Служба на завтра

Служба на завтра

Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад…” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина…” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина…” и “Ис полла…” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся…”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”.

Хор: “От восток солнца до запад…” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион…”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется…”. Хор начинает петь: “Да возрадуется…”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий…” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны…”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос…” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе…” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый…”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе…” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе…” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех…” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости…”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

  • Благодарность

    От Preply

    Замечательное приложение! Пусть Господь вознаградит Вас за неоценимую помощь, которую Вы оказываете всем изучающим богослужебный Устав! Можно узнать, как Вас поддержать материально?

  • Благодарю от души!

    От AndyKönig

    Вы, делаете замечательное дело! Шибко нам, алтарникам, помогаете! Божией Помощи Вам, семье вашей и близким вашим! Покрова Пресвятой Богородицы! Ангела Хранителя!

  • Это ли не чудо?!

    От Псъ.

    ЧУДО ПЕРВОЧУДНОЕ!!!

  • Искренняя благодарность Авторам!

    От Misha Sportsmen

    Спаси Господи за ваши труды!!! Фото фона приложения🌿👍🏻!!!

  • Где зачало на чтение??

    От Дустум

    С нового года потеряли зачало на Апостол и Евангелие! Куда делось ?

  • Ошибки в чтениях

    От диакон Евгений

    В обновлении очень много ошибок в чтениях(зачала, стихи и пр.)Исправьте пожалуйста!

  • Нет указаний зачал.

    От iereialexsii

    2019 год, где зачала???

  • Спасибо, но…

    От Mi2@

    Дорогие авторы программы, после обновления на 19й год исчезли ссылки на чтения. Раньше можно было нажатием на чтение открыть соответствующее зачало, а теперь такой функции нет. Большая просьба вернуть. (Ситуация повторилась как и год назад) Спаси Господи!

  • Мелочь а неприятно

    От Филиппcritical93

    Что ж вы зачала то убрали?

  • Зачала чтений

    От диакон Святослав

    Просьба вернуть евангельские и апостольские чтения с указанием зачал. Очень не удобно закладывать чтения в богослужебных книгих.

  • Не работают ссылки

    От Йефомит

    После последнего обновления, перестали открываться ссылки на зачала. Исправьте пожалуйста!

  • Ссылки

    От Артем 13

    Добрый день. Спасибо за отличное приложение. Только после обновления на 2019 год перестали работать ссылки на Евангелие.

    Помогите решить через Новый апдейт.

  • Все хорошо НО…!?

    От nikinfo93

    Почему ссылки на чтения перестали открываться? Раньше нажмёшь на ссылку на азбука.ру сразу чтение открывалось, после обновления перестали

  • Указания на 2019 год

    От Freeman3007

    В последнем обновлении в указаниях не написаны зачала для Апостола и Евангелия, из-за чего трудно их находить.

  • Где номер зачала?

    От Клоп78

    Уважаемый, Вы забыли об одной мелочи, которая портит всю идею — в чтениях Апостола и Евангелия пропали номера зачал, а остались лишь глава и стихи. Посмотрите как Вы делали в 2018 году и сделайте так же, мы же заглядываем сюда каждый день и зачастую важно быстро получить данные для закладывания книг.

  • Указания

    От Зомбез

    Уже 3 января, указаний нет, раньше перед 1 января обнова была а теперь подзабил походу.

  • Ждём

    От Вячеслав Крым

    Когда будет обновление?

  • Спасибо

    От Николай Л.

    Огромное спасибо! Жаль, что на iOS нельзя активировать сноски в тексте. Но это претензии не к приложению: на нет и суда нет. Спасибо!

  • Хорошее приложение!

    От nikserebr

    Спасибо большое разработчику! Давно ждал такое. А то на андроиде есть несколько приложений, а на iOS не было ни одного. Правда, значок приложения какой-то никакой. Надеюсь, со временем нарисуется получше. И чтения стоило бы открывать внутри приложения, а не перекидывать в Азбуку. И, может быть, разработчик сделает ещё приложение с богослужебными книгами? Это было бы просто великолепно. Опять же на Андроиде есть такое хорошее приложение как Библиотека ЦС, но его разработчик (Александр Семенюк) не планирует его портировать на iOS, хотя готов помочь тем, кто это может сделать (см. его форум). Мб, скооперируйтесь? За такое приложение и 150 р. не будет жалко. Дополнение от 17 мая: Хорошо бы сделать так, чтобы с 16-00 кнопка «Сегодня» открывала уже следующий день, ведь богослужебный день начинается с вечера.

  • Сделайте ссылки

    От Dzankhot

    Сделайте ссылки, чтобы переходило с текста на ссылку при касании и обратно!!

  • Вопрос

    От diak.r

    Подскажите пожалуйста, когда «порядок чтений, согласно календарю» перейдёт снова на зачала?

  • Исправьте пожалуйста

    От Rumata-СССР

    Прошу исправить евангельские чтения , вообще приложение на андройде реализовано лучше , там евангельские чтения написаны по зачалам, в приложении для iPad и iPhone указаны главы и стихи это не корректно и очень не удобно. Спасибо

  • Нет меню настроек

    От Dob_Forever

    Отсутсвует меню Настройки шрифта в приложении. Мелко. Как настроить шрифт крупнее?

  • Слабо

    От ΑΡΣΕΝΥ

    Нет возможности увеличить шрифт или сделать ночной режим. Очень слабо. Зря потратил деньги.

  • Наконец-то!

    От Andrey225635

    Спаси тебя Господь, добрый человек! Я уже на андроид собрался переходить ради указаний этих.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *