Склонения в старославянском языке

Склонения в старославянском языке

В современном русском языке выбор типа склонения зависит от рода имени существительного и начальной формы (именительный падеж единственного числа).

В период существования старославянского языка такая зависимость еще не сформировалась, и тип склонения определялся, как и в праславянский период, по конечному звуку основы. Например:

ŏ plodŏs плодъ
konjŏs конь
ū svekrūs свeкры
ŭ sūnŭs сынъ

Таких типов склонения выделялось шесть. Основа могла заканчиваться на:

1. ŏ; jŏ

2. ā; jā

3. ĭ

4. ŭ

5. ū

6. согласный

Вследствие ряда фонетических процессов внешний облик слов в большинстве случаев видоизменился, поэтому без реконструкции восстановить его представляется крайне сложным. Как же тогда определить тип склонения?

Следует обращать внимание на начальную форму и род существительного, как и в современном русском языке, но со следующими условиями:

1. К типу склонения существительных, основа которых оканчивается на ŏ и jŏ, относятся:

a) Существительные мужского рода на ъ, ь, типа плодъ, конь;

b) Существительные мужского рода на и, типа краи (край), змии (змей);

c) Существительные среднего рода на о, ~, типа сeло, пол~.

Можно заметить, что это большинство существительных современного I-го типа склонения (школьное – II склонение).

2. К типу склонения на ā и jā относятся:

а) Существительные женского рода на а, «, типа жена, земл»;

б) Существительные женского рода на ыни, типа рабыни (рабыня);

в) Существительные мужского рода на а, «, типа владыка;

г) Существительные мужского рода на ии, типа с@дии (судья);

д) Существительные общего рода, типа сирота, слоуга.

Подобные слова в современном русском языке относятся ко II-ому склонению (школьное – I склонение).

3. К типу склонения на ĭ относятся:

а) Существительные женского рода на ь, типа кость (кроме мать, дочь);

б) Существительные мужского рода на ь, но только если согласный перед конечным ь полумягкий, типа гость.

Если перед конечным ь согласный мягкий, то слово относится к типу склонения на jŏ (конь).

4. К типу склонения на ŭ относятся несколько существительных мужского рода: сынъ, домъ, медъ, волъ, полъ (половина), врьхъ(учебник А.И.Горшкова); сынъ, домъ, медъ, волъ, полъ (половина), врьхъ, ледъ, чинъ, садъ (учебник А.М.Камчатнова)

5. К типу склонения на ū относятся:

а) существительные женского рода на ы, типа свекры (свекровь),

б) типа боукы (буква);

6. К типу склонения на согласный относятся:

а) Существительные мужского рода на ы, типа камы (камень), пламы (пламень). Конечный согласный основы *n;

б) Существительные среднего рода на -м¤, типа врhм¤ (кроме пламя). Конечный звук основы *n;

в) Существительные среднего рода на -о, типа слово, коло (колесо). Конечный звук основы *s;

г) Существительные среднего рода на -¤, обозначающие детенышей, типа агьн¤ (ягненок). Конечные звуки основы * nt;

д) Существительные женского рода мати (мать), дъшти (дочь). Конечный звук основы *r;

Отличительной особенностью данного типа склонения является отсутствие этимологического конечного согласного основы в именительном падеже и наличие его в косвенных падежах (камы – камене, слово – словесе, мати – матере и т.д.)

Существовали также разносклоняемые существительные, которые имели окончания разных типов склонения. Это слова, имеющие в финальной части -тель (оучитель и под.), -арь (мытарь и под.), -инъ (господинъ и под.)

Сравним с современными типами склонения:

I склонение
ŏ, jŏ ŭ согласный ĭ разносклоняемые
плодъ, конь, село, пол~, краи, змии сынъ,домъ, полъ, врьхъ, медъ, волъ камы (камень), небо гость оучитель, мытарь, господинъ
II склонение
ā, jā ū
жена, земля, рабыни, владыка, с@дии (судья), боукы (буква)
III склонение
ĭ ū согласный
кость бры (бровь) мати(мать),дъшти(дочь)

См. учебные пособия:

А.И.Горшков. Курс старославянского языка. М, 1994, § 78-98, с. 52-63.

А.М.Камчатнов. Старославянский язык. Курс лекций. Издание 5-е, исправленное и дополненное, М, 2009, с. 74-80, http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=822

Примеры из текстов:

Петръ же вьнh сhдhаше на дворh i прист@пи къ немоу едина рабыни.(из Мариинского евангелия)

петръ – имя существительное мужского рода, в современном русском языке является существительным 1-го склонения (Петр).

В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание ъ (петръ). Следовательно, относилось либо к склонению на ŏ, либо к склонению на ŭ(см. сравнительную таблицу). К склонению на ŭ относилось несколько существительных, существительного петръ среди них нет.Значит, существительное петръ изменялось как существительное с основой на ŏ;

(на) дворh — имя существительное мужского рода, в современном русском языке является существительным 1 –го склонения (двор). В старославянском языке имело окончание ъ (дворъ), как и существительное петръ.Также не входило в число шести существительных, имеющих основу на ŭ.Следовательно, существительное дворъ относится к существительным с основой на ŏ;

рабыни – имя существительное женского рода, в современном русском языке относится к существительным 2-го склонения (рабыня). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело финальную часть –ыни и являлось существительным с основой на ā(см.сравнительную таблицу). К существительным на –ыни( в современном русском языке это слова на –ыня, -иня) относились также слова богыни(богиня), поустыни(пустыня), господыни(госпожа) и др.

она же ишедъши рече къ матери своеи чесо прош@ она же рече главы иоана крьстителh.(из Мариинского евангелия)

матери – имя существительное женского рода, в современном русском языке относится к существительным 3-го склонения (мать). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –и (мати). Данное существительное является одним из двух существительных женского рода, относящихся к типу склонения на согласный(см. сравнительную таблицу);

главы – имя существительное женского рода, в современном русском языке относится к существительным 2-го склонения (глава). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –а (глава) и изменялось как существительное с основой на ā(см. сравнительную таблицу). К типу склонения с основой на ū оно относится не может, так как не имело чередования –ы(в им.п.ед.ч.) –ъв-(в косвенных падежах), как у существительных типа свекры — свекръве(свекровь – свекрови), боукы – боукъве(буква – буквы), т.е. существительных женского рода, имеющих в современном русском языке финальную часть -овь(церковь, бровь, кровь и др.) или -ква(смоква и др.);

иоана(иоанъ) – см. анализ существительного петръ;

крьстителh — имя существительное мужского рода, в современном русском языке относится к 1-ому склонению (креститель). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ь. У данного существительного есть финальная часть –тель(креститель), значит, перед нами разносклоняемое существительное (см. сравнительную таблицу).

Всhкъ iже слышiтъ словеса моh си и творитъ h оуподобл\ и м@ж\ м@дроу. (из Ассеманиева евангелия)

словеса – имя существительное среднего рода, в современном русском языке относится к 1 –ому склонению (слово). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –о (слово). Т. е. перед нами существительное с основой на ŏ или на согласный (*s) (см. сравнительную таблицу). Вспоминаем отличительную особенность существительных с основой на согласный: появление этимологического звука в косвенных падежах, в данном случае это согласный *s,слово – словесе. В современном русском языке этимологический конечный согласный можно «найти» в формах множественного числа или в однокоренных словах (например, слово – словесный, небо — небеса). Подобного явления у существительных с основой на ŏ мы наблюдать не можем, следовательно, существительное слово относится к существительным с основой на согласный;

м@ж\ — имя существительное мужского рода, в современном русском языке относится к 1 –ому склонению (муж). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ь (м@жь). К разносклоняемым оно не относилось, основу на согласный тоже не имело (нельзя восстановить этимологический согласный, как у существительного слово), поэтому переднамисуществительноес основой на jŏ или на ĭ (см. сравнительную таблицу). Обращаем внимание на согласный перед ь. У существительных с основой на ĭ согласный должен быть полумягким, звук ж непарный мягкий согласный и полумягким быть не может (см. стр. 10 -11 настоящего пособия), значит, существительное м@жь относится к существительным с основой на jŏ.

и рече же ~моу сынъ отьче съгрhшихъ на небо и прhдъ тобо\.(из Остромирова евангелия)

сынъ – имя существительное мужского рода, в современном русском языке относится к 1 –ому склонению (сын). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ъ(сынъ). Входит в число шести существительных с основой на ŭ (см. сравнительную таблицу);

отьче – имя существительное мужского рода, в современном русском языке относится к 1 –ому склонению (отец). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ь (отьць). См. анализ слова м@жь. Согласный звук ц является непарным мягким (см. стр.

10-11 настоящего пособия),значит, существительное отьць имело основу на jŏ;

небо – имя существительное среднего рода, в современном русском языке относится к 1 –ому склонению (небо). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –о (небо). См. анализ существительного слово. Небо – небеса, небесный.Эти примеры доказывают, что раньше слово небо изменялось как существительное с основой на согласный (*s).

полоу ношти же въпль бы.(из Зографского евангелия)

полоу — имя существительное мужского рода, в современном русском языке сохранилось в составе слов, образованных путем сложения, например, полчаса, полдома, полночь и т.д. В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ъ (полъ). Входит в число нескольких существительных, имеющих основу на ŭ;

ношти – имя существительное женского рода, в современном русском языке относится к 3-ему склонению (ночь). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ь (ношть). Не является существительным с основой на согласный (т.к. к этому склонению относилось всего два слова женского рода – мати, дъшти), не относится к существительным с основой на ū (не имеет чередования ы – ъв, как слова свекры – свекръве, боукы – боукъве), следовательно, существительное ношть имело основу на ĭ;

въпль — имя существительное мужского рода, в современном русском языке относится к 1 –ому склонению (вопль). В старославянском языке в именительном падеже единственного числа имело окончание –ь (въпль). См. анализ слова м@жь. Сочетание пл в данном слове является результатом йотовой палатализации (ср.вопить – вопль, см.стр. 15-16 настоящего пособия) и поэтому указывает на мягкость согласного перед –ь,т.к. согласные звуки, возникшие как следствия палатализации, всегда были мягкими. Т.е. существительное въпль имело основу на jŏ.

К сожалению, далеко не все старославянские слова можно соотнести со словами современного русского языка. Если слово является незнакомым, необходимо обратиться к словарю старославянского языка, чтобы определить родовую принадлежность существительного и уточнить начальную форму. Правда, часто грамматическая модель понятна и без словаря. Например, слова любл~ни~ (любовь), прhждесhдани~ (почетное место) и под. являются существительными среднего рода, как и слова пожелани~, прhклон~ни~, а слово обьштьникъ (сообщник) – существительным мужского рода, как и слово м¤тежьникъ. В этом случае тип склонения определяется по словам найденной модели:

пожелани~, любл~ни~, прhждесhдани~ — средний род, основа на jŏ;

м¤тежьникъ, обьштьникъ – мужской род, основа на ŏ.

«Искусный иконописец и усердный труженик» ИЕРОМОНАХ АЛИПИЙ (Алексей Константинов)

Есть в истории изобразительного искусства, связанного с Валаамом, художник, о котором часто упоминают, но о котором очень мало известно широкому читателю. Это иеромонах иконописец Алипий. Если опираться на конкретные данные, то это, прежде всего надпись на надгробной полированной плите из серого гранита на старом братском кладбище. Она гласит о том, что иеромонах Алипий скончался 17 августа 1901 г. 50 лет от рождения, был искусным иконописцем и усердным тружеником. Сведения емкие, и все же их недостаточно, чтобы иметь представление о формировании творческой личности мастера и знать главные его творения.
По крупицам, из разных источников все же возможно восстановить его биографию. Например, по Ведомостям монашествующих Спасо-Преображенского Валаамского монастыря второй половины Х1Х в., хранящимся в архивах СПБ можно обобщить характер сведений о нем: «Монах (или иеромонах в более поздние годы ) Алипий, в мире Алексей Константинов, первоначально поступил в Валаамский монастырь с 3 августа 1875 г. по увольнительному свидетельству из Ярославской казенной палаты, из рыбинских мещан, женат не был. В учебных заведениях не учился, знал чтение, св. историю, катехизис. В послушниках с 23 мая 1879 г. В монашество пострижен 12 мая 1884. Рукоположен в иеродиаконы в 1892 г. в иеромонаха — в 1893 г. С 1894 г. состоял членом строительной комиссии по построению собора. В 1896 в память в Бозе погибшего Государя Императора Александра Ш Всемилостивейше пожалован серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте, затем также в 1896 году награжден набедренником. Из года в год в ведомостях упоминалось, что он занимался иконописным мастерством…». Ко времени, когда он почил, его опыт иконописания составил 24 года. Тоже, конечно, очень скупые сведения, но уже более рельефной воспринимается личность этого мастера в истории Валаама. Обозначены некоторые конкретные даты, мирское имя…Исследователь-искусствовед Светлана Евгеньевна Большакова в своей кандидатской диссертации «Иконы и настенные росписи Валаамского монастыря ХУШ — начала XX вв» ( 2002), основываясь на этих и других, добытых в различных изданиях и архивных материалах , а также, анализируя произведения о. Алипия, прежде всего чудотворный Валаамский Образ Пресвятой Богородицы, сумела построить убедительное повествование о жизни и трудах благочестивого валаамского иконописца. Она доказала, основываясь на архивных материалах Императорской Академии Художеств, что инок Алексей Константинов (впоследствии о. Алипий) еще до пострижения обучался живописи в стенах прославленного художественного заведения. По отчетам Совета Академии за 1882 г. известно, что он получил за композиции на темы из евангельских историй малую поощрительную серебряную медаль. О получении такой медали известно также из письма ректора Академии художеств Ф.И. Иордана (ноябрь 1882) конференц- секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву, который, в свою очередь выдал «Удостоверение» от 3 ноября 1882: «Дано сие из Императорской Академии Художеств иноку Валаамского монастыря Алексею в удостоверение, что ему, иноку Алексею, за художественные работы по выставке 1882 г. Советом Академии Художеств 29 октября 1882 г. присуждена малая поощрительная медаль».

К середине Х1Х в. Валаам уже снискал прочную популярность среди художников-пейзажистов, и уже достаточно было создано картин, отмеченных академическими наградами, тем не менее, Светлана Большакова в своей диссертации подчеркивает: «Творчество иеромонаха Алипия является наиболее ярким примером плодотворного контакта Валаамского монастыря и Академии художеств». Несмотря на то, что в монастырских списках нигде не упоминается сам факт обучения валаамского иконописца в Академии художеств и нет указаний на временной период, как считает Светлана Большакова, это могут быть только 1879-1882 годы. Сам перечень произведений, созданных о. Алипием не позволяет усомниться в справедливости ее выводов, относительно значения его в художественной летописи Валаама.

Чудотворный Валаамский образ Божией Матери( 1878 г.) самое знаменитое творение, находящееся ныне в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, открывает этот список. Из того, что можно увидеть на Валааме: это росписи в куполе верхней церкви скита Всех Святых ( 1887), это отдельные композиции на стенах нового Спасо-Преображенского собора, а также иконы для его иконостасов (середина 1890-х гг).
В 1980 году, когда на Валааме появились первые сотрудники основанного тогда музея, в иконостасе верхнего храма собора остались только две иконы, тогда как до некоторого времени, как говорили очевидцы, почти все иконы были на месте. Для создания более благоприятных условий хранения и во избежание дальнейших утрат, решено было перенести оставшиеся образа «Деисус» и «Господь Саваоф» в фонды музея. Художник-реставратор В.П. Макаров (ныне монах Ефрем на Афоне) со всей тщательностью и любовью поработал, чтобы спасти живопись от тяжких последствий хищного времени. Иконы жили обычной музейной жизнью до того момента, когда в 1994 были переданы в монастырь «Деисус» был помещен в киот над ракой преподобных Сергия и Германа, и через некоторое время икона стала мироточить. Образ «Господь Саваоф» возвращен в иконостас. Без сомнения, так и должно быть. Эти бесценные реликвии, связанные с творчеством о. Алипия «первостатейного монастырского иконописца» (как о нем отзывалась братия), должны находиться в храме, для которого они были изначально предназначены.
Конечно, тот объем работ, который необходимо было выполнить иконописцам и монументалистам в годы активного храмового строительства на Валааме, огромен. Иеромонах Алипий не только сам писал иконы и расписывал стены , но и четверть века руководил живописной мастерской на Валааме, а значит доля его таланта живет всюду, где прошлась кисть художника, его ученика и кисть сегодняшнего реставратора, пытающегося возродить утраченное. Светлана Большакова не только исследователь истории создания росписей валаамских храмов, она много лет занималась их восстановлением в составе бригады реставраторов. Теперь, благодаря всемерной помощи и усердию Игумена Спасо-Преображенского монастыря с братией, благодаря усилиям С. Большаковой и усилиям ее ближайших коллег, интерьер верхнего храма Спасо-Преображенского собора снова, как и прежде, заставляет восхищаться мажорным, праздничным звучанием красок настенной живописи, и личность о. Алипия снова живет в его трудах на благо обители.
Л. Печёрина, искусствовед, гл. хранитель Валаамского музея
Газета «Свет Валаама», 2008,№ 12 (24), декабрь, с. 5

Старославянское имя существительное

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Основными грамматическими категориями, которые функционировали в системе имен существительных, были категории рода, числа и падежа.

Категория рода была наиболее общей категорией, в старославянском языке выделяли мужской, женский и средний роды. Выделение родов основывалось на противопоставлении естественного мужского и женского полов живых существ: ОТЬЦЬ – МАТЬ, ЖЕНИХЪ – НЕВЕСТА.

Средний род не имеет половых признаков и обозначает неживых или невзрослых существ, имея исключительно грамматическое значение: МОРЕ, СЕЛО, ИМѦ.

Имена существительные мужского рода имели в именительном падеже единственного числа следующие окончания: Ъ, Ь, А, И, ЪI.

Имена существительные женского рода имели в именительном падеже единственного числа следующие окончания: А, Ь, ЪI, И.

Имена существительные среднего рода имели в именительном падеже единственного числа следующие окончания: О, Е, Ѧ.

Система чисел объединяла единственное, двойственное и множественное числа, которые имели следующие собственные окончания:

Мужской род Женский род Средний род
Единственное число – Ъ – А – О
Множественное число – И – ЪI – А
Двойственное число – А – Ѣ – Ѣ

Современные восточнославянские языки утратили двойственное число, но его остатки можно обнаружить в некоторых формах современных существительных при обозначении парных предметов, например: глаза, бока, рукава, берега, уста.

Падежей в ССЯ было семь: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный и звательный.

Склонением существительных называется изменение их по числам и падежам. Отдельные группы имен существительных характеризуются разными падежными окончаниями, поэтому группирование существительных по одинаковым окончаниям определяет типы склонений. Разделение на склонения или по именным основам сложилось еще в индоевропейскую эпоху и определялось суффиксом, на который заканчивалась именная основа. Если этот суффикс состоял только из гласного, то такая основа называлась основой на гласный, если же в суффикс входил еще и согласный – основой на согласный.

Поскольку тип склонения определялся на основе праславянского тематического гласного или согласного, то для определения типа склонения в старославянском языке необходимо восстановить праформу слова.

В общеславянском языке различали такие типы склонения:

1. Тип склонения существительных с древней основой на -*ā, -*jā.

Тип склонения существительных с древней основой на -*ŏ, -*jŏ.

3. Тип склонения существительных с древней основой на -*ǔ.

4. Тип склонения существительных с древней основой на -*ĭ.

5. Тип склонения существительных с древней основой на -*ū.

6. Тип склонения существительных с древней основой на согласный.

В старославянском языке древние суффиксальные тематические гласные принадлежали уже не основе, а окончанию.

1. Тип склонения существительных с древней основой на -*ā, -*jā.

К данному типу основ принадлежала большая группа существительных женского рода и несколько меньшая группа существительных мужского рода, которые в именительном падеже имеют окончания -А, -IА,реже – -ИИ, -ЧИИ, -ЪINИ:

ВОДА, ЗЕМЛIА, СТАРОСТА, ЮNОША, БЕЗДЪNА, ЖЕNА, ВЕРИГА, ПАЛИЦА, ВЕЧЕРIА, СЕСТРА, СЛОУГА, СОУША, ПЪТИЦА, ДIАДА, БЛАГОСТЪINИ, РАБЪINИ, ПОУСТЫNИ, КЪNѦГЫНИ, СѪДИИ, ЛОВЬЧИИ, ЛАДИИ.

Образец склонения существительных с древней основой на -*ā, -*jā – см. Приложение 5.1.

2. Тип склонения существительных с древней основой на -*ŏ, -*jŏ.

Данный тип склонения был наиболее продуктивным в старославянском языке и объединял большую группу существительных мужского рода, которые заканчивались на:

-Ъ, -Ь, -И, а также среднего рода на -О, -Е:

РАБЪ, ГРАДЪ, СТОЛЪ, КОNЬ, ОТЬЦЬ, ВОЖДЬ, КЪNѦЗЬ, ЗNОИ, РАТАИ, КРАИ, РУЧЕИ, ИГО, МОРЕ, ПОЛЕ, ОКЪNО, СЕЛО.

Образец склонения существительных с древней основой на -*ŏ, -*jŏ – см. Приложение 5.2.

3. Тип склонения существительных с древней основой на -*ǔ.

Это склонение объединяло небольшое количество существительных мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа заканчивались на -Ъ, а именно существительные СЪINЪ, ДОМЪ, ВОЛЪ, ПОЛЪ, ВРЬХЪ, МЕДЪ, РѦДЪ, САNЪ, ДАРЪ, САДЪ, ЧИNЪ, IАДЪ.

Образец склонения существительных с древней основой на -*ǔ – см. Приложение 5.3.

4. Тип склонения существительных с древней основой на -*ĭ.

Это склонение объединяло существительные мужского и женского родов, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания -Ь, а в родительном, дательном, предложном и звательном падежах – -И: БАСNЬ, ГОСТЬ, ОГNЬ, ВЬСЬ, ДВЬРЬ, МЪIШЬ, РЬЖЬ, ТВАРЬ, ЧЬСТЬ, ПЕЧЬ, ЛЕNЬ.

Образец склонения существительных с древней основой на -*ĭ – см. Приложение 5.4.

5. Тип склонения существительных с древней основой на -*ū.

Это склонение было малопродуктивным в старославянском языке и объединяло небольшую группу существительных женского рода, которые в именительном падеже единственного числа имели окончание -ЪI, чередующееся в косвенных падежах с -ЪВ: БРАДЪI, БРЪI, БОУКЪI, ЖРЬNЪI, КРЪI, ЛОКЪI, ЛЮБЪI, NЕПЛОДЪI, СВЕКРЪI, СМОКЪI, ТЪIКЪI, ЦРЬКЪI.

Образец склонения существительных с древней основой на -*ū – см. Приложение 5.5.

Тип склонения существительных с древней основой на согласный.

Этот тип склонения объединял существительные всех трех родов, основы которых заканчивались на согласный, в том числе с древними суффиксами -*en, -*es, -*et, -*er, в частности, в этот тип входило 2 существительных ж.р.: МАТИ, ДЪШТИ, небольшая группа существительных м.р. на –Ы: КАМЫ, РЕМЫ,сущ. ср.р. на –Ѧ: ТЕЛѦ, ЖРѢБѦ.

Образец склонения существительных с древней основой на согласный — см. Приложение 5.6.

Старославянское имя прилагательное

Все прилагательные старославянского языка по строению могли выступать в двух формах: краткой и полной.

Краткиестарославянские прилагательные более древние по происхождению и непосредственно связаны с выделением этой группы слов из индоевропейского класса имен. Постепенно в употреблении их вытеснили полные прилагательные. Общность кратких прилагательных с существительными выражается в одинаковых падежных парадигмах: прилагательные мужского и среднего родов изменяются по образцу склонения существительных на -*ŏ, -*jŏ, а прилагательные женского рода – по образцу склонения существительных на -*ā, -*jā.

Краткие прилагательные имели родовые значения, которые передавались различными окончаниями:

Мужской род -Ъ, -Ь NОВЪ СИNЬ
Женский род -А, -IА NОВА СИNIА
Средний род -О, -Е. NОВО СИNЕ

Образец склонения кратких прилагательных – см. Приложение 6.1.

Полныеприлагательные образовывались от кратких путем присоединения указательных местоимений И в мужском роде, IА в женском, Ѥ в среднем.

Например:

ДОБРЪ + И = ДОБРЪIИ;

ДОБРА + IА = ДОБРАIА;

ДОБРО + Ѥ = ДОБРОѤ.

Образец склонения полных прилагательных – см. Приложение 6.2.

В старославянском языке выделялись те же разряды прилагательных, что и в современном русском языке: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные выражали качество предмета непосредственно по значению, а не через отношение к другим предметам или принадлежность какому-либо лицу. По морфологическому строению делятся на первичные и прилагательные, образованные от древних основ с помощью суффиксов.

Относительные прилагательные образовывались от существительных с помощью различных суффиксов.

Притяжательные прилагательные также образовывались от существительных, которые обозначают названия людей и животных, с помощью суффиксов.

Качественные прилагательные в старославянском образуют степени сравнения – высшую и наивысшую.

Высшая степень сравнения образовывалась суффиксальным способом с помощью присоединения к основе качественных прилагательных суффиксов -ЬШ, -ѢИШ, -АИШ.

Наивысшая степень сравнения имела два варианта: абсолютный и относительный. Наивысшая абсолютная степень образовывалась присоединением к нулевой степени приставки ПРѢ-или наречия SЕЛО: МАЛЪ – ПРѢМАЛЪ, SЕЛО МАЛЪ. Приставка NАИ- могла усиливать высшую степень сравнения, превращая ее в наивысшую: NАИСКОРѢѤ. Наивысшая относительная степень в текстах передается описательно: ВЬСѢХЪ МЬNИИ, ВЬСѢХЪ ЛОУЧИИ.

Старославянские порядковые числительные

По обра- зованию Именная форма Местоименная форма
простые прьвъ (-а, -о) въторъ (-а, -о) третии (-иıа, -и~) четврьтъ (-а, -о) п#ть (-а, -о) шесть (-а, -о) седмь (-а, -о) осмь (-а, -о) дев#ть (-а, -о) дес#ть (-а, -о) сътьнъ («сотый») тыс#mьнъ («тысячный») прьвыи (-аıа, -о~) въторыи (-аıа, -о~) и т.д.
сложные образуются по тому же прин- ципу, что и сложные количественные числительные: прьвъ на дес#те въторъ на дес#те дев#ть на дес#те. В сложных порядковых чис- лительных иногда названия единиц оканчивались на -о: дъво дес#те («двадцатый») осмо на дес#те(«восемнадца- тый») прьвыи на дес#те въторыи на дес#те дев#тыи на дес#те дъво дес#тыи осмо на дес#тыи

Старославянские количественные числительные

Таблица № 10

По обра- зов. Близкие к прилагатель-ному Грамм. особенно- сти Близкие к существи-тельному Грамм.особенно- сти
про- стые ~динъ, ~дьна, ~дьно дъва три~ (три), четыри употр. только в ед. числе употр. только в дв. числе употр. только во мн. числе п#ть, шесть, седмь, осмь дев#ть, дес#ть съто тыс#mа тьма склонялись по ти- пу основ на * ĭ – только в ед. числе склонялись по ти- пу основ на согл. во всех трех числах склонялось по ти- пу основ на *-о склонялось по ти- пу основ на *-ja склонялось по ти- пу основ на *-а
слож- ные образовались следующим образом: а) от 11 до 19 — сочетанием количественных числительных ~динъ, дъва, три и т.д. + предлог НАс числительным дес#ть в местн. пад.: четыри на дес#те– 14, осмь на дес#те– 18 и т.д.; б) числительные, обозначавшие десятки (20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90), образуются соединением названий единиц и числительного дес#ть: дъва(три, четыри) дес#ти, п#ть(шесть, седмь, осмь, дев#ть) дес#ть; в) числительные, обозначавшие сотни, образуются по тому же принципу: дъвh сътh; три съта, четыри ста; п#ть(шесть, седмь, осмь, дев#ть) сътъ; г) так же связывается с другими числительными числительное тыс#mа: дъвh тыс#mи; осмь тыс#mь и т.п.; д) в числительных типа 74, 637 — названия сотен, десятков и единиц связывались союзом и: седмь дес#ть и четыри; шесть сътъ и три дес#ть и седмь и т.д.; е) славянские числа кириллицы заимствованы из греческого алфави- та, т.е. ·г· – 3; ·п· – 80 и т.д., а буквы, например, Б(боукы), Ж (живете), характерные только для славянского языка и отсутствовавшие в греческом, цифрового значения не имели; ж) некоторые большие числа имели либо особое начертание, либо особые названия, которые в современном русском языке не употребляются: @ – тьма – «десять тысяч»; а – легионъ, несвhдъ – «сто тысяч»; а –леодръ – «один миллион»; а– врань – «десять лео- дръ» = «десять миллионов»; = а = – колода – «десять вранъ» – «сто миллионов;o ыo– «десять колодъ» – один миллиард.

Собирательные числительные

дъво~, обо~ шесторо, шестеро

тро~ седморо, седмеро

четворо, четверо осморо, осмеро

п#торо, п#теро дев#торо, дев#теро

дес#торо, дес#теро

ГЛАГОЛ

Грамматические категории и формы глагола

Все глагольные формы старославянского языка делятся на спрягаемые и неспрягаемые. К неспрягаемым формам относятся неизменяемые инфинитив и супин и склоняемые причастия. Спрягаемые формы глагола, называемые иначе личными, так как спряжение – это изменение глагола по лицам, имели систему трех наклонений: изъявительного, сослагательного и повелительного.

Изменение глаголов по временам, которое происходило в изъявительном наклонении, является наибольшим отличием системы старославянского глагола от глагольной системы современного русского языка.

Так, в старославянском языке различались следующие временные формы: настоящее время, будущее простое, будущее сложное первое, будущее сложное второе, прошедшие времена: аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект. Эта сложная система времен глагола была унаследована старославянским языком из праславянского и в значительной степени была обусловлена тем, что видовые различия глагола в праславянском языке в древнейший период его существования не были развиты в той мере, которую они с течением времени получили в разных славянских языках, в том числе и в старославянском языке. В старославянском глаголе уже отчетливо выражены противопоставления основ совершенного и несовершенного вида. Почти 98% старославянских глаголов употребляются однозначно: или только в совершенном, или только в несовершенном виде.

Глаголы старославянского языка различали две основы: а) основу настоящего времени, от которой образовывались формы настоящего времени, повелительного наклонения и причастий настоящего врмени; б) основу инфинитива, от которой образовывались формы простых прошедших времен (аорист и имперфект), причастий прошедшего времени и супин.

Основа настоящего времени выделялась по форме 2-го лица единственного числа настоящего времени: несе-ши, види-ши, основа инфинитива – путем отбрасывания от формы инфинитива суффиксов -ти, -mи: нес-ти, мо-mи.

Классы глаголов

Все старославянские глаголы по основе настоящего времени делятся на пять групп, называемых глагольными классами.

Класс – это группа глаголов, объединенных общим тематическим показателем (его называют и суффиксом основы) или отсутствием этого показателя. В старославянском языке из пяти глагольных классов четыре были тематическими (глаголы этих классов имели тематический показатель), а один класс – нетематическим (глаголы этого класса не имели тематического показателя).

К пятому – нетематическому – классу относилось пять глаголов: быти, вhдhти, дати, имhти, ıасти.

Тематические глаголы

класс тематический показатель основа инфинитива основа 1-го лица ед.числа наст. вр.
I -е- нес-е-ши зов-е-ши 1) на согласный: нес-ти 2) на гласный «а»: зъва-ти только на твер- дый согласный: нес-@ зов-@
II -не- прыг-не-ши крик-не-ши на -н@-: прыгн@-ти крикн@-ти только на согласный «н»: прыгн-@ крикн-@
III -jе- зна-~-ши гни-~-ши ры-~-ши оумh-~-ши 3) на гласный «а»: зна-ти 2) на гласный «и»: гни-ти 3) на гласный «ы»: ры-ти 4) на гласный «h»: оумh-ти 4) на неполноглас-ное сочетание: кла-ти только на мягкий согласный: знаj-@ гниj-@ рыj-@ оумhj-@ кол’-@
IV -и- стро-и-ши сп-и-ши вид-и-ши 5) на гласный «и»: строи-ти 6) на гласный «а»: спа-ти 7) на гласный «h»: видh-ти на мягкий согласный: строj-@ спл’-@ вижд-@

Примечания:

– чтобы найти тематический показатель, надо поставить глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени. Тематический показатель находится между корнем и окончанием (в качестве окончания в этой личной форме всегда выступало -ши): идти; 2-е л.

ед.числа наст.вр. – идеши, корень ид-, окончание -ши, следовательно, тематический показатель -е-;

– тематические показатели глаголов первого и третьего классов иногда трудно разграничить, т.к. -j- не всегда слышен. Поэтому необходимо образовать форму 1-го лица единственного числа настоящего времени: у глаголов первого класса основа всегда оканчивается на твердый согласный, у глаголов третьего класса – всегда на мягкий: плести и в#зати. Находим тематический показатель: плет-е-ши и в#ж-е-ши. Как видим, тематические показатели внешне одинаковые. Однако обязательно надо проверить основу 1-го лица единственного числа настоящего времени: плет-и в#ж-: в первом слове – основа твердая, следовательно, это глагол первого класса; во втором слове – основа мягкая, следовательно, это глагол третьего класса.

Настоящее время глагола

Основным грамматическим временем, по отношению к которому определяются все остальные грамматические времена, является настоящее время.

В старославянском языке настоящее время образовывалось преимущественно от глаголов несовершенного вида и обозначало как действие, одновременное с моментом речи, так и действие постоянное, совершающееся вне временных ограничений: и рече авраамъ ч#до… (лазаръ)… нынıа же съде оутhша~тъ с# . а ты страждеши(Сав.кн.); онъ отвhmавъ рече оцю сво~моу. Се колико лhтъ работа\ тебh(Зогр.ев.).(

Настоящее время образовывалось от основы настоящего времени, к которой присоединялись личные окончания. В зависимости от глагольного класса в некотрых формах имелись варианты личных окончаний:

Двойственное число

В церковнославянском языке есть не только единственное и множественное число, как в русском, но и двойственное: если речь идёт о двух людях или предметах, употребляется специальная форма. Иногда этим легко объясняется непривычное звучание вроде бы знакомого слова. Вот некоторые примеры двойственного числа: Обе руце. Руце мои. Рукама своима. Никтоже может двема господинома работати.

Формы глагола «быти»

Настоящее время церковнославянского глагола “быти”:

Единственное число

Аз(я) есмь
Ты еси
Он есть

Множественное число

Мы есмы
Вы есте
Они суть

Глагол имеет также формы двойственного числа: мы есма (м. р.), наю (3-е лицо, т. е. они, если их двое) еста (м. р.).

Формы глаголов

В церковнославянском языке более сложная система времен, чем в современном русском: в нем целых четыре прошедших времени (тем, кто изучал современные европейские языки, это должно быть знакомо). Наиболее употребительны аорист и перфект.

Аорист

Аорист — простое прошедшее время — встречается наиболее часто. В этом времени рассказывается о простом действии, предшествующем моменту повествования — о чем-либо, что было раньше.

Единственное число

Аз несох, писах
Ты, он несе, писа

Множественное число

Мы несохом, писахом
Вы несосте, писасте
Они несоша, писаша

Двойственное число: мы несохова, писахова; вы, она несоста, писаста.

Перфект

Перфект — прошедшее совершенное время; оно констатирует сам факт действия: свершившееся — неоспоримый факт. Перфект состоит из глагольной формы с окончанием на -л (в грамматиках она называется причастием прошедшего времени на -л) и формы настоящего времени глагола «быти» (эти формы мы уже приводили).

Итак:

Единственное число

Аз несл (несла) есмь, писал (писала) есмь
Ты несл (несла) еси, писал (писала) еси
Он несл (она несла) есть, он писал (она писала) есть

Множественное число

Мы несли есмы, писали есмы
Вы несли есте, писали есте
Они несли суть, писали суть

Двойственное число: мы несла есва; вы, она писала еста, несла еста.

Имперфект

Для тех, кто хочет иметь возможность сориентироваться и в более редких формах, скажем об остальных двух прошедших временах.

Рядом с аористом может встретиться и другое прошедшее время — имперфект, или прошедшее продолженное время, которое выражает действие, соотносительное с другим действием, основным. Некоторые формы имперфекта похожи на формы аориста или даже совпадают с ними.

Единственное число

Аз несях, писах
Ты, он несяше, писаше
Множественное число
Мы несяхом, писахом
Вы несясте, писасте
Они несяху, писаху

Двойственное число: мы несяхова, писахова; вы, она несяста, писаста.

Плюсквамперфект

Плюсквамперфект, или давнопрошедшее время, выражает такое действие в прошлом, которое предшествовало другому действию в прошлом. Плюсквамперфект образуется из глагольной формы с окончанием на -л и глагола «быти» в аористе или имперфекте.

Единственное число

Аз несл (несла) бех или несл (несла) бях
Ты, он несл (ты, она несла) бе или несл (несла) бяше\

Множественное число

Мы несли бехом или несли бяхом
Вы несли бесте или несли бясте
Они несли беша или несли бяху

Двойственное число: мы несла бехова или несла бяхова; вы, она несла беста или несла бяста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *