Соборование в церкви

Соборование в церкви

Что такое соборование?

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям.

В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Значение соборования

Соборование имеет боьшое значение для верующего. Вследствие греха человек утратил первозданную гармонию внутренней жизни, отношения с Богом и окружающим миром. Пришли скорби, болезни и сама смерть. Все это относится к последствиям греха.

Болезни появляются в нашей жизни по разным причинам, но основание их в тленной природе человека.

В священном Писании описано множество случаев исцеления Христом различных недугов и болезней. Но каждый раз Господь исцелял не только тело от болезни, но и самое важное – душу от неверия. Такие чудесные исцеления совершались так же апостолами и святыми.

Еще в апостольские времена существовало особое таинство, которое имело название Елеосвящение или Соборование. Указание на совершение этого таинства имеется в Соборном послании святого апостола Иакова. В этом таинстве важно обратить внимание на то, что благодатное действие связано в первую очередь не с внешними обрядовыми действиями, а с верой человека принимающего помазание святым елеем. Освященное масло, которое применяется в таинстве, является образом и выражением Божественной милости к человеку, его физическим и духовным немощам.

Соборование — что это

Теперь вникнем в смысл знаменательных обрядов, которыми окружено святое таинство елеосвящения и познаем безконечное милосердие Божие к нам, грешным, и величайшую любовь святой матери нашей Церкви к чадам своим.

  • Семь священников иногда призывает святая Церковь для совершения таинства елеосвящения над болящим христианином для того, чтобы чрез то воздать славу семи дарам Святого Духа и показать веру и усердие больного.
  • Для совершения таинства елей соединяется с красным вином по примеру милосердого самарянина, который возливал на раны больного вино и елей, как говорит о том в притче Христос Спаситель.
  • Семь свеч возжигается около елея в ознаменование благодатных действий семи даров Святого Духа.
  • Елей поставляется при таинстве большею частью в пшеницу, для научения больного той истине, что если постигнет его смергь, то он воскреснет в новом и нетленном теле, подобно как из зерна пшеничного вырастает новое растение.
  • Елей освящается знамением Креста, которое творит над ним священник, для того чтобы показать болящему, что таинство это освящается и совершается над ним силою Иисуса Христа, распятого на Кресте.
  • Больной помазуется освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках для того, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все чувства и силы его.
  • Крестообразно помазуется освященным елеем больной в ознаменование того, что благодать Духа Святого низводится на него силою Креста Христова.
  • После последнего помазания елеем болящего возлагается на главу его Святое Евангелие. Этим изображается посещение болящего Самим Иисусом Христом во Святом Его Евангелии, которое повествует об исцелении Им болящих.
  • По окончании елеосвящения болящий, во свидетельство своего искреннего раскаяния во грехах и примирения с ближними, испрашивает у всех знаемых прощения себе.
  • Наконец, болящий лобызает Святой Крест во свидетельство своей твердой веры в заслуги Искупителя, распятого за грехи наши, и надежды на Его безконечное милосердие.

Соборование это не обряд, а таинство Церкви. Церковь через помазание елеем и молитвы испрашивает у Господа исцеления болящих. При этом важно понимать, что Елеосвящение не является предсмертным напутствием. Вместе с этим совершенно здоровому человеку не стоит принимать участие в этом таинстве. Такому человеку следует исповедоваться и причащаться.

Проведение таинства Соборования в Минске

Во время совершения этого таинства семь раз читаются отрывки из посланий святых апостолов и евангельские тексты. Семь раз совершается помазание святым елеем и читается разрешительная молитва. Согласно текстам из Священного Писания в таинстве Соборования прощаются согрешения, но оно не должно заменять таинство покаяния.

В современной практике Русской Православной Церкви Соборование совершается после Исповеди и Причастия. Не имеет оснований утверждение о том, что в таинстве Соборования могут быть прощены забытые согрешения, те, которые не были названы во время исповеди. Соборование не может восприниматься как дополнение к Исповеди. Вместе с этим не стоит воспринимать таинство как средство исцеления болезни, забывая о духовном его значении. Через наши болезни и страдания мы приобщаемся к страданиям Христа. Перенесение болезни способно избавить нас от духовной смерти и духовно нас укрепить.

Признаками таинственного, благодатного действия Соборования являются:

  1. Совершение Елеосвящения собором пресвитеров;
  2. Молитва веры над болящим, в присутствии его, а не заочно;
  3. Помазание больного елеем во имя Господне;
  4. Врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры.

Благодатные действия таинства: спасение болящего (душевное и телесное), телесное исцеление — «восставит его Господь» и прощение грехов.

О таинстве Елеосвящения (Соборования)

302. В Православии существует семь Таинств. Шесть из них для меня более или менее понятны, но вот в чем заключается смысл Таинства Елеосвящения?

303. Почему это Таинство получило еще название Соборование?

Елеосвящение – Таинство, в котором, при помазании тела освящённым маслом (елеем), призывается на верующего благодать Божия, исцеляющая болезни душевные и телесные. Соборованием это Таинство называется потому, что церковный чин предписывает совершать его нескольким священникам (собором), хотя при нужде оно может быть совершено и одним иереем. Таинство это дано нам для исцеления болезней, для восстановления здоровья, телесного и душевного.

304. Правда ли то, что Таинство Елеосвящения совершается лишь над умирающими?

Учение о том, что Соборование является неким «предсмертным напутствием», принадлежит Римо-католической Церкви. Это неверное представление проникло и в православную среду, в «народ»; и сейчас, когда зовут священника к уже явно умирающему человеку, просят исповедовать, причастить и соборовать; с другой стороны, когда предлагаешь родственникам больного, или ему самому, пособороваться – люди пугаются, думая: «раз соборовать, значит, смерть близка»; так что это искажение смысла оказалось весьма живучим. Если мы рассмотрим чинопоследование Таинства, то увидим, что в нем ни слова нет о смерти и о предсмертной подготовке; но везде мы просим Бога воздвигнуть больного от его одра, исцелить от душевных и телесных недугов и поставить на службу Святой Своей Церкви.

305. Каким образом совершается Таинство Елеосвящения?

Начинается его совершение чтением канона, в котором мы просим Бога исцелить наши болезни; затем читаются семь апостольских и евангельских отрывков и семь очень трогательных молитв; после каждой молитвы больной помазывается освящённым маслом, смешанным с небольшим количеством красного вина, на лбу, глазах, щеках, устах, груди и руках. В конце чинопоследование читается молитва на разрешение грехов.

306. Правильно ли то, что мне сказали, что необходимо собороваться один раз в год, во время Великого Поста? Когда лучше совершать это Таинство?

Обычно Соборование совершается вне храма, когда человек, страдающий тяжелой болезнью (не насморком, разумеется), находится дома или в больнице и просит совершить над собою это Таинство; и если здоровый человек сам идет в в храм, то тут – наоборот: сама Церковь приходит к нему домой и с великою любовью возносит Богу молитвы о врачевании и исцелении. В этом есть глубокий смысл, некая «подвижность» Церкви, готовность её посетить и утешить человека в той крайней ситуации, каковой является тяжелая болезнь. Однако в наше время Соборование «вклинилось» и в храмовую жизнь, и сейчас оно совершается у нас повсеместно и регулярно Великим постом; у греков раз в год, в Великий Четверг, соборуются все. С одной стороны, это хорошая традиция, потому что больных людей у нас много, кто-то чем-то обязательно болеет, и не всегда есть у священников реальная возможность посетить всех желающих принять Таинство. Но с другой стороны, есть некая опасность «профанации» Елеосвящения, когда соборуются «на всякий случай», без особой на то нужды. Лучше всего (если в данном контексте уместно это выражение) участвовать в этом Таинстве тогда, когда в этом есть потребность – то есть в случае болезни.

307. Я слышала, что при соборовании прощаются забытые грехи. А если я после этого вспомнила какие-то из них, их надо исповедовать или они уже считаются прощенными?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Принято считать, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые, мелкие, оставшиеся без нашего внимания в силу, может быть, не особой чувствительности нашей совести, – а вовсе не те, что мы стыдимся исповедовать, или утаиваем по другим причинам. Если Вы после Соборования вспомнили какие-то свои грехи, то – если они серьёзные, и сильно тревожат совесть, нужно их исповедовать. А если эти грехи мелкие, незначительные – достаточно внутренне покаяться в них пред Господом, и не смущать себя излишней духовной скрупулёзностью.

308. Нужно ли перед Соборованием исповедоваться?

Строгой обязательности исповеди перед таинством Елеосвящения в Церкви нет. Но здесь нужно различать людей малоцерковных и сознательных, живущих полнотой церковной жизни, христиан. Первые обычно прибегают к Таинствам очень редко, и поэтому, коль скоро они уже «собрались» для этого, им весьма желательно сначала исповедаться, затем собороваться, затем причаститься. Вторые же вполне свободны от такой последовательности, ибо они и без того часто исповедуются и причащаются.

309. После Соборования у меня осталось масло. Что мне с ним делать, как его можно применить? Я слышала, что его можно крестообразно наносить на больные места, читая при этом молитву, это так?

Масло, оставшееся после Соборования, можно употребить как угодно. Возможно его употребление так, как сказали Вы; а можно добавить это масло в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит нам в качестве благословения Божьего.

Что такое соборование?

Соборование, или елеосвящение, — это таинство православной церкви, совершаемое над болящими. Таинство елеосвящения установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5; 14-15).

Елеосвящение совершается одним или несколькими священниками. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем (или, проще говоря, растительным маслом). После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинстве елеосвящения обычно используют смешанный с вином.

Читайте также статью на нашем сайте «Таинство Елеосвящения. Соборование».

Что можно, а чего нельзя после соборования?

Вокруг таинства соборования существует много суеверий. К примеру, что после этого таинства нельзя мыться, чтобы не смыть масло. Или что на таинство елеосвящения можно принести с собой растительное масло, освятить его и затем использовать дома самостоятельно: принимать при болезни, помазывать себя и родных или даже использовать в пище… Конечно, все это лишь домыслы. Мыться (а также есть и пить) после соборования вы можете. А вот использовать масло после соборования не рекомендуется. В настольной книге священнослужителя говорится, что после елеосвящения масло, пшеница, свечи, стрючки для помазывания сжигаются в церковное пещи. Поэтому важно знать, что мы можем сами себя помазывать маслом от лампады, от мироточивых икон, мощей. А в соборовании масло является веществом таинства, а таинство, равно как и отпущение грехов, может совершать только священник. Не может же человек, помазывая сам себя, еще и грехи себе прощать? К тому же с этим маслом вечно бывают всякие недоразумения. Люди не понимают, что с ним делать, некоторые начинают, беря на себя роль священника, помазывать им родственников, соседей, друзей, даже домашних животных. Кто-то может и картошки на таком масле пожарить, и салатик заправить, что выглядит уж совсем кощунственно. Так что лучше всего с верой принять соборование от священника и не заниматься самодеятельностью, ибо благодать измеряется не килограммами и литрами.

Полезно знать:

  • Выбирая, что надеть на соборование, учтите, что священник будет семь раз крестообразно помазывать вам лицо, руки и шею. Поэтому остановитесь на одежде с немного открытой шее (но не слишком декольтированной) и не слишком длинным или легко закатывающимся рукавом.
  • Придите в храм перед соборованием немного загодя.

    Вам нужно будет сделать посильный взнос за таинство в свечную лавку (но если у вас нет на это средств, пособоруют бесплатно) и там же записаться в список — во время елеосвящения священник прочитывает список имен людей, о чьем исцелении он молится. Также нужно купить свечу средней толщины — она понадобится в таинстве.

  • Можно принести с собой или взять в храме кусочек бумаги для свечи, чтобы во время молитвы воск не капал на пол храма.
  • Полезно взять с собой несколько бумажных салфеток. К примеру, для того чтобы обернуть свечу (она будет меньше плавиться от тепла рук), удалить излишки масла с рук и лица после таинства или защитить одежду от случайного попадания елея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *