Сократ схоластик церковная история

Сократ схоластик церковная история

Уже с древних времен не существовало никаких сведений о его биографии кроме тех фактов, которые он сам упомянул в своей «Церковной Истории». Это произведение было написано им по образцу одноимённого труда Евсевия Кесарийского, который считается основателем школы историков. В своем произведении, Сократ подробно описывает роль императора в церковных делах. А светским проблемам он уделяет не меньше внимания, чем религиозным.

Предполагают, что он родился где то около 380 года. Учителями Сократа, как он сам об этом сообщает, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, прибывшие из Александрии в Константинополь. Они были языческими жрецами.

Сам Сократ, вероятно принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить хорошее образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов.

Учился ли в дальнейшем Сократ у софиста Троила, до конца не доказано. В последующие годы он путешествовал, посетив, помимо всего прочего, Пафлагонию (территория современной Турции) и Кипр.

Так же у нас нет информации о профессии Сократа. Предполагают, что он не был священником, поскольку придерживался либеральных богословских воззрений об истине, еретиках и раскольниках, и имел довольно смутные представления об ортодоксальной вере. Хотя это может быт объясняться и тем, что ортодоксальные доктрины тогда еще не были сформулированы в достаточной мере.

Не мог он быть и чиновником, поскольку в его сочинении нет характерного для таких авторов экстравагантных и возвышенных описаний деяний императоров.

Хотя, нужно отметить, что к существующему в его времена порядку вещей он испытывает явную симпатию. Судя по тексту предполагают, что он был юристом, вдобавок, титул «Схоластик» дает многим повод видеть в нём «адвоката».

Образование, которое Сократ получил у учителей язычников послужило для него поводом уважения к греческой языческой культуре и науке. Он охотно изучал сочинения Юлиана отступника и Ливания софиста, который был учителем Иоанна Златоуста. Хотя и критиковал их, защищая христианство. Из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком, уважал особенно Фукидида, крупнейшего древнегреческого историка, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей «церковной истории».

Он читал и знал Евсевия Кесарийского,Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого, «Акты» Архелая, «Якорь» святого Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, и сочинения еретика Нестория. Оригена же он знал недостаточно. И не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения капподокийских отцов церкви Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского он читал мало, и это отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь Климента Александрийского, Иринея Лионского и Апполинария Иерапольского.

Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа Ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями.

Произведение Сократа Схоластика «Церковная история» является его единственным произведением, она является продолжением истории Евсевия Кесарийского и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник. Таким образом его история охватывает период с 305 по 439 годы. Ученые предполагают, что она была закончена именно в 439 году, или вскоре после этого и, безусловно, ещё при жизни Феодосия 2, императора восточной римской империи, то есть до 450 года.

Книга написана на простом греческом языке, употреблявшемся в церкви со времен Константина до периода жизни Сократа. На первый план в труде выходят церковные разногласия. Прежде всего с Арианами, и затем с прочими внутрихристианскими ересями, а также с язычеством. Он описывает как проходили церковные соборы, чем они были спровоцированы и какие они выпускали формулировки христианской веры. Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие церкви с сарацинами и политиками. Сократ дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям. Ценность его произведения заключена в том числе в многочисленных выдержках из современных ему первоисточников.

Точка зрения Сократа Схоластика по многим пунктам выдержана и уравновешенна. Вероятно он был последователем движения Новациан, и его принадлежность к этому малочисленному обществу, вероятней всего, помогала ему сохранять относительно отстранённую точку зрения при взгляде на процессы в Католической Церкви. Он критически относился к Иоанну Златоусту, и старался не использовать гиперболические эпитеты в отношении видных лиц церкви и государства.

Сократ Схоластик утверждает, что импульсом написать свою «Церковную историю» он обязан некому Теодорусу, который во 2-й Книге упоминается как «святой Божий человек», и поэтому предполагают, что он был монахом или представителем высшего клира.

В VI веке книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского, что мешало отличить их одного от другого. Ситуация изменилась совсем недавно, когда их индивидуалистичные характеристики христианских императоров были изучены и сравнены, что позволило литературному критику Хармуту Лепину сделать вывод об личности сочинителей.

Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено в XVI веке Робертом Эстиенном в Париже, (1544 год, на базе «Codex Regius» 1443 года). На латынь её перевел Иоанн Христофорсон в 1612 году. Фундаментальным ранним изданием, тем не менее, стал труд Генрикуса Валесиуса (Анри Валуа), вышедший в Париже в 1668 году. При составлении текста он сопоставлял несколько дошедших манускриптов: «Codex Regius», «Codex Vaticanus», «Codex Florentinus», а также пересказ Схоластика Теодорусом Лектором («Codex Leonis Alladi»).

Русский перевод «Церковной истории», был выполнен в середине XIX века в Санкт-Петербугской духовной академии, судя по всему, с греческого издания в Патрологии Жака Миня. (SocratisScholasticiHistoriaecclesiastica//PG, t. 67, Paris, 1859, col. 30-842). В конце XX века осуществлено переиздание, где сомнительные места были сверены с греческим оригиналом.

ГЛАВА 7. О том, что за александрийским епископом Феофилом следовал Кирилл

Вскоре после этого впал в летаргию и скончался александрийский епископ Феофил, что случилось в девятое консульство Гонория и пятое Феодосия, в пятнадцатый день месяца октября. Здесь епископство сделалось также предметом спорным, потому что одни хотели возвести на престол архидиакона Тимофея, а другие — Кирилла, сына сестры Феофила. Во время происшедшего по этому случаю народного смятения, сторону Тимофея поддерживал военачальник Абунданций. Посему Кирилл возведен был на престол уже в третий день по смерти Феофила 3 и вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами. Именно, Кирилл тотчас же запер бывшие в Александрии новацианские церкви и взял всю их священную утварь, а епископа их Феопемита лишил всего, что он имел.

ГЛАВА 8.

О месопотамском епископе Маруфе и о том, как чрез него христианство распространилось в Персии
Около того же самого времени христианство распространилось и в Персии — по следующему случаю. Между римлянами и персами происходят непрестанные сношения, и причин много, по которым они так часто сносятся. Конечно, и тогда встретилась какая-нибудь нужда, что месопотамский епископ Маруфа, о котором мы упомянули несколько прежде, послан был царем римским к царю персидскому. Персидский царь 4 заметил в этом муже особенную набожность и, обошедшись с ним почтительно, внимал ему, как человеку истинно боголюбезному. Это возбудило зависть в волхвах 5, которые у царя персидского имеют великую силу. Они боялись, как бы Маруфа не убедил царя принять христианство, потому что застаревшую головную болезнь, от которой сами не могли исцелить его, епископ уврачевал своими молитвами. Итак, волхвы за-{273}мыслили обман. Известно, что персы чтут огонь, и царь имел обыкновение покланяться в одном доме непрестанно горящему огню, поэтому волхвы, спрятав там под землей человека, научили его в обычное время царской молитвы закричать: «Низвергнуть царя, потому что он поступил нечестиво, назвав христианского священника боголюбезным». Услышав это, Исдигерд — так называли персидского царя, — хотя и совестился, однако же хотел было отослать Маруфу. Но Маруфа, человек истинно боголюбезный, стал молиться и благодаря тому открыл сделанный волхвами обман. Он сказал царю: «Не будь предметом шутки, царь, но войди и, услышав голос, раскопай землю, — тогда откроешь обман; ибо не огонь говорит, а человеческая хитрость делает это». Поверил Маруфе персидский царь и снова вошел в тот домик, где был неугасающий огонь. Услышав опять прежний голос, он приказал разрыть это место и тотчас обличил, кем произносимы были слова, принимаемые за божии. Царь крайне разгневался и весь род волхвов обложил десятиной, а потом позволил Маруфе строить церкви, где ему угодно. С этого времени христианство в Персии начало распространяться, Маруфа же тогда хоть и оставил персов и возвратился в Константинополь, но вскоре опять отправлен был к ним в качестве посланника. По возвращении его, волхвы снова придумали хитрость. Чтобы царь отнюдь не принимал этого мужа, они распространили какое-то искусственное зловоние в том месте, куда он обыкновенно хаживал, и распустили клевету, будто это делается исповедниками христианства. Но так как царь уже и прежде подозревал волхвов, то, тщательнее разыскивая виновников, опять открыл, что они же были распространителями дурного запаха, и потому многих из них снова подверг наказанию, а Маруфе стал оказывать еще большую почесть. Любил он и римлян и дорожил их дружбой, да едва не сделался и христианином, когда Маруфа, вместе с персидским епископом Авдой, совершил другое дело, — когда оба они, попостившись и помолившись, избавили царского сына от мучившего его демона. Но Исдигерд скончался прежде, чем успел сделаться совершенным христианином 6. По смерти же его царство перешло к его сыну Варарану, при котором союз между римлянами и персами, как мы скажем немного ниже, разрушился 7.

Сократ Схоластик (V в.), византийский церковный историк

Годы его рождения и кончины с точностью не известны; местом рождения и главной деятельности был Константинополь, местом первоначального образования — Языческая школа грамматиков Аммония и Элладия при языческом храме в Александрии. Школа эта была разрушена в царствование Феодосия Великого, и два названных учителя переселились в Константинополь, где также занимались делом воспитания. Это исключительно языческое образование было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал — хотя и критиковал, защищая христианство, — сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком , уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции.

Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории. Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, св. Афанасия, «Акты» Архелая, «Якорь» св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом.

Сочинения отцов церкви — каппадокийцев (Василия Великого, двух Григориев — Богослова и Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно.

Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского.

Думают, что он был адвокат, но не знаменитый. Несколько выражений в его сочинениях, неправильно прочитанных, дали повод некоторым ученым предполагать его близкие отношения или даже принадлежность к православному клиру; лучшие критики Сократа считают его мирянином.

Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении Церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, Сократ много пользуется их сведениями и суждениями (оба сочинения дошли до нас в целом виде) в своей «Церковной истории» (доведенной им, как он говорит, до начала XVII консульства импер. Феодосия II), написанной в 439 — 443 гг., хотя значительную часть ее составляет защита Никейского собора против Савина — арианина.

Многие писатели (Никифор Каллист, Лаббе, Бароний и др.) считают Сократа новацианином, думая, что он и родился в семье новацианской; другие полагают, что он еще в юности обратился искренно в Православие и, восторгаясь доблестями своих противников, тем не менее поражал их силой своей полемики.

Краткая биография Сократа самое главное

Трудно найти современного человека, который за всю свою жизнь ни разу не слышал имя Сократ. Действительно, этот древнегреческий философ запомнился и вошел в память многим умам как современности, так и других периодов истории человечества. Родился Сократ в семье скульптора приблизительно в 469 году до нашей эры.

Основными идеалами философии Сократа была мораль, вера в добро и зло. В своих идеях он пытался описать взаимовлияние добра и зла и конечную победу добра как символа процветания государства и общества. При разговоре или беседе он стремился дать наиболее точное определение термина при помощи разговора с собеседником. Больше всего его интересовали темы любви, вечной жизни человеческой души. Очень интересовала тема настоящей истины, как ее достичь и как не упустить. Человеческая красота тоже его интересовала, он интересовался как внутренней красотой человека, так и внешней.

Сократ основал философскую диалектику (способ поиска истины и правды при помощи общения и беседы с личностью или группой лиц, отстаивающей какие либо интересы). Он один из первых стал анализировать и разбираться с такой сложной темой, как проблема человеческого мышления и сознания. Его очень интересовало то, как человек получает свою правду и на чем он основывается, веря в нее. После Сократа многие философы пытались разобраться в сущности человеческого мышления и истины, но далеко уйти от сократовских доводов так и не сумели.

Сократ пытался раскрыть сущность всех несправедливых политических режимов, среди которых была демократия. Таким образом он нажил себе очень много врагов. Он был настоящим борцом за справедливость. Враги обвинили его в отрицании государственной религии и он вынужден был выпить яд, хотя друзья предлагали ему спастись бегством.

Идеи и мысли Сократа не были написаны им при жизни. За него это сделали потомки. Его мысли увековечили Платон и Ксенофонтом. Учение Сократа было очень инновационным по тем временам, общество было не готово к таким мыслям, идеям и мнениям, которые высказывал Сократ. По стопам философа шли и многие философы средних веков, нового времени и новейшей истории. Благодаря тому, что Сократ когда то высказал свои мысли появились его сторонники и противники, которые составили костяк современной философии, они развивали мыль великого философа и соглашались с ней или же отвергали ее, приводя в свою пользу более достоверные аргументы.

Сократ оставил после себя много афоризмов и высказываний, оформив таким образов древнюю литературу. Без древнегреческого философа трудно представить современную философскую школу, ведь без его идей все то, что существовало веками рухнет и перестанет быть значимом, а вместе с тем рухнет современная модель общества и человечество вернется к своему началу. Сократ, без сомнения, оставил след во всей философии, он сражался за свои идеи и умер от того, что когда то высказывал свои идеи. Философ погиб не от того, что говорил ложь, а от того, что общество, в котором он жил, прибывало в неведенье и в неправде.

Для детей достижения

Биография Сократа о главном

Сократ был выдающимся философом, занимающимся вопросами этики и эпистемологии. Родился он в 469 году до нашей эры.

Его родители были простыми людьми. Отец Софроникс был простым ваятелем, а мать Фенарета – повитухой. У Сократа был еше старший брат, ставший наследником всего отцовского имущества. Но и будущий философ не остался в нищете.

За всю свою сознательную жизнь Сократ получил огромное количество образований в разных сферах науки, так как являлся активным Афинским деятелем. Его философия не имела типичного на те времена направления об изучении вопросов мироздания или глубокое изучение природы. Сократ старался уделять как можно больше внимание человеческому естеству, его личности. Все его мысли были выражены в виде бесед. Именно он является первооснователем диалектической методики.

Трижды за всю свою сознательную жизнь Сократ принимал активное участие в военных действиях. Он был мужественным и отважным воином. Особенно его храбрость проявила себя в тот день, когда им же был спасен военачальник Алкивиад. Но этот подвиг немного погодя поставили в вину великого философа, так как, придя к власти, Алкивиад установил диктатуру, которая заменила любимую всеми греками демократию.

Уже, будучи пожилого возраста, Сократ связал свою судьбу с Ксантиппией, которая подарила супругу троих сыновей. Если верить слухам, то великого ума своего мужа она не ценила, да и вовсе обладала достаточно вздорным нравом. Это и не удивительно, так как отец семейства совершенно не уделял внимания своим родным, никаким образом не участвовал в их жизни, не приносил средства на существование и никак не помогал им.

О том, как именно погиб великий мыслитель современному человеку известно из трудов его многочисленных учеников. Известно только то, что умер он в 399 году до нашей эры.

Для детей достижения

Интересные факты и даты из жизни

  Ученик и последователь Евнапия, Сократ Схоластик (ок. 380-440) был не церковным иерархом или участником острых диспутов, а столичным юристом и ритором. Поэтому и его «Церковная история», охватывающая период почти в полтора века (с 306 по 439 г.), включает в себя описание событий и военно-политической, и гражданской истории. Сократ стремится показать тесную связь между событиями духовной церковной и светской политической жизни: беды и смуты, поражающие Церковь, неизбежно отражаются на состоянии христианского государства.

  Внутренний смысл основной идеи произведения связан с полемикой против Ария и арианства, а также в стремлении доказать непричастность своего учителя к этой ереси. Проблемы утверждения христианства в условиях притеснения со стороны императоров-язычников уже не занимают столько места, как у Евсевия, зато в центре интересов историка оказывается идея единства Церкви, защита никейских постановлений, полемика с приверженцами Ария. Хотя сам Сократ не принимал столь непосредственного участия в описываемых событиях, как его учитель, драматизм описания, рассказ о смерти Ария отмечены живым писательским чувством.

  Сократ далек от черно-белых красок в характеристиках своих героев. Юлиан Отступник предстает не столько однозначным антигероем, гонителем христиан, сколько человеком от рождения двуличным и лицемерным. Скрывавший поначалу свое пристрастие к языческим культам, он обратился к гонениям на инакомыслящих, лишь утвердившись у власти. Двуличию нравственному соответствует и построенный на противоречиях внешний портрет императора, выдержанный в характеристиках, данных Юлиану Григорием Назианзином. Вместе с тем, не скрываются внешнеполитические победы императора, его административные успехи.

  Юлиан осуждается за отлучение христиан от возможности получать классическое, «эллинское» образование, приобщиться к античным, языческим наукам. Это характерно для ортодоксального писателя-христианина переходной эпохи: утверждение новых религиозных ценностей происходит не в ущерб классическому культурному наследию язычества, а в связи с ним. Неслучайно сам церковный историк неоднократно апеллирует к авторитету античных философов — Платона и Сократа, Аристотеля и Пифагора, Платина и Порфирия, Оригена. Так в сознании историка-юриста судьбы древней культуры и утвердившейся религии предстают взаимосвязанными и взаимозависимыми.

  Его сведения касаются войн с сарматами, готами, церковных событий на территории Скифии — византийской провинции.

  Издание: Sokrates. Kirchengeschichte / Hrsg. v. G. С. Hansen. Berlin, 1995; PG 67. Col. 29-841.

  Перевод: Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996 (переводчик не указан).

  Литература: Winkelmann 1976. Р. 173-175; Chesnut 1977; Ferrarini 1981. P. 29-54; Удальцова 1982; Nobbs 1986. P. 1-11; Кривушин 1998.

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

  I. 18. В то самое время сделали набег на Римскую землю варвары, то есть сарматы и готы1, но предложения царя2 касательно церквей не нашли в этом никакого препятствия. Он показал приличную заботливость о том и другом деле. Веруя в трофей христианства, варваров оазбил он столь сильно, что отнял у них право на получение и того золота, какое обыкновенно выдавали им прежние государи. Мало того, претерпев неожиданное поражение, они тогда в первый раз приняли спасавшую Константина христианскую веру.

  IV. 12. О том, что последователи Македония3, вынуждаемые насильственными мерами царя, отправили послов к Либерию4 римскому и подписали исповедание единосущия

  Взяв с собой грамоты разномыслящих в Селевкии, посланные прибыли в древний Рим, но царя5 не видели, потому что он был занят в Галлии войной с сарматами6, и вручили послание Либерию.

  28. Но народ фригийский, по-видимому, воздержаннее других народов. Фригийцы даже редко и клянутся. У скифов7 и фракийцев превозмогает раздражительность, живущие к восходу солнца рабствуют силе нежелательной, а пафлагонцы и фригийцы не имеют сильного стремления ни к тому, ни к другому, ибо и доселе не заботятся ни о ристалищах, ни о зрелищах.

  31. О смерти Валентиниана8

  После сего, в связи с нападением сарматов на римскую империю9, царь выступил против них с огромными силами. Услышав о таких силах, варвары не решились противостоять, но, отправив к нему посольство, просили мира на условиях. Когда же послы вошли и открылось, что наружность их не соответствовала достоинству звания, то царь спросил: «Неужели таковы и все сарматы?» Послы отвечали, что к нему пришли знатнейшие из сарматов. Тогда Валентиниан исполнился негодования и сильно закричал: «Несчастна римская империя, если она дошла до того, что и такой ничтожный, варварский народ не хочет наслаждаться своей независимостью, но берется за оружие, попирает римские пределы и осмеливается вступать с нами в войну». Этим криком он так надорвал себя, что открылись все его вены и разорвались артерии10. Таким образом, истекши кровью, царь умер в крепости, называемой вергенийской, после третьего консульства Грациана и Экития, в 17 день месяца ноября, на 54-м году жизни и 13-м царствования.

  VI. 12. О том, как Епифаний11, прибыв в Константинополь и желая угодить Феофилу12, делал собрания и совершал рукоположения против воли Иоанна13

  Немного спустя, в Константинополь опять, по совету Феофила, приезжал кипрский епископ Епифаний и привез с собою запретительное определение против Оригеновых книг, которым не отлучил самого Оригена14, а только отверг его сочинения. Пристав близ церкви святого Иоанна, отстоявшей на семь миль от города, и вышедши из корабля, он сделал собрание и, рукоположив диакона, немедленно прибыл в город. Из угождения Феофилу, не согласившись на приглашение Иоанна, он остановился для жительства в частном доме и, созвав приезжих епископов, прочитал им запретительное определение против сочинений Оригена и прибавил: «Я ничего не могу сказать против них, но мне и Феофилу показалось нужным подвергнуть их запрещению». Некоторые, из уважения к Епифанию, подписали это определение, но большая часть отказалась. Из числа последних был и епископ Скифии, Феотим, давший Епифанию следующий ответ: «Епифаний! Я не согласен оскорблять и древнего мужа, если он скончался в благочестии; не смею приступить к поносному делу и изгнать то, чего не отвергали наши предки, особенно когда мне известно, что в книгах Оригена нет никакого худого учения». Тут он принес одну Оригенову книгу, прочитал ее и показал, что в ней содержится изложение учения Церкви, а потом прибавил: «Порицатели этих книг, сами не замечая, порицают и то, о чем в них говорится». Вот что отвечал Епифанию знаменитый своим благочестием и святостью жизни Феотим15.

  VII. 46. О смерти новацианского епископа Павла16 и о рукоположенном после него Маркиане

  …Приближаясь к смерти, он созвал всех священников подвластных себе Церквей и сказал им: «Позаботьтесь назначить кого-либо епископом, пока я дышу, чтобы после в ваших Церквах не произошло смятения».

Но они начали просить его, чтобы он не предоставлял им права решить это дело, ибо каждый из нас, говорили они, имеет свой образ мыслей, и мы никогда не наречем одного и того же, а потому к тебе обращаемся, — назначь сам, кого хочешь. «Так дайте же мне, сказал Павел, письменное обещание, что изберете именно того, кого я сам назначу». Как скоро пресвитеры сделали это и подписались, он поднялся на постели и тайно от присутствующих написал имя Маркиана, который был в сане пресвитерском и учился у него подвижнической жизни, а теперь находился в отсутствии. Потом сам приложил печать на бумаге и, приказав сверх того запечатать ее старшим из пресвитеров, отдал эту бумагу Марку, который был новацианским епископом в Скифии17, а тогда находился в городе, и сказал ему следующее: «Если Бог благоволит, чтобы я оставался еще в этой жизни, ты возвратишь мне этот залог в сохранности, а когда Ему угодно переселить меня в другую жизнь, ты здесь найдешь, кого назначаю я после себя епископом». Сказав это, он скончался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *