Смысл любви Соловьев

Смысл любви Соловьев

В чем смысл любви

Борис Кочетков

Всех поздравляю с Майскими праздниками:
1-ое Мая и Днем Победы
В ЧЁМ СМЫСЛ ЛЮБВИ?
По-моему, нельзя утратить смысл ЛЮБВИ.
Он в нас самих живет,
как боль, как вкус, как мера чувства,
любовь придет,
нахлынет в сердце густо,
как ни старайся — не отпустит,
со временем войдет
Лишь в жизни русло.
Любовь — экспресс или товарный?
Товарный медленно скользит,
на каждом полустанке остановка,
Любовь — Заправка, снова в долгий путь бежит.
И счастье, радость не мелькают,
Экспресс промчался — снова пустота,
Однообразно дни проходят,
Как будто счастья не было тогда.
Когда любовь идет неспешным шагом.
она, как полноводная река.
Когда, как горная река и с водопадом,
стремительна, коротка, холодна.
И здесь законы физики верны.
В любви, как и в природе,
Или энергии любви на годы,
Или всего на полчаса.
Любовь особенное чувство.
И оценить её нельзя.
Любовь лишь проверяется годами
Прожитой жизни.
Смысл в том я вижу, и всегда.
26.04.2010 г.

© Copyright: Борис Кочетков, 2010
Свидетельство о публикации №110043007414

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Борис Кочетков

Рецензии

Написать рецензию

*Любовь лишь проверяется годами
Прожитой жизни.
Смысл в том я вижу, и всегда.*
А мне показалось, что ЛЮБОВЬ проверять не нужно.
Нужно дать возможность ей РОДИТЬСЯ!!!
В ожидании.
Коломбина3 20.07.2010 12:43 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
Коломбина3 30.01.2019 19:25 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Стих не истина в последей инстанции. Бывает и по другому.Стих о своей жизни и своём опыте. С ободряющей вас улыбкой.
Борис Кочетков 23.07.2010 22:23 Заявить о нарушении

Вот, и я говорю, что если она родилась, то всё остальное не имеет существенного значения, оно просто прикладывается к ней, к любви.
Я ведь тоже опыт жизни имею…
С любовью в улыбке.
Коломбина3 23.07.2010 22:29 Заявить о нарушении

Борис, ещё только приложившись к стихам, это декабрь 2008 года, я описала и своё видение любви. Правда незамысловато, с поучением. Но так и не обработав по форме. Вот несколько мнений:
Живём мы на земле, не зная,
Значенья должного Любви.
Каким-то суррогатом заменяем
Об утрате, которого скорбим.
***
А Любовь ведь – это чувство,
Что подарено судьбой.
За терпение земное,
За работу над душой.
***
Если мы терпимы к людям,
Если ценим их за то,
Что они неповторимы,
Гениальны, как никто.
***
Но запомни – если любишь,
Приготовься и терпеть.
И Любовь придаст нам силы,
Трудности преодолеть.
А терпеть придётся больше,
Чем желаешь ты того.
Ведь любовь не наслажденье,
А работа над душой.
***
Если ты позволил вдруг
Полюбить кого-то,
Вовсе это не досуг,
И не страсти похоть.
***
И особо надо знать,
Вместе быть не значит
Друг у друга отнимать
Цели и задачи.
***
И направить чувство можно
На любой предмет,
И который – это важно,
Должно защищать от бед.
***
Дар великий, что от Бога,
Взять не каждому дано.
Потому, как по заслугам
Получаем мы его.
Каждый в эту жизнь пришёл
Не блаженства ради,
Тот, кто смысл в ней нашёл,
И тому любовь в награду.
А Любовь получишь ты,
Коли к ней стремишься.
Посвяти себя тому,
С чем ты в жизнь стремился..
***
Извините, Борис, за наивность, но вот есть она во мне…)))
С радушием.
Коломбина3 20.08.2010 06:20 Заявить о нарушении

Любаша, у вас получилась хорошая коллекция четверостиший о любви.Их можно использовать для написания цельного стиха.Я тоже так делаю, собирая свои отзывы о любви и иногда включаю в свои публикации. Например, СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО. Спасибо и с радушием.
Борис Кочетков 20.08.2010 14:09 Заявить о нарушении

Да, Борис, Ваша коллекция с цветами тому подтверждение )))
*Дар великий, что от Бога,
Взять не каждому дано.
Потому, как по заслугам
Получаем мы его.*
Получила, но вот, выразилась она совсем в другом варианте.
А я же считала, потому и выглядят эти стишки, как нравоучения, что я иду в замужестве к этой любви. Я всё и делала по жизни, чтобы сохранить полноценность брака. А когда изучила метод А.Ф.А. то узнала, что присутствие «пятёрок» в психоматрице и толкает мужчину на интерес к другим женщинам. И женщине — жене при этом отпускается важная миссия по удержанию мужа в семье. Наш брак выдержал это испытание через то, что муж был занят учёбой, то есть любил в это время СЕБЯ! Именно в в 35-40 лет у мужчин случается «улёт» в мозгах, подъём, всплеск эмоций. желание что-то в себе изменить Но, как я часто объясняю, человек проявляет себя конкретно в физическом амплуа прежде, к духовному приходят лишь немногие, сумевшие выразить себя в развитии личности (образование не всегда одно и тоже, если не берётся во внимание развитие тех способностей, которые были даны природой при рождении).
Вот «дяденьки» и пошли … в разлад с самим собой и соответственно изменяя многое не только в своей жизни.
А по скольку я думаю, что я себя развивала, и делала даже многих счастливыми (в частности, членов своей семьи), то и мне выпало нечто удивительное, правда, всего лишь состояние души.

Где-то недавно я встретила, при прогулке по сайту, суждение, что душевные проявления не есть измена, ибо душа не материальна. А к любви духовной мы и должны идти своим жизненным путём.
Извините, Борис, что бы я тут не «наговорила» поймут не многие.
С радушием.
Коломбина3 21.08.2010 01:46 Заявить о нарушении

Духовность овладела нашим чувством
Ну, что из этого, коли прочтут?
Она действительно материей не сшита,
она внутри нас, наш атрибут.
Борис Кочетков 21.08.2010 18:16 Заявить о нарушении

Вы хорошо и правильно выразили суть духовного восприятия.
Но меня волнуют не те, кто прочтёт вдруг, а те, кто со мной рядом.
Извините.
Коломбина3 21.08.2010 18:24 Заявить о нарушении

Тогда просто удалите всё.Я не возражаю.Что мне надо удалить?
Борис Кочетков 21.08.2010 19:13 Заявить о нарушении

Удалять ничего не будем…
Я говорила о своём состоянии.
Всё хорошо.
Коломбина3 21.08.2010 20:40 Заявить о нарушении

Всё думала сказать об этом, и вот, открыла именно тот стих, где мы говорим о духовной … общности.
Мне в последнее время приходится смотреть передачу «Давай поженимся»))), комп на это время от меня высвобождается.
И вот сваха Роза сказала нечто интересное:
Между мужем и женой существует как бы двух видов связь:
1 — как материальная собственность — машина, мебель, квартира и пр.
2 — духовное единение.
И предлагает невесте выбор: смотря что она хочет, данный жених может предложить лишь связь, как собственность.
Вот и получается, врак — это не всегда духовное единение. Достичь этого удаётся не всем.
Ну, и по моим стихам «Как любят мужчины?» тоже видно, что не каждый тип любви преследует духовное единение.
Вот она ПРИРОДА человеческих отношений.
Благодарю за внимание, Борис. Поговорила.
С улыбкой радушия. Любовь.
Коломбина3 18.01.2011 20:20 Заявить о нарушении

ТВ «ДАВАЙ ПОЖЕНИМСЯ» изначально игнорирует любовь, как необходимое условие ЖЕНИТЬБЫ. ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ может состояться только в том случае, когда оба любят друг друга. В той передаче духовное единение в одночасье произойти просто не может.Для этого нужно время.Та передача предлагает только временный союз на основе материального обеспечения.Он — средства для жизни. Она — себя для удовлетворения чувственных потребностей. Считаю, что эта передача — плохой совет молодым и даже пожилым или старым.
Борис Кочетков 19.01.2011 00:07 Заявить о нарушении

Хочется порассуждать))).
Передача, передачей, но если её рассмотреть с позиции ПРИРОДЫ общества:!
Ведь, и раньше, до революционных событий, скажем, в брак по любви ли шли?
Любовь — это, как обоюдное желание быть вместе. А часто бывает и так, что оказавшись вместе, нет знаний по совместному сожитию. И наоборот, люди, которым выпало жить в браке по каким-то «обстоятельствам», будь то воля родителей или д.р., выстраивают отношения так, что семья и получает статус — благополучной.
И данная передача как раз призвана оказывать некое содействие тем, кто не смог пристроить свою любовь в браке.
Мы с Вами, я в большей степени, раскрывали вопрос о совместимости людей в отношениях. Даже в дружбе не все люди могут находиться так долго, как кому-то хотелось бы, и лишь потому, что нет той внутренней связи, как раз духовного единения. И при удобном случае эти дружеские связи рушатся. Потому как построены лишь на внешних, видимых причинах. Есть даже пример на сайте у знакомых нам «людей» — ников.
И кто этого не признаёт, навешивает различного рода ярлыки.
Отношения людей и заключаются в том, чтобы находить для себя комфортное состояние, но не навязанное кем-либо.
А разбирая в стихах «КАК любят мужчины?» виды мужской любви (а это древние взгляды), видно, что не все и мужчины проявляют себя одинаково.
И зная это, уже можно себя настроить на выбор: что нужно мне. А выбрав, буду ли я кого-то винить? Во всяком случае — не должна.
Так или иначе мы, можем лишь приспосабливаться к обстоятельствам.
Почему-то пришли на ум правила игры в карты: играем той картой, которая выпала ))), но с желанием получить выгодный результат.
А то что жизнь — игра, сказал кто-то и давно.
Извините, Борис, опять дала себе волю )))…Хлебом не корми …
Радушно улыбаюсь. Любовь.
Коломбина3 19.01.2011 07:53 Заявить о нарушении

Прочитав, сделал вывод, что есть три вида бракосочетания: по любви (редко), по стечению обстоятельств (редко, но чаще) и по материальным соображениям (в основном).Какой из них крепче???Статистика умалчивает.Да и нет её, а зря! С улыбкой для собеседницы. Борис
Борис Кочетков 19.01.2011 11:58 Заявить о нарушении

Надо полагать, беседой Вы, Борис, довольны.
С улыбкой (?)
Коломбина3 19.01.2011 14:40 Заявить о нарушении

Женщины, чаще наверное, выходят замуж по-расчёту. Мужчины по любви, а женщины по-расчёту.Это особенно сейчас видно.И не спешат закрепить брак в ЗАГСЕ.
Борис Кочетков 17.02.2015 15:06 Заявить о нарушении

В народе есть такая поговорка:
«Браки случаются на небесах.»
А я добавила такую фразу: «А выстраивать отношения в них — это земной труд.»
Но труд обязательно духовный.
Но этому не учат специально.
Сегодня смотрела немного передачу о семейных ситуациях. Ведущих озвучил своё предложение, которое он пробивает уже несколько лет: для вождения транспортом люди получают соответствующие знания и сдают экзамен на получение права для управления им, а вот для создания семьи, воспитания детей никаких знаний никто не получает и экзаменов не сдаёт.
И за всё отвечает природный инстинкт.
Коломбина3 17.02.2015 15:18 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Борис Кочетков

Пересказ труда владимира соловьева смысл любви

Анастасия Шахматова

Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма.
Если весь смысл любви в потомстве и высшая сила управляет любовными делами, то почему же вместо того, чтобы стараться о соединении любящих, она, напротив, как будто нарочно препятствует этому соединению?
1) сильная любовь весьма обыкновенно остается неразделенною
2) при взаимности сильная страсть приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства
3) счастливая любовь, если она очень сильна, также остается обыкновенно бесплодною
А в тех редких случаях, когда необычайно сильная любовь производит потомство, оно оказывается самым заурядным.
Преимущество человека перед прочими существами природы — способность познавать и осуществлять истину — не только родовая, но и индивидуальная: каждый человек способен познавать и осуществлять истину, каждый может стать живым отражением абсолютного целого, сознательным и самостоятельным органом всемирной жизни.
Но для того чтобы индивидуальное существо нашло в истине — всеединстве — свое оправдание и утверждение, недостаточно с его стороны одного сознания истины — оно должно быть в истине, а первоначально и непосредственно индивидуальный человек, как и животное, не в истине: он находит себя как обособленную частицу всемирного целого, и это свое частичное бытие он утверждает в эгоизме как целое для себя, хочет быть всем в отдельности от всего — вне истины.
Эгоизм как реальное основное начало индивидуальной жизни всю ее проникает и направляет, все в ней конкретно определяет, а потому его никак не может перевесить и упразднить одно теоретическое сознание истины.

Пока живая сила эгоизма не встретится в человеке с другою живою силою, ей противоположною, сознание истины есть только внешнее освещение, отблеск чужого света.
Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью.
Любовь — как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности.
Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. Только благодаря разумному сознанию (или, что то же, сознанию истины) человек может различать самого себя, т. е. свою истинную индивидуальность, от своего эгоизма, а потому, жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь сам любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его.
Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство, а в том, что, приписывая себе безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность.
Между тем именно при таком исключительном самоутверждении человек и не может быть в самом деле тем, чем он себя утверждает.
То безусловное значение, та абсолютность, которую он вообще справедливо за собою признает, но несправедливо отнимает у других, имеет сама по себе лишь потенциальный характер — это только возможность, требующая своего осуществления.
Человек (вообще и всякий индивидуальный человек в частности), может обладать всею полнотою бытия, лишь снимая в своем сознании и жизни ту внутреннюю грань, которая отделяет его от другого.
«Этот» может быть «всем» только вместе с другими, лишь вместе с другими может он осуществить свое безусловное значение — стать нераздельною и незаменимою частью всеединого целого, самостоятельным живым и своеобразным органом абсолютной жизни.
Утверждая себя вне всего другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование, отнимает у себя истинное содержание жизни и превращает свою индивидуальность в пустую форму. Таким образом, эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив — самоотрицание и гибель.
Ложь и зло эгоизма состоят в исключительном признании безусловного значения за собою и в отрицании его у других; рассудок показывает нам, что это неосновательно и несправедливо, а любовь прямо фактически упраздняет такое несправедливое отношение, заставляя нас не в отвлеченном сознании, а во внутреннем чувстве и жизненной воле признать для себя безусловное значение другого.
Познавая в любви истину другого не отвлеченно, а существенно, перенося на деле центр своей жизни за пределы своей эмпирической способности, мы тем самым проявляем и осуществляем свою собственную истину, свое безусловное значение, которое именно и состоит в способности переходить за границы своего фактического феноменального бытия, в способности жить не только в себе, но и в другом.
Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе.
Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой или супружеской любви по преимуществу; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну.
Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность.
Внешнее соединение, житейское и в особенности физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви не как ее непременное условие и самостоятельная цель, а только как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель сама по себе прежде идеального дела любви, она губит любовь. Всякий внешний акт или факт сам по себе есть ничто; любовь есть нечто только благодаря своему смыслу, или идее, как восстановление единства или целости человеческой личности, как создание абсолютной индивидуальности.
Предмет истинной любви не прост, а двойствен: мы любим, во-первых, то идеальное (не в смысле отвлеченном, а в смысле принадлежности к другой, высшей сфере бытия) существо, которое мы должны ввести в наш реальный мир, и, во-вторых, мы любим то природное человеческое существо, которое дает живой личный материал для этой реализации и которое чрез это идеализуется не в смысле нашего субъективного воображения, а в смысле своей действительной объективной перемены или перерождения.
Оычно наблюдается извращении самого любовного отношения. Это начинается очень рано: едва только первоначальный пафос любви успеет показать нам край иной, лучшей действительности — с другим принципом и законом жизни, как мы сейчас же стараемся воспользоваться подъемом энергии вследствие этого откровения не для того, чтоб идти дальше, куда оно зовет нас, а только для того, чтобы покрепче укорениться и попрочнее устроиться в той прежней дурной действительности, над которой любовь только что приподняла нас; добрую весть из потерянного рая — весть о возможности его возвращения — мы принимаем за приглашение окончательно натурализоваться в земле изгнания, поскорее вступить в полное и потомственное владение своим маленьким участком со всеми его волчцами и терниями; тот разрыв личной ограниченности, который знаменует любовную страсть и составляет ее основной смысл, приводит на деле только к эгоизму вдвоем, потом втроем и т. д. Это, конечно, все-таки лучше, чем эгоизм в одиночку, но рассвет любви открывал совсем иные горизонты.
Как скоро жизненная сфера любовного соединения перенесена в материальную действительность, какова она есть, так сейчас же соответственным образом извращается и самый порядок соединения. Его «нездешняя», мистическая основа, которая так сильно давала о себе знать в первоначальной страсти, забывается как мимолетная экзальтация, а самым желательным, существенною целью и вместе первым условием любви признается то, что должно быть лишь ее крайним, обусловленным проявлением. Это последнее — физическое соединение, поставленное на место первого и лишенное таким образом своего человеческого смысла, возвращенное к смыслу животному, — делает любовь не только бессильною против смерти, но само неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих.
Действительно спастись, т. е. возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми. Он имеет право и обязанность отстаивать свою индивидуальность от дурного закона общей жизни, но не отделять свое благо от истинного блага всех живущих. Из того, что самое глубокое и интенсивное проявление любви выражается во взаимоотношении двух восполняющих друг друга существ, никак не следует, чтобы это взаимоотношение могло отделять и обособлять себя от всего прочего как нечто самодовлеющее; напротив, такое обособление есть гибель любви, ибо само по себе половое отношение, при всем своем субъективном значении, оказывается (объективно) лишь преходящим, эмпирическим явлением. Точно так же из того, что совершенное соединение таких единичных существ останется всегда основною и истинною формою индивидуальной жизни, вовсе не следует, что эта замкнутая в своем индивидуальном совершенстве жизненная форма должна пребывать пустою, когда она, напротив, по самой природе человека способна и предназначена наполняться универсальным содержанием. Наконец, если нравственный смысл любви требует воссоединения того, что неправедно разделено, требует отождествления себя и другого, то отделять задачу нашего индивидуального совершенства от процесса всемирного объединения было бы противно самому этому нравственному смыслу любви, если бы даже такое отделение было физически возможно.
Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением: Как для половой любви (в сфере личной жизни) единичное «другое» есть вместе с тем все, так с своей стороны социальное все, в силу положительной солидарности всех своих элементов, должно для каждого из них являться как действительное единство, как бы другое, восполняющее его (в новой, более широкой сфере) живое существо.
Из того, что образ единства социальных тел не ощутителен для наших внешних чувств, никак не следует, чтоб его вовсе не существовало: ведь и наш собственный телесный образ совсем неощутителен и неведом для отдельной мозговой клеточки или для кровяного шарика; и если мы как индивидуальность, способная к полноте бытия, отличаемся от этих элементарных индивидуальностей не только большею ясностью и широтою разумного сознания, но и большею силой творческого воображения, то я не вижу надобности отказываться от этого преимущества. Как бы то ни было, с образом или без образа, требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии. Такое распространение сизигического отношения на сферы собирательного и всеобщего бытия совершенствует самую индивидуальность, сообщая ей единство и полноту жизненного содержания, и тем самым возвышает и увековечивает основную индивидуальную форму любви.
Несомненно, что исторический процесс совершается в этом направлении, постепенно разрушая ложные или недостаточные формы человеческих союзов (патриархальные, деспотические, односторонне-индивидуалистические) и вместе с тем все более и более приближаясь не только к объединению всего человечества, как солидарного целого, но и к установлению истинного сизигического образа этого всечеловеческого единства.
Установление истинного любовного, или сизигического, отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде — эта цель сама по себе ясна. Нельзя сказать того же о путях ее достижения для отдельного человека. Не вдаваясь в преждевременные, а потому сомнительные и неудобные подробности, можно, основываясь па твердых аналогиях космического и исторического опыта, с уверенностью утверждать, что всякая сознательная действительность человеческая, определяемая идеею всемирной сизигии и имеющая целью воплотить всеединый идеал в той или другой сфере, тем самым действительно производит или освобождает реальные духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают материальною средою, одухотворяют ее и воплощают в ней те или другие образы всеединства — живые и вечные подобия абсолютной человечности.
Связавши в идее всемирной сизигии (индивидуальную половую) любовь с истинною сущностью всеобщей жизни, я исполнил свою прямую задачу — определить смысл любви, так как под смыслом какого-нибудь предмета разумеется именно его внутренняя связь со всеобщею истиной.

Проблема любви постоянно находилась в центре внимания крупнейших мыслителей всех времен и народов. В русской философии никто не сделал так много для ее глубочайшего теоретического осмысления, как Владимир Соловьев. Продолжая линию, идущую от древних, он возвел Любовь в ранг универсального вселенского Начала, не просто управляющего миром, но обусловливающего его как самый Мир. Без любви нет ни жизни, ни смысла существования, ни Бога, ни Человека. Обоснованию данного тезиса фактически посвящено все творчество поэта и мыслителя.

Миросозерцание Соловьева с полным правом можно назвать Философией любви. (Так, кстати, и названа вступительная статья Арсения Гулыги к первому переизданию — после многих лет отлучения и забвения — трудов русского философа). О том же говорил и сам Соловьев — и в философской прозе, и в стихах:

Смерть и Время царят на земле,

— Ты владыкам их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

«Смысл любви» — рубежное произведение Соловьева. Первоначально оно было напечатано в виде пяти статей в русском философском журнале, что позволило автору достаточно основательно изложить суть своего учения. В одной из энциклопедических статей он определял любовь как «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни». В знаменитом трактате он наполняет данную дефиницию конкретным содержанием.

Главный вопрос, который волнует философа: сводится ли половая любовь исключительно к продолжению рода или же она нечто большее. Вывод однозначен: половая любовь ведет, прежде всего, к человеческой целостности, где любящие существа — мужчина и женщина — в акте соития образуют некое новое сверхсущество в соответствии с законами, предписанными высшими космическими законами:

Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных органических существ, которое бы создало бы из них одну абсолютную идеальную личность. «…» В эмпирической действительности человека как такового вовсе нет — он существует лишь в определенной односторонности и ограниченности, как мужская и женская индивидуальность (и уже на этой основе развиваются все прочие различия). Но истинный человек в полноте своей индивидуальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих.

Именно в такой абсолютной целостности и преодолевается эгоизм, от природы присущий всему живому и в особенности — человеку:

Эгоизм как реальное основное начало индивидуальной жизни всю ее проникает и направляет, все в ней конкретно определяет. «…» Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. «…» Эгоизм есть сила не только реальная, но основная, укоренившаяся в самом глубоком центре нашего бытия…

«Преодоление эгоизма» — задача, которую провозгласил еще Шеллинг, — возможна только в сфере любви. Во имя нее — сознательно или бессознательно — и приносится в жертву эгоизм.

Людвиг Фейербах показал, почему это происходит: любовный акт и половое соитие по своей природе таковы, что, удовлетворяя свои в общем-то всегда эгоистические половые потребности и достигая личного чувственного наслаждения, одна сторона (безразлично какая — мужчина или женщина) одновременно и неизбежно доставляет точно такое же удовлетворение и наслаждение другой стороне. Соловьев также подходит к аналогичному выводу, но формулирует его в сугубо абстрактной форме.

Философа больше волнуют совершенно другие проблемы. Например, насколько связан «пафос любви» с продолжением рода. Ответ: очень незначительно и несущественно. Совсем не редкость, когда продолжение рода, то есть деторождение, происходит не только без какого бы то ни было «пафоса», но даже и без любви как таковой — просто как естественное отправление потребности. Это, с одной стороны. С другой, — можно привести сотни, если не тысячи, примеров, когда любовь достигала высшего, прямо-таки нечеловеческого развития, не сопровождаясь при этом никакой половой близостью, а потому не завершаясь, естественно, и никаким продолжением рода. Любовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре являются высочайшими образцами того, чего может достигнуть человек в возвышенной любовной страсти и «пафосе». Но хорошо известно также, что ни Данте, ни Петрарка не прикасались к объектам своего вожделения даже кончиком мизинца.

Соловьев продолжил и в определенной мере завершил решение грандиозной философской задачи — дать всестороннее обоснование космической сущности любви. Человеку всего лишь кажется, что он является единственным источником любовной потенции, заложенной в его половых клетках и подкрепленной гаммой эмоций. В действительности же сексуальная энергия (то, что древние именовали Эросом) имеет вселенско-космическое происхождение. Говоря современным языком, она рассеяна в звездно-вакуумном и информационно-энергетическом мире, взаимодействуя в прямом смысле со всей Вселенной (Соловьев предпочитал подчеркивать ее божественную ипостась). Конкретные индивиды — мужчины и женщины — лишь временно аккумулируют и ретранслируют то, что в природе существует извечно. Получая порцию или заряд космической по своей природе сексуальной энергии, они реализуют ее в акте любовного соития, дабы дать продолжение роду и удовлетворить свои потребности носителей любви.

Космизированный образ любви получил у Соловьева и поэтическое оформление в образе-символе Софии-Премудрости Божьей, которая лучезарным светом разливается по всей Вселенной. В отличие от абстрактно-философского «всеединства» (центральная категория в космистской концепции Соловьева) София-Премудрость доступна чувственному восприятию, но только подвижникам и только в минуты наивысшего вдохновения (экстаза). Сам Соловьев трижды испытал соприкосновение с вселенским символом Любви в образе премудрой Софии. Эти встречи описаны русским философом и первоклассным поэтом в хрестоматийной поэме «Три свидания».

Первый раз София-Премудрость явилась Соловьеву — девятилетнему ребенку, впервые испытавшему чувство любви:

София предстала перед ним, пронизанная лазурью золотистой и лучистой улыбкой:

Пронизана лазурью золотистой,

В руках держа цветок, нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Точно такой же он — уже доцент и магистр — увидел ее во второй раз, находясь в Британском музее. Но наиболее полное впечатление (описание) осталось от третьей встречи, когда Соловьев ночью оказался в египетской пустыне неподалеку от Каира. Пережив потрясение и забывшись, он проснулся от яркого света, который сливался с утренней зарей:

И в пурпуре небесного блистанья

Очами, полными лазурного огня,

Глядела ты, как первое сиянье

Всемирного и творческого дня.

Знаменательно, что в чувственно воспринимаемом образе «вечной женственности» Соловьев четко уловил и глубинный вселенский смысл:

Что есть, что было, что грядет вовеки —

Все обнял тут один недвижный взор…

Софийность как символ высшей Любви к Богу, Миру и Человеку испокон веков была знаменем и знамением русского народа. Слитая с просветленным образом Богородицы — Пречистой Девы Марии, избравшей Россию «своим последним домом», софийность не только вдохновляла богословов и философов, но и оберегала и обогревала сердце каждого русского человека. Софийские соборы — главные храмы в двух главных городах Древней Руси — Киеве и Новгороде — точно навеки закрепляли своей рукотворной вещественностью и нерукотворной красотой покровительство и сбережение со стороны высших космических начал, воплощенных в Софии-Премудрости.

Через Владимира Соловьева София — этот космоорганизующий и земноустроительный принцип — была воспринята всей плеядой его последователей — главных представителей русского философского Ренессанса: С. Н.

Булгаковым, Н. А. Бердяевым, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным, А. Ф. Лосевым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *