Собор Александра Невского Киров

Собор Александра Невского Киров

Снесенные соборы и церкви Вятки

Александро-Невский собор 1812 — 1937

Казанская улица в южном направлении выводила к огромной торговой площади, которая была заложена по плану 1812 года и получила название Верхнего торга по сравнению с Нижним у Спасского собора.

В центре этой площади был выстоен в 1864 году самый необычный и красивый собор Вятки Александро-Невский, который стал подлинным украшением города.

А автором его стал архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, который был отправлен в Вятку ссыльным. Тот самый Витберг, проект которого был признан лучшим в конкурсе на сооружение самого грандиозного памятника славы России — храма Христа Спасителя в Москве.

Пораженный оригинальностью замысла архитектора, Александр I заметит однажды, обращаясь к автору: «Вы заставили камни говорить». Работа над созданием храма Христа – это звездный час зодчего и трагедия его сломанной судьбы. Витберг очутился в вятской ссылке по несправедливому обвинению в злоупотреблениях при руководстве его строительством. Творческий замысел великого архитектора не будет воплощен в жизнь. Лишенный имущества, дворянского звания и права быть принятым в службу, прибыл архитектор в 1835 году в Вятку, где пробыл в ссылке пять лет. Но именно провинциальная Вятка вернула ему ощущение радости творчества. Здесь был последний взлет его таланта. Витбергу поручили разработать проект Александро-Невского собора для Вятки, который он и выполнил менее чем за два года совершенно бесплатно. «Такой церкви ещё не было – вкус византийский, а формы новые», — таков был восхищенный отзыв о проекте министра, состоящего под непосредственным ведением императора.

Когда-то сам Витберг о своем замысле при проектировании храма Христа Спасителя писал, что собор должен быть свободен «от рабского подражания», должен «иметь в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры», чтобы «все части храма составляли … не мертвую массу камней, но выражали идею живого храма – человека по телу, душе и духу». Этот замысел нашёл воплощение на вятской земле в Александровском соборе.

Он действительно поражает своей самобытностью, необычностью; действительно, такого храма ещё не было. Некоторые исследователи относят собор к византийскому стилю, другие к стилю эклектики. В нём можно увидеть черты разных архитектурных стилей, но Витберг никогда не копировал формы, он их существенно перерабатывал, он творил своё. Во-вторых, хотя храм и поражает своей роскошью, богатством воображения его творца, красотой, но в нём нет излишеств, он, говоря словами самого архитектора, воплощает стиль «строгой оригинальной архитектуры».

В основе это храм в пять куполов, выполненный в виде ротонды с четырьмя башенками – колоколенками. Каждая главка ориентирована по одной из сторон света. Во внешнем оформлении здания применены удлинённые готические формы.

Поражает удивительное оформление первого яруса храма в виде галереи сплетённых арочных проёмов, увенчанных вытянутыми кокошниками оригинальной формы. Цоколь галерей облицован опокой – белым известняком, добываемым в Кукарке Вятской губернии. Великолепные качества этого белого камня были сразу оценены Витбергом, опока оказалась ценнейшим материалом в поисках новой архитектурной выразительности и использована архитектором в колоннах и других декоративных украшениях. Стены второго яруса прорезаны по всей окружности здания узкими высокими окнами, разделёнными изящными колонками и украшенными тонкими металлическими переплетениями. Необыкновенно красив нарядный фриз, венчающий здание, где архитектурный пояс с рельефным орнаментом прорезан изящными фигурными столбиками – балясинами.

При виде этого неповторимого по красоте здания понимаешь, что его создавал не просто архитектор, а художник. Массивный 18-метровый купол поднимается над основным зданием – ротондой храма. Малые купола на четырёх башенках – колоколенках повторяют его форму. Основной купол обрамлён сплошным рядом изящных по форме окон с килевидным завершением. Эти вытянутые вверх окна, окаймлённые колонками, напоминают лёгкую галерею. Сам архитектор не видел своего детища. Строительство здания, заложенного в 1839 году, продолжалось 25 лет и завершилось в 1864 году. Огромный собор высотой 50 метров был виден со всех концов города. И откуда бы посетители Вятки не подъезжали к городу, их взору первым представлялся Александро – Невский собор. Витберг показал себя талантливым градостроителем. Поставив собор в центре огромной площади на оси Казанской улицы, архитектор добился гармоничного единения нового храма с существующими храмами и колокольнями древнего Хлынова, стоящими на той же оси.

Но главное – архитектор сумел воплотить свою мечту о создании такого собора, где «всё одухотворяться должно». Исследователи творчества Витберга отмечали одухотворённость его творения, воплотившего «идею человечности, идею радости жизни». Фотографы запечатлели облик прекрасного собора с разных сторон, в разных ракурсах. Особенно нужно отдать должное фотографиям известного не только в Вятке, но и в мире фотохудожника С.А. Лобовикова, который ещё в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получил первую бронзовую медаль, а затем неоднократно удостаивался золотых и серебряных медалей за свои работы, достойно представлял Россию на международных выставках. С.А. Лобовиков писал: «Количество снимков с построек Витберга и видов, связанных с ними, у меня свыше 30. Замечательные творения А.Л. Витберга всегда приковывали моё внимание и вызывали восхищение».

В 1895 году храм обнесли изящной оградой, выполненной по эскизу архитектора Чарушина. Её тонкий рисунок гармонировал с изящными металлическими украшениями окон собора. В рисунок решётки и четырёх калиток, расположенных против каждого из фасадов собора, были вкомпонованы гербы Вятки и всех уездов губернии. Решётку отлили на Холуницких заводах из чугуна и установили на каменном цоколе. Вскоре перед собором поставили памятник Александру III, необычный постамент которого проектировал Чарушин, а бюст императора выполнил скульптор Р.Р. Бах, автор памятника Пушкину в Царском Селе.

В 1937 году Александровский собор взорвали. Непонятно, как можно было уничтожить такую красоту! Невольно приходит на память горький сарказм Салтыкова-Щедрина, который в «Истории одного города» создал целую галерею образов градоначальников – «головотяпов» города Глупова. Не повезло Вятке (тогда уже г.Кирову) с градоначальниками и в 1937 году. «Головотяпы» из горсовета и облисполкома не только не препятствовали сносу собора, но активно ратовали за это. Разрушили не только культовое сооружение, но художественный образ города. Уничтожили творение талантливого зодчего, которому А.И. Герцен когда-то писал: «Человечество имеет свою мерку великому и Ваше место в истории искусства занято». Уничтожили труд сотен каменщиков, которые не имея современной строительной техники, своими руками воздвигали соборы, стоящие веками. Труд резчиков по камню, которых так не хватало в Вятке, что приходилось выписывать из Кукарской слободы. Труд искусных литейщиков, отливающих колокола, иконописцев, художников, оформляющих интерьеры собора, и т.д. Что уж тут говорить о благодарности многочисленным благотворителям – меценатам и просто скромным дарителям – мещанам, на средства которых возводился собор (а строили его 25 лет). Был создан общественный комитет по сбору средств. Вносили не только деньги, жертвовали бутовый камень, известь, кирпич, железо, лес.

Освободившееся после разрушения собора место пустовало тридцать лет, пока не построили здесь в 1968 году обычное типовое здание, в котором разместилась филармония.

Размышляя о судьбе Александровского собора, невольно думаешь о том, что ведь так можно потерять и ощущение родной земли под ногами, утратить чувство Родины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *