Синод что такое

Синод что такое

Синод был учрежден в ходе преобразований Петра I вместо упраздненного им патриаршества первоначально как Духовная Коллегия (указом от 25 января 1721) и торжественно открыт 14 февраля 1721 под названием Святейший Правительствующий Синод. В 1723 Синод был признан патриархами восточных православных церквей как «возлюбленный о Господе брат», имеющий все патриаршие права. Члены Синода (первоначально 11, после 1819 — семь) — президент (Стефан Яворский, после смерти которого в 1722 должность была упразднена), два вице-президента, четыре советника и четыре асессора из лиц черного и белого духовенства. Местопребывание Синода было в Санкт-Петербурге.

Обоснование синодальной реформы было дано в «Духовном регламенте» одним из сподвижников Петра I, епископом Псковским Феофаном Прокоповичем. Согласно «Регламенту», коллегиальное устройство обеспечивало гарантии беспристрастности, повышало авторитет церковных решений и в то же время устраняло опасность двоевластия, связанную с сохранением патриаршества.

Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами. В компетенцию Синода входили: толкование догматов и надзор за соблюдением обрядов, вопросы духовной цензуры, миссионерской деятельности и просвещения, борьба с расколами и ересями, решение церковно-административных вопросов, избрание и представление на утверждение царю кандидатов в архиереи. Синод являлся также высшей церковно-судебной инстанцией. Имел статус высшего государственного учреждения, равного Сенату.

В 1722 была учреждена должность обер-прокурора, который руководил канцелярией Синода и наблюдал за тем, чтобы решения Синода соответствовали законам и интересам государства. В 19 в. после учреждения министерств обер-прокурор становится единственным посредником при общении Синода с императором и светскими учреждениями (1803). В 1817-1824 Синод входит в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. С 1830-х годов при Синоде возникает ряд органов, сосредоточивших в своих руках ведение административных дел, управление финансами и имуществом церкви (Канцелярия обер-прокурора, Хозяйственное управление, Контроль). Все эти учреждения состоящие из светских чиновников, подчинялись обер-прокурору, который по статусу становится равен министру.

В течение 19 века при Синоде создается также ряд органов для управления духовно-учебными заведениями: Комиссия духовных училищ (1808), Духовно-учебное управление (1839), Учебный комитет (1867). В 1885 учреждается Училищный совет, руководивший церковно-приходскими школами. В ведении Синода находились Московская и Грузино-Имеретинская синодальные конторы, решавшие ряд местных вопросов, относившихся к компетенции Синода.

С 1830-40-х годов Синод фактически был оттеснен от управления церковными делами; все текущие дела решались только по докладу обер-прокурорской канцелярии; обер-прокурор мог приостановить (фактически — отменить) любое постановление Синода, оказывал решающее влияние на вызов иерархов в Синод и увольнение из него. С середины 19 в. в церковных и общественных кругах выдвигаются проекты церковных реформ, направленные на возвращение обер-прокурора к исполнению наблюдательных функций и передачу церковно-административных дел в непосредственное ведение Синода.

Учрежденное в 1906 Предсоборное присутствие высказалось за передачу Синоду всей полноты власти над церковью и изменение системы государственного контроля (правительственный чиновник — прокурор — должен был лишь сверять решения Синода с существующими законами, не участвуя в заседаниях Синода). После 1917 Священный Синод — совещательный орган при Патриархе Московском и всея Руси.

А.Ю. Полунов

  • Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896.
  • Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897.
  • Барсов Т. В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899.
  • Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в 18 и в первой половине 19 века. Казань, 1900. 2-е изд.
  • Рункевич С. Г. История русской церкви под управлением Св. Синода. СПб., 1900.
  • Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). — М.: Рус. панорама, 2003.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856-1904 гг. — СПб.: Наука, 2003.
  • Бабкин М. А. Духовенство РПЦ и февральская революция 1917 г. — М., 2002.

СИНОД

высшее учреждение по делам русской православной церкви. Введенное Петром I коллегиальное начало в государственном правлении серьезным образом затронуло русскую православную церковь. 25 января 1721 г. царь упразднил патриаршество, учредив так называемую духовную коллегию, или «духовное соборное правительство», вскоре эта коллегия была переименована в «Святейший Правительствующий Синод». Историки и юристы обычно именуют период с 1721 по 1917 «синодальным «, пришедшим на смену «патриархальному» периоду (патриаршество было учреждено в 1589). На первых порах С. состоял их Президента, двух вице- президентов, четырех советников и четырех асессоров. Указом 12 июля 1726 он подразделялся на два департамента: духовных дел и финансовых, хозяйственных и судебных дел. Указом 26 сентября 1738 была учреждена Коллегия экономии синодального управления. В течение 19 в. в составе С. образуются всякого рода присутствия, канцелярии и правления: присутствие по делам православного духовенства, канцелярии — заведующего придворным духовенством, обер-священ- ника Главного штаба и Отдельного гвардейского корпуса, обер-священников армии и флотов, гвардейских и гренадерских корпусов. Имелось также правление при протопресвитере военного и морского духовенства, а также Петербургский духовный цензурный комитет и т д . Важная роль в деятельности С. принадлежала его Обер-прокурору, светскому чиновнику, обладавшему полицейскими и надзорными функциями. Более половины обер-прокуроров 18 в. рекрутировались из военных. Обер-прокурор С. назначался и смещался Императором. Хотя по замыслу законодателя С. в области церковных дел должен был быть инстанцией, равной Сенату в области гражданских дел, на практике Сенат занимал более высокое положение — равноправия с Сенатом С. н е получил и в этом отразилось подчинение духовной власти светской. Компетенция С. в сфере церковного управления была весьма обширной: он был высшим судебным органом по духовным делам и являлся апелляционной инстанцией для дел, решенных епископами; рассматривал жалобы на незаконные действия лиц духовного звания (за исключением гражданских исков); ему были подсудны дела по религиозным преступлениям и проступкам; его юрисдикции подлежали и крестьяне архиерейских и монастырских вотчин. С. подчинялись духовные консистории на местах, он утверждал их состав; назначал и увольнял консисторских секретарей (по предложению обер-прокурора). С. был органом высшей духовной цензуры, преследовал иноверцев и раскольников. С мая 1797 С. стал следить за тем, чтобы священнического сана удостаивались лишь те воспитанники семинарий, которые были людьми «совершенно надежными и благонравными». Роль С. в государственных и церковных делах в те или иные периоды истории была неодинакова. При Анне Иоановне С. было предписано активизировать православную миссионерскую деятельность, что означало сужение границ веротерпимости. Поскольку церковные иерархи помогли Елизавете Петровне прийти к власти, то роль С. при этой Императрице возросла. При Екатерине II, которая в 1764 секуляризировала земельные владения церкви, епархиальные епископы были лишены вотчин и перешли на государственное содержание. Спустя около 80 лет это было распространено и на остальное православное духовенство. Об активном участии С. не только в духовных, но и в светских делах свидетельствуют, например, такие события. 22 октября 1721 С. и Сенат поднесли Петру I титул Отца Отечества, Великого и Императора Всероссийского. В состав верховного уголовного суда над декабристами, учрежденного Николаем 11 июня 1826, вошли и три представителя С. Согласно царскому Указу 20 февраля 1906, в состав реформированного Государственного Совета входили члены «по Высочайшему назначению» и «по избранию».

В число последних включались 6 представителей православного духовенства, избираемых С. С начала 80-х гг. 19 в., когда обер-прокурором стал К.П. Победоносцев, усилилась тенденция к вмешательству С. в политическую жизнь, со второй половины 19 в. С. обнаружил сильную тенденцию к приобретению всех атрибутов министерства. Лит.: Никольский Н.М. Церковная реформа Петра. Три века. М., 1912. Т. 3; Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. (Первая половина XIX века.) М., 1981. Е.А. Скрипилев

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *