Силуан

Силуан

Преподобный Силуан Афонский

Я любил поля, весь свет Божий. Как он красиво создан… Но с тех пор, как я познал Господа моего и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей. И я уже не хочу смотреть на этот мир, но душа моя непрестанно влечется в тот мир, где живет Господь.

преподобный Силуан Афонский

Невозможно говорить о храме, не сказав о святом, с чьим именем этот храм связан… Преподобный Силуан Афонский……Великий русский святой (мирское имя – Симеон Антонов), очень близкий по времени и по духу нам нынешним. Родился в конце 19 века в с. Шовском, скончался в 1938 г. на Афоне. По возрасту подходит в дедушки многим из ныне здравствующих россиян.

Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые уже в начале своего пути удостаиваются посещений Спасителя и Божией Матери, получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре на Афоне. ( Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.)

В 19 лет святой пережил благодатное посещение, а через некоторое время зов был повторен Самой Богородицей. Симеон коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в монастырь. По окончании военной службы Симеон пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон; в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где и прожил до своего упокоения.

Монашеский подвиг преподобного подробно описан его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют эти записки Новым Добротолюбием. Эту книгу и многие материалы, посвящение святому, можно посмотреть на сайте http://silouan.narod.ru/

Здесь позволю ограничиться лишь двумя краткими комментариями, по которым можно судить о величии образа преподобного.

Первое.

Воцерковленным людям известна фраза, данная свыше преподобному Силуану: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».

Это откровение Господа в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне.

Второе. По достижении бесстрастия, когда Господь теперь неотступно пребывал со святым, менялся характер его молитв. В них начинает преобладать молитва за мир, “за всего Адама, как за самого себя”. Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: “Брат наш есть наша жизнь”, и его убежденность в том, что любовь к ближнему — условие познания Бога: “Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает”.

Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной первой мировой войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества.

На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами молитвы: Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли.

В 1987 г. старец Силуан был канонизирован Константинопольским Патриархатом, а в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в святцы Русской Православной Церкви.

Дополнительные материалы: Статья Ивана Якубова «К истокам русской святости»

Силуан Афонский (в миру Семён Иванович Антонов; 1866, село Шовское, Лебедянский уезд, Тамбовская губерния — 11 сентября 1938, Афон) — монах Константинопольского Патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю).

Биография

Родился в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян.

Это село расположено недалеко от села Сезёново, где жил затворник Иоанн Сезёновский

Отличался здоровьем и физической силой: голыми руками мог брать горячий чугунок со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака мог перебить довольно толстую доску. Он поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару и в холод, он мог есть очень помногу и много работать.

В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне.

Осенью 1892 года приехал на Афон, где поступил в русский Пантелеимонов монастырь.

В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике.

В 1911 году по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома.

Тогда же он написал записки, опубликованные в 1952 году архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».

Согласно житийной литературе, в самом начале своего послушничества Силуан стяжал умную сердечную молитву. Дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе хранения полученной благодати. Ученик и биограф Силуана Афонского архимандрит Софроний так описывает подвижника в более поздний период: «Искушения он встречал и переносил с великим мужеством. …Редкой силы воля — без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество — с кротостью и мягкостью; смирение и послушание — без униженности и человекоугодия — это был подлинно человек, образ и подобие Бога».

Скончался 11 (24) сентября 1938 года.

Почитание и прославление

Архимандрит Софроний (Сахаров) составил книгу «Старец Силуан», которая во многом способствовала канонизации.

По воспоминаниям схиархимандрита Серафима (Томина):

Череп старца Силуана, как и все черепа, лежал в усыпальнице, и никто не обращал на него внимания… книга о старце Силуане о. Софрония за рубежом быстро распространилась. На Афон стали чаще приезжать зарубежные паломники. Приезжают и ищут: «Где глава старца Силуана?»… Никто не спрашивал: «Где глава Пантелеимона и мощи его?», а все приезжие, прочитав книгу о старце, спрашивали о его главе. В это время в монастыре… был игумен Иустин из старых дореволюционных монахов, строжайший, как и все, подвижник афонский. Когда он услышал о таком почитании старца Силуана среди паломников, приказал уничтожить эту голову, чтобы не было предпочтения. Два монаха взяли голову старца Силуана и повезли, но не утопили, как благословил игумен, а спрятали в сундучке у себя в келье. <…> Игумен Иустин умирает, ставят игуменом о. Илиана, старейшего монаха, дореволюционного пострижения, прожившего на Афоне лет шестьдесят, высокой духовной жизни старца. <…> При нём глава старца Силуана опять вышла наружу. Когда он узнал об этом, приказал немедленно вырыть глубокую яму и закопать главу, заровнять место, чтобы никто её не нашел. Монахи, которых игумен послал закапывать главу, опять спрятали её. И прятали много лет, пока управлял монастырем Илиан… Умирает старец Илиан, игуменом становится о. Гавриил (Легач), проживший на Афоне лет шестьдесят, закарпатец. Опять обнаружили главу старца Силуана. <…> И от него главу спрятали в Покровском соборе, в левом приделе… <…> Игуменом стал о. Авель (Македонов)… Он сам прятал главу и от игумена Гавриила, давал приезжим целовать её. И когда мы девять человек приехали в 1976 году на Афон, он нас встретил… и показал хранимую святыню.

26 ноября 1987 года решением Священного синода Константинопольским патриархатом была совершена канонизация Силуана Афонского.

Имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Московского патриархата за 1992 год по благословению Патриарха Алексия II.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *