Сколько иисусу было лет

Сколько иисусу было лет

Как известно, у науки с церковью всегда были непростые отношения. Но вот противоборствующие стороны пошли на компромисс. В конце XIV века был заключен негласный договор: знание находятся в ведении науки, а моральные ценности отданы религии.

Здравый смысл императивно подсказывает – науке и религии необходимо держаться вместе, иначе человек «не докопается» до истины никогда. А знания наши еще очень и очень ограничены. Так до сих пор нам неизвестно, когда родился основатель христианской религии Иисус? Сколько ему было лет в момент распятия на кресте? Отчего он умер?

Когда родился Мессия?

В любой научной дисциплине, как известно, определяющим является доказательство. Между тем история, как научная дисциплина, в силу субъективных и объективных причин пока стоит особняком. Несмотря на это, потребность в доказательности в истории ощущалась всегда. Однако как практически решить данную задачу? Каким образом исключить возможность различного рода фальсификаций? Выход из, казалось бы, тупиковой ситуации существует. История должна активно применять достижения других наук. Памятуя об этом, перейдем к делу.

Итак, никто в точности не знает, когда родился Иисус. Издавна исследователи Библии, пытаясь определить дату рождения Иисуса, рассуждали следующим образом. Он появился на свет в Вифлееме не позже 4 г. до н.э., так как смерть Ирода Великого (I в. до Р.Х.) в чье царствование Иисус родился, датируется указанным годом.

Родители будущего Мессии, согласно Евангелию от Луки, отправились в этот палестинский город, чтобы участвовать в переписи населения, проводимой римлянами с целью упорядочения сбора налогов в Иудее. По достоверным источникам, это мероприятие осуществлялось римским прокуратором Квиринием в 6 или 7 г. до н.э. Как видим, точную дату (год) рождения Спасителя определить таким образом не удается.

К слову, день Рождества Христова еще менее поддается определению. На Востоке оно стало приурочиваться к 25 декабря только в конце IV в.

В Риме эта дата принята ради вытеснения языческого праздника рождества Непобедимого Солнца, а не на основании церковного предания, которое считало днем Рождества 6 января.

Но вот на помощь историкам пришли астрономы. В Евангелие от Матфея, одном из наиболее ранних описаний жизни Христа, говорится: «Где родившейся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (2:2) Исследователи попытались использовать эту историю о волхвах и Вифлеемской звезде для точного определения даты рождения Иисуса. Как известно, законы небесной механики необычайно точная и тонкая вещь, поддающаяся математическим расчетам.

Пионерами данного направления был великий математик и мистик, один из основателей современной астрономии Иоганн Кеплер. В ночь на 17 декабря 1603 года он наблюдал через телескоп за движениями планеты Юпитера и Сатурна, приближавшихся к точке астрономического соединения. Несколько позже к ним примкнул Марс. Прошло два года, и ученый увидел в созвездии Змееносца новую звезду. А весь фокус заключался в том, что когда две или несколько планет сходятся очень близко друг к другу, иногда даже сливаясь в одно целое, земной наблюдатель видит яркое светило в небе.

Руководствуясь старинным раввинским комментарием к книге пророка Даниила, где указывалось, что соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб особо значимо для израильтян, Кеплер выдвинул гипотезу – волхвы были очевидцами описанного явления. По расчетам математика соединение планет должно было случиться в 7 г. до н.э. Он сделал вывод, что это дата непорочного зачатия, а Рождество состоялось в 6 г. до н.э.

Значительно позже, в середине XX века доктор Дэвид Хьюджерс, читающий лекции по астрономии в Шеффилдском университете туманного Альбиона получил другие результаты. Используя информацию Евангелия, он сделал предположение – Вифлеемская звезда ничто иное, как комета.

Однако ближе всего к разгадке тайны рождения Иисуса похоже подошел английский астроном Крис Клейтон. Помогла ему в этом сверхсовременная техника. В 1998 году, воспользовавшись суперкомпьютером Rutherford–Appleton Laboratoru, он трудолюбиво рассчитал траектории планет Солнечной системы за два последних тысячелетия. И обнаружил кое-что любопытное! Оказывается, в июне 2 г. до н. э. Юпитер и Венера подошли на небосводе так близко друг к другу, что для невооруженного глаза земного наблюдателя наверняка слились бы в одну необычайно яркую звезду.

Именно это астрономическое событие, по мнению Клейтона, и легло в основу библейского сказания о Вифлеемской звезде. Вот что по этому поводу писал евангелист Матфей: «И ее, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (2:9).

Таким образом «рождественская звезда», во-первых, вовсе не была звездой; во-вторых, не являлась кометой, как предполагалось ранее; в-третьих, взошла на небосвод отнюдь не в декабре, как принято считать согласно христианской традиции.

Сколько лет было Иисусу при распятии?

Согласно широко распространенному среди верующих мнению, Иисус прожил 33 года, из которых последние 3 проповедовал людям учение о спасении. Действительно, святой евангелист Лука (I в.) пишет: «Иисус начиная Свое служение, был лет тридцати…» (3:23)

Все вроде бы верно, но вот апостол и евангелист Иоанн Богослов (I в.) утверждает иное в своем Евангелии: «На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет и пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (8:57)

Как видим, между Лукой и Иоанном имеется явная нестыковка в датах. Кто из них прав? До сравнительно недавнего времени установить точно, в каком возрасте Иисус был распят, считалось едва ли возможным. Но вот за дело взялся исследователь из Афин Никос Коккинос. К слову, еще в 1980 году он детально исследовав римские источники и Новый Завет и убедительно доказал, что Христа распяли в 36 г. от Р.Х. (а не в 33-м, как традиционно считается).

После двадцати лет изысканий Н. Коккинос заявил – Иисус, в год своего распятия не мог быть молодым человеком 33 лет. Почему, может спросить удивленный читатель? Да все дело в том, что религиозным учителем в древнееврейском обществе считали лишь того, кто достиг не менее чем пятидесятилетнего возраста. Подтверждением этому служит и свидетельство Иринея Леонского ученика Поликарпа, знавшего людей, которые воочию видели Иисуса Христа. Он говорил, что Спасителю было около пятидесяти лет, когда Он начал учить людей. Подобная информация содержится в уже упомянутом нами Евангелие от Иоанна (8:57). В другом отрывке св. Иоанн (2:20) пишет, как Спаситель сравнивает свое тело, а на самом деле жизненный путь, с Иерусалимским храмом, строившимся «сорок шесть лет».

Оригинальное разрешение этой задачи предложил Коккинос. Спаситель говорил, что он с храмом одного возраста – то есть обоим было по сорок шесть лет. Возведение этого здания, находящегося в Иерусалиме в период жизни Иисуса, завершилось при царе Ироде в 12 г. до Р.Х. – первый год проповеди Христа. Таким образом, по мнению Коккиноса следует – Иисус был распят в 36 г. от Р.Х. в возрасте сорока восьми лет.

Руководствуясь теорией афинского ученого, Иисус родился в 12 г. до Р.Х. Небезынтересно отметить, что после того как Коккинос обосновал последнюю дату он сделал еще одну любопытную находку. Оказалось в 12-11 г.в небе наблюдалось появление кометы Галлея.

Совсем другой путь доказательств в 2012 году представили на суд общественности румынские астрономы Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу. Напомним читателям – в Новом Завете указывается, что Иисус Христос умер распятым на кресте, а затем воскрес и вознесся на небо. Там же говорится – он отошел в мир иной в день после первой ночи пополудни после весеннего равноденствия. Согласно Библии, во время казни Спасителя произошло солнечное затмение. Используя данные сведения, астрономы провели любопытное расследование и установили следующее.

В период между 26 и 25 г. н.э. полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза: 7 апреля 30 года и 3 апреля 33 года. А солнечное затмение наблюдалось лишь в 33 году! Отсюда следует, что Иисус умер в пятницу 3 апреля 33 года, примерно в три часа дня. Воскрес же Спаситель 5 апреля в четыре часа дня!

Отчего умер Спаситель?

На сей счет имеются три версии. В XX веке в немецких концлагерях людей распинали и наблюдали, что с ними происходит. Как выяснилось, на кресте человек медленно погибает от удушья. Центром опоры распятого становятся не руки и ноги, а грудь. Грудные мышцы от напряжения со временем охватывает судорога, что не дает возможности расширять диафрагму и вентилировать легкие, откуда не может выходить воздух.

Вероятно именно так и умер Спаситель, а не от удара копья римского воина. Данную точку зрения подтверждают и исследования Туринской плащаницы. На очертании тела с правой стороны в области груди имеется кровавое пятно. Анализ показал, что вытекшая кровь уже не сворачивалась, как произошло бы еще при ранении живого человека. Значит воин вонзил копье уже в мертвое тело.

По другой версии – ее обнародовал в 2012 году ученый из Израиля Беньямин Бреннер, – Спаситель умер от тромба, попавшего в легкие. Являясь сотрудником медицинского центра в Хайфе, Бреннер изложил свою точку зрения в профессиональном журнале, посвященном тромбозам и другим подобным проблемам. Как известно из Священного Писания, смерть Иисуса наступила относительно быстро – в течение нескольких часов после распятия, хотя при такой казни человек умирает спустя несколько суток. Еще одно соображение Бреннера: Иисус был жителем Галилеи, где четверть населения страдает тромбофлебией (склонностью более вязкой крови к быстрому свертыванию и образованию сгустков). Так он тоже мог быть в их числе.

Между тем третья версия гласит: Спаситель умер от большой потери крови. В 1986 году экспертизу по этому вопросу провел «Журнал Американской медицинской ассоциации».

Кто же прав? Покажут, вероятно, дальнейшие исследования. Но ясно одно – точку ставить пока еще рано.

….Теперь нужно посчитать.

Как я уже писал, в 12.00 (шесть часов по-еврейскому у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие. Через три часа, т.е. в 18.00, Иерусалим на три часа – до 21.00 погрузился во тьму («от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»; «в шестом часу настала тьма и продолжалась до часа девятого», Марка 15:33). Примерно в это время – в 21.00 Христос испустил дух.

Если это так, тогда никакого чуда с тьмой не было, просто зашло солнце – и все. Да и Христа погребли уже после захода солнца, т.е. в день Пасхи. Судя по всему, эта теория совершенно не жизнеспособна и не выдерживает критики.

А что, если было наоборот? Иоанн, как написавший более позднее Евангелие (при этом, скорее всего, живя не в Иерусалиме), использовал греческий вариант счета времени, а Марк и Матфей – еврейский? Иоанн в своем Евангелии о времени говорит в первой главе, описывая встречу Андрея и еще одного ученика Иоанна Крестителя с Иисусом: «Они пришли и увидели, где Он живет и пробыли у него день тот. Было около десятого часа». Могло ли это быть еврейское время, т.е. 16.00 по-нашему? С большой натяжкой. Скорее всего это было 10 часов утра, т.е. 10 часов после полуночи, по-гречески, и ученики пробыли с Иисусом весь день.

Второй раз Иоанн говорит о времени в четвертой главе: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» – это известная встреча с самарянкой. Если по-еврейски, то 12.00 у нас, а если по-гречески, то шесть часов – либо утра (что мало вероятно), либо вечера, что весьма логично, учитывая учеников, озабоченных поисками еды и удивленных реакцией Иисуса на принесенные продукты.

Вполне похоже, что Иоанн пользовался греческой системой учета времени. А значит, суд у Пилата состоялся в 6.00 (подходит и 18.00, но это невозможно), потом в 9.00 (три часа по-еврейски) – распятие, с 12.00 до 15.00 (с шести до девяти) – тьма и около 15.00 (девять) – смерть. Потом у друзей Иисуса есть два-три часа, чтобы до захода солнца получить разрешение, снять тело с креста и положить в находившейся неподалеку гробнице. Если не обращать внимание на ранний час суда, то все прекрасно сходится без всяких натяжек.

Мог ли суд у Пилата состояться в шесть утра, т.е. чуть ли не на рассвете? Учитывая жаркий климат, в котором все важные дела принято делать, пока не припекло солнце, а также не забывая о том, как торопились враги Иисуса, желая успеть разделаться с Ним до Пасхи, думаю, что мог и состоялся.

9970115 Сколько лет Иисусу Христу? (из газеты «Аргументы и факты», 01.01.97, н/п)

Наступил 1997 год, и ровно столько же лет исполняется Сыну Божьему, ибо эра наша потому и называется «от Рождества Христова», что ведет свой отсчет от того самого дня, когда явился миру Спаситель. Правда, уж если быть абсолютно точными, то нельзя не обратить внимание на то, что эра начинается с первого января, а Христос родился 25 декабря. Как могло произойти такое, хоть и незначительное, но, тем не менее, несоответствие?

Ни в одном из четырех канонических Евангелий, то есть жизнеописаний Христа, ничего не сказано про то, в какой день года и в каком году вообще появился Спаситель на свет Божий.

Согласно Матфею, Христос родился во дни царя Ирода, а если верить Луке – во время переписи, которую повелел сделать кесарь Август по всей земле (т.е. по всей Римской империи), и «эта перепись была первая в правлении Квириния…» (Лука, 2:2). Последнее уточнение весьма и весьма существенно. Христос просто физически не мог родиться одновременно «во дни царя Ирода» и во время первой переписи, проведенной Квиринием, ибо между этими двумя событиями лежит отрезок как минимум в 10 лет. Дело в том, что царь Иудеи Ирод I Великий – личность в истории скандально известная. Он пришел к власти с помощью римлян и правил Иудеей почти сорок лет. Отличался сей царь характером в высшей степени коварным и подозрительным и потому уничтожал немедля любого, в ком видел возможного соперника. Даже троих сыновей своих казнил! Понятно, как он встревожился, когда ему донесли, что в Иерусалим прибыли с Востока волхвы (мудрецы) и расспрашивают жителей: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф., 2:2).

Ирод вызвал к себе немедленно волхвов, тайно допросил их и велел идти в Вифлеем, все разведать о Младенце, объяснив свое любопытство так: «…и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф., 2:8). На самом же деле Ирод замыслил очередное злодейство, решив убить Младенца, которому суждено было стать царем Иудейским. Однако Иосифу во сне явился Ангел Господень и велел бежать в Египет с Марией и новорожденным Иисусом и быть там. «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода…» (Мф., 2:14-15).

Если обратиться к историческим документам, то из них известно, что Ирод I Великий умер вскоре после весеннего затмения Луны. Зная этот факт, астрономы легко вычислили, что кончина самого жестокосердного правителя Иудеи произошла 13 марта 4 года… до Рождества Христова. В таком случае самому Иисусу 25 декабря 1996 года исполнилось ровно 2 000 (две тысячи) лет!

По версии Луки, никакого избиения младенцев в Вифлееме и бегства Святого Семейства в Египет вообще не было. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лука, 2:21-22). В отличие от Матфея, Лука – более точный исторический ориентир, ведь он упоминает о переписи, во время которой родился Спаситель. Если это так, то рождение Христа произошло в 6-м или в 7-м году, но уже новой эры.

Если верить Луке, то Иисусу Христу 25 декабря исполняется всего 1990 лет. Тогда откуда же взялся сакраментальный рубеж «от Рождества Христова», по которому ведем мы сегодня наше летосчисление? Благодарить за это следует ученого монаха Дионисия, именовавшего себя Малым. Он жил в VI веке в Риме. Дионисию было поручено составить пасхальные таблицы, по которым можно заблаговременно вычислять начало Пасхи на предстоящие 95 лет от 248 до 342 года эры императора Диоклетиана. Набожному монаху первому пришла в голову мысль, что негоже пасхалии связывать с именем самого свирепого и кровавого гонителя христиан.

К тому же разработчики пасхалий открыли, что каждые 532 года все лунные фазы, в том числе и весеннее полнолуние, наступают в один и тот же день недели и в одно и то же число месяца. Дионисий узрел в числе «532» некое божественное таинство. И первый год своей новой пасхалии он пометил не 248-м «эры Диоклетиана», а 532 «от Рождества Христова»– но, как говорится, для служебного пользования.

Лишь спустя два века об «открытии» Дионисия вспомнил английский монах Беда и стал в своих сочинениях по истории церкви все события отсчитывать «от Рождества Христова».

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ «от Рождества Христова» в Европе повсеместно утвердилось лишь в XVIII веке, в России – с 1700 года, когда своим знаменитым указом 15 декабря 7208 г. от Сотворения Мира Петр Великий повелел: «А будущего Генваря с 1-го числа настанет новый 1700 год… и для того доброго и полезного дела, указал Великий Государь, впредь лета исчислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего Генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года… Да Генваря ж в первый день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом… учинить сие!»

Последуем же Указу Петра и поздравим друг друга с новым 1997-м годом от Рождества Христова.

Валерий КАДЖАЯ

КОММЕНТАРИЙ КУШЕЛЕВА:

Шесть веков и еще два христиане в Европе вели летосчисление новой эры Диоклетиана, постепенно переназвав ее новой эрой «от Рождества Христова». В России до 1700 года вообще царила старая эра «от Сотврорения Мира». Возможно, не будь указа Петра Великого, сейчас в России шел 7505 год от Сотворения.

Учитывая, что 8 000 лет назад, т.е. за 500 лет до Сотворения Мира уже был построен древний город Иерихон, можно сказать, что и старое летосчисление не отличается реалистичностью.

Самое лучшее летосчисление то, которое общепринято, а было ли Сотворение или Рождество, это для календаря не имеет значения.

Как же правильно назвать новую эру, которая началась с десятого от Сотворения Мира весеннего затмения Луны, но первого января?

Правильно, новой эрой. Ее начало точно совпадает с полночью последнего 5508 года старой эры, которая началась ровно 5508 лет до начала новой…

Итак, с новым 1997-м годом новой эры!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *