Схима

Схима

Страница 1 из 2

ВЕЛИКАЯ СХИМА – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником.

Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую. Великосхимник дает особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Тем самым инок получает еще одного святого покровителя (т.е. после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует все больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Обеты великой схимы, в сущности, являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к еще более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет – вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Историк церкви А.В. Карташев отмечает, что великая схима на Востоке была введена сравнительно в позднее время (где-то до IX в.), и сама по себе представляет нечто неожиданное для монашества, потому что человеку, отрекшемуся от мира в малой схиме или в обыкновенном чине пострижения, не остается больше ничего, от чего бы он должен еще раз отрекаться. И составители чина великой схимы заставили постригаемого снова повторять те же самые обеты, которые он произнес (разумеется, не напрасно) при своем монашеском пострижении и которые при вторичном произношении звучат анахронизмом. Феодор Студит (IX в.) еще отрицал разделение монашества на два образа и признавал только один «подобно крещению». Но уже по редакции монашеского устава патриарха Алексия (XI в.) вводятся два образа. Поэтому и преподобный Феодосий Печерский усвоил данный порядок монашеских степеней. Но раз великая схима была признана за совершенную степень монашества, то логическая последовательность требовала облекать ей всех добропорядочных чернецов. Между тем греки распространили на Руси иной взгляд, превращая схиму в какой-то экстрим: великая схима представляла собой необходимое условие полноты монашеского звания и была в этом смысле обязательной. А это приводило к грубому нарушению равенства монастырской братии. Такое явление историки отмечают даже в Киево-Печерском монастыре.

<< Первая < Предыдущая12Следующая > Последняя >>

Схима, высшая степень монашества, заменяет древнее отшельничество. Посвященные в схиму — схимонахи и схимонахини (или схимники) — дают обеты выполнения более суровых монашеских правил.

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин», «образ», которому стало усвояться наименование «великого» в отличие от киновиатов, т.е. общежитийныхиноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство.

В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — VI Вселенский собор прав. 41).

К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп.

Феодосий Печерский. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить «великий образ» и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.

Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы.

О пострижении в великую и малую схиму в настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *