восток с наблюдательного поста на кручах Содома – «орлиного гнезда». Это та самая «будка» над обрывом, к которой ведут ступени «Подъёма по трапам». В то неспокойное время наблюдательный пост был не простой формальностью, а вопросом жизни и смерти.
62.
Вид на северо-восток оттуда же. Пирс. Справа внизу – ограждение из колючей проволоки, остатки которого мы видели.
63.
Вид на восток – собственно лагерь.
64.
Вид с самолёта.
65.
Подготовка минеральных солей к погрузке в вагонетки.
66.
Охрана.
Около трёхсот обитателей лагеря жили и работали в полной оторванности от остального мира. Сообщение с «материком» как у Колымы – только морем. Рабочее время – до рассвета, потом после захода солнца. Евреи обитали в домиках, арабы и друзы – в палатках-тентах. Встречались в общей столовой. Первые годы в лагере не было никаких развлечений, позже устроили «пещерный кинотеатр», о котором ещё будет рассказано. Несколько десятков женщин работали на кухне и на прудах-испарителях. О лагерных романах история умалчивает. Как молчит и о многом другом: контора PPL в городе Иерихоне была разрушена в самом начале арабо-израильской войны 1947-1949 гг., почти все бумаги погибли. Поэтому из архивных документов мы не узнаем о неофициальной истории «Седома» – о странных болезнях, о массовых галлюцинациях и психозах, о диковинных существах, будто бы бродивших вокруг по ночам, о тайных сборищах в глубине окрестных пещер и подготовке ритуальных убийств, о заговоре, его раскрытии и казни зачинщиков. Скрытая история лагеря ещё ждёт своего исследователя. А мы вернёмся в сегодняшний день.
67.
От «Седома» осталось немного. Но и это удивительно: здания простояли по пятьдесят – семьдесят лет. Их законсервировал сухой солёный воздух, в котором неуютно чувствуют себя бактерии разложения. Сейчас здесь вяло ведутся реставрационные работы. В результате старые стены обшивают новыми свеженькими панелями, и весь антураж пропадает. Впрочем, хозяевам виднее.
68.
Пустое пространство между верхним краем стены и крышей – для доступа воздуха.
69.
Кухня-столовая.
70.
Слева туалет, справа – охранно-дозорная башня.
71.
На всякий случай: это в точности 197-й километр.
72.
Любопытное место – так называемая «Пещера полковника».
73.
Кого именно предание называет «полковником», доподлинно неизвестно. Одни говорят, что это тот самый майор Том Таллок. Другие – что в «Седоме» жил ещё один отставной британский военный – полковник, служивший до этого в Индии инженером по железным и обычным дорогам. Так или иначе, этот «полковник», кем бы он ни был, первым обратил внимание на пещеры, которыми пронизана гора: в них имелся сильный ток воздуха, и этот воздух был прохладным даже в самую адскую жару. В устье одной из пещер «полковник» и обустроил себе жильё, спасшись от зноя. Вскоре и другие обитатели лагеря привыкли укрываться в недрах пещер, где всегда держалась комфортная температура – около +22°C. Позже в «пещере полковника» разместили кое-какое лагерное электрооборудование, защитив его от перегрева.
Сама пещера обрушилась много лет назад – сместились огромные галитовые плиты. Осталось лишь несколько деревянных конструкций и старых железяк.
74.
А это остатки «пещерного кинотеатра».
75.
Вдохновлённое примером «пещеры полковника», лагерное начальство устроило перед входом в одну из пещер кинотеатр для рабочих. Здесь всегда было намного прохладнее, чем где-либо в лагере. Разровняли площадку, даже вымостили её булыжником.
76.
На этих столбах-сваях помещался помост с экраном. А зрительный зал, как можно видеть, устроен в нескольких уровнях, чтобы задние ряды находились выше передних: всё по-настоящему.
77.
Полторы стены – остатки аппаратной-проекционной.
Проезжающие по шоссе-90 ночами иногда замечают в этом месте странное голубоватое свечение. Быть может, время от времени те рабочие, как прежде, всё ещё собираются здесь, в пещерной прохладе, чтобы в который раз посмотреть свой любимый фильм.
78.
Ну всё. Оставим за спиной «Седом» с его не до конца разгаданной историей. Вот ещё одна пещера.
79.
Внутрь не полезу. Не хочу оказаться в положении того чувака из фильма, которому пришлось отпилить себе то ли руку, то ли ногу, чтобы выбраться из каменных тисков. Не до такой степени я люблю пещеры. Но снаружи взгляну.
Вход, как водится, запрещён. Интересно, почему на сей раз.
80.
Ясно: с самой пещерой всё в порядке, дело в её обитателях.
81.
82.
Пролезть в пещеру можно, но это приключение совсем не из моей истории. Я просто пойду дальше на север по шоссе-90.
83.
Местность от 198-го километра гиблая, унылая. Да ещё температура к этому моменту как раз поднялась до +33°С.
84.
Химические реакции раскрашивают соляные озерца в самые причудливые цвета.

85.
Справа от дороги – то ли твёрдая поверхность, то ли просто тонкая корочка, под которой бездонная солевая жижа. Проверять охоты не возникло.
86.
На 198-м километре Дантова ада.
87.
88.
89.
Предупреждающие плакаты от имени DSW исправно просят «сюда не ходить». Не знаю никого, кому могло бы прийти в голову прогуляться вот туда. Кроме меня, конечно.
90.
И вот где-то в районе 199-го километра – она самая.
91.
Но сначала взглянем вот на этих чуваков. Очевидно, муж с женой. Подъехали на автомобиле с грузовым кузовом и натаскали туда довольно крупных камней с горы. Строят дом кума Тыквы? Или это у них такой религиозный урок-послушание?
92.
Кто-то особенно нетерпеливый попытался попасть в гости к Жене Лота напрямки. Да вовремя одумался.
93.
А вот и она сама – торчит на верхней кромке почти отвесной стены.
94.
По моей прикидке, высота стенки до подножия столба – метров двадцать пять, самого столба – метров семь-восемь. И в самом деле напоминает человеческую фигуру с плечами и головой.
95.
Как именно всё это случилось с несчастной бабой, за что ей такое наказание – пересказывать не буду, об этом достаточно написано.
96.
Вид из-под ног Жены Лота на север.
97.
Здесь отслаиваются от скалы и валятся вниз огромные вертикальные «чешуи».
98.
…Но всё равно лезут, и лезут, и лезут.
99.
На горе Содом – множество столбов. И почти каждый из них вправе претендовать на то, чтобы быть «Женой Лота». Ну, или ещё чьими-нибудь женой или мужем.
100.
Кстати, в этом месте на верхнюю часть горы ведёт широкая утоптанная тропа.

Если вы однажды окажетесь в Иордании — поезжайте не по главной скоростной трассе №15, которая стрелой рассекает пустыню и гордо именуется «Королевским хайвеем», а попробуйте познать иорданские красоты и двигайтесь по менее быстрому, но гораздо более красивому шоссе №65. Эта дорога также соединяет север Иордании с её южной частью, но проходит по горным районам страны, а также позволяет насладиться красотами Мёртвого моря, вдоль которого она частично и пролегает.
Где-то на полпути, между городками Al’Mazraa и Madaba, любой иорданский водитель обязательно обратит ваше внимание на странный, похожий на торчащий палец или уродливый клык каменный столб, одиноко возвышающийся на крутой скале и расскажет, что на самом деле это не просто скала, а знаменитый соляной столп, в который согласно ветхозаветному библейскому сказанию, обратилась жена благочестивого Лота.
А расскажу-ка я вам сию интересную и поучительную историю.
Итак, всё началось с разговора пророка Авраама с Богом, который однажды изрёк праведнику: «Вопль содомский и гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, или нет.»
Когда услышал эти слова прародитель иудеев Авраам, то пришёл в ужас — уж он-то точно знал, что содомляне прелюбодействуют, ходят во лжи и совершают множество других грехов. И ведь всего 400 лет минуло после великого потопа, истребившего греховный люд на земле! А ведь в Содоме жил и племянник Авраама, Лот, со своей семьёй — он ведь был благочестивым человеком. Так неужели же теперь вместе с грешниками должны погибнуть и праведники?
Тогда Господь сказал, что готов пощадить нечестивый город, если найдётся в нём хотя бы пятьдесят невинных и благочестивых людей. И тут начинается интересная история — Авраам, знавший (с одной стороны) крутой нрав Господа и (с другой), что столько непорочного народа в Содоме явно не удастся наскрести, стал активно торговаться с Богом — и в результате ему удалось сбить число праведников с 50 до всего 10 душ, после чего Богу эта торговля надоела и он просто вышел из спора.
Самое интересное, что Аврааму ничего за такой предерзостный спор с Самим не было — видно, действительно Господь любил его как великого праведника.
Чтобы проверить жалобу (то бишь вопль) на содомлян, Бог послал с инспекцией в город двух ангелов. Что же с ними там приключилось?
«И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: «Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши и встанете поутру и пойдёте в путь свой».
Следуя правилам благородного обхождения, ангелы долго отказывались, но в конце концов дали себя уговорить. Обрадованный хозяин приказал рабыням испечь хлебы и вдоволь накормить гостей. Только собрались они улечься на заботливо приготовленные ложа, как дом окружили множество городских жителей, «от молодого до старого», и громкими криками потребовали выдать им чужестранцев: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам, мы познаем их».
Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы было вызывающим: оно угрожало самому Лоту — нарушением его священного закона гостеприимства, а ещё больше его гостям — поруганием их чести, поскольку слова «мы познаем их» имеют в Библии весьма определённый, специфический смысл, связанный с половым актом. Проще говоря, к дому Лота сбежалось огромное количество агрессивных гомосексуалистов-содомитов. Какие уж там 10 праведников!
С опасностью для собственной жизни Лот вышел к этой озверевшей толпе и братскими увещеваниями попытался образумить их и отклонить от преступного намерения. Безуспешно. Тогда Лот решился на крайнее средство: ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних дочерей:
«Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего».
Однако агрессивные содомиты не унимались, а даже наоборот — хотели схватить за грудки самого Лота и попытались выломать двери в дом. Тогда ангелы втащили мужественного хозяина дома внутрь, затворили крепко дверь, а нападавших поразили слепотой. Ангелы-посланцы поняли, что их миссия завершена, «сигнал наверх» вполне подтвердился, и необходимо принимать экстренные меры.
Ангелы велели Лоту как можно скорее собраться и со всей своей семьёй в ближайшую ночь покинуть город. Когда взошла заря, они начали торопить Лота, говоря: «Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города». Однако Лот, по слабости своего характера, колебался и медлил, жалея оставлять свой дом и нажитое имущество — тогда ангелы, взяв их под локти, собственноручно вывели из города.



«Когда же вывели их вон, то один из них сказал: «Спасай душу свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих…
Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом.»

Вот такая грозная ветхозаветная история.
Кстати, наказание жены Лота за ослушание — не аллегория, а скорее всего исторический факт. Исследователи полагают, что в тот самый момент, когда жена Лота (кстати, имя её — Ирит) остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным вулканическим вихрем, который не только мгновенно умертвил её, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; а с течением времени эта окаменелая форма покрылась соляными отложениями Мёртвого моря и превратилась таким образом в соляной столп…


Выжженные солнцем горы на юго-западном берегу Мертвого моря называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.
Совсем рядом с «женой Лота» от Мертвоморского шоссе ответвляется второстепенная горная дорога, ведущая через одноимённое живописное ущелье в заповедник Аль-Муджиб (Al Mujib Reserve).
Учёными уже обнаружено здесь 420 видов растений, 10 видов животных и 102 вида птиц, причём их исследования далеки от своего завершения. Именно здесь можно встретить пасущиеся на склонах ущелья стада чрезвычайно грациозных каменных козлов — ибексов.


А кому-то из особо внимательных путешественников, возможно, повезёт встретить здесь и местного хищника – одного из очень редких ныне представителей семейства кошачьих, каракала. Его чуткие уши с чёрными кисточками придают каракалу сходство с небольшой рысью.


Правда, просто так на территорию заповедника не попасть — вернее, проникнуть-то можно, но это будет нелегально, и при возможной поимке с вас могут взять штраф. Кстати, когда я спускался после скалолазания вниз, к Мёртвому морю, как раз наткнулся на команду рейнджеров из заказника (они наоборот, заезжали на машине в Аль-Муджиб снизу, через шлагбаум на верёвочке) — с большим трудом мне удалось убедить их, что я лишь поднимался на свидание с «женой Лота» и любование окрестностями сверху, а не лазил нелегально по территории заказника.
Разрешение на экскурсию по Вади Муджиб можно получить в иорданском Королевском Обществе Охраны Природы (RSCN).
Постоянное выветривание создало в окружающих холмах немало причудливых форм и фигур.
Не правда ли, похоже на гигантскую каменную лягушку?
Год за годом, век за веком стоит Ирит на берегу Мёртвого моря…

Иордания, Мёртвое море, 12 декабря 2008
В подготовке материала использованы иллюстрации к Библии авторства Гюстава Доре и Julius Schnorr von Carolsfeld

Толковая Библия
Толкование на книгу Бытия

Быт.19:12. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

В награду за оказанное Лотом высокое гостеприимство и в память ходатайства Авраама (Быт. 18:23–32; ср. Быт. 19:29) Господь являет особенную милость дому Лота, обещая спасение всем его членам, кого бы только ни захватил Лот с собою.

Быт.19:13. ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (Быт. 4:10, 18:20). И так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то правосудный Бог и решается прекратить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством (Быт. 6:5–7).

Быт.19:14. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Некоторое недоумение вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей (Быт. 19:8). Оно обыкновенно решается так, что дочери Лота были уже помолвлены и находились, так сказать, накануне самого брака, так что Лот в этом смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями. Очевидно, что и эти нареченные зятья Лота были истинными содомлянами не только по плоти, но и по духу, так как с недоверием и смехом отнеслись к предложению Лота (Лк. 17:28–36).

Быт.19:15–16. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

И как он медлил, то мужи те , по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

«Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании Ангелов. Поэтому Ангелы «по милости Господней» выводят его силой» (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь впервые два мужа определенно названы Ангелами (Быт. 19:15).

Быт.19:17. Когда же вывели их вон, то один из них сказал:

На основании всего последующего контекста (Быт. 19:18, 21, 24) в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18).

спасай душу свою;

«Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности.

не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути (Мф. 24:18; Флп. 3:13–14 и др.).

Быт.19:18–19. Но Лот сказал им: нет, Владыка!

вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть;

Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой.

Быт.19:20. вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя .

Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор (Быт. 19:22). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

Быт.19:22. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное – «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность (Быт. 19:20). Раньше же этот городок носил название «Белы» (Быт. 14:2). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины (Быт. 13:10; Втор. 34:3), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζόαρα у Стеф. Визан., и от времени крестовых походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море называется еще «морем Цогар»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *