Симеон новый богослов

Симеон новый богослов

Жизнеописание

Преподобный Симеон, Новый Богослов (949 – 1022) ,средневековый поэт и философ-мистик, родился в местечке Галатее в Пафлагонии (Малая Азия) от богатых и знатных родителей Василия и Феофании. Одиннадцатилетним подростком прп.

Симеон был отправлен в Константинополь для обучения светским наукам. Юноша обучался на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Тем не менее, по протекции родного дяди, занимавшего важное место при царском дворе, он был включен в число царедворцев. Перед молодым человеком открывалась блистательная карьера на государственном поприще. Однако под влиянием духовных книг юноша стремился встать на путь иночества. С большим трудом он нашел учителя. Им оказался пожилой монах Студийского монастыря прп. Симеон Благоговейный. Но только в возрасте двадцати семи лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество. В 980 году прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь был в полном упадке. Прп. Симеон стал вести активную деятельность по налаживанию духовной жизни в обители и восстановлению полуразрушенного храма. В конце концов, монастырь св. Маманта превратился в цветущую обитель с множеством насельников, а молодой игумен постепенно приобрел известность в столице своими проповедями, как среди простых людей, так и среди византийской аристократии. Тем не менее, призывы прп. Симеона к духовной жизни оказались не по силам многим монахам обители. Дело дошло до открытого выступления некоторых насельников монастыря против своего настоятеля. Во время утренней проповеди они набросились на прп. Симеона, желая изгнать его из монастыря, а затем подали жалобу на своего игумена Константинопольскому Патриарху Сисинию I (995 – 998). Однако Патриарх, допросив прп. Симеона, встал на его сторону и велел изгнать бунтовщиков из монастыря. Прп. Симеон простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно родной обители. В 1005 году прп. Симеон передал полномочия своему ученику монаху Арсению, желая пребывать в непрестанной молитве и созерцании. Но его ждали новые испытания. Прп. Симеон был все же изгнан из своей обители в результате «деятельности» завистливого митрополита Никомидийского Стефана, постоянно клеветавшего Патриарху на святого. Прп. Симеон поселился при небольшом храме во имя святой Марины в пустынной местности, принадлежащей его ученику и почитателю Христофору Фагуре. Здесь, в тишине затвора, Богослов и провел остаток своих дней, всецело предаваясь творчеству. Святой оставил большое философско-богословское наследие, посвященное различным проблемам духовной жизни. Пафос учения прп. Симеона заключается в утверждении возможности ощущать, воспринимать, познавать Бога уже в этой земной жизни, в возможности обожения, духовного преображения человека, достигаемого через усыновление Богу посредством веры, надежды, любви, добрых дел, поста, покаяния, молитвы и причащения Телу и Крови Христовой. В возрасте семидесяти трех лет прп. Симеон преставился ко Господу. А спустя тридцать лет были обретены его святые нетленные мощи. Память прп. Симеона совершается 12 марта, в день его смерти, а также 12 октября, поскольку день преставления приходится на период Великого поста. Служба прп. Симеону Новому Богослову была написана прп. Никодимом Святогорцем, а переведена на церковнославянский язык профессором Московской Духовной Академии Б.А. Нелюбовым, а также епископом Левкийским Парфением. В 2004 году святому д.ф.н.,проф. П.В.Челышев составил и напечатал Акафист. В Греции, Аттике (Каламос), в честь прп. Сименона Нового Богослова действует мужской монастырь, а в Сумской Епархии Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) ему посвящен домовой храм Пастырско-Богословского Духовного Училища. Память преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022) празднуется 12 марта в день его праведной кончины. Примечание: Современные богословы выдвигают разные версии относительно даты рождения и смерти преподобного Симеона. Например, утверждается, что он родился между 963 и 969 гг., а упокоился в 1041 или 1042 г.

Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом. См.: Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый Богослов. Житие и акафист. М.: Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского на Благуше, 2003. — 18 с. В брошюре приводится текст жития, взятый из Миней, но сокращенный и адаптированный к нуждам издания.

Литература о Симеоне Новом Богослове

  • Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в Святоотеческое богословие Минск.: Лучи Софии, 2001 ISBN 985-6171-40-7
  • Епископ Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. издание второе. СПб.:Алетейя, 2001 ISBN 5-89329-338-X
  • Челышев Павел Валентинович.Философия на рубеже тысячелетий (X-XI века). М.: МГГУ, 2001. (О Симеоне Н.Б.)Переработанное переиздание под заголовком: Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист.Москва:Православный приход храма св. вмч.Димитрия Солунского, 2004. ISBN 5-87301-112-5;
  • Челышев Павел Валентинович. Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. Москва: Издательство Московского государственного горного университета, 2007. (Глава 2. Средневековая теоцентрическая парадигма обыденного сознания в творчестве преподобного Симеона Нового Богослова, с.89-176). ISBN 978-5-7418-0455-1; Рецензия на книгу была написана известным философом Владимиром Семеновичем Барулиным (1931-2008) в 2007 году.// Вопросы философии №4, 2010, с.185-187;
  • Челышев Павел Валентинович.Назад к истокам, или прп. Симеон Новый Богослов об условиях богопознания и бессмертия // Вестник Российского философского общества, №2 (22). — М., 2002; Рецензия на статью П.В. Челышева: Яковлев А.И. К каким истокам возвращаться? // Вестник Российского философского общества, №1 (25). — М., 2003, с. 115-119;
  • Челышев Павел Валентинович.Проблема духовного преодоления обыденного сознания в религиозной философии //Труды членов Российского философского общества.Вып. 3. — М., 2002. — С. 284-290. ISBN 5-85133-079-1;
  • Челышев Павел Валентинович.Преподобный Симеон Новый Богослов. Житие и акафист. — М.: Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского на Благуше, 2003. — 18 с.;
  • Челышев Павел Валентинович. Средневековая христианская философия о духовном преображении человека//Философское наследие и современность.Учебное пособие для студентов, изучающих философию. Выпуск 5 (в двух частях). Часть первая. — М., МГГУ, 2004. — С. 22-30.
  • Челышев Павел Валентинович.Как стать богами, или прп. Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека // Труды членов Российского философского общества. Вып. 14, М., 2007. — С.279-290. ISBN 978-5-98079-411-8;
  • Челышев Павел Валентинович.Идеалистическое понимание истории: учение о «Двух градах» в философии блж. Августина и прп. Симеона Нового Богослова // Труды членов Российского философского общества. Вып. 16. — М.,2009. — С.158-172. ISBN 978-5-8443-0075-2; Философское наследие и современность. Сборник научных работ. Вып. 9.- М.: МГГУ, 2010. — C.3 — 22;
  • Челышев Павел Валентинович.Социальная философия христианства: учение о двух градах// Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты.Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1 декабря 2009 г., Тамбов.Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина», Общественная организация — Тамбовское областное отделение Академии гуманитарных наук. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р.Державина, 2009, с.19 — 23. Адрес сайта конференции Актуальные проблемы вузовской науки.: www.ineternum.ru;
  • Chelyshev P.V..St. Symeon The New Theologian about the Meaning of Life // Abstracts // Rethinking philosophy today: XXII World Congress of Philosophy. (July 30 – August 5, 2008). – Seoul National University. – Seoul, Korea. – P. 94.

Память преподобного Симеона Нового Богослова совершается в Православной Церкви 25 марта по новому стилю.
Жизнеописание святого Симеона Нового Богослова
В числе многочисленных угодников Божиих, прославляемых Православной Церковью, только три святых именуются богословами — апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Спасителя, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов.
О жизни преподобного Симеона нам известно благодаря житию, составленному его ближайшим учеником Никитой Стифатом, который являлся некоторое время келейником святого богослова. Согласно этому жизнеописанию, он родился в 949 году в городе Хрисополисе, расположенном в Малой Азии. Известно, что преподобный Симеон был родом из богатой и знатной семьи, благодаря чему получил хорошее образование, однако занятия наукой не привлекали его. В возрасте 24 лет юноша поступил в Студийский монастырь, который в то время считался одной из самых значительных и крупных обителей в Византии. Этот монастырь прославился тем, что именно там был разработан первый устав иноческой жизни, получивший название студийского и использовавшийся впоследствии на Афоне и в монастырях других стран. Этот устав отличался большой строгостью жизни иноков.
В монастыре преподобный Симеон жил под руководством старца Симеона Благоговейного, который учил его Иисусовой молитве и духовному деланию. Позже он был рукоположен в священника и назначен игуменом монастыря Маманта. Это послушание он нес 25 лет, заботясь о благоукрашении монастыря и о духовном возрастании братии. Житие святого Симеона Нового Богослова повествует о том, что строгость к иноками вверенной ему обители сочеталась в нем с добротой и мягкостью. Однако строгая дисциплина, введенная преподобным в монастыре, вызывала недовольство среди братии, и известен случай, когда однажды кто-то из иноков напал на святого, едва не убив его. В 1005 году преподобный Симеон покинул монастырь Маманта и поселился неподалеку от него, предаваясь непрестанной молитве.
Преподобный Симеон крайне почитал своего духовного наставника святого Симеона Благоговейного, видя в нем истинного угодника Божия, поэтому после смерти старца создал канон, посвященный ему, а также иконописный образ. Большинство из константинопольского духовенства отнеслось к этому с неудовольствием: святой Симеон Новый Богослов был отправлен из своей обители на побережье Босфора, где им был основан монастырь святой Марины, в котором преподобный прожил до своей смерти, последовавшей в 1022 году.
Учение и литературные труды святого Симеона Нового Богослова
Хотя за свою жизнь преподобный Симеон не написал большого количества богословских творений, однако все его писания были созданы на основе личного духовного опыта. Основная мысль святого Симеона Нового Богослова заключается в том, что целью жизни каждого христианина является личное богообщение, которое не только возможно, но и необходимо во время земного пути человека. В своих «Гимнах» преподобный Симеон в поэтических образах делится личным переживанием соприкосновения души с Богом.
Кроме того, им было написано достаточно большое количество проповедей на тему богословия и нравственности, которые он создал за время своего игуменства.
Иконописные изображения святого Симеона Нового Богослова
Существует различная иконография с изображением преподобного Симеона Нового Богослова. Нередко фигуру святого окружают лучи, которые в иконописи символизируют Святого Духа и Божественную энергию, преображающую человека. Подобное изображение святого Симеона Нового Богослова не случайно, поскольку он в своих литературных творениях предвосхитил мистическое учение исихазма, согласно которому Бог открывается ищущему Его человеку уже в земной жизни.
На иконах преподобный пишется со свитком в руках, напоминающим о его литературных трудах, оказавших огромное влияние на развитие богословской мысли в последующие века.
Тропарь, глас 3:
Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.
Кондак, глас 3:
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Симеоне, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.
Молитва:
О великий преподобный Симеоне, Новый Богослове!

Угодниче Христов, златоусте Православныя Церкве! Велия богословския подвиги и труды твоя во славу Святыя Церкве совершил еси, исповедник твердый богообщения и лицезрения Христа уже на земли явився, светом своего боговедения верныя озаряя. На тя бо упование наше ныне возлагаем: услыши нас, грешных (имена), молящихся тебе, и преподаждь нам твое пастырское святое благословение, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши; буди нам воистину ко спасению путеводитель, приведи нас к невечернему свету Христову своим пречудным богословием, да по словеси твоему молитвенному услышим глас Владыки Христа нашего: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (Συμεών ὁ νέος Θεολόγος) (2-я пол. 10 – нач. II в.) – византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит «Житие», написанное его учеником Никитой Стифатом. Согласно хронологии бельгийского ученого И.Озэрра, Симеон родился в 949 (по хронологии греческого патролога П.Христу – в 956) в Пафлагонии в аристократической семье. С 11 лет жил в Константинополе и делал успешную придворную карьеру, однако в возрасте 27 лет под влиянием своего духовного наставника, монаха Студийского монастыря Симеона Благоговейного, оставил мир и поступил в Студийский монастырь. В возрасте 31 года стал игуменом монастыря св. Маманта Ксирокерского, которым руководил свыше 20 лет. Мистическое учение Симеона вызвало воинственную оппозицию, которую возглавил митрополит Стефан Никомидийский; под его влиянием церковный Синод около 1005 изгнал Симеона из Константинополя. Умер в монастыре св. Марины в 1022 (согласно П.Христу – в 1037). Память его в Православной Церкви совершается 12 марта.

Главная тема всех произведений Симеона – учение о видении Божественного Света, который, согласно его учению, есть Сам Бог в Его откровении человеку. Симеон определяет этот свет как «нематериальный», «простой и безвидный, совершенно несложный, бестелесный, неделимый». Божественный свет – за пределом любых категорий материи или формы, как и за пределом человеческой речи и понимания: это «сокровище невыразимое, неизреченное, бескачественное, бесколичественное, безвидное, нематериальное, не имеющее формы, оформленное лишь невыразимой красотой». Божественный свет невидим для телесных глаз, но его можно видеть «очами ума», или «очами души». Являясь человеку, Божественный свет преображает его ум, душу и тело: при созерцании света «тело твое просияет, как и душа твоя, душа же… будет блистать подобно Богу». Учение Симеона о видении света имеет свою предысторию в сочинениях Григория Богослова, Евагрия Понтийского,автора «Макариевского корпуса», Максима Исповедника, Исаака Сирина,однако то, что пишет Симеон, основано целиком на его собственном опыте: он был, безусловно, первым и единственным из всех византийских писателей, для кого видение света являлось главной целью всех аскетических подвигов и добродетелей и кто с такой решительностью заявлял, что «для того всякое подвижничество и всякое делание совершается нами, чтобы света Божественного, подобно светильнику, мы приобщались, когда, как единый воск, душа вся отдается неприступному свету».

Тема обóжения – сердцевина всей богословской мысли Симеона. Обожение неразрывно связано для него с Боговоплощением: по учению Симеона, Бог воспринял Свою человеческую плоть от Приснодевы Марии и дал Ей взамен Свое божество; ныне в таинстве Причащения Он дает Свою плоть верующим, чтобы обожить их. Обожение есть полное и всецелое преображение естества человека, оно охватывает все его члены и пронизывает их светом. Хотя окончательное воскресение человеческого естества наступит в будущем веке, процесс обожения начинается в настоящей жизни. Достигнув обожения, человек становится всецело подобным Богу, светоносным и триипостасным: «Бог есть свет, и с кем Он соединится, тем уделяет, по мере очищения, от Своего сияния… О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, ибо не отделяется ни душа от ума, ни тело от души, но благодаря сущностному соединению становится триипостасным по благодати, а по усыновлению – единым богом из тела, души и Божественного Духа».

Сочинения:

1. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, пер. с греч. иеромонаха Пантелеимона (Успенского). Сергиев Посад, 1917;

2. Главы богословские, умозрительные и практические, пер. иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998;

3. Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана, вып. I–II. М., 1890–1892;

4. Catéchéses, ed. В.Krivochéine, J.Paramelle, t. Ι–III (Sources Chrétiennes 96, 104, 113). P., 1963–65;

5. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques, ed. J.Darrouzus (Sources Chrétiennes 51-bis). P., 1980;

6. Hymnes, ed. J.Koder, J.Paramelle, L.Neyrand, t. I–III (Sources Chrétiennes 156, 174, 196). P., 1969–73;

7. Traités théologiques et éthiques, ed. J.Darrouzus, t. I–II (Sources Chrétiennes 122, 129). P., 1966–67;

8. Τοῦ ὁσίου πατρὸς υμῶν Συμεῶν τοῦ Νέου Θεολόγου τὰ εύρισκόμενα, ed. Dionyios Zagoraios. Venetia, 1790.

Литература:

1. Преподобный Никита Стифат.

Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена монастыря святого Маманта Ксирокерского. – «Церковь и время», 1999, 2(9); 2000, № 1(10);

2. Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980;

3. Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М., 1988;

4. Holl К. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symein dem neuen Theologen. Lpz., 1898;

5. Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden, 1974;

6. Moloney G. The Mystik of Fire and Light. Denville (N. J.), 1975;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *