Схоластический метод

Схоластический метод

Основные представители схоластики

Фома Аквинский
Дунс скот Иоанн
Оккам Уильям
Ансельм Кентерберийский
Абеляр Пьер
Петр Ломбардский
Эриугена
Боэций

Фома́ Аквинский (Thoma Aquinas) (1225 или 1226-1274), философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

Дунс скот Иоанн (между 1266 и 1270, Шотландия — 8 ноября 1308, Кельн), средневековый философ и теолог, представитель схоластики, монах-францисканец. Родился, вероятнее всего, в южной Шотландии, возможно в Дунсе. Сведения о его жизни имеют большей частью легендарный характер. Считается, что в двенадцать лет он стал монахом-францисканцем. Достоверно же известно, что он блестяще преподавал теологию в Оксфорде (1288-1301), а затем в Париже, где был написан самый значительный его труд «Комментарии на сентенции Петра Ломбардского». За свою недолгую жизнь Дунс Скот написал очень много, полное собрание его сочинений насчитывает 12 томов, по большей части это комментарии к работам Аристотеля, Порфирия и Петра Ломбардского.

Оккам (Ockham, Occam) Уильям (ок.

1285-1349), английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец. Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть.

Ансельм Кентерберийский (Anselm of Canterbury) (1033/1034, Аоста, Ломбардия, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери, Англия), философ и теолог, выдающийся представитель схоластики. Ансельм был одним из первых крупных философов Средневековья и по праву считается «отцом схоластики». Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии, правда, с некоторыми оговорками. Занимаясь решением очень популярной в Средние века и Новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу что, познание христианина начинается с акта веры: факты, которые, он хочет познать, даны в Откровении. То есть, христианину требуется не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать. Однако богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит.

Абеляр Пьер (Петр) (Abelard, Abailard ) (1079, Палле, близ Нанта — 21 апреля 1142, аббатство Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия) — французский мыслитель, один из крупнейших философов Средневековья. Учился у Росцелина и Гильома де Шампо в Париже. Еще во время обучения, проявив необычайные способности в области философии и теологии, открыл собственную школу в Париже. Слава Абеляра быстро распространялась, и вскоре его пригласили в школу Нотр-Дам, которая стала впоследствии Французским университетом, где философ в 1114-1118 возглавлял кафедру. Примерно к этому же времени относится история трагической любви Абеляра и Элоизы, описанная им самим в «Истории моих бедствий». Заключенный втайне брак не был признан опекуном Элоизы, который оскопил Абеляра и насильно заставил Элоизу постричься в монахини. Вскоре и Абеляр удалился от мира. Сохранилась переписка влюбленных, а также стихи Абеляра, посвященные Элоизе. Став монахом, Абеляр поселился в монастыре Сен-Дени, где продолжил ученые занятия.

Петр Ломбардский (Petrus Lombardus) (ок. 1100-1160), философ и теолог, представитель схоластики, епископ. Преподавал в Париже. Главное сочинение «Сентенции» — первая и наиболее авторитетная вплоть до нач. 16 в. «сумма» (свод) католического богословия.

Эриугена (полн. Иоанн Скот Эриугена, Johannes Scotus Eriugena) (810, Ирландия — ок. 877) — западноевропейский средневековый философ, представитель Каролингского возрождения. Ирландец по происхождению, в 847 году Эриугена был призван ко двору Карла Лысого, где руководил придворной школой. В своей самой значительной работе «О разделении природы» Эриугена истолковывал христианство с точки зрения неоплатонизма, выделял четыре природы: природу не сотворенную, но творящую (Бог-Творец), сотворенную и творящую (небесные идеи в формулировке Платона, по которым создается все творение), сотворенную и не творящую (Мир, Вселенная, включая человека) и природу, не сотворенную и не творящую (Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная причина). Следуя неоплатоническим идеям, Эриугена пришел к тому, что творения — это эманация от Бога ан ко двору Карла Лысого, где руководил придворной школой.

Боэций (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим — ок. 525, Павия), римский философ, государственный деятель, богослов.

Программа и методы обучения юридических факультетов в Бо­лонье и других университетах Запада в XII—XIII вв. были основаны на новом способе анализа и синтеза, который позже назвали схоластическим. Этот метод, который впервые был полно разработан в начале 1100-х гг., как в праве, так и в богословии предполагает абсолютный авторитет оп­ределенных книг, в которых, надо понимать, содержится единое и полное учение. Однако парадоксальным образом схоластический метод предпола­гает, что в тексте могут быть и лакуны и противоречия, поэтому он ставит своей главной задачей суммировать текст, закрыть лакуны и разрешить противоречия внутри него. Этот метод называется «диалектическим» в том смысле, который придавался этому слову в XII в., то есть стремящимся примирить противоположности.

И в праве и в богословии, а позже и в философии схоластический метод анализа и синтеза распространялся благодаря методу преподавания в университетах, особенно методу глоссирования текста и постановки вопросов для диспута. «Основные книги по праву и богословию были естественно раз­росшимися университетскими лекциями». Другими словами, наука и уче­ность произошли от учения, а не наоборот.

В то самое время, когда западные юристы создавали, по их мнению, науку права, западные богословы начинали создавать, по их мнению, науку богословия, теологию. Ведь Пьер Абеляр (1079—1142), который первым упот­ребил слово «теология» в его нынешнем значении систематического анализа свидетельств божественного откровения, был и одним из великих пионеров схоластической логики. Его даже часто называют отцом схоластики. Абеляр стремился посредством схоластических методов анализа и синтеза применить рациональные критерии к решению вопроса о том, какие истины откровения имели универсальную ценность, а какие — только относительную. Однако это не был такой фундаментализм, который во всех обстоятельствах прини­мает все слова данного текста за истину; целое считалось истиной, а внутри целого различные части считались обладающими разной степенью истинности. Например, одна из главных книг Абеляра «Sic et Non» («Да и нет») просто путем последовательных цитат перечисляет более чем 150 разночтений в Биб­лии, произведениях отцов церкви и других авторитетов, считая все эти про­изведения истинными и оставляя читателю задачу привести их в гармонию.

В праве схоластический метод принял форму анализа и синтеза массы доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из кодификации Юсти­ниана и у светских авторитетов. Как и в случае с теологией, сам письменный текст как таковой, Свод цивильного права, точно так же, как Библия и патри­стика, принимался как святая правда, воплощение разума.

Однако задача при­мирения противоречий дала возможность западному юристу XII в. обращаться с правовыми понятиями и нормами с большей свободой и гибкостью, чем то было позволено его римскому предшественнику. Разумеется, как и этот пред­шественник, западный юрист заботился (по словам профессора Доусона) о «по­следовательном и упорядоченном рассмотрении отдельных дел», но он также за­ботился (в отличие от римлян) о поиске «подробных обоснований» и «теорети­ческом синтезе». И в поисках обоснований и синтеза он часто жертвовал той более узкой последовательностью, которой так дорожили римляне.

Доп. Профессиональная этика юриста.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий.

Показательна в этом смысле структура профессиональной этики юриста, которая включает три элемента:
1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;
2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;
3) особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *