Символы на иконах

Символы на иконах

Символика цвета в иконе.

Когда мы говорим о символике цвета в иконе, то следует отметить один аспект – сгущенный и разреженный цвет. Разреженный цвет указывает на невесомость, воздушность, а иногда на духовность. Сгущеный цвет – на прочность, крепость, иногда – на энергетический центр. Сгущенный цвет, лишенный полутонов, также символ интенсивного переживания. Контрастные цвета подчеркивают структурую четкость, заполненность форм, указывают на ее композиционную завершенность. Полутона предполагают незавершенное движение, переход из одного состояния в другое и объемность.

Живопись лика обычно состояла из трех цветов: красного, коричневого и добавления белил. На одежде вырисовывались складки, не всегда соответствующие линиям тела. Этим также избегали иллюзии объемного изображения. Иконы писали красками на яичной скорлупе или воске, которые более прозрачны, чем масляные краски. Обычно краски накладывались в несколько слоев, при этом один слой проникал сквозь другой, и цвет становился более глубоким. Краски делелись из растений, моллюсков, минералов, кристаллы которых придавали изображению световую насыщенность – краска как бы жила и дышала.

Цвет в иконе условен. Он не принадлежит предмету – его поверхности и форме. Цвета, как и все в иконе, подчинены единой задаче – открыть мир духовных сущностей в физическом пространстве; выразить саму идею человека, начало преображения, интенсивность внутренней жизни, надмирность, озарение Божественным светом.

Древние иконописцы употребляли сравнительно малое колличество цветов. Они не повторялись в одном и том же иконографическом сюжете. Взаимодействие цветов, как и сам рисунок, воспринимается в иконе как единый сплав. В иконе мы имеем дело не с локальным цветом, а с гаммами или комбинациями цветов. Поэтому можно говорить о характере конкретного цвета весьма условно.

Белый цвет изображает святыню, Божественные энергии, возводящие создание к своему Создателю; золотой – вечность, величие, совершенство; зеленый – жизнь; синий – тайну; красный – жертвенность; голубой – чистоту. Желтый цвет – цвет тепла и любви; сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу; пурпур – победу; багряный цвет – величие; фиолетовый цвет используют в одеяниях, когда хотят пожчеркнуть особенность служения или индивидуальность святого. Бирюзовый цвет – молодость; розовый – детство; черный цвет означает иногда пустоту, отсутствие благодати, а иногда грех и преступление. Черный цвет, соединенный с синим – глубокую тайну, черный цвет, соединенный с зеленым – старость. Серый цвет – мертвенность. Оранжевый цвет – благодать Божия, преодолевающая материальность.

Стальной цвет – человеческие силы и энергии, в которых есть нечто холодное. Лиловый цвет — завершение. Янтарный цвет – гармония и согласие. Но это не таблица цветов, как символических знаков, это скорее определенная тенденция использования цветов. В иконе говорят не цвета, а созвучия цветов.

Белый цвет – это цвет начала, это цвет настоящего, как присутствие Святого Духа, явления Божественной силы, молитвы, безмолвия и соерцания. Это цвет завершения, когда все краски станут изнутри лучистыми, светлыми и прозрачными. Здесь белый цвет – не белая краска, а скорее, единство цветов в цельности и взаимопроникновении, это совершенство и полнота. Это цвет Логоса, пребывания Божества в мире.

Для истинной иконы характерна не дробная, не раздельная на отдельные движения, а единая, целостная линия. При этом возникает соединение сердца с образом и с импульсом, идущим из духовного мира, когда иконописец становится посредствующим звеном и выявителемэтого импульса.

Сферы и плоскости дают возможность увидеть в иконе ее объединяющий энергетический центр, к которому обращены, как радиусы, все линии иконы.

Библиотека | Искусство

Символика иконы

Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре.

Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания:

— вывести сознание человека в мир духовный,

— изменить сознание,

— возбудить ощущение реальности идеального мира,

— помочь человеку найти свой путь преображения.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее . Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.

Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах отсутствуют тени.

Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем.

Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней.

Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Каждый предмет в иконе — символ:

Дуб – древо жизни.

Дом – символ домостроения, созидания.

Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.

Юноша с трубой – ветер.

Пеликан – символ чадолюбия.

Золотой венец – символ духовной победы.

Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

Два-три дерева — символизируют лес.

Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:

Золотой крест, якорь и сердце — означают веру, надежду и любовь.

Книга – дух премудрости.

Золотой подсвечник – дух разума.

Евангелие – дух совета.

Семь золотых рогов – дух крепости.

Семь золотых звезд – дух ведения.

Громовые стрелы – дух страха Божия.

Лавровый венок – дух радости.

Голубь, держащий в клюве ветвь – дух милосердия.

На иконах могут быть изображены церковные таинства:

Сосуд с водой – таинство крещения.

Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.

Чаша и дискос – таинство причащения.

Два глаза – таинство покаяния (исповеди).

Рука благословляющая – таинство священства.

Рука, держащая руку – таинство венчания.

Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.

Цвет в иконе:

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Серый — цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией.

Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор – одеяние, носимое на плечах, и синий или темно-синий хитон. Хитон – греческое название нижней одежды, платья, одежды вообще у древних народов.

Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий (плащ, накидка). И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба).

У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы.

Темно-красный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства.

Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень.

Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца — это «Свет», знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист — графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение.

До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон — это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир.

Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан.

Обратная перспектива

Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте.

В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью.

В иконописи это называется обратной перспективой.

Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний».

Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы.

Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь.

Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него.

Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.

Небо и земля в иконе

Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший».

В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.

Круг в иконописи

Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Типы изображения Богородицы

Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта.

Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и монументальность.

Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия – путеводительница.

Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно Божество Иисуса Христа.

Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная нежность Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.

Русские религиозные иконы в средневековой культуре были уникальным явлением. Предназначенные для изменения и приведения человеческого сознания к духовному миру, они помогали людям найти свой собственный путь к Богу и небесам. Это было возможно благодаря специальному языку символов, который использовали в своих работах иконописцы. Дело в том, что большинство христианских верующих в средневековой России не могли читать, но они могли понимать различные символы, которые знали с детства.

Более того, русские иконы в то время не считались произведениями искусства. Единственное, что имело значение, было их содержание.

С тех пор прошло много времени, и многое изменилось. Старинные русские иконы теперь экспонируются в музеях и галереях, что делает их не менее значимыми, чем другие шедевры средневекового искусства. Тем не менее их содержание, наполненное многочисленными символами, по-прежнему остается их самой важной составляющей. Неудивительно, что русские религиозные иконы называют «окнами в небесный мир». Таким образом, если вы хотите понять эти удивительные памятники священного искусства, вам нужно изучить тайную символику русской иконы. Начните со следующего:

Семь таинств, изображенных на русских иконах

  • Сосуд с водой– Крещение
  • Сосуд с елеем– Соборование
  • Рука, держащая руку – Венчание
  • Рука благословляющая – Священство
  • Алавастр (сосуд для хранения мира) – Миропомазание
  • Два глаза – Исповедь (Покаяние)
  • Чаша и дискос – Причащение

Символические объекты, относящиеся к Священному Писанию

  • Голубь, держащий в клюве ветвь – Дух милосердия и сострадания
  • Золотой подсвечник – Дух разума
  • Семь золотых звезд– Дух ведения
  • Евангелие – Дух совета
  • Книга – Дух премудрости
  • Лавровый венок– Дух радости и восхваления
  • Семь золотых рогов– Дух крепости и могущества
  • Громовые стрелы– Дух страха Божия
  • Золотой крест, якорь и сердце– Вера, надежда и любовь

Другие символы, изображенные на старинных русских иконах

  • Красный крест– Символ мученичества и возрождения
  • Два или три дерева – Символ леса
  • Дом – Символ строительства и создания
  • Дуб – Древо жизни
  • Золотая корона – Символ духовной победы
  • Свет, нисходящий из небесных сфер – Символ Святого Духа и чуда воплощения
  • Цветок анемона – Символ скорби Пресвятой Девы Марии Матери Божьей (обычно изображается на русских иконах «Снятие со креста» и «Распятие Христа»)
  • Гора – Символ духовного и нравственного возрождения
  • Посох ангела – Символ небесного посланника
  • Нимб – Символ Божественной славы, которая преображает человека, объединившегося с Богом

Таким образом, символы, изображенные на русских иконах, представляют собой секретный язык, который вы должны изучить, чтобы их понять. То же самое касается и цветов. Каждый цвет, используемый в написании религиозных икон, имеет особое значение, которое играет важную роль в их интерпретации. Если у вас есть вопросы, связанные с одной из наших православных икон, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам любым удобным для вас способом. Мы будем рады помочь вам понять любую старинную икону, которая вас интересует.

лик

изображение на иконе

Альтернативные описания

• ликование, ликущие крики, песни

• внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь

• во что превращается морда преступника, раскаявшегося и ставшего святым?

• изображение лица на иконе

• лицо (устаревшее)

• лицо святого

• лицо, а также изображение лица на иконах

• церковный хор, клирос

• единое множество

• сонм

• лицо человека (устар.)

• кантата французского композитора Ф. Пуленка «… человеческий»

• роман Александры Марининой «Светлый … смерти»

• образ святого

• единое множество, сонм (устаревшее)

• внешность раньше

• внешность по старинке

• иконописный портрет

• изображение святого

• икона

• лицо человека (устр.)

• единое множество, сонм

• образ святого в православии

• внешность

• лицо на иконе

• образ

• «анфас» Луны устами поэта

• облик человека

• единое множество (устар.)

• множество

• лицо, изображенное на иконе

• лицо святого на иконе

• пресветлый образ с иконы

• святое лицо на картине

• изображение Бога

• взирает с иконы

• река в Лаосе

• (устар.) лицо

• В греческой мифологии царь Фив, брат Никтея

• Царь мариандинов, эпоним Ликии

• «Анфас» Луны устами поэта

• во что превращается морда преступника, раскаявшегося и ставшего святым

• кантата французского композитора Ф. Пуленка «… человеческий»

• м. лицо, облик, обличие; выражение лица, физиономия; поличье, портрет, изображение, образ. После болезни, на нем и лику не стало, прежнего образа, на себя не похож. Хорош ликом, да душа пришита лыком. Спиши, да пришли нам лик свой. Собират. Собор святых, ангелов, бесплотных духов. Собрание поющих в Церкви, хор, клирос, крылос. Оба лики, сошедшися, поют катавсию, церк. Хоровод, круговая медленная пляска с песнями, танок, улица. Действие ликующего, ликованье. Ликовать, торжествовать, праздновать шумно, веселиться гласно; радоваться, оглушать воздух кликами радости. Как ни ликовать, а беды не миновать. Сколько (как) ни ликовать, а смерти (гроба) не миновать. Хоть со ангелы, ликуй, только с нами не будь (или нас минуй). Кто с ангелами ликует, тому завсе праздники. Праведен муж весь день ликует. радости ликуется, в горе плачется, безличн. Карты сликовались, легли в колоде лицом к лицу. Ликоваться, в монашестве, целоваться, лобызаться, здравствуя друг друга, прикладываться, по их обычаю, щекой к щеке. Ликованье ср.

длит. действ. по глаг. Лики, радостные крики, возгласы. Лаковник м. прнадлежщ. к лику, член, собрат; кто ликует, ликователь, -ница. Ликоначальник м. -ница ж. старший в лике, управляющий им; регент

• м. южн. олон. счет, число. Продать или купить ликом, кур. счетом, на счет; народу ликом не сочтешь, олон. (личить, малорос. считать, поверять наличность)

• паруса, морск. край, шкаторана, кромка, обшиваемая лик-тросом, веревкою, что и называется ликовать паруса

• роман Александры Марининой «Светлый … смерти»

Вы когда-нибудь задумывались, почему фигуры на религиозных иконах изображают руками определенные жесты? Знаете ли вы, что они обозначают? Эти жесты не характерны для современных людей, так что не переживайте, если вы не можете их понять.

Правда в том, что большинство жестов, которые мы видим на православных иконах, появились в Древнем Риме и Греции задолго до того, как сформировалось христианство. Они берут свое начало в довольно сложной системе жестов, используемой риторами и ораторами. Будучи общеизвестным и понятным практически всем в то время, этот язык все же остается тайной для современных людей. Однако, приложив немного усилий, вы также можете изучить самые важные жесты, изображаемые на иконах Иисуса Христа и Его святых.

1. Благословляющая десница

Одним из наиболее часто используемых жестов, изображенных на восточно-православных иконах, является так называемая «благословляющая десница». Как вы можете видеть на фотографии выше, он представляет собой определенное сложение пальцев, которые образуют буквы «IC XC». Это первые и последние буквы греческих слов IHCOYC XPICTOC, которые переводятся как «Иисус Христос». Таким образом, благословляющая десница – это благословение именем Господним. Однако, поскольку этот жест берет свое начало в глубокой древности, он часто ассоциируется с классическим ораторским искусством и означает, что говорящий собирается сказать что-то важное. Такое толкование также может быть применимо ко всем иконам Иисуса Христа и Его святых.

2. Руки, скрещенные на груди

Этот жест похож на Андреевский крест, а также подобен тому, что православные христиане используют при причащении. Он означает покаяние, повиновение и смирение. Прекрасным примером такого жеста является религиозная икона Святой Марии Египетской, пустынная жизнь которой считается подвигом покаяния.

3. Рука на сердце

Руку, приложенную к сердцу, можно увидеть на иконе святого Серафима Саровского, иконе преподобного Василиска Сибирского и многих других иконах святых. Этот жест означает, что изображенный человек провел много времени в сердечной молитве к Богу, что приравнивает его к древним пустынникам.

4. Раскрытые ладони

Раскрытые на груди ладони имеют два значения. Первое – это молитва к Богу; второе – принятие благодати. Этот жест можно увидеть на религиозных иконах, изображающих праведную Анну, мать Пресвятой Богородицы, праведного праотца Авраама, святую великомученицу Анастасию Римляныну и других святых.

5. Ладонь праведника

Тех, кто жил святой и праведной жизнью, часто изображают с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящемуся. Они открыты для людей, и в их сердцах нет и следа тайных, злых мыслей или чувств. Например, «ладонь праведника» можно найти на православных иконах святой блаженной Матроны Московской, святого Феодора Ушакова и святых князей Бориса и Глеба.

Вся эта символика выдержала проверку временем и, следовательно, заслуживает изучения. Однако помимо жестов религиозные иконы также наполнены многими другими важными символами.

Некоторые из них скрыты в изображениях предметов в руках святых, другие – в цветах, используемых в восточно-православной иконографии. Если вам нужно толкование любой из старинных икон, представленных на этом сайте, пожалуйста, не стесняйтесь к нам обращаться. Мы будем рады помочь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *